Поселение и относительно социально контролируемая социализация
Одной из основных задач муниципальных органов власти является создание муниципальной системы воспитания, обеспечивающей позитивную социализацию подрастающих поколений, а также взрослых в конкретных социальных условиях.
Муниципальная система социального воспитания представляет собой совокупность планомерно создаваемых в муниципальном образовании (город, район города, сельский район) условий для развития и духовно-ценностного ориентирования его жителей.
В основе функционирования муниципальной системы воспитания лежат государственная и региональная политики в сфере воспитания, а сама она может рассматриваться как относительно автономная подсистема государственной системы воспитания.
Муниципальная система воспитания в идеале должна иметь ряд характеристик (А.Ю.Тупицын):
- открытость системы, что предполагает возможность свободного перехода воспитуемого из одной муниципальной системы воспитания в другую (например, в случае переезда из одного города (района) в другой);
-доступность, что предполагает возможность системы воспитания работать со всеми слоями населения, обеспечивая минимальный уровень позитивной социализации каждому человеку;
- многообразность, что предполагает предоставление людям возможности участия в разных видах деятельности, увеличивая их жизненные шансы.
Муниципальная система воспитания более или менее эффективно влияет на позитивную социализацию жителей в зависимости от того, насколько осознанно и целенаправленно она создается и развивается муниципальными органами власти и в какой мере в этом процессе участвует местное население.
Формирование и развитие муниципальной системы воспитания в идеале предполагает реализацию комплекса процедур.
Во-первых, анализ ситуации в муниципальном образовании.
Во-вторых, анализ воспитательных проблем муниципии: определение и идентификация из списка социальных, производственных, управленческих и других проблем собственно воспитательных, т.е. тех, которые могут быть решены средствами воспитания.
В-третьих, анализ ожиданий и запросов относительно сферы воспитания различных групп населения.
В-четвертых, анализ возможностей удовлетворения выявленных ожиданий и запросов муниципальной системой социального воспитания.
Муниципальная система воспитания наряду с некими компонентами и характеристиками, свойственными любой из них, обладает или должна обладать многочисленными неповторимыми чертами. Это связано с тем, что ее создают люди, а их дела всегда носят отпечаток индивидуальности. Это связано и с неповторимостью условий, сложившихся в конкретной муниципии.
Как писал Ф.М.Достоевский: «Действительность бесконечно разнообразна, сравнительно со всеми, даже и самыми хитрейшими, выводами отвлеченной мысли... Действительность стремится к раздроблению».
Субкультуры
О понятии «субкультура»
Субкультура (от лат. Sub — под и культура) — совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).
Субкультура — это автономное относительно целостное образование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентации; норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей; статусную структуру в реальных группах; иерархию предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы; способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.
Базой формирования той или иной субкультуры могут быть определенные номинальные группы — половые, возрастные, социальные и профессиональные слои населения, сексуальные меньшинства, массовые неформальные течения (феминистки, эколо-гисты, антиглобалисты и др.), криминальные слои, любители определенных занятий (охотники, картежники, коллекционеры, геймеры-компьютерщики и др.).
В рамках субкультур могут формироваться и формируются особенности, специфические для определенных слоев номинальной группы. Например, в субкультуре моряков явно просматриваются особенности, специфические для моряков торгового флота и моряков рыбопромыслового флота. В субкультуре военнослужащих заметны различия, специфические для офицеров, прапорщиков, солдат, а также для служащих в военно-морском флоте, военной авиации, в сухопутных войсках и пр.
В подростково-юношеской субкультуре имеются особенности, свойственные ее носителям, проживающим в тех или иных реги онах, в сельских поселениях, в городах в зависимости от их типа и величины, в поселках.
Кроме того, преимущественно в городах-гигантах и мегаполисах сформировались довольно автономные субкультуры хиппи, панков, металлистов, рэперов, футбольных фанатов, рокеров, байкеров, толкиенистов, экстремалов (роллеров, скейтбордистов и др.) и ряд других. Носители этих субкультур немногочисленны. Так, среди московских школьников в возрасте от 12 до 17 лет 21,8 % причисляют себя к одной из них. Но лишь 27,6 % из этих 21,8% постоянно участвуют в жизни реальных групп носителей этих субкультур (А.В.Федотова). То есть даже в Москве, где сосредоточено наибольшее количество носителей «экзотических» субкультур, лишь приблизительно 7 % подростков могут быть отнесены к их реальным носителям. Однако броское внешнее оформление и довольно экстравагантное поведение носителей этих субкультур приводят к тому, что они — заметное явление по преимуществу в очень больших городах (если же какие-либо из этих субкультур появляются в небольших городах, то их носители могут стать объектами травли).
