Социализированность: субъект-субъектный подход
Существенно иначе трактуют социализированность исследователи, рассматривающие социализацию как субъект-субъектный подход. Они считают, что социализиро-ванный человек не только адаптирован в обществе, но и в состоянии бытьсубъектом собственного развития и в какой-то мере общества в целом.
Так, американские ученые М.Райли и Е.Томас, характеризуя социализированноегь, особое внимание уделяют наличию у человека собственных ценност.....х ориентации. Они считают, что
сложности в социализации возникают в том случае, когда ролевые ожидания не совпадают с саможепектациями (самоожиданиями) человека. Исследователи считают необходимым, чтобы в этих случаях человек осуществлял ролевые замены или перестройку ценностных ориентации. Иными словами, в случае сложностей или неуспехов в социализации социализированный человек стремится к изменению самоэкспектацин и умеет оставлять предшествующие роли.
Американский исследователь Э. Келлн, используя понятие «полностью функционирующая личность», которое с некоторой долей условности можно рассматривать как синоним «социализированного человека», характеризует ее следующим образом: полностью функционирующая личность думает о себе, о других, видит возможность создания своего «само» в других; поняв движущую природу жизни и динамику изменения, она понимает ценность ошибок; полностью функционирующая личность принимает творческую роль.
Исследователями, работающими в русле субъект-субъектного подхода, выделены характеристики человека, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентации; умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.
В рамках концепции социализации, раскрытой в данном пособии, социализированность — это достижение человеком определенного баланса приспособления и обособления в обществе.
О мере приспособления человека к обществу свидетельствует ряд признаков:
-степень овладения знаниями, умениями и установками, необходимыми для реализации ролевых ожиданий и предписаний, характерных для общества в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной, досуговой и др.);
- наличие и мера оформленности реалистических в данном обществе жизненных целей и представлений о социально-приемлемых путях и способах их достижения (т.е. мера согласованности самооценок и притязании человека с его возможностями и реалиями социальной среды);
- необходимый на данном возрастном этапе уровень образования.
В качестве признаков обособления человека в обществе можно рассматривать следующие:
- наличие собственных взглядов, способность изменять их и вырабатывать новые (ценностная автономия);
-наличие и характер Я-концепции, уровень самоуважения и самопринятия, чувства собственного достоинства (психологическая автономия);
- реализация избирательности в эмоциональных привязанностях, их сбережение и сменяемость (эмоциональная автономия);
- мера готовности и способности самостоятельно решать собственные проблемы, противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению; гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, умение творчески подходить к жизни — креативность (поведенческая автономия).
Мера сбалансированности приспособления и обособления человека в социуме и содержательные характеристики названных выше признаков приспособления и обособления во многом определяют систему временных связей человека как личности со всей социальной действительностью и с ее отдельными сегментами, которая складывается на каждой стадии социализации.
Можно выделить четыре вида отношений человека, которые связывают его с действительностью (миром) в целом и с ее отдельными сегментами: отношение к себе и отношения с самим собой, отношение к миру и отношения с миром.
Отношение к себеу человека определяется тем, каким он видит самого себя, т.е. тем, каков его образ Я. Образ Я — некое обобщенное представление о самом себе — с возрастом меняется, становясь дифференцированнее и глубже. Это происходит в процессе и в результате самопознания, которое связано с успешностью или неудачами самореализации, с соотнесением себя со сверстниками, старшими, младшими, а также героями литературы, кино и телеэкрана, звездами спорта, рока и т.д., с принятием оценок значимых лиц в ближайшем окружении, с различными жизненными обстоятельствами. С возрастом влияние внешних факторов на образ Я снижается, возрастает роль собственной жизненной позиции и самоанализа.
Образ Я, успешность самореализации определяют меру самопринятия человека, уровень его самоуважения. Меру самопринятия, уровень самоуважения, иными словами, можно определить как отношения человека с самим собой.Нельзя недооценивать отношения человека с самим собой, ибо от него зависит весь процесс развития личности (ее интересы и привязанности в различных сферах жизнедеятельности, стремление и характер самоизменения, восприятие воспитывающих воздействий, отношение к миру и т.д.). Вспомним мысль Л. Фейербаха о том, что человек только там удовлетворяет самого себя, лишь там он чего-то добивается, где он сам верит в свои силы.
Отношение к миру— это обобщенная система взглядов на природную и социальную среду, от которой зависит то, каким человек видит планету в целом, свою страну, общество, в котором живет, группы и коллективы, в которые входит, конкретных людей, его окружающих. Отношение к миру, образно говоря, играет роль своеобразного прожектора, высвечивающего те или иные стороны действительности и оставляющего в тени другие. Отношение к миру — компас, определяющий видение причинно-следственных связей между явлениями и процессами, характерными для окружающей действительности.
Это отношение возникает как в результате неосознанного восприятия мира, так и его систематизированного познания. Человек живет в мире, который многолик, разнообразен и неоднозначен. Мир не является ему раз и навсегда данным и не воспринимается им как нечто неизменное. С раннего детства человек осваивает окружающую его действительность, и у него формируется определенная картина мира. Она, естественно, весьма различна у ребенка и у взрослого. Она весьма различна не только на каждом возрастном этапе, но и в зависимости то того, в каких конкретных условиях живет и развивается человек. И естественно, с возрастом и в зависимости от обстоятельств и условий жизни меняется отношение человека к миру, определяя в конечном счете его отношения с миром.
Отношения с миромпроявляются в самореализации человека в определенных сферах его жизнедеятельности, в тех способах и формах, которые он для этого выбирает. Человеку свойственно стремление как к сущностной, так и к сугубо внешней реализации себя. Сущностная самореализация — это стремление раскрыть свои возможности и дарования в контакте с миром и утвердиться в процессе успешной реализации себя. Стремление к внешней реализации наиболее рельефно проявляется, например, в юности в попытках выделиться и утвердиться с помощью экстравагантности внешнего облика, эксцентрического поведения и т.д.
В зависимости от того, на какие сферы жизнедеятельности направлены интересы человека, в каких условиях, формах и насколько социально приемлемо, ценно и личностно значимо реализует он себя, можно судить о его отношениях с миром. О том, чем являются для него мир в целом и его сегменты — ареной самовыражения, полем сражения, завоевываемой территорией, тем, другим, третьим одновременно. Или чем-то еще...
Важность самореализации для развития личности в целом и формирования отношений с миром неоднозначна в зависимости от ее субъективной ценности: «...то, чего достигаешь, формирует душу, а то, чего хочешь, но не достигаешь, только искривляет ее: для счастья совершенно неважно то, чего ты хочешь, а важно только, чтобы ты этого достиг».
Система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой отражает обращенность человека на самого себя и одновременно его выход за пределы самого себя. Эти отношения формируются, с одной стороны, в стихийной социализации, во взаимодействии с окружающей средой, а с другой стороны, в ходе относительно социально контролируемой социализации, а также в результате самоизмснения человека как активного социального субъекта.
Социализированность имеет мобильный характер, т. е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффективной в связи с самыми различными обстоятельствами.