Культура Древнего Рима. Сверхзадача и особенности мировоззрения
(билет построен на ассоциативном ряду, автор надеется на ваше знание истории)
Римская Империя 1200 лет.
Рим везде. Мечта об Империи.
Имперские притязания во все времена. Рим - точка отсчета всех времен.
“Кесарю - кесарево, а Богу - Богово!”
Цицерон: ”Ромул удачно выбрал место. Нету места лучше. Правильно ,что не построил город у моря.” (море - стихия воды. заставляет меняться)
Рим Древней эпохи был нездоровым, был построен в болотах, как следствие не хватало питьевой воды.
Осада стихий = ее ощущения. Град осажденный.
Троянская тема красной ниткой проходит через историю Рима, как следствие не лучшие отношения с Грецией.
Магические истории и сакральность Ромула и Ремула.
Оборотнический союз - поиск будущего - убийство Рема - жертвоприношения и нечестивое действо - проклятость города - болезненное отношение к войне.
Фидос - верность, готовность пожертовать собой и другими ради Рима. (много легенд)
Самопожертвование ради Рима - это норма, своего рода тираническая концепция римского долга.
Виртус (мужество) - подвиги во имя государства.
Величайшая свобода - человек сам распоряжается своей жизнью и смертью. (отсюда рабы - люди второго сорта, так как не убили себя)
Желание выделиться - преступление в раннем Риме - честолюбие в минусе.
Гравитос - величавая важность или танец (в раннем Риме было запрещено танцевать)
В раннем Риме женщинам нельзя было пить, а мужчинам только чуть-чуть. В Императорском Риме выпивали много и те и те.
Умеряют разгул чувст, не дают им выйти за рамки, но ради Рима могли делать, то, что не вписывалось в его ментальность.
Слово - закон.
Особые отношения с Богами, скорее юридические, построенные на правиле - “Мы тебе то-то и это, а ты нам это и то-то.”
Римляне - высший тип людей, но в отличии от греков пытались распространить свою культуру. (разница: у греков обозримость пространства, у римлян наоборот - мировое государство, считали, что это их миссия от Бога)
1 Эпикурейство и 2 Стоицизм
1) Призыв жить и наслаждаться.
2) Долг и идеальный мудрец.
Катон боролся с “плохими” древнегреческими привычками. Было сложно - вошло в моду у патрициев - используя греческую культуру, не считали их равными себе.
Несколько сотен специализаций у рабов.
Нету проблем внутреннего мира.
Есть и другой вариант ответа)
Рим в культуре практически везде. Даже москва и та третий рим. герб питера дублирует герб ватикана. французские революционеры косили под римлян. викинги хотели завоевать рим.
Христианство неразлучно связано с Римом. Понтий Пилат, Петр и Павел и тд.
Что же сделало Рим Римом? Мнение цицерона: географическое обоснование. Типа Ромул очень удачно выбрал место для города: не прямо на берегу. Во-первых, постоянные нападения, во-вторых, постоянные туристы со своими нововведениями.
Древнейший Рим был болото. Тибр постоянно разливался. Начинают развиваться инженерные способности населения. Римляне постоянно в осаде стихии. Постоянно решали какие-то проблемы. Комплекс осажденного. Всегда недоверие, постоянная война с природой и т.п.
2 легенды.
1. Троянская легенда. Предки римлян - троянцы, которым удалось покинуть горящую Трою. Эта троянская тема пройдет красной нитью через всю историю Рима: двоякое отношение к Греции.
2. Ромул на своем любимом холме построил город. Боги послали ему 12 орлов, ров, Рэм перепрыгнул, Ромул его убил и сказал, что так будет с каждым, кто покусится на город. Ромул и Рэм реально существовали, вскормлены волчицей, были предводителями бродячей молодежи. Римляне относились к убийству ромулом брата двояко: с одной стороны, необходимая жертва, с другой - убийство, кровь, проклятый город.
У римлян негативное отношение к войне.
Фидес - самопожертвоние. У них в крови в связи с жертвой рэма.
Железная дисциплина, в частности, в сражениях, нельзя ослушаться приказа.
Виртус - мужество. Способность быть мужчиной. Потенция в том числе.
Подвиги во имя государства. Человек сам распоряжается своей жизнью и смертью, меч- для того, чтобы иметь возможность убить себя, сохраняя свою свободу, но не быть рабом. Поэтому к своим рабам они относились как к грязи.
Желание выделиться было преступлением, парфюм был запрещен, римляне должны пахнуть одинаково.
Гравитос - величавая важность, серьезность (по цицерону). В прямом смысле - тяжесть. Все легкое - эфемерное и дефективное в их представлении. Танцы - бред сумасшедшего.
Вино вначале было запрещено.
Римляне очень суеверны.
У римлян с богами заключено определенное количество договоров, вполне конкретных, с четкими обязательствами как римлян так и богов :)
Культы, культы, подчас, весьма ужасные.
В основу римской культуры была положена сверхзадача, сложилась после победы над карфагеном. они высший тип людей. И их задача - облагодетельствовать весь мир. Они искренне так считали и видели в этом свое божественное призвание. Они "дарят" покоренным народам свою систему.
Первоначально римляне увлеклись греческой философией. Основные - эпикурейство (жить наслаждаясь) и стоицизм (идеальное состояние, способен на все).
