Не всякая игра может быть культуросозидающим фактором. Подлинная культура требует только «благородной игры».
Общественные идеи включают в свое содержание игровой компонент, так как они связаны с представлениями людей о своей социальной перспективе, с человеческими мечтами и фантазиями.По концепции Хейзинги, целые культурные эпохи «играют
Размышления И. Хейзинги о культуре как игре оказали влияние на культурологию XX в. и способствовали появлению исследований игровых аспектов культуры. Игровые модели культуры были предметом осмысления Ф. де Соссюра, Е. Финка, Л. Витгенштейна, С. Лема, Г. Гессе, Ж. Деррида и др. Культура элиты сосредоточена в сфере игровой деятельности, в которой отсутствуют утилитаризм, прагматизм, обыденность человеческого бытия, а сущность составляют спонтанность, импульсивность, порыв, жизненная активность, возвышение над природой. Здесь и возникает феномен культуры. Главное, что привлекает исследователей к этой проблеме, -- то, что установленные в игре правила условны.
63. Информационные модели культурыВо второй половинеXX в. в обществознании начинают активно разрабатываться идеи целостности мира и отражающего его научного знания, общности закономерностей развития всех уровней мировой материальной и духовной культуры, признание СМК основным мировым ресурсом..В 60-е гг. XX в. в канадский философ и социолог Херберт Mapшалл Мак-Люэн выделяет четыре исторических этапа: -- эпоху дописьменного варварства -- период всеобщего единения и братства, господства устной формы общения; -- эпоху фонетического письма –формирования личности, способной накопленные знания и опыт передавать следующим поколениям в письменно-визуальной форме; -- эпоху типографского станка И. Гутенберга,-- аудиовизуальная эпоха – период массового распрстранения и применения телеграфа, телефона, радио, кино, телевидения, компьютера, который восстановил цельное восприятие мира, сделал каждого человека непосредственным субъектом (участником и творцом) информационного события.Мак-Люэн представляет общество будущего как рай, сошедший на Землю, благодаря СМК. Американский футуролог О. Тоффлер предсказал наступление новой эпохи в развитии человеческого общества, которую он определяет термином «постиндустриального» или «супериндустриального» обществаВ основе супериндустриализма -- применение высоких технологий, которые должны изменить лицо планеты и суть человека как соцоциокультурного существа. Общество формирует «одноразового человека», который обладает повышенной мобильностью. Он не нуждается в сохранении каких-либо национальных, культурных или исторических особенностей. Супериндустриализм -- точка наибольшего отрыва человека от земли, когда он лишается культурной и исторической индивидуальности.
64. Онтологическая структура теории познания (гносеологии) культурыТрадиционная точка зрения философии на структуру познания человеком самого себя, своего сознания, природы и социума исходит их формулы, которая сущностно опирается только на верхний уровень осознаваемого сознания субъекта культуры в форме прямолинейной (без начала и конца), не замкнутой (не системной) структуры по формуле - от абстрактного созерцания к теоретическому мышлению, а затем - к практике.
Вместе с тем, как свидетельствуют опыт научного анализа результатов практики познания, так и современные достижения многих частных наук, в том числе в области философского анализа в науке о познании (гносеологии), синтеза междисциплинарных проблем интеграционных научных знаний, традиционная, классическая её структура очень узка и неполна. Например, она не учитывает побудительных причинно-следственных факторов на уровне ощущений и отражения (отношений), на уровне влияния подсознательного механизма памяти на процесс познания личностными и коллективными (социальными) субъектами окружающего их мира, не позволяет спрогнозировать социокультурных последствий «практики».
В силу этих и иных недостатков становится понятной причина неэффективности, более того вредности, господствующей традиционной формулы на онтологическую структуру гносеологии.
