Характеристика Соглашения ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей

Роль ВТО во внешнеторговой политике странМеждународная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации (ВТО), на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли.2 Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста. Одновременно значительно выросла зависимость стран от международного товарообмена. Международная торговля исторически первая форма международных экономических отношений между странами. Для национальной экономики участие в международной торговле приобретает форму внешней торговли. Внешняя торговля – это торговля одной страны с другими странами, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. В совокупности внешняя торговля разных стран образует международную торговлю.Под международной торговлей понимается сфера международных экономических отношений, отражающая закономерности движения товаров и услуг за пределы национальных границ отдельных государств между национальными экономиками, а также между транснациональными корпорациями, рассматривающими мир как единое хозяйственное пространство. С 1 января 1996 года начала работу всемирная торговая организация (ВТО), которая заменила действующее с послевоенного периода Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). По сравнению со своим предшественником, у ВТО существует больше полномочий и более форматизированная структура. Основными принципами ВТО являются принцип наибольшего благоприятствования и принцип национального режима. Членами новой организации стали 125 стран-членов ГАТТ после ратификации ими Уругвайского раунда всемирных торговых соглашений. Более 30 других стран хотели бы присоединиться к ГАТТ/ВТО, в том числе Китай, Тайвань, Вьетнам, Россия и Украина.По правилам ВТО в настоящее время работает практически все мировое сообщество, что обеспечивает до 98% мировых товаропотоков. Задача ГАТТ/ВТО обеспечить минимальные обязательства по степени открытости экономики со стороны всех партнеров Мировой организации торговли.Очевидно, что такая крупная держава как Россия не может оставаться вне системы ГАТТ/ВТО. В то же время, согласно анализу Минэкономразвития, вступление РФ в ВТО приведет к автоматической отмене лишь 4 из 96 ограничительных мер, действующих в отношении поставок из России в странах-членах этой организации. Как ожидается, автоматически будут отменены ограничения в торговле российской сталью в Евросоюзе, в торговле российской алкогольной продукцией (включая пиво) в Киргизии, ограничения по осуществлению спутниковых услуг в США и страховых услуг на Украине. Чтобы отменить другие ограничительные меры в отношении продукции из РФ, необходимо будет провести консультации, а в ряде случаев возможны и судебные разбирательства в рамках ВТО.Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации на основе пакета соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 годы).

