III. Укомплектованность школы кадрами и их квалификация
Учреждение должно располагать необходимым числом специалистов (тренеров-преподавателей и инструкторов по спорту) в соответствии со штатным расписанием.
Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей. Квалификацию специалистов следует поддерживать на высоком уровне постоянной (периодической) учебой на курсах переподготовки и повышения квалификации или иными действенными способами. У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все сотрудники учреждения должны обладать высокими моральными качествами, чувством ответственности. При оказании услуг работники учреждения должны проявлять к потребителям Услуги максимальную вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие профессиональную квалификацию, подтвержденную документами об образовании. В отдельных случаях, вызванных производственной необходимостью, педагогической деятельностью могут заниматься лица, имеющие соответствующим квалификационным характеристикам способности.
Штатное расписание спортивной школы
Штатное расписание спортивной школы утверждается директором в пределах имеющегося фонда оплаты труда.
Приложение № 15
Рекомендуемый перечень должностей спортивной школы
Наименование | Примечание |
Директор | |
Заместитель директора по учебно-спортивной работе | |
Заместитель директора по методической (научно-методической работе) | |
Заместитель директора по спортивно-массовой работе | |
Заместитель директора по безопасности | |
Заместитель директора по хозяйственной части | |
Заведующий отделением (начальник отдела) | На каждое структурное подразделение |
Инструктор-методист (включая старшего) | |
Спортсмен-инструктор | |
Педагог-психолог | |
Педагог-организатор | |
Юрист-консультант | |
Врач | |
Медсестра | |
Массажист | |
Главный бухгалтер | |
Бухгалтер | |
Кассир | |
Секретарь-референт | |
Заведующий хозяйством | |
Заведующий складом | |
Уборщик | 1 ставка на 500 кв.м убираемой площади |
Рабочий по комплексному обслуживанию помещений | 1 ставка на 400 кв.м обслуживаемой площади |
Дворник | В соответствии с местными нормативами убираемой площади |
Сторож-вахтер | При наличии отдельно стоящего здания: 4 ставки при круглосуточной охране, 2,3 ставки при охране в ночное время и выходные дни. |
Количество ставок тренера-преподавателя (включая старшего), хореографа, концертмейстера и других необходимых в соответствии с учебной программой специалистов определяется количеством групп и годовым объемом учебно-тренировочной нагрузки на все группы , а при нормативе оплаты труда в процентах за одного занимающегося и за подготовку высококвалифицированных спортсменов путем деления суммарного процента на 100.
Дополнительные ставки при наличии в оперативном управлении спортивной школы сооружений вводятся на основе расчета потребности в штатных единицах, согласованного с местным (региональным) органом управления по труду.
При расчете количества рабочих (специалистов) по тренингу спортивных животных (лошади, собаки) за основу рекомендуется брать единицу времени, необходимого для тренинга животного в соответствии с утвержденной учебной программой.
Критерии оценки профессиональных компетенций:
- стратегия и цели развития спортивной организации;
- основные показатели работы организации в целом и ее отдельных подразделений и сотрудников;
- возможности смешанной модели финансирования с привлечением внебюджетных средств;
- кадровая политика и развитие системы мотивации персонала;
- вопросы повышения квалификации персонала и др.
Целевые программы переподготовки и повышения квалификации:
- стратегический менеджмент и система оценки показателей деятельности;
- финансовая политика и механизм внебюджетного финансирования;
- PR-деятельность и корпоративная культура;
- кадровая политика и мотивация персонала;
- информационные технологии и электронный документооборот;
- коммуникационный менеджмент и управление конфликтами (особенно для тренеров);
- системная работа с родительскими комитетами и т.д.
Спортивная школа при определении перечня оборудования, инвентаря, спортивной формы и обуви в объеме, необходимом для качественного проведения учебно-спортивной работы руководствуется нормами, предусмотренными "Табелем оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем" (приказ Госкомспорта России от 26 мая 2003 г . № 345) и "Табелем обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования" (приказ Госкомспорта России от 03марта 2004 г . № 190/л).
В случае отсутствия собственных спортивных сооружений и оборудования в смете доходов и расходов спортивной школы должны быть предусмотрены расходы на арендную плату в размере согласно заключенным договорам.
В оперативном управлении спортивной школы может находиться оздоровительный лагерь для обеспечения учебно-тренировочного процесса и оздоровления юных спортсменов в каникулярное время.
При отсутствии у спортивной школы собственного оздоровительного лагеря необходимо предусмотреть финансирование расходов на оплату путевок в детские спортивно-оздоровительные лагери, проводящие профильные (спортивные) смены или на организацию и проведение учебно-тренировочных сборов (в т.ч. в виде полевого лагеря).
С учетом специфики работы и в целях эффективного обеспечения учебно-тренировочного процесса спортивные школы должны иметь собственный специализированный автотранспорт.