12.Место и роль России в диалоге культуридеология западников и славянолюбовЗападники, отвергая особенности русского культурного опыта, считали необходимым перенимать все лучшие достижения западной культуры. Славянолюбы, отстаивали идею самобытности русского пути развития, связывая это с приверженностью разных частей русского народа к родовой религии или к христианскому православию, к вековым источникам специфики русской культуры
Евразийцы настаивали на исключительности России и русского народа как якобы вненационального «синтетического» этноса, считая Россию особым типом цивилизации (российской), который отличается и от Запада, и от Востока.Тезис о «синтетической» сущности русского народа, как вненационального, в современной РФ особенно часто пропагандируется через лозунг: русскими считаются национальные представители любых народов, кто проживает на любой территории Российской Федерации.
Россия занимает срединное пространство Азии и Европы. Громадные пространства, лишенные естественных резких географических рубежей, исторически способствовали созданию своеобразного многонационального культурного мира России, в котором культура русского народа преобладает, сплачивая народы и диаспоры РФ, обеспечивая её государственную целостность. Современные исследователи отмечают, что культурно-исторический опыт настолько многогранен, что не позволяет однозначно отнести русскую культуру к восточному или западному типу, ибо в ней присутствуют черты и того и другого Ценностями традиционной доминирующей культуры русского национального большинства российского общества и поныне являются коллективистские ценности. Обсуждая вопрос о перспективах российской культуры, ееместа в будущей глобальной цивилизации, культурологи констатируют, что развитие западной технической культуры привело человечество к глобальным проблемам и кризисам.
13. Субьекты культурыСубъект культуры - это созидатель, творец культуры на субкультурном уровне и форм проявления экспериментального творческого процесса. Основными звеньями цепочки субъектов культуры являются -- личность, социальная группа, этнос, территориальное и региональное сообщество, человечество. Первичным субъектом культуры является социокультурно развитая личность, субкультурно созидающая саму себя и влияющая на культурогенезис общества. .Деятельность личности, как субъекта культуры, детерминирована наличной культурой, присущими ей кодами, матрицами, стереотипами, нормами и внутренними потенциалами -- познавательным, проективным, аксиологическим, творчески-продуктивным, художественным, коммуникативным.Индивид, входя в культуру и функционируя в ней, осмысливает действительность во всем многообразии своего отношения к ней. Личность (как субъект культуры) в процессе культурно-исторического творчества вступает во взаимодействие с другими субъектами культуры: социальными группами, историческими общностями, учреждениями, организациями, государством. Поэтому наряду с личностью в качестве субъектов культуры следует рассматривать и последующие цепочки групп: малая (контактная) группа (семья, круг друзей, учебная группа), трудовые коллективы, организации и объединения, социальные институты, слои, классы, этносы, страны (государства), региональные сообщества, человечество в целом.
14 КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬКультура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой – личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.Личность– это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».Понятие «человек»обозначает общие свойства человеческого рода, а «личность» – единичного представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие «личность» не является синонимом понятия «индивид». Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу определенных объективных и субъективных условий.Понятие «индивид»характеризует отличительные черты каждого конкретного человека, понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо—физиологическими и психологическими качествами).Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, которые формирует в ней культура, – интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала.Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности.Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности.Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности.Система ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желания и стремления человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культурного мира.Сама личность как ценность по сути и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура всвою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей.Культура позволяет человеку становиться интеллектуально—духовной, нравственной, творческой личностью.Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности.Разрушение культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к деградации.
15. Элементы культурыЭлементом культуры является неделимая единица в виде поведенческого образца или материального продукта. Эти атомы культурного мира могут быть материальными и нематериальными.Элементы культуры условно можно разделить на универсальные, общие и уникальные (специфические).
Универсальные культурные элементы -- это свойства, которые присущи всему человеческому роду и отличают его от других видов живых существ. Социальные культурные универсалии --групповая жизнь, распределение пищи, построение семьи, экзогамия (браки с членами чужой группы) и запрет кровосмешения (эндогамии).
Культурные универсалии -- нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического времени и социального устройства общества. Разнообразные культуры у разных социумов имеют девять общих фундаментальных черт:речь; материальные черты; искусство; мифология и научное знание; религиозная практика; семья и социальная система; собственность; правительство; война. Их выделил Кларк Уислер и назвал универсальными паттернами (структурами, образцами) культуры. Общие культурные универсалии расположены на шкале культурных черт между универсальными и уникальными. Они чаще присущи народам, поэтому их еще называют региональными. Благодаря диффузии и независимым открытиям некоторые культурные черты настолько же широко распространены, как и культурные универсалии.