Следует отметить, что субкультуры существенно различаются по их «заметности».
Мера оформленности субкультуры в целом и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей (например, юношеские субкультуры намного «выпуклее», чем взрослые; у моряков и сексуальных меньшинств, чьи условия жизни экстремальнее, чем у учителей, рабочих, субкультуры также более оформлены).
Признаки субкультуры
Ценностные ориентацииносителей тойили иной субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры (просоциальным, асоциальным, антисоциальным), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.
Например, можно констатировать, что в возникшей в последнее десятилетие субкультуре молодых бизнесменов существует своя система ценностей, не противоречащая общепризнанным, но специфичная именно для ее носителей. Это высокая ценность труда (среди них очень много «трудоголиков»), ценность индивидуализации в способах самореализации, раскованность и фантазия как в деле, так и на отдыхе. Стремление представителей этой субкультуры общаться с себе подобными привело к появлению системы закрытых клубов, где собираются люди, связанные одним кругом интересов, — например рекламщики, шоубизнесме-ны, нефтяники и пр. В клубе собираются люди, которые в целом разделяют набор относительно сходных ценностей. Свои «клубы» имеют и носители уголовно-лагерной или более широкой криминальной субкультуры, которых объединяют явно антисоциальные ценности.
Речь идет не только о фундаментальных, но и о значительно более простых ценностях. Есть общепризнанные ценности, но есть и такие, которые одни считают ценностями, а для других они таковыми не являются. Например, нередко то, что значимо для детей, подростков, юношей, девушек взрослыми оценивается как безделица (увлечение музыкой, техникой или спортом). В таких случаях признание своих ценностей они находят в среде сверстников с присущей ей субкультурой. Другой пример. Интересы современных ребят, как известно, многообразны и дифференциро-ванны. Нередко они тщательно оберегают их от внимания и влияния взрослых. Эти интересы для них — те ценности, которыми они обмениваются. И именно эти ценности становятся основой возникновения многочисленных групп со специфическими субкультурами — панков, готов, металлистов, скейтистов, брейкистов, которые далеко не всегда имеют позитивную социальную направленность, а порой прямо антисоциальны.
Наконец, многие ребята имеют интересы вполне позитивные, даже социально ценные. Но в классе, где они учатся, эти интересы не признаются ценностью: либо так считают их соученики, либо таково мнение педагогов. В результате класс для этих ребят — лишь место отбывания учебных занятий, а сферой реализации ценностей становится группа сверстников — носителей субкультуры.
В номинальных, а особенно в реальных группах носителей субкультуры важную роль играет совокупность разделяемых ими предрассудков. Они могут быть как довольно безобидными, так и явно антисоциальными (например, расизм у бритоголовых — скинхедов). Предрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой — сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей.
Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, присущие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния.
В просоциальных субкультурах нормы содержательно в основном не противоречат общественным нормам, а дополняют и/или трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры.
Например, в армейской субкультуре нормы взаимоотношений во внеслужебной обстановке довольно жестко дифференцируются служебным положением ее конкретных носителей. С одной стороны, они довольно демократичны во взаимоотношениях офицеров, занимающих идентичные должности, а с другой — могут весьма отличаться в процессе взаимодействия младших офицеров со старшими и наоборот — старших с младшими. В то же время в субкультурах, менее явно оформленных (врачей, учителей, инженеров), нормы взаимодействия имеют определенную специфику скорее в связи с возрастом, характером и интенсивностью взаимодействия их носителей.
В просоциальных подростково-юношеских субкультурах содержание норм определяется разделяемыми ценностями, характером лидерства в контактных группах, видом поселения, отчасти этно-конфессиональной и социально-культурной принадлежностью подростков, юношей и девушек.