5) Роль ЮНКТАД во внешнеэкономических отношениях развивающихся стран В свое время Советский Союз участвовал в деле создания ЮНКТАД, предложив включить в повестку дня 17-й сессии ГА ООН пункт "О созыве международной конференции по проблемам торговли". Затем на 26-й сессии ЭКОСОС Советский Союз представил свои предложения об организационно-правовых принципах такой организации. Генеральная Ассамблея в соответствии с резолюцией от 8 декабря 1964 г. созвала 23 марта - 15 июня 1964 г. Конференцию ООН по торговле и развитию, учредив затем 30 декабря 1964 г. ЮНКТАД в качестве органа Генеральной Ассамблеи. Роль России в решении проблем, которыми занимается эта организация и сейчас весьма конструктивна. Состоянию экономики России экспертами ЮНКТАД неизменно уделяется самое пристальное внимание. Одним из главных направлений деятельности ЮНКТАД является обеспечение справедливых и стабильных цен на сырьевые товары развивающихся стран и улучшение доступа этих товаров на рынки промышленно развитых государств. На 8-ой сессии ЮНКТАД в г. Картахена (Колумбия, 1992 г.) была инициирована специальная Программа по созданию "Центров по вопросам торговли" - ЦВТ ("Trade Point"). Эти Центры призваны содействовать вовлечению в международное разделение труда и международную торговлю новых субъектов (в первую очередь малых и средних предприятий), способствовать повышению эффективности мировой торговли. Основными задачами Центров являются информационное обеспечение участников внешнеторговой деятельности, оказание помощи экспортерам и импортерам при выходе на зарубежные рынки, привлечение инвестиций для предприятий малого и среднего бизнеса, выполнение конкретных внешнеторговых операций, использование электронного обмена данными для сокращения документооборота при совершении и заключении сделок, упрощение торговых процедур с использованием современных стандартов передачи данных, в т.ч. стандартов ООН ЭДИФАКТ. (EDIFACT - Electronic Data Interchange For Administration, Commerce and Transport, - структурированный язык данных для описания фактически всех видов коммерческой деятельности, построенный на основе новейшей науки о бизнесе - информационной логистики). Поскольку существует тесная связь между торговлей и промышленным развитием, между окружающей средой, передачей и развитием технологии и планированием развития ЮНКТАД тесно сотрудничает с ЮНЕП, ЮНИДО и другими организациями, а также выполняет проекты технической помощи по линии ПРООН. Первая в 21 веке X сессия ЮНКТАД состоялась 12-19 февраля 2000 г. в Бангкоке /Таиланд/. Принимавшие участие в работе форума 2 тыс. делегатов из 171 страны мира, в том числе России и Белоруссии, отметили, что в контексте возможностей, создаваемых в процессе технологической революции, открытия рынков иглобализации основными целями ЮНКТАД является ускорение процессов экономического роста и устойчивого развития, обеспечение равноправия и всеобщего участия.На сессии были приняты Бангкокская Декларация и План действий. В Декларации было отмечена, что деятельность ЮНКТАД должна проходить в контексте Декларации тысячелетия (Millennium Declaration) Организации Объединенных Наций, т.е. направлена на борьбу с бедностью в целом (снижение в два раза к 2015 году числа жителей Земли, живущих менее чем на один доллар в день). Среди приоритетов ЮНКТАД в новом веке были заявлены эффективная интеграция всех стран в мировую торговую систему и поддержка экономики, основанной на знаниях как неотъемлемой части действенного участия развивающихся стран в мировой экономике.

6) Характеристика международных финансовых организаций
Международная финансовая организация — организация, создаваемая на основе межгосударственных (международных) соглашений в сфере международных финансов. Участниками соглашений могут выступать государства и негосударственные институты.
Целями международной финансовой
организации могут быть развитие сотрудничества, обеспечение целостности, стабилизация сложных ситуаций, сглаживание противоречий всемирного хозяйства.
Поле деятельности международных валютных и кредитно-финансовых организаций:
анализ ситуации, тенденций и факторов развития мировой экономики;
операции на мировом валютном и фондовом рынке с целью регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;
инвестиционная деятельность (кредитование в области международных и внутренних национальных проектов);
кредитование государственных проектов;
финансирование программ международной помощи;
финансирование научных исследований;
благотворительная деятельность.

Международное производство: долгосрочные тенденции и текущий характер Главным системообразующим фактором мировой экономики стало непосредственное международное производство хозяйственных объединений.

Понятие международного производства.Под международным производствомпонимается производство товаров и услуг с участием иностранного предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных капиталовложений.К прямым капиталовложениям относятся вложения в компании в размере не менее 10% акционерного капитала и которые дают право хозяйствующим субъектам других стран оказывать существенное влияние на формирование совета директоров и управление производственной деятельностью компании. Иностранные капиталовложения в ценные бумаги, не обеспечивающие право контроля, относятся к портфельным. Прямые капиталовложения образуются в результате притока капиталов, включающего приобретение акций, получение межфирменных займов и реинвестирование прибылей зарубежных дочерних компаний.Международное производство определяется рядом показателей, в том числе объемом накопленных иностранных прямых капиталовложений (ИПК), их динамикой и относительными величинами. • По оценкам, совокупный объем производства заграничных компаний в 1999 г. составил 10% ВМП (5% в 1980 г.), около 18% производства обрабатывающей промышленности, 4% — сферы услуг.• На заграничных предприятиях и в странах базирования ТНК занято примерно 3% мировой рабочей силы, но если исключить занятых в сельском хозяйстве, то показатель повысится до 10%. Принимая во внимание косвенное влияние на занятость (закупки сырья, компонентов и т.д.), общая цифра занятых минимум удвоится.• Развитие международного производства приводит к перераспределению сбережений врамках мирового хозяйства. Косвенным показателем этого процесса служит отношение притока ИПК к валовым вложениям в основной капитал. Оно возросло за последнюю треть XX в. Если в 70-е годы это отношение составляло 2,2% против 3,8% в 80-е годы, то в 90-е годы — 8%.• Международное производство в качестве механизма поставки товаров и услуг на иностранные рынки играет более значительную роль, чем международная торговля. Объем продаж зарубежных предприятий почти в 82 раза превосходит объем мирового экспорта (табл. 3.2).


