Десоциализирующий характер контркультурных организаций
Десоциализация в данном случае понимается как негативная социализация членов контркультурных организаций (лат. йе — приставка, обозначающая: 1) отделение, удаление — в нашем случае от общества; 2) движение вниз, снижение, например, деградация, в нашем случае снижение приспособленности к жизни в обществе).
Десоциализация членов контркультурных организаций основывается на том, что человек в них рассматривается не как личность (самосознательный ответственный субъект), а как индивид (т. е. как представитель биологического рода или социальной группы), как объект воздействия лидеров. Поэтому взаимодействие членов организации с лидерами имеет безличностный, сугубо инструментально-деятельностный характер (например, в ходе криминальных или экстремистских действий — в политических тоталитарных организациях).
Жизнедеятельность контркультурной организации и каждого ее члена определяется и регулируется соответствующими ее характеру (криминальному, экстремистскому, квазикультовому) нормами, упорядочивающими отношения внутри группы и поведение по отношению к «они» (правила поведения по отношению к членам организации не распространяются на людей, к ней не принадлежащих); образцами взаимодействия и поведения; системой социального контроля — клятвами и проклятиями; способами стимулирования — вознаграждения, принуждения и наказания.
В зависимости от характера организации ее субкультура включает в себя специфические элементы. Одним из них может быть отношение членов организации к своему здоровью: от строгого режима жизни и питания, занятий спортом («накачка мышц» и пр.) до самоистощения вплоть до саморазрушения (минимум сна, минимум пищи и пр.). Во многих организациях наркотики и алкоголь используются как средства подавления и сплочения их членов, а в других — существует полный запрет на их употребление. (Так, известны случаи, когда молодые люди добровольно лечились от наркозависимости для того, чтобы выполнить условие возвращения их в преступную группу — В. А. Луков.)
Одним из значимых элементов жизнедеятельности и субкультуры контркультурной организации может быть поощряемый характер поведения в сексуальной сфере. Если в одних организациях культивируются сексуально-эротические ценности, порнография, промискуитет (беспорядочные половые связи), то в других — пропагандируется и реализуется аскетизм, ограничения и запреты в сфере сексуальных отношений. В некоторых организациях существует особое отношение к семье — ограничение и даже запрет на родственные контакты, отказ от семьи и имущества в пользу организации.
В последние десятилетия десоциализирующее влияние контркультурных организаций растет, что проявляется в ряде тенденций.
В о-п ервых, растет интерес в различных возрастных и социокультурных слоях общества ко всем типам контркультурных организаций: и к квазикультовым (вплоть до сатанистских), и к криминальным, и к экстремистским — политическим, религиозным, террористическим. Так, 24,1% опрошенных В.С.Собкиным и М. В. Вагановой московских школьников общаются с людьми, состоящими в экстремистских организациях.
В о-в торых, увеличивается диапазон приемлемости по отношению к идеологии и практике контркультурных организаций у довольно больших групп населения. Это проявляется и в росте ксенофобии (ненависти к инородцам), и в культурной и религиозной нетерпимости, и в других тенденциях. Опрос радиостанции «Эхо Москвы» в ноябре 2003 г. выявил, например, что 31 % из 3 тыс. позвонивших считают скинхедов патриотами. Альтернативный вариант ответа «Скинхеды — нацисты» выбрали 69 % позвонивших в студию.
В-т р е т ь и х, наблюдается количественный рост контркультурных организаций всех типов и увеличение как числа действующих членов организаций, так и потенциальной базы их роста. Так, 38 % опрошенных молодых людей в Свердловской области допускают для себя возможность совершить правонарушение, 32 % затруднились с ответом (В.Г. Попов). А более 18 % опрошенных В.Т.Лисовским считают для себя возможным участие в криминальной группировке. По данным ВЦИОМ (2002) каждый пятый совершеннолетний житель Воронежа был готов отдать свой голос на думских выборах за русских нацистов (которые отсутствовали в опросном листе и респонденты дописали название их организации сами).
