Субкультуры и относительно социально контролируемая социализация
Субкультуры играют довольно существенную роль в относительно социально контролируемой социализации, т.е. они влияют на то, как протекает воспитание. Эта роль неоднозначна по отношению к различным видам воспитания, различным возрастным группам воспитуемых и тем или иным видам воспитательных организаций.
На семейное воспитание влияют те субкультуры, в среде носителей которых живет семья, а также носителями которых являются старшие и младшие члены семьи. Это влияние проявляется, с одной стороны, в том, что ценности, нормы взаимодействия и поведения, порой и другие признаки субкультуры, носителями которой являются старшие члены семьи, могут в той или иной степени осознанно культивироваться ими в процессе семейного воспитания. С другой, поскольку старшие и младшие члены семьи являются носителями разных субкультур, постольку в семейном воспитании могут возникать конфликты по поводу несовпадения ценностей, а еще чаще — более явных субкультурных признаков (жаргона, эстетических пристрастий и др.).
В социальном воспитании роль субкультур проявляется, во-первых, в том, что воспитатели и воспитуемые принадлежат к разным субкультурам и, соответственно, у них различные стили жизни, что накладывает отпечаток на их взаимодействие, взаимопонимание, взаимопринятие.
Во-вторых, на социальное воспитание влияют особенности субкультур, характерные для той среды, в которой функционирует та или иная воспитательная организация.
В-третьих, в процессе социального воспитания воспитатели сталкиваются, наряду с общей для всех подростков, юношей и девушек субкультурой, с целым рядом ее разновидностей. Именно в подростковом и раннем юношеском возрастах происходит дифференциация субкультур в рамках общей субкультуры на про-социальные, асоциальные и антисоциальные, ибо в этом возрасте часть ребят входит в криминальные группировки, вовлекаются в тоталитарные секты, в различные неформальные движения и т.д. В связи с этим воспитателям полезно, как минимум, иметь представление об особенностях тех субкультур, с которыми сталкиваются их воспитанники, и о характерных чертах подростково-юношеской субкультуры.
В-четвертых, в процессе организации жизнедеятельности воспитательных организаций педагогам полезно иметь в виду и принимать в расчет позитивные и негативные особенности детской и особенно подростково-юношеской субкультур.
В идеале в каждой воспитательной организации педагогам полезно стремиться к созданию своеобразной субкультуры, которая, с одной стороны, интегрирует ряд черт подростково-юношеской или молодежной субкультур (не имеющих негативного характера), а с другой — продуцирует ряд позитивных ценностей, норм поведения и взаимоотношений.
Знание, принятие в расчет, использование субкультурных особенностей предполагают необходимость для педагогов вновь и вновь осваивать «марсианский язык нового поколения», для того чтобы иметь возможность вести диалог со своими воспитанниками.
***
Завершая рассмотрение субкультуры как мезофактора социализации, следует признать, что проблема пока не получила полного освещения.
С одной стороны, это связано с недостаточной изученностью такого довольно изменчивого феномена как субкультура.
А с другой стороны, как писал Стендаль: «Одинаково трудно удовлетворить читателей, когда пишешь о предметах либо малоинтересных, либо представляющих слишком большой интерес».
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Назовите основные характеристики географического региона и административного региона.
2. Приведите примеры влияния региональных особенностей на стихийную социализацию человека.
3. Приведите основные признаки сельского и городского образов жизни.
4. Назовите основные направления влияния сельского и городского образа жизни на социализацию человека.
5. Что отличает социализацию в малом городе от социализации в сельских поселениях и более крупных городах?
6. Охарактеризуйте поселок как особую среду социализации.
7. Назовите основные признаки субкультуры.
8. Какова роль субкультуры в процессах приспособления и обособления человека в социуме?
Задания для обсуждения
1.Охарактеризуйте регион своего проживания как мезофактор социализации.
2. Разработайте основные задачи региональной политики в сфере воспитания, культуросообразные условиям региона своего проживания.
3. Дайте сравнительный анализ образа жизни в деревне, городе, малом городе и поселке.
4. Покажите позитивные и негативные возможности для формирования мобильности личности в вашем городе, а также варианты осуществления человеком выбора в различных сферах жизнедеятельности.
5. Спроектируйте возможные пути оптимизации муниципальной системы социального воспитания в вашем городе.
6. Охарактеризуйте особенности подростково-юношеской субкультуры в вашем городе.
7. Покажите взаимосвязь мезофакторов социализации на примере своего города.