8) Основные этапы развития глобализации
Первый: «Заморская торговля». Впервые о глобализации в собственном смысле слова можно говорить с началом Великих географических открытий. Уровень корабельной техники сделал возможным достижение любой прибрежной точки планеты
(кроме полярных областей, что, впрочем, из-за их малого экономического значения в данном случае было непринципиально). Развитие судоходства и связанные с этим морские войны привели к установлению монополии нескольких европейских государств на посредничество в экономических контактах между удаленными друг от друга территориями. Второй: «Фабричное производство». В эпоху меркантилизма государство играло активную роль в экономике: высокие пошлины на ввоз, поощрение вывоза и использования для перевозок национального торгового флота19, все это превращало государство в важнейший фактор, влияющий на режим торговых операций. Третий: «Колониальный раздел». Фритрейдерство означало одновременно, что ведущие экономические державы мира должны были быть уже не «перевозчицами», а «мастерскими». Трудовые теории стоимости теоретически обосновали это: источником богатства был объявлен труд человека.Впрочем, для успешного обогащения национальной экономики и здесь монополия была необходима, только уже не на мореплавание, а на технологии промышленного производства вещей. Во второй половине XIX в. Великобритания утратила монополию на массовое, фабричное производство товаров, более того, на это стали способны экономики сразу нескольких стран. Итогом отсутствия экономическо-технологической монополии стало стремление к установлению и сохранению неравномерностей с помощью проверенных политических ограничений. Четвертый: «Информационное измерение человечества». Период крушения колониальной системы и холодной войны можно охарактеризовать как промежуточный между третьим и четвертым этапами глобализации. Его своеобразие заключается в том, что противостояние между США и СССР, само по себе приобредшее глобальный характер (все страны должны были быть открытыми или скрытыми сторонниками одной из мировых держав), в то же время не носило по крайней мере ярко выраженной экономической подоплеки. Выводы. На основании вышеизложенного можно сформулировать ряд обобщающих утверждений.1) Все участники (государства; общества, не обладающие собственной государственностью) процессов глобализации делятся на ведущих (субъекты, «глобализаторы») и ведомых (объекты, «глобализируемые»); до последнего времени в роли глобализаторов всегда выступали страны европейского культурного круга28; процессы глобализации, таким образом, всегда носят однонаправленный характер29.


9) Идея развития в документах ООН; понятие устойчивого развития
Усто́йчивое разви́тие — гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие — это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

10) Декларация тысячелетия ООН; цели в области развития
Декларация тысячелетия Организации Объединённых Наций» принята 8 сентября 2000 года Генеральной Ассамблеи ООН
В «Декларации тысячелетия» государства — члены ООН приняли на себя обязательства в достижении целей развития тысячелетия в области мира и безопасности; развития; охраны окружающей среды; прав человека, демократии и управления; защиты уязвимых; удовлетворения потребностей Африки; укрепления ООН.

11) Классификация природных ресурсов
Природные ресурсы могут быть неисчерпаемые и исчерпаемые . Неисчерпаемые ресурсы не заканчиваются, а исчерпаемые заканчиваются по мере их разработки и(или) по другим причинам