В асоциальных субкультурах в зависимости от условий жизни и ценностных ориентации их носителей присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные нормы, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры. Например, возникшая сравнительно недавно субкультура готов, которую можно определить как асоциальную по принятым в их среде ценностям: нормы взаимодействия с окружающими (в целом вполне общепринятые) дополнились такими нормами, как готовность не нравиться людям своим внешним видом, безразличие к их мнению по этому поводу, стремление шокировать некоторыми повадками (вполне безобидными).
В антисоциальных субкультурах нормы, как правило, прямо противоположны общественным, а кроме того, весьма четко делятся на нормы, принятые во взаимодействии со «своими» и «чужими».
Характер субкультуры определяет и то, в каких сферах жизни поведение, взаимодействие и взаимоотношения ее носителей регулируются субкультурными нормами, а также меру настоятельности и эффективности регуляции. В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкультурах, нормативная регуляция жесткая и охватывает практически всю жизнь их носителей. Во многих асоциальных и в ряде просоциальных субкультурах регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру, а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей.
Статусная структурасуществует в реальных (контактных) группах носителей той или иной субкультуры.
Статус в данном случае — положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влиянием.
Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущими ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней ее членов, но во многом и их жизнь и судьбу в целом.
Имеющие антисоциальную направленность неформальные группы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими обычно руководят лидеры ярко выраженного авторитарного склада, стремящиеся подавить всех остальных членов. Такая группа своими нормами, содержанием жизнедеятельности и стилем взаимоотношений превращает своих членов в марионеток, лишая их права на выбор, на инакомыслие и «инакоделание», а нередко и права выхода из группы.
Попутно заметим, что статусная структура имеется и в некоторых номинальных субкультурных группах, как просоциальных (например, в шоу-сообществе), так и в антисоциальных («воры в законе» в криминальной субкультуре).
Источники информации, используемые носителями субкультуры, хотя и могут существенно различаться по их виду, имеют иерархию, практически совпадающую в субкультурах различного характера. Обычно эта иерархия выглядит следующим образом: каналы межличностной коммуникации (в более оформленных субкультурах особую роль играет статус человека — источника информации); ТУ-программы, радиоканалы, газеты, журналы, сайты в Интернете, рассчитанные на носителей конкретной субкультуры; преимущественно определенные программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов, представляющие интерес для носителей данной субкультуры.
Информация, получаемая из этих источников, отобранная, трансформированная и воспринятая в соответствии с характерными для субкультуры ценностными ориентациями, во многом определяет содержание общения ее носителей.
Эстетические пристрастия. В каждой субкультуре можно обнаружить более или менее ярко выраженные общие для ее носителей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, которые определяются их возрастными и социокультурными особенностями, условиями их жизни и имеющимися у них возможностями. На то, как проявляются те или иные особенности и реализуются возможности носителей субкультуры, особое влияние оказывает мода как социально-психологическое и культурно-экономическое явление.
Мода— форма социальной регуляции, отражающая периодическую смену образцов массового поведения, дающая более или менее адекватное внешнее «оформление» постоянно меняющемуся содержанию жизни.
Наиболее явно мода проявляется в костюме, оформлении внешности (прическа, макияж, татуировка, пирсинг и т.п.), танцах, манере поведения, речи, музыкальных и иных эстетических пристрастиях, бытовых изделиях.
Мода — одна из знаковых систем, посредством которых происходят межличностная и межгрупповая коммуникации, а также специфическое средство приобщения человека к социальному и культурному опыту.
Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой, претерпевая при этом более или менее значительные трансформации, что зависит от характера той среды, в которой она функционирует (половозрастного и социокультурного состава, ценностных ориентации, условий жизни и пр.), и в связи с этим можно говорить о модах тех или иных субкультур. «Индивид может подчеркивать эту принадлежность сознательно или бессознательно, активно или пассивно, но такой индикатор существует обязательно. И ирокез (хохолок) панка, и походка матроса вразвалочку, и наколка уголовника, и один грина (один доллар. — А. М.) фарцовщика, и старомосковская норма (произношения. — А. М.) профессора, и небрежно надетый шарф вольного художника, и широкие брюки любера... — все это сигналы принадлежности (или желания принадлежать к «гермосоциуму» (ограниченному социуму — субкультуре. — А.М.) (В. С. Елистратов).
