Субкультуры и относительно социально контролируемая социализация

Субкультуры играют довольно суще­ственную роль в относительно социально контролируемой социализации, т.е. они влияют на то, как протекает воспитание. Эта роль неоднозначна по отношению к различ­ным видам воспитания, различным возра­стным группам воспитуемых и тем или иным видам воспитательных организаций.

На семейное воспитание влияют те субкультуры, в среде носителей которых живет семья, а также носителями которых яв­ляются старшие и младшие члены семьи. Это влияние проявляет­ся, с одной стороны, в том, что ценности, нормы взаимодей­ствия и поведения, порой и другие признаки субкультуры, носи­телями которой являются старшие члены семьи, могут в той или иной степени осознанно культивироваться ими в процессе семей­ного воспитания. С другой, поскольку старшие и младшие члены семьи являются носителями разных субкультур, постольку в се­мейном воспитании могут возникать конфликты по поводу не­совпадения ценностей, а еще чаще — более явных субкультурных признаков (жаргона, эстетических пристрастий и др.).

В социальном воспитании роль субкультур проявляет­ся, во-первых, в том, что воспитатели и воспитуемые принадле­жат к разным субкультурам и, соответственно, у них различные стили жизни, что накладывает отпечаток на их взаимодействие, взаимопонимание, взаимопринятие.

Во-вторых, на социальное воспитание влияют особенности субкультур, характерные для той среды, в которой функциониру­ет та или иная воспитательная организация.

В-третьих, в процессе социального воспитания воспитатели сталкиваются, наряду с общей для всех подростков, юношей и девушек субкультурой, с целым рядом ее разновидностей. Имен­но в подростковом и раннем юношеском возрастах происходит дифференциация субкультур в рамках общей субкультуры на про-социальные, асоциальные и антисоциальные, ибо в этом возрас­те часть ребят входит в криминальные группировки, вовлекаются в тоталитарные секты, в различные неформальные движения и т.д. В связи с этим воспитателям полезно, как минимум, иметь представление об особенностях тех субкультур, с которыми сталкиваются их воспитанники, и о характерных чертах подрост­ково-юношеской субкультуры.

В-четвертых, в процессе организации жизнедеятельности вос­питательных организаций педагогам полезно иметь в виду и при­нимать в расчет позитивные и негативные особенности детской и особенно подростково-юношеской субкультур.

В идеале в каждой воспитательной организации педагогам по­лезно стремиться к созданию своеобразной субкультуры, кото­рая, с одной стороны, интегрирует ряд черт подростково-юно­шеской или молодежной субкультур (не имеющих негативного характера), а с другой — продуцирует ряд позитивных ценно­стей, норм поведения и взаимоотношений.

Знание, принятие в расчет, использование субкультурных особенностей предполагают необходимость для педагогов вновь и вновь осваивать «марсианский язык нового поколения», для того чтобы иметь возможность вести диалог со своими воспи­танниками.

***

Завершая рассмотрение субкультуры как мезофактора социа­лизации, следует признать, что проблема пока не получила пол­ного освещения.

С одной стороны, это связано с недостаточной изученностью такого довольно изменчивого феномена как субкультура.

А с другой стороны, как писал Стендаль: «Одинаково трудно удовлетворить читателей, когда пишешь о предметах либо мало­интересных, либо представляющих слишком большой интерес».

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите основные характеристики географического региона и ад­министративного региона.

2. Приведите примеры влияния региональных особенностей на сти­хийную социализацию человека.

3. Приведите основные признаки сельского и городского образов жизни.

4. Назовите основные направления влияния сельского и городского образа жизни на социализацию человека.

5. Что отличает социализацию в малом городе от социализации в сель­ских поселениях и более крупных городах?

6. Охарактеризуйте поселок как особую среду социализации.

7. Назовите основные признаки субкультуры.

8. Какова роль субкультуры в процессах приспособления и обособле­ния человека в социуме?

Задания для обсуждения

1.Охарактеризуйте регион своего проживания как мезофактор социа­лизации.

2. Разработайте основные задачи региональной политики в сфере вос­питания, культуросообразные условиям региона своего проживания.

3. Дайте сравнительный анализ образа жизни в деревне, городе, ма­лом городе и поселке.

4. Покажите позитивные и негативные возможности для формирова­ния мобильности личности в вашем городе, а также варианты осуществ­ления человеком выбора в различных сферах жизнедеятельности.

5. Спроектируйте возможные пути оптимизации муниципальной сис­темы социального воспитания в вашем городе.

6. Охарактеризуйте особенности подростково-юношеской субкульту­ры в вашем городе.

7. Покажите взаимосвязь мезофакторов социализации на примере сво­его города.

Наши рекомендации