По происхождению:
-Ресурсы природных компонентов (минеральные, климатические, водные, растительные, почвенные, животного мира)
-Ресурсы природно-территориальных комплексов (горнопромышленные, водохозяйственные, селитебные, лесохозяйственные)
По видам хозяйственного использования:
-Ресурсы промышленного производства
-Энергетические ресурсы (горючие полезные ископаемые, гидроэнергоресурсы, биотопливо, ядерное сырье)
-Неэнергетические ресурсы (минеральные, водные, земельные, лесные, рыбные ресурсы)
Ресурсы сельскохозяйственного производства (агроклиматические, земельно-почвенные, растительные ресурсы — кормовая база, воды орошения, водопоя и содержания)
По виду исчерпаемости:
-Исчерпаемые
-Невозобновляемые (минеральные, земельные ресурсы);
-Возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира);
-Не полностью возобновляемые — скорость восстановления ниже уровня хозяйственного потребления (пахотно пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы);
-Неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические).
По степени заменимости:
-Незаменимые;
-Заменимые.
По критерию использования:
-Производственные (промышленные, сельскохозяйственные);
-Потенциально-перспективные;
-Рекреационные (природные комплексы и их компоненты, культурно-исторические достопримечательности, экономический потенциал территории).

Понятие и формы региональной экономической интеграции Международная экономи́ческая интегра́ция — процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих способностью саморегулирования и саморазвития на основе согласованной межгосударственной экономики и политики[1].Выделяют следующие формы экономической интеграции (с усилением интеграции к концу списка):Преференциальная зона,Зона свободной торговли,Таможенный союз,Общий рынок,Экономический союз,экономический и валютный союз.Основнымпризнаками интеграции являются:взаимопроникновение и переплетениенациональных производственных процессов;структурные изменения в экономике стран-участниц;необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов.

Локальный Фазы производственного процесса в рамках одной микроэкономической единицы
Микроуровень Фазы производственного процесса в рамках совокупности хозяйствующих единиц
Региональный (областной) Комплекс взаимодействующих хозсубъектов в определенном регионе внутри государства
Национальный Взаимодействующие секторы нескольких региональных комплексов в рамках государства
Мезорегиональный Взаимодействующие секторы региональных комплексов в рамках нескольких приграничных государств
Макроуровень Взаимодействие национальных комплексов в определенном регионе планеты
Мегауровень Интеграция в масштабах глобального экономического пространства

13) Интеграция стран Европейского Союза
Европе́йская интегра́ция — это процесс производственной, политической, правовой, экономической (также в некоторых случаях социальной и культурной) интеграции держав, которые целиком либо частично находятся в Европе. Европейская интеграция преимущественно осуществляется посредством Европейского Союза и Совета Европы. Процесс европейской интеграции рассматривается как эффективный способ избежать войны между государствами Европы и стал ответом на военные потрясения XX века.
В политической науке существует несколько подходов к определению понятия европейская интеграция: межправительственный, институциональный и коммуникативный подходы.

Сторонники межправительственного подхода отводят приоритетную роль в процессе интеграции национальным государствам. Результатом их взаимодействия на межправительственном уровне является особая окружающая среда, которая влияет на появление общих институтов. В рамках институционального подхода (Эрнст Хаас) европейская интеграция рассматривается как процесс трансформации национальных практик взаимодействия институтов, которая ведет к созданию особой многоуровневой системы управления с множеством центров принятия решений (governance). Коммуникативный подход трактует европейскую интеграцию как процесс создания социальных общностей посредством эффективного взаимодействия между их членами в различных областях. В результате чего формируется сообщество безопасности, в котором политические факторы ориентированы на создание нового политического центра. Этот политический центр и должен будет координировать работу участников.