Так, например, мода в одежде, будучи в основных чертах всеобщей, имея почти равную значимость для обоих полов, может существенно трансформироваться в тех или иных возрастных и социальных группах. Это стало реальным, поскольку современная мода отказалась от извечного диктата длины, силуэта, деталей. Наоборот, она предоставляет свободу выбора. Поэтому появились вариации моды в одежде как групповые, так и индивидуальные.
В просоциальных субкультурах взрослых мода влияет лишь на общий стиль одежды ее носителей, не имея, как правило, специфических особенностей и не предполагая особой скрупулезности в соблюдении ее норм. Так, если в моде мини, то большая часть взрослых женщин, которых можно отнести к массовым и не «выпуклым» субкультурам, укорачивает наряды. Когда эта мода проходит — удлиняет их. Но мало кто из них делает это утрированно.
Иначе обстоит дело в экстремальных субкультурах. Например, сексменьшинства не только неукоснительно следуют веяниям моды (и не только в одежде), но и могут значительно их трансформировать, подчеркивая свою принадлежность к конкретной субкультуре.
Кроме того, чем ниже культурный уровень и социальный статус носителей субкультуры, тем более следование моде может приобретать почти гротескные черты. Вот, например, как оценивает Виктор Астафьев гримасы моды в «исполнении» горожан первого поколения (а они, обычно, являются носителями довольно явно выраженной субкультуры): «...Клавочка (приехавшая в гости к дедушке и бабушке в деревню из города с родителями, одетыми примерно с таким же «шиком». — А. М.) разодета по всей моде по заграничной, по последнему крику ее, эхо которого, достигнув сибирских пределов, делается скорее похоже на хрип и обретает такие уж тона и формы, что те, кто породил моду в Европе, увидев, как тут, на наших необъятных просторах, все усовершенствовалось, махнули бы на свое ремесло рукой, убрали бы раскройные ножницы в сундук: ходите снова нагишом, люди, — нагишом приличнее...».
Мода в одежде может иметь региональные особенности. Так, по наблюдениям журналистов «Комсомольской правды», в конце 90-х гг. стильная молодежь Воронежа предпочитала кричащего цвета майки и обтягивающие кофточки, клетчатые брюки и колготки, куртки «бондеры» и «пилоты», девушки носили обувь на платформе, а юноши — массивные ботинки с подошвой толщиной не менее 5 см и обязательно с большим количеством разводов. В Новосибирске среди студентов были популярны кофты, по цвету напоминающие неоновую рекламу, и водолазки «радуга» в яркую полосочку; брюки-клеш; молодые бизнесмены носили пиджаки с воротником-стоечкой а-ля Сталин или а-ля Мао Цзэ-Дун. А в Уфе приметами особой «крутизны» считались ботинки из темного ну-бука на толстой подошве, цветастая, но не яркая рубашка, джемпер с орнаментом, не очень широкие, но и не слишком узкие штаны или джинсы «Ьеу1§-630» (хуже, если «501»), на голове — бандана.
Специфична одежда носителей автономных субкультур (она вообще может мало соотноситься с веяниями моды). Так, рокеры и металлисты носят черные кожаные куртки — «косухи», джинсы синего или черного цвета, «кенгурухи» (футболки с капюшоном) любого цвета. Рэперы предпочитают джинсы всех цветов фасона «хулиган», куртки-«аляски» или «клубные» куртки (куртки западных спортивных клубов), кроссовки; причем вся одежда должна быть размера на три больше.
Одна из отличительных черт подростков и молодежи последних десятилетий — массовое увлечение музыкой: сначала эстрадной, а начиная с середины 60-х гг. — поп-, бит- и другими направлениями. Элементами субкультуры молодежи, условиями престижности в обществе сверстников стали компетентность в современной музыке (знание музыкальных групп, их солистов и лидеров, их биографий и дискографий), обладание современной аппаратурой и музыкальными записями.
По данным различных исследований, ежедневно или почти ежедневно слушают музыкальные записи более 70% подростков, юношей и девушек, музыкальные радиопередачи — более 40%. Большинство предпочитают слушать музыку дома (около 80%) или в компании (более 40%).
