Относительно социально контролируемая социализация в организации
Чем более эффективна организация, тем в большей степени в ней происходит и относительно социально контролируемая социализация. Иными словами, в эффективной организации осуществляется социальное воспитание, которое может быть названо корпоративным, производственным или как-то иначе. Но суть от этого не меняется.
В эффективных организациях руководство уделяет большое внимание работе с кадрами. Создаются системы обучения и переподготовки кадров. С помощью системы санкций стимулируется самообразование.
Все больше организаций уделяют внимание тому, что в социальном воспитании обозначается как организация социального опыта. В частности этому способствуют и привлечение членов организации к решению вопросов ее жизни; и создание специфических символики, атрибутики, традиций повседневного поведения и совместного проведения досуга, различных форм привлечения членов семей к проведению досуга, познавательным, спортивно-развлекательным и тому подобным программам.
И наконец, все больше организаций озабочены оказанием индивидуальной помощи в решении проблем своим членам. Этим заняты специалисты по работе с персоналом, а также специально приглашаемые специалисты.
Все шире распространяющаяся практика проведения групповых тренингов различного характера, групповых дискуссий и индивидуальных консультаций — типичное проявление осознания необходимости социального воспитания в организациях различного типа.
Религиозные организации
Религия в России
Религия традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека религиозные организации были важнейшим, после семьи, фактором. В про-цессе секуляризации, т. е. освобождения общества от влияния религии, ее значение падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее в современном мире роль религии, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.
Все эти процессы хорошо видны на примере России, где представлены все четыре мировые религии — христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм — и многие их разновидности (всего — более шестидесяти вероисповеданий различного направления).
Роль религии в социализации человека в СССР даже в 20 — 70-е гг. XX в. нельзя оценивать однозначно. В то время как православие почти утратило в ту пору свое влияние, ислам, который можно рассматривать не только как религию или не просто как религию, но и как образ жизни, в очень большой мере сохранял свои позиции. Немалую роль продолжала играть католическая церковь в Литве, а также различные секты (особенно нелегальные) в различных регионах.
В последние десятилетия влияние всех конфессий стало возрастать. Особенно значительный его рост отмечен, начиная с середины 80-х гг., что связано с общими процессами, идущими в государстве и обществе. Интенсивно создаются новые религиоз ные организации, конфессиям возвращаются культовые сооружения, планируется и идет строительство новых храмов, мечетей, костелов, кирх, молитвенных домов.
Главное же то, что резко изменилась социально-психологическая ситуация в обществе. Вместо господствовавших атеизма и без-религиозности появилось массовое стремление называть себя верующими. С одной стороны, религия становится прибежищем разуверившихся в скомпрометированной идеологии, противовесом безнравственности общества, идеей, консолидирующей национальное самосознание.
С другой стороны, надо учитывать имеющиеся различия между субъективным признанием себя верующим и реальным исполнением религиозных обрядов. Так, из опрошенных в 2002 г. московских школьников VII, IX, XI классов 74% считали себя верующими различных конфессий. В то же время регулярно соблюдали религиозные обряды лишь 4,7 % опрошенных, еще 8,2 % делали это эпизодически, 25 % участвовали в религиозных праздниках (Ю. М. Евстигнеева).
Среди взрослых, называющих себя верующими, удельный вес тех, кто раз в месяц посещает церковь, 6 —7 %; 42 % называющих себя православными никогда не посещали церковную службу, 45 % не читали Библии, а 21 % на вопрос «Верите ли вы в Бога?» ответили «нет» (данные получены в 2002 г. сотрудниками Института Европы РАН).
Социализирующее влияние религиозных организаций испытывают на себе как верующие, так и члены их семей. Кроме того, различные конфессии ведут более или менее активную работу по привлечению в свои ряды новых верующих. Успех этой работы определяется тем, сколько удается создать в лоне конфессии религиозных организаций, насколько эффективно они функционируют.
Важное значение имеет и развитие религиозного просвещения и образования, которыми занимаются в той или иной степени все конфессии, в том числе и создавая свои учебные заведения различного типа (воскресные школы, центры дополнительного религиозного образования, средние и высшие учебные заведения).
Так, по определению Архиерейского собора Русской православной церкви (1994 г.) каждый приход должен иметь воскресную школу, создавать просветительские религиозные кружки. В общецерковную систему религиозного воспитания включаются кроме воскресных школ также православные детские сады, православные негосударственные лицеи и гимназии, богословские институты.
Возрождение приходской жизни требует большого числа священнослужителей, способных, готовых и специально подготовленных к ведению соответствующей работы с различными социальными и половозрастными группами населения.
В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных функций.