14) Теории экономической интеграции
В теории экономической интеграции внимание всегда концентрировалось на разработке концепции создания совместного рынка
. Некоторые из теоретиков экономической интеграции за теоретическую базу принимали теории международной торговли, другие включали в свои концепции и движение капитала, услуг, рабочей силы (М. Алло, М. Гальперин, Т. Сцитовски). Главный механизм интеграции они видели в свободном соперничестве рыночных сил между независимыми конкурирующими друг с другом предприятиями. При этом они не уделяли внимание регулирующей роли государства, а если и рассматривали роль государства, то лишь с целью показать, что оно не должно вмешиваться во внешнеэкономические отношения.
Анализ множества теорий экономической интеграции убеждает, что единого понимания сущности и целей экономической интеграции в науке не существует.
Можно выделить три научных взгляда на интеграцию: 1) концепция рыночной интеграции; 2) концепция «управляемой интеграции»; 3) концепция компромиссов.
Представителями первой концепции являются Б. Бэласс, Г. Кремер, М. Бийе, Т. Сцитовски, Б. Олин. Согласно воззрениям названных ученых, суть интеграции состоит в либерализации экономического обмена между странами, в отмене национальных барьеров с целью создания общего рынка и обеспечения полной свободы конкуренции. Только» рыночная интеграция», по их мнению, может дать экономический эффект интегрирующимся нациям.
Вторая концепция - концепция «управляемой интеграции» была выдвинута С.Я.Тинбергом, А. Филипом, и Дж. Пиндером. Она базируется на активном вмешательстве интеграционных органов в сферу международных экономических отношений и внутреннего экономического развития интегрирующихся стран. Ученые делают вывод о неизбежности создания экономического, а затем и политического союза государств, наделенного наднациональными полномочиями.
Представителями третьей концепции - концепции компромиссов - являются X. Уоллас, Э. Хаас и другие. Они рассматривают интеграцию, как процесс создания различных коалиций, основанный на компромиссах. Такой процесс, по их мнению, развивается в сфере экономики, политики, социальных отношений и автоматически ведет к политическому объединению государств в коалиции со всеми атрибутами государственной власти.

15) Преференциальные соглашение
Преференциальные торговые соглашения —(англ. Preferential trade agreement) – соглашение стран о предоставлении друг другу определенных преференций (преимуществ) перед третьими странами, которые не участвуют в данном соглашении.

16) Теории международной торговли
Теория абсолютных преимуществ Адама Смита
Реальное богатство страны состоит из товаров и услуг, доступных её гражданам. Если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Ресурсы страны перетекают в рентабельные отрасли, так как страна не может конкурировать в нерентабельных отраслях. Это приводит к повышению производительности страны, а также квалификации рабочей силы; длительные периоды производства однородной продукции обеспечивают стимулирование выработки более эффективных методов работы. Естественные преимущества: климат;,территория;ресурсы.
Приобретенные преимущества:технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию.
Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо
Специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна и в случае отсутствия абсолютных преимуществ. Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объёма производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной.
теория Майкла Портера
Данная теория вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с точки зрения Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности. В основе объяснения конкурентного
преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (то есть в стимулировании производства инноваций). Государственные меры для поддержания конкурентоспособности:
воздействие правительства на факторные условия;
воздействие правительства на условия спроса;
воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли;
воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм.

17) Международная торговля: структура, динамика, ценообразование
Междунаро́дная торго́вля
— система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.
Ценообразование в международной торговле зависит от большого количества факторов:
-место и время продажи товара;
-взаимоотношения между продавцом и покупателем;
-условия коммерческой сделки;
-характер рынка;
-источники ценовой информации.
Мировыми ценами называется особая разновидность цен в международной торговле — цены важнейших (крупных, систематических и устойчивых) экспортных или импортных сделок, совершаемых на обычных коммерческих условиях в основных центрах международной торговли известными фирмами-экспортерами и импортерами соответствующей продукции.
Окончательная стоимость товара формируется из:цены изготовителя;стоимости услуг переводчиков;стоимости юридического сопровождения сделки;стоимости контроля производства (инспектирование продукции);стоимости транспортировки;размера платежей в бюджет (таможенные платежи, НДС и др.);комиссии посредников, организующих импорт продукции.

18) Характеристика рынков сырьевых товаров и готовой продукции
На рынке сырьевых товаров идет торговля прежде всего сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, промышленным сырьем, а также энергоносителями и энергией. Сравнительно небольшое разнообразие этих товаров позволяет организовать биржевую торговлю многими из них в отдельных странах и в мире в целом (например, на Лондонской бирже металлов). Значение торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием в мире постепенно уменьшается, значение торговли энергоносителями и энергией сохраняется.
Рынок готовых изделий в целом растет быстрее сырьевого рынка. Готовые изделия доминируют во внутренней торговле большинства стран, а также в мировой торговле товарами.

