Группа сверстников и относительно социально контролируемая социализация
Группы сверстников включены и в процесс относительно социально контролируемой социализации.
С одной стороны, помимо неформальных групп сверстников, о которых шла речь в этом разделе, существуют формализованные группы, которые складываются в организациях различного типа (воспитательных, религиозных, производственных, контркультурных и многих других). Социализация в них имеет относительно контролируемый характер, ибо их жизнедеятельность определяется функциями, нормами, ценностями и другими характеристиками конкретной организации.
С другой стороны, в рамках любой организации складываются неформальные группы сверстников, чье влияние на социализацию своих членов неидентично влиянию организации, оно в большей или меньшей степени отличается по усваиваемым в них нормам, стилю поведению и т. п.
В следующих разделах речь пойдет в том числе и о том, какую роль играют группы сверстников в процессе относительно социально контролируемой социализации.
О том, что группа сверстников играет существенную роль в жизни и социализации человека в целом, еще раз напоминают слова французского математика и философа XVII в. Б.Паскаля, который писал (имея в виду более широкий спектр человеческих отношений): «Чем бы ни обладал человек на земле — прекрасным здоровьем и любыми благами жизни, он все-таки недоволен, если не пользуется почетом у людей. Он настолько уважает разум человека, что, имея все возможные преимущества, он чувствует себя неудовлетворенным, если не занимает выгодного места в умах людей. Вот какое место влечет его больше всего на свете, и ничего не может отклонить его от этой цели».
Организации
Определение и признаки организации
Организация— это объединение людей, созданное для решения определенных задач и реализации определенных функций.
Определение понятия «организация» и ее виды
По образному выражению американского социолога У. Уайта, современный человек — это «человек организаций», ибо как личность, как член общества он реализует себя в рамках жизнедеятельности различных организаций. Следует добавить, что и социализация человека происходит во взаимодействии не только с различными группами (семейной, сверстников, соседей и пр.), но и в различных организациях и с различными организациями.
Есть два вида организаций, которые можно рассматривать как микрофакторы социализации всех или подавляющего большинства людей. Сначала это воспитательные организации различного типа (детские сады, школы, вузы и др.). Затем — те общественные, государственные и частные организации различных типов, в которые входит или с которыми так или иначе взаимодействует человек на протяжении своей жизни (от детских поликлиник до предприятий, учреждений и любительских обществ).
Совершенно иной вид организаций — религиозные, которые являются микрофактором социализации не всех, а лишь последователей той или иной конфессии.
Можно выделить еще один вид — добровольные организации.
Особый вид организаций — контркультурные (криминального и тоталитарного типов), в которые входит лишь определенное количество людей. Поскольку они формируют у своих членов антисоциальные сознание и поведение, постольку их можно рассматривать не как фактор социализации, а как фактор десоциализации.
Признаки организации
Организации всех названных видов, имея существенные ценностно-нормативные и другие различия, в то же время обладают рядом признаков, свойственных любой организации. Ниже названы лишь те признаки, которые, во-первых, наличествуют в более или менее явном виде в любом из выделенных выше видов организаций, а во-вторых, очевидно играют определенную роль в социализации членов организации.
1. Наличие фиксированного членства.
2. Социальная структура, включающая в себя формализованную и неформализованную подструктуры.
3. Структура власти и система управления и координации.
4. Иерархия ролевых позиций в формализованной подструктуре.
5. Разделение и описание функциональных обязанностей по всем ролевым позициям.
6. Иерархия статусов в неформализованной подструктуре.
7. Каналы вертикальной и горизонтальной коммуникации.
8. Нормативная регуляция поведения членов организации.
9. Система социального контроля: надзор, позитивные и негативные санкции (стимулирование, вознаграждение, принуждение,
наказание).
Коллектив
Одним из специфических признаков организации можно считать возникновение в ней коллектива.
В наиболее общем виде коллектив можно определить как формализованную социально-психологическую контактную группу людей, функционирующую в рамках той или иной организации. Два попутных замечания.
Во-первых, особое внимание надо обратить на определение «контактная», ибо если речь идет о большой организации — концерне, политической партии и т.п., то она включает в себя много коллективов, но сама таковой не является.
Во-вторых, вызывает традиционное сомнение употребление понятия «коллектив» применительно к контркультурным организациям.
Коллектив можно рассматривать как открытую и автономную систему. Будучи организационно оформленной общностью людей, он функционирует в определенной мере независимо от организации в целом, что делает его относительно автономным. В то же время коллектив, будучи частью организации, взаимодействует с другими входящими в нее коллективами как на формализованном, так и на неформальном уровнях, что определяет его открытость по отношению к ближайшей социальной среде.
В любом коллективе складываются две структуры отношений — формализованная и неформализованная.
Формализованная структура коллектива создается его руководителями для того, чтобы организационно оформить коллектив и сделать его способным решать стоящие перед ним задачи. Формализованная структура отражает деловые отношения, в которые включены все члены коллектива (один слой структуры), и отношения управления, которые складываются между руководителями и остальными членами коллектива (второй слой).
Неформализованная структура коллектива отражает неофициальные отношения его членов и имеет также два слоя: межличностные отношения всех членов коллектива и сетку избирательных отношений приятельства и дружбы.
Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как процесс проигрывания его членами определенной социальной роли. Члены коллектива выполняют свои роли в соответствии с задачами, стоящими перед коллективом, и функциями организации, в которую он входит. Кроме того, ролевое поведение сообразуется со стилем управления коллективом, ролевыми предписаниями и ожиданиями, диктуемыми содержанием жизнедеятельности, характером отношений, сложившихся в коллективе, а также учитывает возможные формальные и неформальные санкции со стороны руководителей и других членов коллектива. При этом надо различать два аспекта в проигрывании роли: социальный и психологический.
Социальный аспект включает в себя те ролевые ожидания и предписания, которые диктуются жизнедеятельностью коллектива и несоблюдение которых ведет к социальным последствиям (негативным санкциям).
Психологический аспект — это субъективная трактовка членом коллектива своей роли, которая может не совпадать с социальными ожиданиями и предписаниями. Это несовпадение может вызывать негативные санкции, если оно проявляется в жизнедеятельности, а если не проявляется, оно может вести к внутреннему напряжению, фрустрации. В оптимальном варианте это несовпадение становится основой импровизационности в исполнении роли, проявления творческой индивидуальности человека (человек находит нетривиальные способы выполнения роли члена коллектива, т.е. проявляет креативность).
Жизнедеятельность коллектива, будучи процессом проигрывания ролей его членами, становится базой накопления ими социального опыта, ареной самореализации и самоутверждения, т.е. создает возможности для социализации человека.
Воспитательные организации