Поселение и относительно направляемая социализация
Реформы государственной структуры, происходящие в последние годы в России, особое место отводят формированию муниципальных органов власти. Отказ от функцийцентрализованного планирования многих сфер общественно-политической и хозяйственно-экономической жизни, перенос тяжести принятия решений на уровень регионов и муниципальных образований заставляет муниципальные органы власти все больше внимания уделять разработке собственных подходов к формированию местной политики, не надеясь на универсальные рецепты федеральной власти. В настоящее время в России насчитывается свыше 1700 муниципальных образований (городов, районов города, сельских районов). Уровень муниципальной власти характеризуется двумя важными особенностями: коротким промежутком времени от принятия решения до его реализации и непосредственной вовлеченностью управленцев в муниципальную жизнь. Эти особенности делают муниципальную власть наиболее эффективной с точки зрения возможностей решения конкретных проблем населения. Любые демографические, социальные, экологические изменения в первую очередь проявляются на муниципальном уровне. (Так, сокращение или увеличение рождаемости в том или ином муниципальном образовании влияет на количество детских садов и школ, других учебно-воспитательных учреждений, находящихся на содержании муниципалитета.)
То, как в том или ином поселении или муниципальном образовании протекает относительно направляемая социализация, во многом определяется решением различных проблем на федеральном и региональном (в субъектах Федерации) уровнях (о чем шла речь в разделах о государстве и регионах). Тем не менее в значительной мере относительно направляемая социализация в поселении зависит от усилий муниципальных органов власти.
Позитивное влияние местных властей на относительно направляемую социализацию становится более или менее реальным, если они последовательно и достаточно квалифицированно изучают реалии муниципального образования и на основе полученных результатов осуществляют адекватное целеполагание в своей деятельности. После чего квалифицированно и реалистично программируют, планируют и организуют достижение поставленных целей, проводят анализ получаемых результатов и адекватную его данным коррекцию управленческой деятельности.
Изучение позитивных и негативных возможностей города, района предполагает первоначальную диагностику и последующее наблюдение (мониторинг):
-количественного соотношения половозрастных, этнических, социально-профессиональных и культурно-образовательных слоев населения; тенденций увеличения одних и уменьшения других, количественных и качественных характеристик миграции; трудовой занятости населения, возможностей и перспектив трудоустройства, ценностных ориентации в сфере труда;
- жилищных и бытовых условий различных слоев населения, бытовой занятости и ценностных ориентации в сфере быта; состояния здоровья и отношения к нему;
- досугового времяпрепровождения различных групп населения; ценностных ориентации в сфере досуга; досуговых возможностей города, района;
- состава и типологии семей; норм семейных взаимоотношений; брачных и репродуктивных установок;
- наличия и характера функционирования местных средств массовой коммуникации; аудиторий местных, региональных и федеральных СМК, их предпочтения;
- возможностей получения образования различного вида и уровня, количество обучающихся в различных учебных заведениях;
- социально-психологического климата, культурных и бытовых традиций;
-социально незащищенных, неблагополучных и перспективных контингентов (одаренных, социально ущемленных, социально активных, антисоциальных, криминогенных и криминальных групп);
- противоречий между различными группами населения (территориальными, социально-профессиональными, этноконфессио-нальными, возрастными и др.).
Данные, полученные в процессе первоначальной диагностики и последующего мониторинга, могут стать реальной основой для адекватного целеполагания в управлении жизнедеятельностью муниципального образования. Учитывая задачи федеральной и региональной политики, муниципальные органы власти определяют задачи и формулируют цели, необходимые для решения этих задач: а) по использованию и интенсификации возможностей города, района; б) по компенсации недостающих возможностей; в) по минимизации, нивелированию и корректированию негативных социализирующих особенностей, выявленных в процессе изучения и мониторинга.
Для решения задач необходимо создание организационных условий, которые бы обеспечили превращение наличного экономического и социально-культурного потенциала города, района в средства влияния муниципального образования на социализацию человека. Это требует интеграции возможностей и усилий органов государственной власти и управления, общественных и религиозных организаций, учреждений органов образования, здравоохранения, правопорядка, социальной защиты и др., что позволит мобилизовать и сконцентрировать средства (материальные, финансовые, духовные, личностные ресурсы), оптимизировать и развивать инфраструктуры и кадровый потенциал муниципального образования.