19) Характеристика внешней торговли и торговой политики Российской Федерации
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
3) единство таможенной территории Российской Федерации;
4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);
5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
1. Торговая политикаРоссийской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.
2. Торговая политика Российской Федерации строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
3. Реализация торговой политики Российской Федерации осуществляется с использованием методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, предусмотренных в статье 12 настоящего Федерального закона.

Роль ВТО в регулировании международной торговли Главной задачей ВТО (всемирная торговая организация ) , несомненно, является содействие беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. В настоящее время ведущие экономисты и политики считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.

1). Отсутствие дискриминации в торговле.

2). Снижение торговых (протекционистских) барьеров.

3). Стабильность и предсказуемость условий торговли.

4). Стимулирование соревновательности в международной торговле.
5). Льготы в международной торговле для менее развитых государств.

21) Международные валютные отношения: история валютных систем, режимы валютных курсов, резервные валюты
С 1870 по сегодняшний день сменились несколько организационных схем МВС, исходящих из шести функций,.. Их можно разделить на три вида, элементы каждого из которых наблюдаются во втором периоде: золотой стандарт (1880—1914 и 1925—1931), режим «плавающих» управляемых валютных курсов (1918—1925 и с 1973 по сей день) и Бреттон-Вудская система, институционно построенная вокруг МВФ и действенная с 1946 по 1973, хотя её основные учреждения и некоторые нормы продлевают своё существование до наших дней. Основные отличительные черты каждой модели состоят в большей или меньшей гибкости вытекающих валютных курсов, а также в корректировочном механизме связанным с каждым из них и в функционировании учреждений наблюдения и принятия решений.
Функции настоящей МВС, с более сложной структурой, чем у предыдущих, можно разделить на четыре основные и две производные:
-Регулирование (выправлять реальные диспропорции, замеченные в платёжных балансах, которые влияют на отношения между валютами)
-Ликвидность (определять резервные продукты, формы их создания и возможности их использования для покрытия диспропорций платёжных балансов)
-Управление (распределять и следить за компетенциями, более или менее сосредоточенными на таких организациях как Международный валютный фонд и центральные банки отдельных стран).
-Производить, таким образом, уверенность в стабильности системы.
-Производные или вторичные функции любой системы:
-Назначать доходы от денежной эмиссии, разницы между издержками от эмиссии и стоимостью валюты.
-Согласовывать режим валютного курса.

22) Проблемы современной международной валютной системы
Международная валютная система
- это совокупность валют, правил и норм их использования и взаимного обмена, применения в качестве платежных средств, а также денежно-кредитных отношений, связанных с хождением валюты. К международной валютной системе относятся и органы, регулирующие выпуск и обращение валюты. Различают мировую, региональные (например, европейская) и национальные валютные системы.
Международная валютная система - это правовая форма организации валютных отношений, которая исторически сложилась на основе интернационализации хозяйственных связей. Экономические, политические, культурные и другие связи между отдельными странами порождают валютные отношения по поводу оплаты получаемых товаров, услуг, предоставления кредитов, займов, движения капиталов.

23) Международные кредитные отношения: внешние долги стран, финансовая помощь развитию
В последнее время МВФ все чаще играет роль инструмента внешней политики стран Запада, предоставляя финансовую помощь только тем, кого индустриальный мир желает видеть среди своих союзников. В результате «прозападные» страны – должники все активнее игнорируют требования МВФ, справедливо считая, что они в любом случае получат от МВФ свои деньги.МВФ приходится принимать обвинения со всех сторон. Фондом недовольны буквально все: страны – должники, недовольны тем, что вынуждены проводить болезненные реформы, и страны – кредиторы, в свою очередь, недовольны ситуацией , когда их деньги исчезают в карманах развивающихся стран, как в бездонной бочке.
Внешний долг - это часть государственного долга, которая подлежит уплате в валюте другой, чем национальная, и определяется на определенную дату как разница между суммой государственных внешних заимствований (принятие обязательств) и суммой платежей по погашению государственного внешнего долга по состоянию на определенную дату, в том числе операций на эту дату.