Тип предпочитаемой музыки и выбор конкретных групп имеет свои социально-возрастные особенности. Среди поклонников «тяжелого рока», «хэви-металл» преобладают 14— 17-летние юноши — школьники, учащиеся ПТУ и молодые рабочие. «Битлома-ны» обычно значительно старше. Бардовская песня и джаз — увлечения более образованных слоев молодежи и старших возрастных групп.
Журналисты утверждают, что есть и региональные различия в музыкальных пристрастиях молодежи. Так, в Воронеже в конце 90-х гг. особой популярностью пользовались среди отечественных групп «Иванушки», «Мумий тролль», «Руки вверх» и «Агата Кристи», из западных — «Спайс Гелз» и «Продиджи». А в Уфе в это же время увлекались «техно» (те, кто попроще), а прочие любили «Дорз», Хендрикса, «Металлику».
Свободное времяпрепровождениеносителей той или иной субкультуры имеет более или менее явные особенности в зависимости от меры ее оформленности, «выпуклости».
В субкультурах взрослых свободное времяпрепровождение имеет явные особенности, если ее носители — любители определенных занятий. Именно этим занятиям они посвящают значительную часть своего свободного времени: охоте, рыболовству, коллекционированию и пр. В довольно «выпуклых» субкультурах военнослужащих, геологов и др. собственно субкультурные особенности свободного времяпрепровождения просматриваются с трудом.
В то же время появляются довольно автономные взрослые субкультуры, существенно влияющие на свободное времяпрепровождение их носителей. На одном полюсе — субкультура бомжей и социального дна. На другом — «богемная буржуазия», большую часть досуга проводящая в закрытых клубах, кофейнях, в кинотеатрах, в Интернете, за чтением модных журналов, в занятиях пэйнт-боллом, картингом, дельтапланеризмом, горными лыжами и прочими «дорогими игрушками».
В подростково-юношеских автономных субкультурах досуг в большой мере (а порой и полностью — например у геймеров) определяется характером увлечений их носителей — книгами Тол-киена, катанием на роликах или мотоциклах, а также характером их ценностей: агрессивный поиск антисоциальных приключений у панков и скинхедов, созерцательное ничегонеделание — у хиппи и пр.
Наиболее распространенными способами свободного времяпрепровождения подростков, юношей и девушек, имеющими явный субкультурный характер, можно считать слушание музыки, регулярные прогулки в компании и танцы. О музыке уже говорилось, о прогулках речь пойдет далее, а здесь поговорим о танцах.
Поговорим, предоставив слово журналистке В.Смагиной и профессионалам «от танцев». Вот что они рассказывают на страницах газеты «МК».
«Нынешние тинэйджерские танцы, — отмечает В.Смагина, — можно р;и делить на три вида: клубные танцы, брейк-данс и латиноамериканские плж; ки в виде салсы и меренги (национальный кубинский фольклор, различаю щийся ритмом и шагами). Первые популярны повсюду, вторые в опрсдо ленных клубах, третьи только начали приживаться. Мода меняется так сгрс; мительно, что каждый год приходится учиться танцевать по-новому. О попу лярной в прошлые годы Макарене давно забыли. Почти изжил себя весе лый танец хип-хоп».
В.Якушев, художественный руководитель танцшколы Мах1тит йапсе: «Что касается клубных танцев, их танцуют все, каких-то определенных названий они не имеют, сама музыка диктует движения. Из наиболее популярных дискотечных "фенечек", пожалуй, самое распространенное — ритмичное движение пятками вперед. При этом очень модно раскачивать корпусом вперед-назад под музыку. Другая манера танца под названием «ло-кинг» — хлесткие ритмичные движения рук и ног — взята из брейк-данса и адаптирована к хаус-музыке. Из брейк-данса также заимствованы всевозможные "волны", которые лучше всего удаются девушкам. Популярностью пользуются также латиноамериканские мелодии и афроджаз, ведь музыкальная культура цветных диктует и танцевальную моду».