Специальное оборудование, приборы и аппаратуру следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически проверять.
Неисправное специальное оборудование, приборы и аппаратура должны быть заменены, отремонтированы (если они подлежат ремонту) или изъяты из эксплуатации.
Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь должны соответствовать требованиям безопасности, установленным в нормативной документации на них, и использоваться в соответствии с правилами, изложенными в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя.
IV. Система многолетней спортивной подготовки
Спортивная школа организует учебно-тренировочный процесс в соответствии с научно разработанной системой многолетней спортивной подготовки, обеспечивающей преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки спортсменов всех возрастных групп.
Таблица №1
Организационная структура многолетней спортивной подготовки
Этапы подготовки | Основная задача этапа | Период подготовки | Физкультурно -спортивный клуб по месту жительства и учебы | ДЮСШ | СДЮШОР | УОР |
Спортивно- оздоровитель-ный | Расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной активности | весь период | + | + | * | - |
Начальной подготовки | Базовая подготовка и определение вида спорта для дальнейшей специализации | до 3 лет | + | + | + | - |
Учебно-тренировочный | Специализация и приобретение устойчивого навыка в избран-ном виде спорта | до 5 лет | * | + | + | * |
Спортивного совершенство-вания | Углубленная тренировка и совершенствова-ние спортивного мастерства | до 3 лет | - | * | + | + |
Высшего спортивного мастерства | Реализация индивидуальных возможностей | 3 года и более (с учетом возрастного ценза) | - | * | * | + |
Условные обозначения: "+" - основные этапы подготовки
"*" - рекомендуются при наличии условий и возможностей
"-" - не рекомендуется
Приложение № 19
Модель-схема построения системы многолетней подготовки спортсменов в образовательных учреждениях спортивной направленности
(преимущественная направленность тренировки).
Предварительная подготовка
(группы начальной подготовки)
решаются образовательные, воспитательные, оздоровительные и развивающие задачи:
- укрепление здоровья, улучшение физического развития;
- овладение основами техники выполнения физических упражнений;
- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами спорта;
- определение вида спорта для последующих занятий;
- привитие стойкого интереса к занятиям спортом;
- воспитание волевых качеств.
Начальная спортивная специализация
(учебно-тренировочные группы 1-2 года обучения):
- достижение всесторонней физической подготовленности;
- овладение основами техники избранного вида спорта;
- воспитание основных физических и волевых качеств;
- приобретение соревновательного опыта в различных видах спорта;
- определение спортивных задатков и способностей;
- уточнение спортивной специализации.
Углубленная специализация в избранном виде спорта
(учебно-тренировочные группы 3-5 года обучения):
- совершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических качеств;
- повышение уровня подготовленности;
- накопление соревновательного опыта в избранном виде спорта;
- совершенствование волевых качеств.
Спорт высших достижений
(группы спортивного совершенствования и высшего мастерства):
- совершенствование техники избранного вида спорта и специальных физических качеств;
- повышение тактической подготовленности;
- освоение тренировочных нагрузок;
- достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов в данной специализации (выполнение норматива мастера спорта);
- совершенствование соревновательного опыта и психической подготовленности.
Для обеспечения этапов многолетней спортивной подготовки спортивная школа использует систему спортивного отбора, включающую в себя:
а) анализ показателей развития физической подготовленности и освоения спортивных навыков занимающимися;
б) сдача контрольных нормативов по ОФП, СФП, ТТМ с целью комплектования отделений;
в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.
Критерии оценки деятельности тренера-преподавателя на этапах многолетней подготовки:
а) спортивно-оздоровительный:
- расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной активности занимающихся;
б) начальной подготовки:
- сохранение стабильности состава занимающихся;
- динамика роста индивидуальных показателей физического развития и подготовленности занимающихся;
- уровень освоения основ техники занимающимися в избранном виде спорта.
в) учебно-тренировочный:
- динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности занимающихся в соответствии с индивидуальными особенностями;
- уровень освоения объёмов учебно-тренировочных нагрузок занимающимися, предусмотренных образовательной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
- выполнение нормативов спортивной классификации занимающимися для зачисления на этап спортивного совершенствования;
г) спортивного совершенствования:
- уровень общей и специальной физической подготовленности, технико-тактического мастерства и функционального состояния организма занимающихся;
- динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных и всероссийских соревнованиях;
- выполнение нормативов спортивной классификации для зачисления на этап высшего спортивного мастерства;
- зачисление воспитанников спортивной школы в училища олимпийского резерва и включение в состав сборной команды Москвы;
д) высшего спортивного мастерства:
- включение в состав сборной команды Москвы;
- положительная динамика результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях;
- достижение результатов уровня сборных команд России.
Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта спортивной школы проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель – в условиях спортивно-оздоровительного лагеря.