24) Международные финансовые отношения: типы финансовых систем мира, финансовые центры мира
Мировые финансовые центры
центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом. Мировые финансовые центры — Лондон, Нью-Йорк, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Люксембург, Сингапур и др.До Первой мировой войны господствующим финансовым центром был Лондон. Это было обусловлено высоким уровнем развития капитализма в Великобритании, её сильными и обширными торговыми связями с другими странами, относительной устойчивостью фунта стерлингов, развитой кредитной системой страны.После Первой мировой войны ведущий мировой финансовый центр переместился в США. С 60-х годов монопольное положение США как мирового финансового центра было ослаблено, так как возникли новые центры — в Западной Европе и Японии.В теоретико-практическом плане важной является проблема типологизации существующих финансовых систем. Анализ этой проблемы ведет к выводу о целесообразности и возможности выделения таких двух типов финансовых систем: чистые и реальные системы [5, 54]. Чистая финансовая экономическая система — это совокупность механизмов, институтов или учреждений формирования, движения и использования так называемых чистых финансовых фондов (или чистых финансов), которые трактуют в экономической литературе по-разному и соответственно этому выделяют разные типы или виды чистых финансовых экономических систем.

Реальная финансовая система — это такая финансовая система, в которой формирование чистых финансов (денежных фондов, формирующихся вследствие определенной предпринимательской деятельности) дополняется формированием квазичистых финансов (денежных фондов, формирующихся в результате выпуска акций и облигаций) и так называемых фискальных (налоговых) финансов (денежных фондов, которые формируются на налоговой основе).

25) Характеристика прямых иностранных инвестиций на основе доклада об инвестициях ЮНКТАД
Выполнено 350 консалтинговых, исследовательских и других миссий.В условиях глобального финансового кризиса, с каждым днем набирающего свои обороты, ведущие эксперты все более обеспокоенные перспективами развития мировой экономики, особенно, в секторе международных инвестиций. Основываясь на официальных источниках ЮНКТАД и заключениях компетентных специалистов в этой области, рассмотрим текущую ситуацию потоков ПИИ и проанализируем возможные варианты ее изменения.В течении 2003-2007 г.г. потоки ПИИ уверенно следовали положительной тенденции, чему во многом способствовали стабильный мировой экономический рост, проводимые реформы либерализации в области инвестирования и широкомасштабная стратегия интернационализации, внедряемая растущим числом транснациональных корпораций (ТНК). Это привело к исторически рекордному уровню потоков ПИИ, которые в 2007 г. достигли $ 1,8 миллиардов. Настоящий экономический кризис может быть как источником угроз, так и источником новых возможностей в развитииПИИ. Среди перспективных опасностей в последующих годах, можно отметить риск ухудшения уже созданной про-инвестиционной и про-бизнес средой и возникновение протекционистских напряжений.Однако кризис также позволяет использовать шанс по проведению эффективной глобальной политики, чтобы улучшить стабильность финансовой системы и стимулировать экономический рост. Многие эксперты ЮНКТАД выступают за необходимость выйти за пределы только краткосрочных мер управления кризисом и за создание основных надежных регулирующих положений, особенно в банковском секторе, вводящих больших контроль и ограничения на деятельность коммерческих банков и других финансовых учреждений. Необходимо международное сотрудничество по воссозданию финансовой системы, укрепить ее стабильность и прозрачность, создать фонды, гарантирующие помощь развивающимся странам, чтобы страховать долги их компаний, и переоценить важность общественной политики и регулирующих мер.Можно добавить, что на уровне государства меры по стимулированию инвестирования могут быть расширены. Агентства, способствующие развитию инвестирования, могли бы также играть ключевую роль по созданию мер, которые поддержали бы уже существующую деятельность ТНК и создали бы новые программы для потенциально возможной их деятельности. В заключении, отметим, что негативное влияние кризиса на потоки ПИИ в 2008 г. и, по прогнозам, в 2009 г. привело к периоду массовых неопределенностей. Для эффективной борьбы с кризисом и его последствиями, важно сохранить общие выгодные условия для бизнеса и инвестиционного климата (включая и ПИИ) и сдерживать тенденции протекционизма.

