Социализированность: субъект-объектный подход
В русле субъект-объектного подхода к пониманию социализации социализированность в общем виде рассматривается как сформированноегь черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Социализированность определяется как результативная конформность индивида к социальным предписаниям.
Разработка понятия социализированность идет прежде всего по линии конкретизации самого понятия социальных требований.
С одной стороны, постулируется зависимость характера социальных требований от особенностей человека, к которому они предъявляются (прежде всего от его возраста и социального статуса). Соответственно создаются специфические модели, описывающие социализацию для различных социальных групп и людей разных возрастов (Л. Колберг).
С другой стороны, учитывается, что субъектом социальных требований выступает не все общество, а конкретная группа или социальный институт, что также является основанием для создания различных моделей социализации (М. Ричарде).
Многие авторы предлагают рассматривать само понятие «социализированность» только применительно к конкретным условиям (Т. Бут).
Подобное дискретное понимание социализированности встречается и у ряда отечественных исследователей (Б.А.Ефимова, В.С.Олейник, А.В.Петровского), которые рассматривают социализацию как ряд сменяющих друг друга фаз, для каждой из которых характерно наличие специфических социальных экспектаций (ожиданий). Соответствие им на каждой фазе и становится признаком социализированности.
В русле субъект-объектного подхода к социализации можно встретить и иные взгляды на социализированность. Суть их в том, что поскольку человек заранее не может быть подготовлен к тем разнообразным требованиям, с которыми ему предстоит встретиться в жизни, постольку социализированность должна основываться на усвоении им не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.
С этой точки зрения залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Американский психолог и педагог Л. Колберг подчеркивал, что такой тип социализированное™ предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неизбежными.
В многочисленных исследованиях все больше внимания уделяется выявлению не тех обстоятельств и характеристик, которые обеспечивают соответствие человека требованиям, предъявляемым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают успешную социализацию в дальнейшем.
В частности, например, социализированность рассматривается как усвоение человеком установок, ценностей, способов мышления и других личностных качеств, которые будут характеризовать его на следующей стадии развития. Этот подход, который американский исследователь А. Инкельс назвал «заглядывание вперед» (изучение того, каким ребенок должен быть сейчас, чтобы, став взрослым, он был успешен), очень характерен для развития эмпирических исследований. В них, в частности, изучаются специфические предпосылки, которые необходимы для успешного перехода человека с одного этапа социализации на другой в течение всего жизненного пути: для обучения в начальной, а затем в средней школе, а потом и в высшей школе; предпосылки для вступления на «рынок труда», для начала семейной жизни; предпосылки, необходимые на этапе рождения ребенка, а также на после-родительской стадии, наступающей после женитьбы/замужества детей и ухода их из дома; наконец, предпосылки относительно бесконфликтного окончания трудовой деятельности.
Достаточно распространенным стало мнение о том, что социализация будет успешной, если человек научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Рассматриваются различные механизмы такой ориентации. Один из них основан на понятии ситуационного приспособления — вступая в новую ситуацию, индивид соединяет новые ожидания других со своим Я и таким образом приспосабливается к ситуации. Однако такой подход превращает человека в некий флюгер (что имеет место, но не всегда).