Гендерная (полоролевая) структура общества и стихийная социализация
Современная наука различает биологический репродуктивный пол (статус индивида как самца или самки) и социальный пол как совокупность социокультурных иповеденческих характеристик и ролей, определяющий личностный, социальный и правовой статус мужчины и женщины в определенном обществе.
Социальный пол называют гендером(от лат. gender— род) и все соответствующие свойства и отношения, за исключением анатомо-физиологических, называют не половыми, а тендерными (тендерные роли, тендерное разделение труда, тендерные стереотипы и т.д.). Однако слова «гендер» и «пол» (или «секс»), «тендерные роли» и «половые роли», «гендерная ориентация» и «сексуальная ориентация» часто употребляют как синонимы (И. С. Кон).
На процесс социализации человека влияют и собственно половая (биологическая), и полоролевая структуры общества (вторая значительно существеннее, чем первая).
Коротко скажем о количественном соотношении мужчин и женщин, которое и определяет половую (биологическую) структуру того или иного общества.
В целом в мире соотношение мужчин и женщин практически равное (женщин в мире лишь на 1 % меньше, чем мужчин). Равенство достигается за счет большего количества мужчин в младших возрастных группах, ибо, хотя мальчиков обычно рождается больше, чем девочек, у мужчин выше смертность и меньше продолжительность жизни. В некоторых странах — дефицит женщин, в других — мужчин (и таких много). Неравномерно соотношение мужчин и женщин в различных возрастных группах. Так, в Китае, где поощряется однодетность, в младших возрастных группах больше мальчиков.
В России, по данным переписи 2002 г., численность женщин на 10 млн превысила численность мужчин. Женщин значительно больше, чем мужчин как в старших возрастных группах, так и в продуктивных возрастных группах (20 — 60 лет). Это, главным образом, следствие значительно более ранней и более высокой смертности среди мужчин. Так, по данным Росстатагентства, в 90-е гг. XX в. число смертей среди молодых мужчин было более чем в четыре раза выше, чем среди их сверстниц (смертность мужчин лишь от убийств с 1990 г. выросла в 2,5 раза). Согласно прогнозам, в 2015 г. в России женщин будет по крайней мере на 7 млн больше, чем мужчин.
Количественное соотношение женщин и мужчин влияет на жизненный сценарий членов общества и на их социализацию в ряде аспектов, наиболее явные из которых — невозможность создать семью для довольно большого количества представителей продуктивных возрастных групп, а также социально вынужденное замещение женщинами традиционно мужских профессиональных ролей (в тяжелых видах труда).
Гендерная (полоролевая) структура общества характеризуется рядом показателей, отражающих некоторые качественные характеристики соотношения роли мужчин и женщин в жизни общества.
В первую очередь нужно вести речь о социальном статусе мужчин и женщин в обществе. Он различен: матриархат — в некоторых архаичных обществах, патриархат — в ряде стран Азии и Африки, декларируемый биархат — в европейских странах.
Важным показателем можно считать уровень образования мужчин и женщин. В среднем по всему миру мужчина проводит в школе 5,8 года, женщина — 4,3 года. Но в некоторых обществах эти различия могут быть совсем иными.
В России женщины в среднем имеют более высокий уровень образования, чем мужчины. Перепись 2002 г. впервые зафиксировала превышение доли женщин, имеющих высшее образование, по сравнению с мужчинами.
Немаловажно и участие в работе вне дома — в мире это 57 % мужчин и 33 % женщин. Но и здесь имеются существенные различия между конкретными обществами. Если в США количество работающих мужчин и женщин примерно равно (по 45%), то в развивающихся странах — лишь 31 % женщин заняты во внедо-машнем труде. Доля женщин, как правило, превышает долю мужчин среди работников неквалифицированного труда и малопрестижных профессий.
В России во внедомашнем труде занято почти 32 млн мужчин и почти 30 млн женщин старше 15 лет. При этом неравенство мужчин и женщин в сфере занятости не только сохраняется, но и прогрессирует. Доля женщин превышает 80 % в наименее оплачиваемых образовании, здравоохранении, социальном обслуживании.