Планирование процесса подготовки
Учебный план подготовки спортсмена отражает: цели обучения, категорию занимающегося, продолжительность обучения, режим тренировочных занятий, перечень разделов и дисциплин вида спорта, количество (академических) часов по разделам и дисциплинам.
Учебно-тематический план конкретизирует учебный план и включает: описание тем и разделов, виды учебных занятий, количество часов, отведенных на различные виды занятий, формы и виды контроля.
Учебная программапредусматривает: введение, перечень тем, реферативное описание тем или разделов, наименование видов занятий по теме, методические рекомендации по реализации учебной программы, список учебно-методических материалов и пособий.
Учебный план и программа должны составляться с учетом исходного уровня подготовки спортсмена и подготовленности тренера-преподавателя. Программа охватывает комплекс параметров подготовки и предусматривает последовательность и непрерывность многолетнего процесса подготовки и преемственность в решении задач укрепления здоровья, воспитания стойких интересов к занятиям, создания предпосылок для достижения высоких спортивных результатов. В программе следует предусмотреть раскрытие содержания учебно-тренировочного и воспитательного процесса, планы по разделам подготовки, учебный материал по видам подготовки, систему приема контрольных нормативов и способы их оценки, календарный план соревнований на каждый этап подготовки.
Эффективность процесса подготовки предпочтительно оценивать по показателям: уровня здоровья и физического развития; уровня подготовленности (физической, технической, тактической, специальной, психической); по достигнутым спортивным результатам; положительным изменениям физического состояния спортсмена, критериям.
Одним из важнейших вопросов планирования учебно-тренировочного процесса является распределение программного материала по периодам и этапам годового цикла, а также детализация его по недельным циклам как основным структурным блокам планирования.
Учебная программа подготовки спортсмена содержит: календарь соревнований (главных, основных, отборочных, контрольных); учебно-тренировочные сборы; структуру годичного тренировочного цикла.
Нормативная часть программы включает: приемные и переводные нормативы (тесты), соотношение средств ОФП, СФП, СТП, ТТП подготовки и показатели соревновательной нагрузки. С учетом календарного плана соревнований следует регламентировать объем специализированных тренировочных нагрузок, соревнований и время на восстановление.
По мере подготовленности спортсмена повышается удельный вес спортивно-технической, специальной физической и специальной технической подготовки. При этом постепенно уменьшается, а затем стабилизируется объем нагрузок, направленных на общефизическую подготовку.
Принцип комплексности предусматривает взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса и уровня подготовленности: физической, технико-тактической, психологической, теоретической подготовки, воспитательной работы, педагогического и врачебного контроля, восстановительных мероприятий.
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по годам обучения и соответствия его с требованиями высшего спортивного мастерства. Обеспечение в учебно-тренировочном процессе преемственности задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, роста показателей физической, технико-тактической подготовленности и спортивных результатов.
Преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств.
Основные задачи и содержание процесса многолетней подготовки.
Начальная подготовка: изучение и определение пригодности к занятиям видом спорта, всесторонняя физическая подготовка, обучение основам вида спорта, воспитание устойчивого интереса к тренировочным занятиям.
Учебно-тренировочный этап: общая физическая, специальная физическая подготовка, развитие физических качеств, приобретение навыка техники исполнения, воспитание морально-волевых качеств, привитие гигиенических навыков.
В спорте высших достижений. На базовом периоде – ОФП, СФП, ТТП:
- в специальном подготовительном периоде – освоение соревновательных программ, развитие специальных физических качеств, достижение запланированных результатов;
- в соревновательном периоде – тренировка по соревновательной программе, определение наивысших возможностей организма спортсмена;
- в переходно-подготовительном периоде – снижение общей физической нагрузки, корректировка планов подготовки;
- в переходном периоде – дальнейшее снижение нагрузки, активный отдых, реабилитация, лечение травм.
Условия зачисления в учреждение, переводы занимающихся на последующий год обучения, этапы многолетней спортивной подготовки.
На этап начальной подготовки принимаются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний в установленном для вида спорта минимальном возрасте.
На учебно-тренировочный этап подготовки зачисляются на конкурсной основе только здоровые и практически здоровые спортсмены, прошедшие не менее одного года необходимую подготовку, при выполнении ими требований по общефизической и специальной подготовке.
На этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены, выполнившие (подтвердившие) спортивный разряд кандидата в мастера спорта, а по командным игровым видам спорта - первый (юношеский) спортивный разряд. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.
На этап высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены, выполнившие (подтвердившие) требования норм "Мастера спорта России", "Мастера спорта России международного класса", а в командных игровых видах спорта - разряд "Кандидата в мастера спорта". Возраст спортсмена не ограничивается, если его спортивные результаты стабильны и соответствуют требованиям этапа высшего спортивного мастерства.