Никогда дискотечные движения за последние годы не были такими плавными, как сейчас. «По сравнению с танцами прошлых дискотек, движения стали более мягкими, появилась "пружиночка". Ушла "буратинистость" в танце. Сейчас резкость в движениях на танцполе считается признаком ло-ховатости, так танцевать не принято, — рассказывает А. Теслин из Мах'итшт с!апсе, — хотя кое-что сохранилось. По-прежнему, танцуя, модно выделять какие-то физиологические особенности (очевидно, имеются в виду телесные особенности. — А. М.): девочки демонстрируют свои, мальчики — свои. Это было и будет всегда, это красиво и естественно. Другой вопрос, в каких движениях это будет выражено, — тут уже диктует мода...
Сейчас так много разнообразной музыки, что под каждый сингл можно придумать отдельный танец, было бы желание и умение импровизировать. Движения (и это ни для кого не секрет) приходят из западных клипов, их перенимают дискотечные танцоры и внедряют в массы.
Дискотечные традиции отмирают и появляются. Когда-то танцевали в кружочек, теперь это считается верхом невежества. Танцуют либо вдвоем, либо поодиночке. Раньше одинокий танцующий смотрелся как-то странно. Теперь это самая популярная модель поведения на дискотеке.
Такое всем известное на дискотеке явление, как "медляк", встречается все реже и реже. В отдельных клубах существуют сеты с медленной музыкой, но в целом "близкие танцы" уходят в прошлое.
Современный танцпол уменьшается в размерах. В прогрессивных клубах прослеживается тенденция к минимализму. Остались огромные, размером со спортзал, площадки, но такая площадь, как правило, не заполняется, танцуют на клочке, и от этого создается ощущение, что в клубе никого нет. Неуютно и несовременно. Ну а если кому-то нужен простор и размах — пожалуйста, на школьную дискотеку.
Дискотека изменилась не только внешне. Другой стала работа ди-джея, если раньше он или МС (ведущий дискотек времен хип-хопа) активно общались с публикой, то сегодня от него иногда и слова не дождешься. Пуб лика стала менее заводная, ди-джеи это чувствуют и перестают работать с массами. Сегодня для многих ди-джеев остается загадкой, как раскачать народ. Зато последние годы на дискотеках работают профессиональные танцоры, которые призваны зажигать танцующих и подавать пример».
Одним из наиболее очевидных признаков той или иной субкультуры является жаргон.
Жаргон — своеобразный диалект, отличающий носителей определенной субкультуры. Он объединяет не замещающие, а становящиеся рядом — для специальных функций — элементы словарного мышления. Лексический состав жаргона обычно довольно подвижен, непостоянен. Слова появляются, исчезают, коверкаются, «скрещиваются». В течение определенного времени, как правило, относительно короткого, жаргон во многом обновляется. В рамках жаргона происходит постоянное пополнение синонимических рядов и замещение их элементов (например, в молодежном жаргоне — «балдеть», «тащиться», «запасть»).
Словари разных жаргонов пересекаются, накладываются, перетекают друг в друга. Поэтому попытки группировать жаргонную лексику по словарям по большей части неудачны.
Жаргон в любой субкультуре — явление многослойное, включающее в себя несколько групп слов и выражений.
Так, профессиональный жаргон в обязательном порядке сочетает в себе три слоя (В.С.Елистратов). Во-первых, обязательный слой эзотерики (тайны от непрофессионалов), который, впрочем, не стоит преувеличивать. Во-вторых, слой собственно профессиональный, т.е. обозначение конкретных реалий, понятий, связанных с профессиональной деятельностью («дед» — старший механик, «рыбкин» — мастер по разделке улова — у моряков рыболовного флота; «охлажденка» — замороженное мясо, облитое горячей водой для увеличения веса; «спутник» — кусок чего-либо, который постоянно подбрасывается на весы во время взвешивания товара, а затем незаметно снимается — у рыночных продавцов). В-третьих, слой смеховой, направленный на клиента, на «чужого».