26) Понятие и структура платежного баланса
Платежный баланс
таблица, ведомость, отражающая движение денежных средств в виде платежей из страны в страну. Платежный баланс характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей в течение определенного периода и поступивших в страну в течение того же периода.
Существуют различные методики составления платёжных балансов. В настоящее время наибольшей известностью пользуется классификация статей платёжного баланса, предложенная Международным валютным фондом.
В основе данной методики лежит отражение объективной реальности — необходимости выделения двух больших разделов платёжного баланса.
Связано это прежде всего с тем, что каждая сделка имеет две стороны — торговую и финансовую, которые с точки зрения учёта стоимости являются, по сути дела, зеркальным отражением друг друга.
Экспорт товаров и услуг означает рост требований к нерезидентам (что фиксируется в платёжном балансе со знаком «+») и, следовательно, уменьшение финансовых обязательств перед нерезидентами (что фиксируется со знаком «−»). Суммирование двух учётных записей должно давать ноль. В результате экспорта товаров и услуг в стране накапливаются валютные резервы, из которых осуществляется, в частности, оплата импорта.
При отсутствии достаточных валютных резервов для оплаты импорта страна может прибегнуть к иностранным займам, которые не опосредованы экспортом товаров и услуг (но которые в дальнейшем необходимо покрывать за счёт увеличения национального экспорта). В этом случае торговая сторона сделки (ввоз товаров или услуг) означает появление задолженности перед иностранцами, требующей погашения (что фиксируется со знаком «−»), а привлечение кредитов нерезидентов означает рост обязательств перед иностранцами (что фиксируется со знаком «+»).
Именно поэтому платёжный баланс подразделяется на два больших раздела: счёт текущих операций и счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами .МВФ публикует платёжные балансы по двум схемам: агрегированный и более подробный баланс.

Характеристика Соглашения ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей

Трудящийся-мигрант (в понимании нижеупомянутой конвенции ООН) — это лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого он или она не является.Для законной деятельности трудящийся-мигрант (и члены его семьи) должен получить разрешение на въезд, пребывание и оплачиваемую деятельность в государстве работы по найму в соответствии с законодательством этого государства и международными соглашениями, участником которых это государство является.Трудящиеся-мигранты и члены их семей могут свободно покидать любое государство, включая государство своего происхождения. Это право не должно подлежать каким-либо ограничениям, за исключением тех, которые предусматриваются законом, необходимы для охраны национальной безопасности,общественного порядка (order public), здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц. Договоры системы ООНКонвенция МОТ о работниках-мигрантах. Изначальная версия принята в 1939 году; пересмотрена в 1949 году, пересмотренная версия вступила в силу в 1952 году.[1] В 1975 году была принята Конвенция о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения, вступившая в силу в 1978 году.[2]Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей Принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 года. Вступила в силу 1 июля 2003 года.[3]28) Характеристика соглашений о международной миграции с участием РоссииДоговоры в рамках СНГСоглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов[4] (1994) и протокол о внесении изменений и дополнений в данное соглашение (2005).[5]Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств — участников Содружества Независимых Государств. Принята в 2008 г., на 2009 г. в силу пока не вступила.[6] трудовые мигранты, занятые преимущественно физическим трудом, работающие на территории России.По данным официального органа правительства «Российской газеты», на 2009 год, по количеству гастарбайтеров Россия занимает первое место в Европе и второе в мире после США. В Москву с целью трудоустройства ежегодно прибывают до 2 000 000 иностранных граждан, из них официально трудоустроено менее 300 000[1].К началу XXI века гастарбайтеры превратились в серьёзный социально-экономический фактор: с одной стороны они насыщают рынок низкоквалифицированной рабочей силы, с другой, по утверждению ряда СМИ, способствуют оттоку денег из России, ухудшают криминогенную ситуацию[2][3][4] и межэтническую напряжённость.Популистские лозунги борьбы с гастарбайтерами, активно используют как радикальные националистические организации, например ДПНИ[5], так и молодёжное крыло правящей партии «Единая Россия»[6], молодёжное движение «Местные»[7].

Наши рекомендации