В промышленности, где оплата труда выше, количество женщин за период с 1990 по 1998 г. сократилось почти в 2 раза. В традиционно женских сферах занятости — в торговле, финансово-кредитных и страховых учреждениях, где заработки довольно приличные, количество мужчин за тот же период увеличилось (в торговле и общественном питании мужчин стало в 3 раза больше, а женщин — лишь в 1,2 раза, в финансовых учреждениях соответственно в 5 и 1,5 раза). В 1998 г. зарплата женщины составляла 70 % от зарплаты мужчины (несмотря на то, что уровень образования у женщин выше).
Низок удельный вес женщин среди тех, кто обладает высоким социально-экономическим статусом. Но здесь Россия обошла США. В начале 90-х гг. XX в. доля женщин в составе директорского корпуса США составила 4,5 %. А в России в 1996 г. их доля была 8 — 11 % и к 2000 г. она выросла до 15,1 %.
Иначе обстоит дело с ролью женщин во властных структурах. Если в развитых странах руководящие посты занимают 24 % женщин и 76 % мужчин (в Норвегии и Дании женщины занимают треть мест в парламентах), то Россия по этому показателю соответствует развивающимся странам, где соотношение — 8 % и 92 % (в России в Думе созыва 1999 г. женщин было всего 7 %).
В повседневной жизни, как показывают данные ВЦИОМ, российские мужчины и женщины практически с равной интенсивностью смотрят телевизор и слушают радио, ходят в продуктовые магазины, работают в садах и огородах, читают газеты и книги, слушают магнитофонные записи и грампластинки.
При этом женщины значительно больше времени, чем мужчины, посвящают детям, тратят на приготовление пищи, стирку и уборку, почти вдвое чаще ходят в промтоварные магазины. Мужчины, в свою очередь, втрое чаще женщин занимаются ремонтом, что-то мастерят, делают по дому, в полтора раза чаще занимаются спортом и повышают свою профессиональную квалификацию, вдвое чаще играют в карты и шахматы и посещают спортивные зрелищные мероприятия.
С учетом многих других показателей общий вывод делается такой: в российском обществе идет дальнейшее разграничение мужских и женских ролей. Женщины ориентированы на дом, семью, детей; мужчины — центробежно из дома на заработок, на друзей, на дело. Хотя появилась и набирает силу и другая тенденция — рост внедомашней занятости у женщин, повышение их статуса в семье, в бизнесе, в сфере управления.
Гендерная структура общества влияет на социализацию человека, в первую очередь определяя характер усваиваемых им тендерных (полоролевых) ожиданий, представлений о статусном положении того и другого пола, формирующихся у него стереотипов полоролевого поведения.
В связи с этим надо сказать о том, что гендерная роль — это определенная модель поведения, включающая некоторый набор видов деятельности, социальный статус, манеры держаться, критерии маскулинности и фемининности и соответствующий набор психических свойств, на основе которых данная культура дифференцирует мужчин и женщин и которую она предъявляет им в качестве некоторого норматива. Частной стороной гендерной роли является совокупность представлений и требований, относящихся к сексуальному поведению мужчин и женщин (И. С. Кон).
Содержательно гендерные роли существенно различаются в зависимости от культуры конкретного общества. Так, американские исследователи заключили, что типично мужской образ — это набор черт, связанных с социально не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает ряд черт, связанных с социальными и коммуникативными умениями, с теплотой и эмоциональной поддержкой. Типично отрицательными качествами мужчин признаются грубость, авторитарность, излишняя рациональность, а женщин — формализм, пассивность, излишняя эмоциональность. В целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам (В.С.Агеев).
Совершенно очевидно, что приведенные выше гендерные стереотипы отличаются от реального полоролевого поведения американских мужчин и женщин, которое всегда не совпадает со стереотипами и обгоняет процесс стереотипизации. Но тем не менее общий контур социализации человека под влиянием гендерных стереотипов просматривается довольно ясно и во многом совпадает с ситуацией в Европе и в России (хотя у нас имеются важные различия как в сфере обыденного сознания, так и в обычном поведении мужчин и женщин).