Единая адаптационная программа для детей и семей мигрантов
на основе имеющегося образовательного потенциала
Санкт-Петербурга.
М.С. Рузина
Актуальность программы обусловлена:
· постоянно возрастающим потоком миграции в Санкт-Петербурге, резким увеличением числа детей из семей мигрантов в образовательных учреждениях города;
· изменением соотношения представителей различных национальностей и культур в национальной палитре города, а также увеличением числа иноязычных мигрантов, не владеющих нормами русского языка и культуры;
· обострением межэтнических отношений, выраженным ростом ксенофобии как в латентной, так и в открытой формах.
Проблема адаптации детей и подростков из семей мигрантов является общей проблемой, равным образом касающейся как мигрантов, так и принимающей стороны. Из существующих стратегий вхождения в новую культуру (изоляция, маргинализация, ассимиляция и интеграция) только последняя, подразумевающая активное и сознательное участие обеих сторон, является плодотворной. Все попытки работы только с мигрантами как с единственной целевой группой малоэффективны.
Цели программы: интеграция детей и семей переселенцев в культурное пространство России, адаптация детей Санкт-Петербурга к совместной жизни в многонациональном государстве, воспитание взаимной толерантности в полиэтническом школьном коллективе, формирование социально-активной личности. Для достижения целей деятельность строится по двум основным векторам:
1. Для недавних мигрантов: всесторонняя помощь в освоении нового языка и новой культуры, психолого-социальная поддержка.
2. Для всего сообщества (как принимающей стороны, так и новых сограждан) – межкультурное обучение, направленное на:
· глубокое и всестороннее изучение российской и петербургской культуры и истории;
· развитие толерантности, способности принимать и понимать другие культуры с точки зрения представителей эти культур;
· воспитание активной гражданской позиции.
Деятельность строится на двух уровнях – городском и школьном.
На городском, районном уровне: формирование рабочих групп, сообществ специалистов организаций образования, культуры и социальной защиты, в чью компетенцию входит работа с детьми и семьями мигрантов. Предметное распределение функций среди данных специалистов.
На уровне школы: к работе с мигрантами подключены все педагоги, однако целесообразно выделить рабочую группу специалистов, в первую очередь ответственных за данное направление: классные руководители, учителя-словесники, социальные педагоги, психологи-педагоги (при наличии данных специалистов в штате учреждения). Ключевой фигурой, координатором совместной деятельности становится социальный педагог.
Механизмы реализации:
1. Первоначальное скрининговое обследование поступающих в школы детей переселенцев (социальное и материальное положение семьи; уровень владения русским языком – письменным и устным; психофизическое состояние ребенка). Выделение детей, нуждающихся в индивидуальном психолого-социально-педагогическом сопровождении.
2. Всестороннее обучение языку при использовании традиционных методов и интерактивных методик. Ведущим звеном по подготовке преподавателей и оказанию методической помощи является кафедра межкультурных коммуникаций РГПУ им. А.И. Герцена, где сформирован научно-методический центр подготовки преподавателей русского языка как неродного.
Организация работы межвозрастных языковых классов и групп в нескольких школах каждого района города, обеспечение посещений занятий в этих классах всех детей района, имеющих низкие языковые знания.
Открытие «нулевых» (подготовительных) классов для детей дошкольного и младшего школьного возраста, не владеющих русским языком.
Обязательные дополнительные занятия и культурные мероприятия второй половины дня (просмотр фильмов, использование компьютерных языковых программ, участие в секциях, кружках).
Подготовка, издание и использование специальных дидактических пособий, включая мультимедийные, с целью знакомства иноэтничных учащихся с историей и культурой России и Петербурга и выравнивания знаний по русскому языку, подготовке к сдаче ЕГЭ по государственным нормативам.
3. Создание оптимальной «принимающей среды» для включения детей-переселенцев в жизнь социума: максимальное использование мероприятий, где ребенок со слабым владением языком может применять свои ресурсы и умения, быть успешным наравне с одноклассниками. Получить опыт успеха дети могут на спортивных соревнованиях, технических олимпиадах, творческих турнирах: танца, рисунка, прикладного искусства. Получение данного опыта имеет особо важное значение для облегчения первого периода адаптации.
4. Психолого-социально-педагогическое сопровождение детей и семей групп риска, не справляющихся с адаптационными проблемами. Организация консультаций (консультативных центров).Проведение практических семинаров для родителей.
