Принципыформирования программы
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяетпозицию специалиста, который призван решать проблемуребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательных отношений.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к еёрешению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми с ОВЗ.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы).
Направления работы
Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:
– диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психологомедикопедагогической помощи в условиях образовательной организации;
– коррекционноразвивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ в условиях образовательной организации; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
– консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психологопедагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
– информационнопросветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связаннымс особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Содержание направлений работы
Диагностическая работа включает:
– своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
– раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательнойорганизации) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
– комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
– определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
– изучение развития эмоциональноволевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
– изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
– изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;
– системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
– анализ успешности коррекционноразвивающей работы.
Коррекционноразвивающая работа включает:
– выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
– организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
– системное воздействие на учебнопознавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
– коррекцию и развитие высших психических функций;
– развитие эмоциональноволевой и личностной сферы ребёнка и психокоррекцию его поведения;
– социальную защиту ребёнка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
– выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ОВЗ, единых для всех участников образовательных отношений;
– консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ОВЗ;
– консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.
Информационнопросветительская работа предусматривает:
– различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанныхс особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ;
– проведение тематических выступлений для педагогови родителей по разъяснению индивидуальнотипологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
Этап сбора и анализа информации (информационноаналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программнометодического обеспечения, материальнотехнической и кадровой базы организации.
Этап планирования, организации, координации (организационноисполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционноразвивающую направленность, и процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
Этап диагностики коррекционноразвивающей образовательной среды (контрольнодиагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционноразвивающих и образовательных программ особым образовательным потребностямребёнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивнокорректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.