Анализ влияния ориентировочной основы деятельности на эффективность обучения двигательному действию

С позиций теории деятельности стало возможным рассмотреть проблему усвоения знаний, формирования действий и понятий, что и было успешно осуществлено в 50-60-е годы П.Я Гальпериным и его сотрудниками, разработавшими теорию поэтапного формирования действий и понятий, управления процессом усвоения знаний (программированное обучение) [64, 65, 66, 335]. В этой теории образ действия и образ среды, в которой происходит действие, объединяются в единый элемент, на основе которого и происходит управление действием, названным «ориентировочной основой действия (ООД)». ООД – образ системы условий, на который реально опирается человек, осуществляя действие. ООД не тождественна условиям действия, существующим реально, объективно, во-первых, потому, что ООД – категория субъективная, существующая в сознании или (и) в подсознании субъекта как отражение условий действия; во-вторых, потому, что человек может полно или неполно знать эти условия, более или менее адекватно оценивать их. Успешность действия зависит от полноты ООД и её соответствия объективно существующим условиям решения задачи.

Каждое действие содержит три части: ориентировочную, исполнительную и контрольно-корректировочную. В результате осуществления первой части действия формируется ООД, представляя собой попытку решения двигательной задачи. Третья часть действия контролирует качество первых двух, оценивая их по эффективности продвижения к цели. Если исполнительная часть соответствует схеме ООД, но продвижение к цели не удовлетворительно, то коррективы вносятся в ООД и через неё – в исполнительную часть. Если же есть рассогласование между исполнительной частью и ООД, то коррективы вносятся в исполнительную часть. Третья часть действия подаёт сигнал о прекращении действия по достижении намеченного результата. Все три части действия существуют в единстве; действие не начнётся, если нет первой части, не осуществится без второй, не закончится без третьей. Таким образом, любое действие можно рассматривать как систему управления, в которой есть управляющий орган – ООД, управляемый орган – исполнительная часть, следящая система – контрольно-корректировочная часть. В трактовке структуры действия теория П.Я. Гальперина хорошо согласуется с положениями теории построения движений Н.А. Бернштейна [30], что может быть свидетельством объективной адекватности обеих концепций требованиям практики обучения двигательным действиям [33].

Теория управления усвоением знаний, формированием действий и понятий, выделив ООД и показав её роль в формировании действия, помогла существенно скорректировать методику обучения: усилия преподавателя должны быть направлены не на «постановку движений», т.е. формирование исполнительной части, как это рекомендуют рефлексологи, а на руководство формированием ООД, которая определяет исполнение, включая качество корреляций.

В теории П.Я. Гальперина действие может быть описано относительно независимыми характеристиками: формой, обобщённостью, развёрнутостью и освоенностью [33].

Форма – материальная, материализованная. Внешнеречевая, внутреннеречевая – характеризует степень интериоризации формирующегося действия. Умственные действия и понятия могут быть целиком представлены в этих формах; двигательные действия в своей исполнительной части всегда существуют как внешние; интериоризуются в указанной последовательности форм только ориентировочная и контрольно-корректировочная части действия. Выделение этой характеристики действия позволило разграничить этапы усвоения материала и методически организовать руководство учебной деятельностью обучаемого, быстро и качественно получать запланированные результаты обучения.

Обобщённость характеризует меру выделения существенных признаков действия из общего ряда свойств и признаков, присущих ему, позволяет увидеть в отдельном действии общий принцип решения задач данного класса. Выделив эту характеристику, теория управления усвоением знаний, формированием действий и понятий показала, что целесообразная вариативность действия обеспечивается не столько множеством комбинаций заранее сформулированных динамических стереотипов, как это полагают последователи рефлексологической концепции обучения, сколькоусвоением инвариантных признаков действия, формированием ООД обобщённого типа. Опираясь на концепцию обобщённости как характеристику действия, стало возможно объяснить феномен единства стабильности и вариативности двигательного действия и эффективно формировать двигательные навыки, не опасаясь отрицательных последствий их стабилизации.

Развёрнутость характеризует степень полноты осознавания операций, выполняемых при решении задачи. По мере усвоения действия количество осознаваемых сокращается, действие становится «свёрнутым». (Что касается двигательных действий, то здесь «свёртываются» ООД и контрольно-корректировочная часть действия. Исполнительная часть остаётся предметной, внешней, развёрнутой). Выделение этой характеристики позволяет глубже понять механизмы автоматизации действия и эффективно управлять формированием двигательных навыков, включая коррекцию ранее сформировавшихся, автоматизированных двигательных действий, с чем традиционная схема обучения практически справиться не может.

Освоенность характеризует качество выполнения действия: лёгкость, точность, быстроту, стабильность.

Являясь вполне законченной, теоретически обоснованной системой данная теория всё же с нашей точки зрения (хотя это и провозглашается) не основывается на деятельностном подходе, так как цель, инструкция, основные контрольные точки задаются учителем.

Наши рекомендации