В-ч е т в е р т ы х, наблюдается идеологическое схождение, а также практическое сопряжение и сращивание контр культурных организаций всех типов с определенными сегментами экономических, идеологических, политических и властных структур общества. Этому способствует ряд объективных социокультурных обстоятельств, активная работа в этом направлении контркультурных организаций и адекватность их ценностей взглядам и убеждениям ряда представителей перечисленных выше структур.
В-пятых, происходит экспансия контркультурных организаций в сферу социального воспитания через завуалированное, а также и прямое их проникновение в некоторые воспитательные организации. Так, квазикультовые организации (преимущественно сайентологи и мунниты) получают доступ в школы, колледжи, вузы и внешкольные учреждения. Криминализированы многие молодежные сообщества, сформировавшиеся вокруг спортивных комплексов, тренажерных залов, секций восточных единоборств, кикбоксинга и др. Они нередко имеют легальный статус. По данным В. А.Лукова, например, летом 2001 г. действовали десятки палаточных лагерей для подростков, созданных организованными преступными группировками в разных регионах России.
Все эти тенденции существенны для распространения десоци-ализирующего влияния контркультурных организаций как на своих членов, так и на потенциальных участников.
Десоциализация в контркультурных организациях определяется рядом особенностей их структуры и жизнедеятельности.
Для контркультурных организаций характерна высокая степень интеграции их членов, что выражается в высокой степени усвоения ими целей, норм и субкультуры организации.
В подобных организациях практически невозможно обособление человека («У меня нет своего ума, совести, тела» — должен твердить новичок в одной из сект). Автономия в рамках контркультурной организации либо невозможна, либо минимальна, либо иллюзорна, ибо у человека отсутствует диапазон свободы в выборе конкретных форм поведения, норм и ценностей, либо этот диапазон минимален, а чаще просто иллюзорен.
В контркультурных организациях происходит адаптация их членов к контркультурным ценностям и установкам и девиантное обособление по отношению к обществу, т.е. они оказывают десоциализирующее влияние на своих членов. Этому способствует и диссоциальное воспитание, которое осуществляется в контркультурных организациях.
Диссоциальное воспитание
Диссоциальное воспитание (лат. сИз — приставка, сообщающая понятию противоположный смысл) — целенаправленное формирование антисоциального сознания и поведения у членов контркультурных (криминальных и тоталитарных — политических и квазикультовых) организаций (сообществ).
Осуществляют диссоциальное воспитание руководители контркультурных организаций (их могут называть по-разному — вождь, учитель, лидер, шеф и пр.) и проверенные члены организации, входящие в ее ядро. Независимо от характера организации, всех их можно назвать воспитателями — компрачикосами (этим словом в средневековой Европе называли тех, кто покупал или по хищал детей и уродовал их для продажи в качестве шутов, попрошаек и пр.).
Как и любой вид воспитания, диссоциальное воспитание имеет специфические задачи, цели, содержание и средства.
Задача диссоциального воспитания -—привлечение и подготовка кадров, необходимых для функционирования криминальных и тоталитарных групп и организаций.
Цели диссоциального воспитания зависят от характера тех групп и организаций, в которых оно реализуется. Но в любой из них воспитание имеет целью добиться абсолютного подчинения членов организации лидеру, усвоения ими соответствующих норм и ценностей и некритической реализации этих норм и ценностей в повседневной жизни.
Диссоциальное воспитание осуществляется с помощью определенного набора средств, важнейшими из которых можно считать следующие:
- основной род занятий группы или организации (криминальный, квазикультовый, экстремистский);
- автократический (самовластный) стиль руководства, предполагающий единоличное управление лидером жизнедеятельностью группы или организации, беспрекословное подчинение рядовых членов лидеру, жесткий контроль за жизнью и поведением каждого, использование широкого набора негативных санкций (включая физическое насилие, а в криминальных и некоторых тоталитарных группах — физическое уничтожение) по отношению к нарушителям норм и приказов. Реализация автократического стиля руководства ведет к тому, что первоначально складывающиеся отношения «лидер—-ведомый», «учитель—ученик» превращаются в отношения «господин —раб», т.е. к полному подавлению членов группы или организации;
- характер основного рода занятий, ценности и нормы, внедряемые в группе или организации, формируют специфическую для нее субкультуру (жаргон, способы свободного времяпрепровождения, эстетические пристрастия — одежда, прическа, тату, пирсинг и др., стиль взаимоотношений внутри группы и взаимодействия вне группы, фольклор), которая становится эффективным средством диссоциального воспитания.