Уникальные элементы культуры иногда еще называют экзотическими, непривычными или не общепринятыми
Культурное своеобразие (специфика) проявляется в сравнении культур. Этнографы знают, что народы, живущие в сходных условиях и по соседству друг с другом, строят дома по-разному. Русские северяне ставили дом к улице торцом, а южане располагалиеговдоль улицы. Таким образом, элементы (или черты) культуры – это базисные единицы культурной статики.
16. Языки культурыЯзыком культуры называются те информацию несущие средства, знаки, символы, тексты, вещи, действия, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык формируется там, где знак осознанно отделяется от представления и начинает функционировать как выразитель этого представления. Выделяют пять основных знаковых систем:Естественные знаки -- вещи и явления природы при обозначении ими предметов и явлений. Функциональные знаки -- знаки-признаки. их связь с тем, на что они указывают, обусловлена функциями, которые они выполняют. Конвенциональные знаки - Их значения задаются соглашениями между людьми. Культурологами определено четыретипа конвенциональных знаков:сигналы(свет) индексы(компакт) образы символы(герб)
Вербальные знаковые системы -- разговорные (естественные) языки. Вербальная система -- это иерархическая, многоуровневая организация знаков. Её базисной структурной единицей является слово, которое внутренне также структурировано Естественный язык, в отличие от искусственных формализованных языков, является открытой знаковой системой, и способен к неограниченному развитию.
Массовые системы записи естественного языка формируются на относительно высокой стадии развития человеческой культуры. Они возникают на базе других знаковых систем (разговорного языка, музыки) и вторичны по отношению к ним. Появление и развитие письма сыграло особенно большую роль в истории культуры.
Базовым знаком письма является абстрактная единица, чем абстрактней слово -- буква, тем меньше число базисных знаков, текст делается более обозримым и лучше воспринимаемым.Синтетической обобщенной формой языка культуры является текст, под которым в современной культурологии понимается не просто письменно зафиксированные высказывания, а все, что искусственно сделано человеком (вещи, ритуалы, художественные произведения, книги, танцы).
Текст -- это совокупность знаковых систем, наделенная определенным информационным смыслом и значением.
17. Основной культурный код и его частные производныеКультурный код -- система трансформационных механизмов, свойственных определенным областям культуры или типовым ситуациям социального взаимодействия, благодаря которым выделяются, организуются, приобретают надлежащую форму, транслируются ключевые знаки и символы. Коды -- это искусственные образования, базирующиеся на природных предпосылках, свойственных человеку. Емкость кодов характеризует их выразительный потенциал, т. е. - возможность полно, точно и достоверно передавать информацию о реальности.Структуралисты выдвинули идею существования Основного культурного кода, который обладает следующими характеристиками: он универсален (т.е. работает в любом культурном типе и любом историческом времени); он самодостаточендля формирования и сохранения культуры; он открыт к изменению, самопорождению новых кодов культурно-исторических типов..
Основной культурный код состоит из трёх взаимообусловленных параметров -- предметности, знаковости, идеальности,на основе которых происходит развивающаяся самоорганизация человеческой культуры. С освоением способа существования в неприродной сфере формировался новый негенетический механизм социокультурной памяти Язык, как система знаков, наделенных определенным значением, выступает в качестве средства и материала для объективации идеального содержания (смысла, значения, информации). Знак в языке -- это «материальная оболочка» человеческой мысли, чувств, желаний и т. д. Кроме основного культурного кода, лежащего в основании человеческой культуры, существуют вторичные культурные коды, выражающие особенности разных типов культур: коды дописьменных культур, коды письменных культур, В дописьменных культурах доминантным культурным кодом был мифологический, в котором все три типа знаковых систем активно взаимодействовали друг с другом. Мифологический культурный код опирается на ряд базовых символов: - обозначающие начало мироздания и т. д.
Новый культурный код -- письменный, в отличие от мифологического кода, который воспроизводился только в ритуальных действиях.