Подростково-юношеский жаргон включает в себя, как правило, следующие ел о и. Первый — общеупотребительные слова и выражения, получившие в жаргоне иное содержательное значение («кекс» — парень, «париться» — беспокоиться, «предки», «шнурки» — родители; «упакован выше крыши» — очень модно одет). Второй — общеупотребительные слова и выражения, которым в жаргоне придается многозначная экспрессивная окраска, что позволяет употреблять их в значительно большем количестве случаев, чем это принято речевыми нормами («железно», «четко», «круто», «чумово», «грузить»). Третий — слова, бытующие только в жаргоне («салага», «клевый», «прикид» — одежда; англицизмы; слова из блатной лексики). Четвертый — слова и выражения, употребляемые лишь в отдельных регионах, в том числе и имеющие корни в областных диалектах (так, в конце 90-х гг.: в Уфе — «попутал» — заболел, «хвост положить» — «снять» девушку; в Новосибирске — «круто, прикинь, да?», «как бы, затратил» — достал, надоел). Пятый — слова, употребляемые в автономных субкультурах (у байкеров, роллеров, металлистов и др.). Наконец, некоторые компании юношей и девушек используют слова и выражения, подлинный смысл которых понятен только им.
Особняком стоит жаргон криминальных групп, который нередко настолько специфичен, что совершенно непонятен окружающим (неслучайно издано несколько словарей, которые используют в работе с «подопечными» сотрудники правоохранительных органов).
Жаргоны существенно различны по количеству входящих в них лексических единиц, доминирующей экспрессивной окраске и интенсивности использования. (Эти показатели максимальны в юношеском и девиантных жаргонах.)
Во многих субкультурах рождается и бытует свой фольклор — комплекс словесных, музыкальных, игровых, изобразительных видов творчества.
Словесный вид творчества включает в себя различные предания из истории сообщества носителей субкультуры, о жизни и «деяниях» ее легендарных представителей, специфические по содержанию стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в детской субкультуре — считалки, дразнилки, страшилки и пр.
Музыкальный фольклор — это, как правило, песни, выражающие определенное мировосприятие и отношение к окружающему, чувства и стремления, особенности стиля жизни и мышления, отражающие и пропагандирующие ценности и нормы субкультуры, рассказывающие о каких-либо реальных или мифических событиях в жизни ее носителей.
Игры могут быть как созданные в рамках субкультуры (интеллектуальные, карточные — в девиантных, подвижные — в детской и т.д.), гак и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифицированные), которые стали значимыми как признак принадлежности играющих к той или иной субкультуре.
Среди изобразительных видов фольклорного творчества следует выделить граффити. Термин «граффити» происходит от итальянского «ёгагТко» и означает «проводить линии», «писать каракулями», «выцарапывать». Он обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, сделанные любым способом (мелом, ручками и карандашами, маркерами, краской, выцарапанных и выбитых) на объектах общественной и частной собственности (на стенах домов, заборах, скамейках, в транспорте, в туалетах, лифтах, на лестницах, на партах и столах и даже на памятниках культуры). Граффити содержат разнообразные сообщения, ругательства, изречения, рисунки, символы. Граффити — средство утверждения групповой идентичности носителей субкультуры (написание имен рок-идолов, названий спорткоманд и т.д.), протест против социальных и культурных норм (изображение табуируемых слов и символов, соответствующие сентенции и призывы и т.д.), отражение злобных реакций на конкретных людей и этнические группы (А. А. Скороходова).
Субкультурному фольклору присущи специфические признаки любого фольклора — коллективность творческого процесса, традиционность, нефиксированные формы передачи произведений от поколения к поколению и от одних носителей субкультуры к другим, вариативность формы и содержания.
В той или иной конкретной субкультуре набор видов фольклорного творчества и его содержание различаются в зависимости от ее характера, меры оформленности, степени закрытости. Так, в субкультурах детской, юношеской, религиозных сект, криминальных сообществ наличествуют все виды творчества.
В то же время в фольклоре субкультур тех или иных социальных и профессиональных слоев, неформальных движений, самодеятельных и любительских объединений присутствуют либо лишь словесное творчество, либо словесное и музыкальное, либо словесное и игровое.
Завершая характеристику основных признаков субкультуры, следует подчеркнуть, что в совокупности субкультуры представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их трансляции на те или иные общности, а также маркирования (наглядного обозначения) социальной и возрастной стратификации общества. Просоциальные и отчасти асоциальные субкультуры способствуют стабилизации общества и личности, а антисоциальные и часть асоциальных — их дезорганизации. Одни субкультуры выступают как контркультуры (уголовно-лагерная, хиппи и т.п.), а другие — порождают инновационные явления и способствуют включению этих явлений в культуру общества.