Принципы и особенности организации воспитания и социализации младших школьников
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в национальных культурных и религиозных традициях народов России и служат для новых поколений основными ориентирами человеческой жизни, духовнонравственного и социального развития личности. В содержании программы духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся должны быть актуализированы определенные идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовнонравственного развития, воспитания и социализации личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определенной ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовнонравственного развития.
Принцип амплификации – признание уникальности и качественного своеобразия уровней возрастного развития и их самостоятельной ценности для психического и личностного развития ребенка, утверждение непреходящего, абсолютного значения психологических новообразований, возникающих на определенной возрастной стадии детства для всего последующего развития личности. Обучающийся на уровне начального общего образования является одновременно и ребенком, и младшим подростком, причем часто приходящим в школу с нерешенными на предшествующих этапах возрастными задачами социализации. Обучающийся имеет право на детство, как особо значимый период в возрастном развитии, обладающий уникальными возможностями развития и особым набором видов деятельности, в первую очередь игровых.
Организация воспитания и социализации в соответствии с принципом амплификации проявляется в том, что младшему школьнику со стороны образовательной организации и семьи, как основных социальных институтов, должна предоставляться возможность для свободной, спонтанной активности, свободного общения, творчества и игры.
Принцип следования нравственному примеру.Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремленность людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовнонравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образноэмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы – яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенным средством нравственного воспитания ребенка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Организация диалогического общения должна учитывать объективно существующую степень развития субъектности ребенка, младшего подростка: очевидно, что педагог является более развитой личностью, чем его воспитанник, но это не должно приводить к отношению к ребенку как к «низшему» субъекту. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребенка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомернодеятельностный характер. Младший школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовнонравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательной организации должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования. Согласование цели, задач и ценностей программы осуществляется педагогическими работниками, выполняющими обязанности классных руководителей.
Принцип системнодеятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их воспитания и социализации осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей педагогически определяется как вопрос, разрешение которого превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Понимание – это ответ на вопрос. Оно достигается через выяснение общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями (законными представителями), иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:
общеобразовательных дисциплин;
произведений искусства;
периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь;
духовной культуры и фольклора народов России;
истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
других источников информации и научного знания.
Решение этих задач предполагает, что при разработке содержания образования в нем должны гармонично сочетаться специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер российского народа.
Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопросазадачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательной деятельности и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Система идеалов и ценностей создает смысловую основу пространства духовнонравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придает ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовнонравственного развития и воспитания последних.
Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.
Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовнонравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных направлений духовнонравственного развития, воспитания и социализации должны быть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общении обучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению и моральному поступку. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовнонравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть, его нравственное самосознание.
Уклад школьной жизни как система устоявшихся, привычных форм жизнедеятельности является носителем важных компонентов формируемой системы идентичностей обучающегося: идентичности ученика, гражданина, человека. Основа уклада образовательной организации – традиция, в свою очередь, опирающаяся на значимые события, привычные отношения в коллективе. Именно уклад школьной жизни конституирует определенную образовательную организацию как самостоятельный психолого-социально-педагогический феномен, дает возможность ему выступить координатором воспитательных влияний на обучающихся.
Представление об эффективном регулированииработы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации младших школьников строится на идее цикличности: организация работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации на уровне начального общего образования представляет собой завершенный четырехлетний цикл, состоящий из четырех годовых циклов. Календарное время в качестве фактора определяющего годовой порядок жизни коллектива младших школьников влияет через разделение времени на учебное и каникулярное, через размещение праздников и памятных дат.
Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой – бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.