Группа сверстников и относительно социально контролируемая социализация

Группы сверстников включены и в процесс относительно социально контролируемой социализации.

С одной стороны, помимо неформальных групп сверстников, о которых шла речь в этом разделе, существуют формализованные группы, которые складываются в организациях различного типа (воспитательных, ре­лигиозных, производственных, контркультурных и многих дру­гих). Социализация в них имеет относительно контролируемый характер, ибо их жизнедеятельность определяется функциями, нормами, ценностями и другими характеристиками конкретной организации.

С другой стороны, в рамках любой организации складываются неформальные группы сверстников, чье влияние на социализа­цию своих членов неидентично влиянию организации, оно в боль­шей или меньшей степени отличается по усваиваемым в них нор­мам, стилю поведению и т. п.

В следующих разделах речь пойдет в том числе и о том, какую роль играют группы сверстников в процессе относительно соци­ально контролируемой социализации.

О том, что группа сверстников играет существенную роль в жизни и социализации человека в целом, еще раз напоминают слова французского математика и философа XVII в. Б.Паскаля, который писал (имея в виду более широкий спектр человеческих отношений): «Чем бы ни обладал человек на земле — прекрас­ным здоровьем и любыми благами жизни, он все-таки недово­лен, если не пользуется почетом у людей. Он настолько уважает разум человека, что, имея все возможные преимущества, он чув­ствует себя неудовлетворенным, если не занимает выгодного ме­ста в умах людей. Вот какое место влечет его больше всего на свете, и ничего не может отклонить его от этой цели».

Организации

Определение и признаки организации

Организация— это объединение людей, созданное для решения оп­ределенных задач и реализации определенных функций.

Определение понятия «организация» и ее виды

По образному выражению американского социолога У. Уайта, современный человек — это «человек организаций», ибо как личность, как член общества он реализует себя в рамках жизнедеятельности различных организаций. Следует добавить, что и соци­ализация человека происходит во взаимодействии не только с различными группами (семейной, сверстников, соседей и пр.), но и в различных организациях и с различными организациями.

Есть два вида организаций, которые можно рассматривать как микрофакторы социализации всех или подавляющего большин­ства людей. Сначала это воспитательные организации различного типа (детские сады, школы, вузы и др.). Затем — те обществен­ные, государственные и частные организации различных типов, в которые входит или с которыми так или иначе взаимодействует человек на протяжении своей жизни (от детских поликлиник до предприятий, учреждений и любительских обществ).

Совершенно иной вид организаций — религиозные, которые являются микрофактором социализации не всех, а лишь последо­вателей той или иной конфессии.

Можно выделить еще один вид — добровольные организации.

Особый вид организаций — контркультурные (криминально­го и тоталитарного типов), в которые входит лишь определенное количество людей. Поскольку они формируют у своих членов ан­тисоциальные сознание и поведение, постольку их можно рас­сматривать не как фактор социализации, а как фактор десоциализации.

Признаки организации

Организации всех названных видов, имея существенные ценностно-нормативные и другие различия, в то же время обладают рядом признаков, свойственных любой орга­низации. Ниже названы лишь те признаки, которые, во-первых, наличествуют в более или менее явном виде в любом из выделен­ных выше видов организаций, а во-вторых, очевидно играют оп­ределенную роль в социализации членов организации.

1. Наличие фиксированного членства.

2. Социальная структура, включающая в себя формализован­ную и неформализованную подструктуры.

3. Структура власти и система управления и координации.

4. Иерархия ролевых позиций в формализованной подструктуре.

5. Разделение и описание функциональных обязанностей по всем ролевым позициям.

6. Иерархия статусов в неформализованной подструктуре.

7. Каналы вертикальной и горизонтальной коммуникации.

8. Нормативная регуляция поведения членов организации.

9. Система социального контроля: надзор, позитивные и нега­тивные санкции (стимулирование, вознаграждение, принуждение,

наказание).

Коллектив

Одним из специфических признаков организации можно считать возникновение в ней коллектива.

В наиболее общем виде коллектив можно определить как фор­мализованную социально-психологическую контактную группу лю­дей, функционирующую в рамках той или иной организации. Два по­путных замечания.

Во-первых, особое внимание надо обратить на определение «контактная», ибо если речь идет о большой организации — кон­церне, политической партии и т.п., то она включает в себя много коллективов, но сама таковой не является.

Во-вторых, вызывает традиционное сомнение употребление понятия «коллектив» применительно к контркультурным органи­зациям.

Коллектив можно рассматривать как открытую и автономную систему. Будучи организационно оформленной общностью людей, он функционирует в определенной мере независимо от организа­ции в целом, что делает его относительно автономным. В то же время коллектив, будучи частью организации, взаимодействует с другими входящими в нее коллективами как на формализован­ном, так и на неформальном уровнях, что определяет его откры­тость по отношению к ближайшей социальной среде.

В любом коллективе складываются две структуры отно­шений — формализованная и неформализованная.

Формализованная структура коллектива создается его руково­дителями для того, чтобы организационно оформить коллектив и сделать его способным решать стоящие перед ним задачи. Форма­лизованная структура отражает деловые отношения, в которые включены все члены коллектива (один слой структуры), и отно­шения управления, которые складываются между руководителя­ми и остальными членами коллектива (второй слой).

Неформализованная структура коллектива отражает неофици­альные отношения его членов и имеет также два слоя: межлично­стные отношения всех членов коллектива и сетку избирательных отношений приятельства и дружбы.

Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как про­цесс проигрывания его членами определенной социальной роли. Члены коллектива выполняют свои роли в соответствии с задача­ми, стоящими перед коллективом, и функциями организации, в которую он входит. Кроме того, ролевое поведение сообразуется со стилем управления коллективом, ролевыми предписаниями и ожиданиями, диктуемыми содержанием жизнедеятельности, ха­рактером отношений, сложившихся в коллективе, а также учи­тывает возможные формальные и неформальные санкции со сто­роны руководителей и других членов коллектива. При этом надо различать два аспекта в проигрывании роли: соци­альный и психологический.

Социальный аспект включает в себя те ролевые ожидания и пред­писания, которые диктуются жизнедеятельностью коллектива и несоблюдение которых ведет к социальным последствиям (нега­тивным санкциям).

Психологический аспект — это субъективная трактовка членом коллектива своей роли, которая может не совпадать с социальны­ми ожиданиями и предписаниями. Это несовпадение может вы­зывать негативные санкции, если оно проявляется в жизнедея­тельности, а если не проявляется, оно может вести к внутренне­му напряжению, фрустрации. В оптимальном варианте это несов­падение становится основой импровизационности в исполнении роли, проявления творческой индивидуальности человека (чело­век находит нетривиальные способы выполнения роли члена кол­лектива, т.е. проявляет креативность).

Жизнедеятельность коллектива, будучи процессом проигрыва­ния ролей его членами, становится базой накопления ими соци­ального опыта, ареной самореализации и самоутверждения, т.е. создает возможности для социализации человека.

Воспитательные организации

Наши рекомендации