Но у многих Греция вызывала ненависть: роскошь, литература, парфюм, прогулки... (Катон)
Как бы то ни было, римляне греков равными себе не считали.
С течением времени римляне перестают считать себя одним целым, начинают выделяться личности. Например, Сцепион.
Когда Сулла становится диктатором, он начинает превозносить себя как послание Венеры. Далее, Юлий Цезарь. То есть, не римский народ творит историю, а исключительные личности. Появляется вседозволенность у этих людей.
Начинает постоянно меняться мода, парфюм и т.п. В корне все изменилось.
Язык - латынь - весь,по сути, образован из военной лексики.
Тиберий, калигула, нерон - три величайших тирана Рима. Но как ни странно, это можно приписать разочарованию их относительно римского народа, а поначалу они и не были такими. С другой стороны культ уникальных людей трансформируется в культ императора - живое божество, которому ставят статуи во всех храмах, который воплощает собой римскую империю.
Человек - это тело, без души как таковой. И когда человек император, то и тело его на самом верху, и он реализует его во внешний мир. И люди, будучи даже не согласными с этим, признают право императора на это.
Рим постоянно стремится воспроизводить себя везде. Все города делаются наподобие Рима, одни и те же магистрали, храмы и тд. Ве это было на центральном снабжении, это было идеология
13. Мир варваров. Категории культуры
Средневековье началось тогда, когда пала Римская Империя. Но вот когда она пала - появился большой вопрос. Кто были варвары? Само слово "варвар" перекочевало в латынь из древнегреческого. "Варвар" - уничижительное определение речи всех, кто не являлся греком. Что же раздражало римлян в варварах? Во-первых, их описание: высокий, золотые волосы и тёмно-голубые глаза, а у римлян - рост ниже, волосы темные, короткие. Во-вторых, жилища: германские дома - поселения хуторского типа, на лоне с природой, а у римлян - городская жизнь, 10-этажные дома, правда, строились плохо. Второй тип дома - особняк "Домус". Германцы даже в плане построек - индивидуальности. Но всё это только внешние отличия.
И германцы и римляне играли. Живя, играли. Только играли по-разному. Германцы жили в лесу, а у римлян этот самый лес вызывал панический страх. Римлянин, как человек, склонный к практицизму, не видел в этом лесу особой ценности, кроме как порубить его на дрова. Германцы, в свою очередь, тоже боялись леса. Но боялись иначе. Для них лес - это священно-сакральное место, их ужас - это "священный" ужас. В чем ценность земли для германцев и римлян? Для германца."алот" или "адоль" - его малая родина - вместе с тем, это земля, где обитает мистическая сущность, которая и хранит его род. Именно поэтому для варваров было неприятным изгнание из земли, т.к. он терял свою часть, становился конечным. А римляне - для них земля - не что иное, как материя, которая из кормит. Не более того.
У германцев появляются новые люди - военные предводители. Жизнь германца - это война. Сердцевина общества - вождь и община (дружина). Что даровало знатность? Удача. Основные моменты избрания вождя: 1) Доблесть; 2) Знатность; 3) Щедрость. Удачу для знатности даруют Боги своим наследникам. Щедрость заключается в том, что вождь приносит своим дружинникам дары. К предмету, подаренному вождем, не нужно относиться как к материальности, потому что вместе с предметом (например, конь), он дарит часть своей удачи. Что касается системы рода: все дружинники были сыновьями вождя, они усыновлялись. Старшие дружинники усыновляли младших. Внутри дружины - все братья, отношения сильнее родственных.
Эта культура - культура войны. Ведение войны - особое место. Для германца жизнь без войны - недостойная жизнь. Война начинается не с военных действий, а с подготовки: различные обряды, гадания, танцы обнаженных женщин, война - испытание судьбы, вопрошание к Богам. У римлян - римский легион - не думающее существо. Германский воин - индивидуалист, готовый в погоне за своей славой предать коллектив. Для германца война - ритуальная игра с четкими правилами: день выбирался, место размечалось. Германцы на войне проявляли свою избыточность. Они уважали наступательное оружие: копьё, меч, топор, т.к. эти оружия - оружия их Богов. Шлемы - позор. Германцы - хвастуны. Стрелы - непочетно. Римляне - великие стабилизаторы. Старались захватить как можно больше, потому что думали, что всё, что они завоюют - всем этим они будут пользоваться.
Внутри германского общества, которые составляли воины, появляется особая группа людей, являющихся квинтэссенцией: 1) берсерк (медвежья шкура); 2) урхинарий (волчья шкура). Считалось, что в битве они обладали абсолютной концентрацией сил. Они были не чувствительны к железу, у них был высокий болевой порок. Обладали способностью прыгать выше своего роста, переплывать речку в обмундировании. Были и паранормальные способности. На чем они базировались? Во-первых, был напиток из мухоморов, вызывающий энергетическое напряжение.
Во-вторых, берсерки и урхинарии - не просто тандемы. Это животные, в которых они должны были перевоплощаться. То есть есть момент перехода. Эти ребята действительно преображались в звериные образы, даже был намек на животный каннибализм. Эти ребята - воинская элита, их очень боялись. Для них главные ценности - служение войне. Эти люди, создавая общины и т.п., действительно исповедуют войну.