Процесс диссоциального воспитания в общем виде включает в себя ряд этапов.
Первый этап — возникновение у человека образа организации, привлекательного для него в силу половозрастных, социально-культурных или индивидуальных особенностей, желания войти в нее и получить в ней признание.
Например, криминальная или экстремистская деятельность привлекают подростков, юношей и часть девушек в силу их возрастных особенностей своей необычностью, возможностью компенсировать ущербность, самоутвердиться. Квазикультовые организации привлекают, как правило, людей неустроенных, одиноких, потерявших или ищущих смысл жизни и т.д.
Второй этап — включение человека в жизнедеятельность организации, узнавание и освоение им ее норм, ценностей, стиля взаимоотношений.
Третий этап — удовлетворение определенных потребностей человека в антисоциальных формах, трансформация ряда потребностей и интересов в антисоциальные.
Например, установка на криминальные действия первоначально складывается под влиянием потребности в престиже, признании, самоутверждении. При неоднократных совершениях подобных действий эта установка закрепляется, приводит к изменению мотивации, формированию самостоятельной потребности в криминальных формах поведения.
Четвертый этап — закрепление антисоциальных действий до уровня неконтролируемых сознанием автоматизмов, что свидетельствует о возникновении фиксированных антисоциальных установок (Т.Ш.Ангуладзе, Н.Г. Маградзе), которые и определяют поведение членов контркультурных организаций.
В заключение еще раз отметим, что в организации любого вида происходит процесс социализации ее членов, как стихийной, так и относительно социально контролируемой, как просоциальной, так и асоциальной, а порой и антисоциальной. Именно по отношению к организации справедливо звучат и ныне слова, написанные в XVIII столетии Иммануилом Кантом: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать».
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы тенденции развития современной семьи?
2. Какие социализирующие функции реализует семья?
3. Как можно охарактеризовать семейное воспитание?
4. Каковы социализирующие функции группы сверстников?
5. Каковы основные характеристики микросоциума?
6. Что представляет собой соседство для младших и старших поколений?
7. Как можно классифицировать воспитательные организации?
8. Каковы социализирующие функции воспитательных организаций?
9. Как можно охарактеризовать социальное воспитание?
10. Как можно классифицировать государственные, частные и добровольные организации?
11. Каковы социализирующие функции этих организаций?
12. Каковы социализирующие функции религиозных организаций?
13. Как можно охарактеризовать религиозное воспитание?
14. Что представляют собой контркультурные организации?
15. Как можно охарактеризовать диссоциальное воспитание?
Вопросы и задания для обсуждения
1. Какие проблемы возникают в процессе создания домашнего очага?
2. В чем сходство и различия в социализирующих функциях рассмотренных микрофакторов социализации?
3. В чем сходство и различия семейного, социального и религиозного видов воспитания?
4. Что делает контркультурные организации фактором десоциализа-ции личности?
5. На примере конкретной семьи попытайтесь выявить линии се взаимодействия с другими микрофакторами социализации.
6. Покажите возможности и границы взаимодействия воспитательных организаций (социального воспитания) с другими микрофакторами социализации.
7. Спроектируйте способы организации позитивной жизнедеятельности различных групп сверстников в конкретном микросоциуме.
8. Дайте характеристику микросоциума, в котором вы проживаете.
9. Сформулируйте проблемы, характерные для различных категорий жителей в этом микросоциуме.
10. В чем проявляется связь микрофакторов с мезо- и макрофакторами социализации?