5. Чрезвычайно важным временным ресурсом для реализации программ по работе с детьми мигрантами является внеучебное время и школьные каникулы. В каникулярное время во всех районах города при многих школах действуют лагеря отдыха дневного пребывания. Их деятельность нуждается в расширении. Участие в программах лагерей является действенным инструментом социализации и интеграции недавних мигрантов. В рамках режима дня должны быть организованы курсы практического русского языка (2–3 академических часа в день) в разновозрастных группах. Также необходимо привлечение к участию в данных курсах родителей, в первую очередь неработающих матерей, и организация семейного обучения.
Вторая половина дня в лагере должна быть максимально наполнена мероприятиями, посвященными знакомству с реалиями культуры Петербурга: экскурсиями по городу, конкурсами, воспитательными мероприятиями.
6. Включение в этнокультурную среду Санкт-Петербурга. Подготовка совместными силами педагогических коллективов, учащихся и их семей семинаров, конференций, тематических уроков, посвященных истории и культуре многонационального Петербурга. Особое значение имеет изучение периода Великой Отечественной войны и блокады, эвакуации, позволяющее взглянуть на проблему миграции изнутри. Половина жителей города оказалась в положении вынужденных мигрантов, в роли принимающей стороны были жители многих республик СССР. Для подготовки и проведения данных мероприятий необходимо привлечение ресурсов учреждений культуры, этнографических и исторических музеев, в первую очередь – Российского Этнографического музея, Музея антропологии и этнографии, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, библиотек, в первую очередь тех, где разработаны соответствующие программы: ЦГДБ им. А.С. Пушкина, Библиотеки истории и культуры Санкт-Петербурга.
7. Создание и развитие общегородского интернет-портала по адаптации детей-мигрантов и их семей для наиболее оперативного способа получения информации и завязывания рабочих контактов.
Тематика разделов портала:
· Общая информация по динамике миграционных процессов, этнокультурной ситуации в городе, событий в общеобразовательных учреждениях и национальных диаспорах; оперативная информация об организациях и службах помощи переселенцам.
· Научно-практические статьи и материалы.
· Обмен опытом, педагогические идеи, обсуждение случаев из практики.
8. Становление и развитие контактов со средствами масс-медиа, в первую очередь детской и молодежной прессой (журналы «Костер», «Автобус», газеты «Пять углов», «Твоя семья» и др.), подготовка позитивных этнических материалов силами педагогов, учащихся и их родителей.
9. Привлечение к образовательной и воспитательной работе с детьми представителей национальных диаспор, имеющих профильное педагогическое образование и опыт успешной адаптации, из числа родителей и представителей общественных организаций. Данные специалисты являются своего рода проводниками между двумя культурами. Высокая эффективность привлечения представителей целевой группы (мигрантов) для работы с самими мигрантами в рамках социальных и социально-педагогических служб подтверждается международной практикой последних лет.
Включение таких специалистов в социально-педагогическую работу с детьми и семьями также способствует созданию условий для поддержания положительной этнической идентификации, сохранения материнского языка и культуры. Курсы родного языка организуются при школах, учреждениях дополнительного образования.
Ведущее звено для становления связей образовательных учреждений с национально-культурными организациями: ГУ «Дом национальных культур».
10. Активизация работы с семьями. Проведение семейных проектов двух направлений:
● Объединяющие мероприятия, способствующие сближению учащихся и становлению их активной гражданской позиции (родительские клубы, школьные советы, семейные соревнования, проведение общегражданских праздников). Максимальное вовлечение учащихся классов с полиэтническим составом и, по возможности, их семей в волонтерские, добровольческие программы. Приоритетные направления: возрождение и сохранение городской архитектуры и исторического наследия, проекты «Чистый город» и другие экологические инициативы, программы помощи старшему поколению.
● Мероприятия с этнокультурным компонентом, способствующие становлению и сохранению позитивной этнической идентичности и развивающие межкультурные контакты. Данные мероприятия служат сохранению и развитию этнических традиций многонационального города, включению их в общую палитру культурной жизни Санкт-Петербурга. В их число входят многонациональные школьные фестивали, выставки, презентации национальных костюмов, кухни, ремесел, фольклорные и театральные мероприятия, включая фестивали семейных театров и фольклорных групп. При создании годового плана мероприятий учитывается Календарь культурных событий Санкт-Петербурга, а также возможность включения школ в некоторые из них; например, участие в ежегодном общегородском мероприятии – этнокультурном фестивале «Возьмемся за руки, друзья» (ведущие учреждения – ГКДУ «Дом народного творчества и досуга», Комитет по культуре Санкт-Петербурга).
Оптимально организованная образовательная среда позволит смягчить возникающие сложности социокультурной адаптации и способствовать интеграции детей мигрантов в принимающее сообщество.
Ребенок из семьи мигрантов в школе: