Взаимодействие культурологи со смежными науками
Одно из наглядных доказательств этого - существование такой специфической и многоотраслевой науки, как востоковедение.
И в самом деле, при знакомстве с восточными странами даже человеку непосвященному бросается в глаза их своеобразие и непохожесть на то, что мы привыкли наблюдать в Европе или Америке. Здесь все иное: и архитектура, и одежда, и еда, и образ жизни, и искусство, и строй языка, и письменность, и фольклор, одним словом, наиболее очевидные слагаемые всякой культуры. Правда, для европейского глаза
Восток предстает как нечто однородно "восточное", хотя в действительности различия между странами этого региона порой весьма велики.
Различия между Востоком и Западом хотя и сглаживаются под напором современной технотронной цивилизации, но пока еще остаются весьма значительными.
Это не в последнюю очередь объясняется и определенным "восточным" типом мышления, тесно связанным с восточными религиями, которые, за исключением ислама, представляются более веротерпимыми, более склонными к пантеизму, т.е. обожествлению природы, и более "вписанными" в саму материю культуры.
На Востоке, в частности в Индии, религия и культура практически совпадали на протяжении тысячелетий.
Для восточного человека, в отличие от европейца, характерны: большая интроверсия, т.е. сосредоточенность на самом себе и собственной внутренней жизни; меньшая склонность к восприятию противоположностей, которые нередко отрицаются; большая вера в совершенство и гармонию окружающей Вселенной, а отсюда и ориентация не на ее преобразование, а на приспособление к некоему "космическому ритму".
В Индии преуспели в развитии одной фазы человека, на Западе - другой, и поэтому необходимо соединение обеих.
Так же существует такое понятие как массы-толпы. Масса-толпа противоположна массе-группе, она никогда не бывает мыслящим и созидательным субъектом культуры. Она способна только разрушать.Английский социолог Р. Хоггарт разделяет массовую культуру на «мертвую» и «живую»
«Мёртвая» массовая культура, насквозь коммерческая по духу, ориентированная на пассивное потребление ее массами, игнорирует социокультурные потребности личности, стандартна и антигуманна по содержанию, используется властями, держателями средств информации в целях массового внушения нужных стереотипов поведения.
Массовая культура может быть и «живой». Она, удовлетворяя массовый спрос и не чуждаясь коммерческих соображений (здесь коммерция не самоцель, а важное средство своего воспроизводства), обращается к личности и стремится ответить на ее многообразные социокультурные запросы, вызвать интерес к социокультурным ценностям, профессиональной виртуозностью не заслоняя и не подменяя гуманистического смысла, содержания предлагаемых ею культурных образцов, произведений, норм и т. п.
«мёртвая» массовая культура -- культура массы-толпы, а «живая» массовая культура -- созидательная культура конструктивных масс-групп.
27) Экономическая культура общества — это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.
Экономическая культура определяет, с одной стороны, правила взаимоотношений участников коллективного производственного процесса, продавца и покупателя на рынке, банка и его клиентов, а с другой — отношения государства и материально им обеспечиваемых служащих, детей, больных, пенсионеров.
В экономическую культуру включены не только производственные отношения, но и вся совокупность общественных отношений, оказывающих воздействие на технологический способ производства, материальное производство, на человека как его главного агента. Таким образом, в широком смысле экономическая культура - это совокупность материальных и духовных социально выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей.
28) Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.
Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти[1]. Согласно С. Н. Гаврову, политическая культура характеризуется национально-психологическими нормами поведения, морально-этическими (в том числе конфессиональными) ценностями, архетипическим образом «себя» и «окружающих» (иных народов). Все это определяет процесс институализации политической сферы культуры, оказывая влияние на характер взаимоотношений государства, иных политических институтов и человека, меру его зависимости от них. В политической культуре представлены креативная (часто включающая в себя инокультурные элементы) и консервативная (автохтонная) составляющие. Эти составляющие находятся в процессе взаимодействия, притяжения и отталкивания.
29) Организационная культура — это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.Цель организационной культуры — помочь людям более продуктивно работать, получать удовлетворение от труда. Если человек находится в чуждой для него организационной культуре, его деятельность сковывается, ограничивается. И наоборот, при соответствии организационной культуры фирмы и ценностных установок работника деятельность последнего активизируется, соответственно увеличивается эффективность. Таким образом, можно добиться получения синергетического эффекта.
Ценность организационной культуры заключается и в том, что она является мотивирующим фактором для сотрудников. Мотивация — позиция, предрасполагающая человека действовать специфическим, целенаправленным образом. Если рассматривать иерархию потребностей по А.Маслоу, то организационная культура будет удовлетворять потребность человека в социальном статусе и причастности, например, к делам компании, а также способствовать его самовыражению, что находится на самом высшем уровне пирамиды потребностей.Формирование организационной культуры— это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Формируя в рамках организационной культуры определенные установки, систему ценностей или «модель мира» у персонала организации, можно прогнозировать, планировать и стимулировать желаемое поведение. Однако при этом всегда необходимо учитывать стихийно сложившуюся в данной организации корпоративную культуру. Часто в бизнес-среде руководители пытаются сформировать философию своего предприятия, где декларируют прогрессивные ценности, нормы, и получают не соответствующие своим желаниям и вложениям средств результаты. Происходит это отчасти и потому, что искусственно внедряемые организационные нормы и ценности вступают в конфликт с реально существующими и поэтому активно отвергаются большинством членов организации.
30,31) Материальная культура -- это культура труда и материального производства, культура быта, культура топоса, культура отношения к собственному телу, и иные отраслевые направления культуры, воплощённые в материальных формах «искусственной среды». Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (артефакты).Материальная культура характеризует деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека и отражение качества развития субъектов материальной культуры.
Культурная деятельность субъектов культуры по развитию материальной культуры подразделяется на производственно-технологическую культуру (произведенные вещи); на культуру воспроизводства человеческого рода. Она во многом зависит от качества институциональной культуры управленческих структур социума.
В развитии материальной культуры выделяют четыре орудийно-хозяйственных вида деятельности -- присваивающее, производящее, индустриальное и научно-технологическое (информационно-виртуальное).Присваивающее хозяйство было первичной основой нарабатывающей материальную культуру. рыболовство, добыча угля, газа, нефти, иных природных ископаемых и т. д. Производящее хозяйство характеризуется созданием новой материальной среды на основе создания, производства новых технологий, орудий и средств труда и продукции.Индустриальное хозяйство характеризуется профессионально-отраслевой «промышленнизацией», специализацией всех областей и технологий жизнедеятельности людей и социумов: разделением образования на - на общее и профессиональное; использованием конвейерных технологий на производстве.
Постиндустриальное общество складывается на основе очередного скачка в развитии научно-технического прогресса, появления сверхновых нанотехнологий во всех областях деятельности человека и социума.Оно характеризуется появлением революционных для всех областей жизни людей образцов сверхсложных и высокоэффективных «высоких» технологий и нанотехнологий материальная культура существует в двух видах -- предметной материальной культуры и семиотической материальной культуры.
В культурологии вопрос первичности материи или духа решается следующим образом: в культуре первично - значение и символ, а не вещь и материал. Но не обо всех элементах культуры можно так однозначно сказать
Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.
32) Материальная культура общества делится на восемь категорий: породы животных; сорта растении; культура почв; здания и сооружения; инструменты и оборудование; пути сообщения и средства транспорта; связь и средства связи; технологии.
Связь и средства связи -- почта, телеграф, радио и ТВ, телефонные, спутниковые и радиотелефонные системы, Интернет. В области связи используются все виды материальной культуры, кроме культуры почв и сортов семян. К связи применимы признаки движимого и недвижимого имущества..
8.Технологии. Культура в технологиях выражается во всех видах материальной культуры и хранится сообразно их материальной природе. Главный признак технологической культуры -- образование, которое основано на человеческом представительстве.
33) Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и измерение душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство.
Религия также выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основам бытия. Однако теперь человек ищет их уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа здесь обожествляется не природа, а сверхприродные силы человека и, прежде всего, дух с его свободой и творчеством.
Мораль (нравственность) возникает в процессе формирования социокультурных черт и способствует «вырастанию» человека из чисто животного состояния в социокультурную личность в составе коллектива с его социальными нормами общежития.
Искусство есть образно-символическое выражение потребности человека в запечатлении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека «вторую реальность» -- мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание через него составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.
Философия стремится выразить мудрость в формах мысли (отсюда и ее название, которое буквально переводится как «любовь к мудрости»). Философия возникла как духовное преодоление мифа, в котором мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критического осмысления и не требующих рациональных доказательства.
Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей.
Творческий потенциал и гуманистические ценности культуры способны реализоваться лишь с помощью цивилизации, но однобокое развитие цивилизации способно привести к забвению высших идеалов культуры. Сущность, человеческое значение культуры, закономерности ее познания и существования, развития изучаются в культурологии.
34. культурные нормы. Нормы - это правила, регулирующие качество человеческого поведения.
Культурные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (обществом одобряемого или порицаемого) поведения.
Функции культурных норм: являться обязанностями и указывают меру необходимости в человеческих поступках; служить ожиданиям в отношении будущего поступка, служить образцами, эталонами поведения и мышления, оценивать, контролировать и управлять ими.
Нормы классифицируются по сфере применения на групповые привычки – нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компаниях друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах) и на общие правила - нормы, которые возникают и существуют в больших группах, этносе или в обществе в целом.
Школа как феномен культуры.
Школа – второй, после мифа, социальный вид и институциональный механизм сохранения социокультурной памяти предков и передачи их знаний и опыта потомкам. Она составляет основу современной культуры и жизнедеятельности общества, и в то же время отражает в себе основные противоречия общества.Школа, выступая воспитывающим передатчиком молодёжи социальных знаний и опыта старших поколений, этим обеспечивает обществу развитие. Дети, воспитанные школой, являются творцами, распространителями, носителями того или иного стиля культуры, носителями активной или пассивной, нравственной или безнравственной гражданской позиции, что во многом зависит не только от учителей, преподавателей, но и от семьи, и от идеологии и практики действий должностных лиц системы образования.
Культурная динамика. Культурная динамика — это всегда целостный, упорядоченный процесс, имеющий направленный характер. Культурная динамика может реализовываться в следующих основных видах: постепенно-линейном и циклическом. В линейной концепции можно выделить две основные эволюционные модели: однолинейную и многолинейную. Согласно однолинейной концепции Э. Б. Тэйлора, Л. Моргана, Дж. Фреэзера и др., в процессе эволюции человека и его культуры можно выделить три последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство и цивилизацию. Развитие идёт по пути усовершенствования человеческого рода путём усложняющейся организации общества и человека. В рамках многолинейной эволюционной модели признаётся множественность путей социокультурного развития, отказ от всеобщих законов эволюции. Основное внимание уделено изучению и обобщению эмпирических данных, полученных при изучении региональных культур, фиксацией исторических параллелей и повторов. Основное внимание уделено изучению проблем культурной адаптации. Концепции линейного развития культуры противопоставляется идея цикла — обобщённого представления об универсальной форме внутренней динамики культуры в период существования от возникновения до распада. Каждая культура, с точки зрения этого подхода, проходит определённый жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу.
40.Время как формообразующий фактор культуры. Время в культуре выражает определенные ритмы и последовательность действий, закрепляет ориентации на определенный модус времени, превалирующий в данной культуре.
Время -- то посредствующее звено, через которое передается информация о способах социальной жизни и ценностях определенной культуры. время в культуре -- это:
последовательность действий, которая переписывается через традиции и задается через имя (в архаической формации) или через схемы технологий (в позднейших формациях);
смена поколений, через которую осуществляется разрыв непрерывной традиции, опыта, способа деятельности. значение, которое приписывается определенным моментам времени. Формообразующая роль времени в культуре проявляется в том, что каждая культура самоопределяет себя во времени, создавая свой календарь и обозначая дату своего рождения.
41. Искусство – специфический вид человеческой культуры. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать и изменять окружающую действительность в области человеческой чувственности и логической абстрактности. И вполне закономерно, по данным современной науки, что успехи в области искусства, развития чувственности и абстрактного мышления сопровождаются у субъектов культуры развитием математической логики. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством творческого процесса (речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа учёного, врача, управленца, актера или рабочего). Искусство -- явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества оказывая эстетическое воздействие на личность. Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа. Во всем вышесказанном и заключается общественная (социальная) значимость искусства, как вида человеческой культуры.
42.виды искусства. Изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью пластических и колористических материалов -- красок, мрамора, глины и т. д.
Литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове.
Музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (музыкальными инструментами).
Архитектура и прикладное искусство реализуется через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, выражающие и удовлетворяющие практические и духовные нужды людей.
Каждый из видов искусства сложно и многообразно выражает свою видовую определенность, имеют свои особые роды и жанры, закономерности развития, свой язык и научный аппарат исследования.
43. Социальные функции искусства Эстетическая функция -- искусство как формирование творческого духа и ценностных художественных ориентаций: искусство строит ценностные нормы в сознании человека, учит его ощущать и осмысливать жизнь через художественную образность. Гедонистическая функция -- искусство, как художественное наслаждение и объяснение: помимо наслаждения, оно развивает органы ощущений личности, а сюжетом образов формирует в сознании осмысленность значимости предлагаемых зрителю, читателю, публике художественных образцов.
Общественно-преобразующая функция -- искусство как деятельность проявляется в идейно-эстетическом художественном воздействии на людей через включение их в ценностно-ориентированную художественно-творческую и иную деятельность и, таким образом, искусство участвует в социальных преобразованиях всех субъектов культуры.
Компенсаторная функция -- искусство как утешение имеет три основных аспекта -- отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный), утешающий и собственно компенсаторный (способствующий духовной гармонии человека). Искусство своей гармонией влияет на внутреннюю гармонию личности, способствуя сохранению и восстановлению психического равновесия.Познавательно-эвристическая функция -- искусство как знание и просвещение. Художественно-концептуальная функция -- искусство как анализ состояния мира, заключается в его стремлении и к самопознанию личности, и к расширению его глобального мышления в решении общемировых проблем, например экологических. Прогностическая функция -- искусство как предсказание,предвосхищение. Коммуникативная функция -- искусство как общение, состоит в том, что оно является средством художественного общения. Информационная функция -- искусство как сообщение, состоит в том, что искусство служит обобществлению индивидуального опыта отношений и личному присвоению и выражению общественного опыта.
Воспитательная функция -- искусство как катарсис (очищение): искусство формирует строй мироощущений, отношений (чувств) и мировоззрение людей.
Катарсическая (очищающая) функция является важнейшим аспектом воспитательного воздействия искусства на личность. Внушающая функция -- искусство как суггестия заключается во внушении и структурировании определенного строя мыслей и чувств, в гипнотическом воздействии на подсознание разума и на всю человеческую психику.
44.наука и искусство. В гносеологическом плане есть определенная близость науки и искусства, но все же художественное познание отличается от теоретического, инаука никогда не сможет заменить искусство в области абстрактного, эмпирического (на уровне интуиции подсознания) познания и восприятия, что связано со спецификой искусства и субъектов культуры.
Специфика искусства, в отличие от науки в том, что оно отражает действительность в форме художественных образов, а наука -- в форме теоретических закономерностей, проверяемых экспериментом, и конкретных понятий. В основе специфики искусства -- его специфический объект отражения, обусловливающий социальную необходимость, незаменимость искусства, и все особенности способа, формы отражения жизни.
Законы науки не могут содержать непосредственного соотношения прошлого, настоящего и будущего, ибо законы отражают качество, сущность. Законы могут быть поняты как моменты относительного покоя, выделенные из массы движущихся явлений и случайностей действительности.
Искусствожеспособно воспроизводить конкретную динамику жизни, связь времен, фактов, явлений и процессов. Эта его способность обусловлена специфическим объектом – художественным творчеством, что является особой частью духовно-прагматического исследования в составе культурологических научных знаний.
46 Концепция культуры И. Г. Гердера.В своем фундаментальном четырёхтомном сочинении «Идеи философии истории» (1784-1791) он представил свое видение общей истории развития человечества, как органичный эволюционный процесс.
По Гердеру, человеческая история берет свое начало из истории развития природы, являетсяеепродолжением, постепенно достигая более высокихступеней. Высшее звено в этой эволюции -- человек. Именно наработка социокультуры отличает его от животного. Формирование социокультуры -- это второе рождение человека. В феномене культуры проявляют себя два начала: надприродная сущность культуры и исторические причины развития основных элементов культуры – языка, государств, семейных, трудовых и иных социокультурных отношений: религии, искусств, наук и т. д. При этом культура «захватывает человека и формирует его голову и члены его тела». Более того, именно она (культура) выступает тем началом, которое объединяет людей, делает их участниками единого человеческого сообщества.
Гердер рассматривает общественное развитие в историко-географическом ключе. Он считал, что каждый регион обладает специфическими культурными чертами, которые, с одной стороны, подчеркивают его оригинальность, а с другой стороны - представляютегокак этап развития человеческой культуры вообще.
Наиболее обстоятельно Гердер анализирует европейскую культуру
Различные типы культуры, утверждал Гердер, не должны разделять людей на «просвещенные» и «непросвещенные» народы.
Постоянно подчеркивая единство человеческой (мировой) культуры, Гердер объясняет его общей целью всего человечества, которая состоит в стремлении обрести «истинную гуманность».
По Гердеру, история развития культуры крайне неравномерный процесс, который может состоять из динамичных и статичных периодов. Культуре свойственны взлеты, падения и состояние инерции.
47 Концепция культурно-исторических типов Н. Я. ДанилевскогоВ своем научном труде «Россия и Европа» сторонник течения славянолюбов Н. Я. Данилевский противопоставляет свою позицию теориям европоцентристского и однолинейного развития мировой культуры.
Создатель философско-исторической системы типологии культур, Н.Я.Данилевский выдвинул пять законов «культурно-исторического движения» и детально проанализировал два культурно-исторических типа: славянский и германо-романский.Общечеловеческого в действительности нет, считал он. Каждая из отдельно развивающихся цивилизаций вносит свой вклад в общую культуру человечества. Он ввёл понятие «культурно-исторический тип», который характеризуется своей собственной спецификой религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного и исторического развития.Данилевский назвал 10 народов-творцов, народы разрушители, а так же племена составляющие этнографический материал.
Данилевский выделял в исторической культурной жизни народов три периода: этнографический политический цивилизационный,
Философ называет пять основных законов возникновения, развития и заката цивилизации:
1. Семейство народов, принадлежащих к одной языковой группе, составляет культурно-исторический тип, если они духовно способны к историческому развитию и прошли стадию детства. 2. Для рождения и развития культуры народ должен достичь политической независимости. 3. Основные принципы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа, каждый тип вырабатывает их для себя, испытывая влияние чуждых ему предшествующих цивилизаций.
4. Цивилизаций достигает своего расцвета, когда народы, составляющиеее, образуют федерацию или политическую систему государств.
Россия, по Данилевскому, не является европейской страной. Она представитель иного, славянского, мира. Философ выступал с идеей славянского единения, консолидации славян и создания Всеславянского союза
45 Возникновение искусстваЗарождение искусства восходит к первобытной эпохе, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в художественном творчествеОсновные виды изобразительного искусства -- скульптура, живопись, графика, появились в эпоху палеолита (древнекаменного века) в разных регионах много десятков тысяч лет назад.В первобытном обществе художественная деятельность человека была неразрывно связана со всеми существовавшими формами духовной и материальной культуры: мифологией, религией, бытовым укладом.Несмотря на примитивизм ранних рисунков, в наскальном изображении животного уже было заложено все необходимое для будущего художественного восприятия. Наскальные изображения, не являясь собственно искусством по присущим им функциям и задачам для своих создателей и их соплеменников, в исторически более позднее время, втягиваясь в систему эстетических отношений, оказались восприняты как художественные творения.
Лишь в XIX в. эти изображения постепенно начинают восприниматься в качестве искусства и входят в арсенал художественной культуры человечества.
Палеолитическое искусство выступает как индикатор возникновения нового мощного фактора человеческой эволюции. Именно в искусстве четко проявляется образность мышления человека.Вопрос о возникновении искусства и его роли в общей системе поведения очень сложен и не нашел в науке однозначного объяснения.
48 Культурологическая концепция Ф. НицшеФридрих Ницше (1844 --1900) - немецкий философ и культуролог из основоположников «философии жизни». Центральное место в концепции Ницше занимает понятие «жизнь», основу кого образует воля.
Взгляды Ницше на протяжении творческой деятельности претерпевали эволюцию. На раннем этапе для немецкого мыслителя была характерна эстетизация жизни и воли.Понять импульсы воли, выразить ее характер возможно только с помощью искусства, которое представляется Ницше как дополнение и завершение бытия.
В искусстве Ницше различает два начала: аполлоническое (рациональное, упорядоченное и критическое) и дионисийское (чувственное, вакхическое, опьяненное). При этом Ницше исходит из того, что в греческом пантеоне боги Аполлон и Дионис - противоположные символические типы.
По мнению Ницше борьба аполлонического и дионисийского начал, позволила древним грекам добиться огромных успехов. Рационализация же культуры, связанная с эпохой Просвещения, уничтожила истоки ее процветания. Отсюда, задача современного искусства восстановить трагический миф для того, чтобы дать мощный заряд жизни творчества.
Позднее во взглядах Ницше на жизнь и культуру происходит усиление социально-нравственного аспекта. Жизнь истолковывается им по преимуществу как воля к власти, а смысл культуры он видит в формировании носителя этой воли к власти -- сверхчеловека («белокурой бестии»).
Философско-культурологическая Ницше трактуется как атеистическая.
49 Философия культуры О. Шпенглера, ее влияние на культурологию. Предметом философско-культурологических исследований Шпенглера была «морфология всемирной истории»: своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы, понимаемые с помощью аналогий. Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время» Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих периоды зарождения, становления и умирания.Шпенглер предлагает циклическую историю возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская» и т. д.
Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация).
Последовательно проводимый Шпенглером тезис об уникальности культур, их сменяемости (не преемственности) вел к признанию их ценностной эквивалентности: все они равны по своему историческому значению и должны сопоставляться вне всяких оценочных категорий.
Сравнительный анализ культур, как считает Шпенглер, обнаруживает единство их судьбы: каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, и основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах; все культуры сходны по длительности существования (около 1000 лет) и темпам своего развития; исторические события, относящиеся к одной культуре, имеют соответствия (гомологии) во всех других.
«цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры.
50 Культурологическое учение Альфреда Вебера. Основные проблемы его работ - кризис европейской культуры и кризис Германии. Он продолжает характерное для послегегелевской философии истории отмежевание от спекулятивного рассмотрения истории и акцентирует внимание с вопросов о смысле истории на проблему ее бытия. Его работы - «История культуры как социология культуры», «Третий или четвертый человек», «О смысле исторического бытия», «Германия и кризис европейской культуры».
Для творчества Вебера характерно единое понимание духовной жизни и культуры, тревога за судьбы европейской культуры (он говорит о германо-романском Западе), преодоление кризиса которой он связывает с возрождением ее европейского центра - Германии. Он считал, что именно немцами накоплен огромный потенциал внутреннего развития, который позволит им преодолеть склонность к внешней экспансии и дать Европе огромное пространство для развития духовной жизни.
Вебер, как и ранее Шпенглер, отвергает исторический оптимизм, так как человеку, как свободному и интегрированному (3-ему человеку), грозит уничтожением 4-ый - дезинтегрированный человек, появление которого означает дегуманизацию общественной жизни вследствие развития бюрократии, господства техники и разложение человеческой личности.
Вебер выделял 3 основных антропологических типа - допримитнвный, хтонически-магический, прометеевский, на смену которым приходит человек 4-ого типа. Этот переход характеризует кризис современной Европы, выход из него А. Вебер видит в возрождении немецкой духовности, которая составляет характерный способ созидания культуры. Культуру создают гении как посредники иррационального мира в мире реальном.
Вебер возвращается к идее «души культуры», а феномены культуры выступают неповторимыми символами ее исторического самовыражения. Эмпирическое существование культуры выводится из трансцендентного. А. Вебер отводит культурно-преобразующую роль духовной жизни, придающей упорядоченность тем свойствам и силам, которые характеризуют исторические образования Европы.
А. Вебер отмечает несколько этапов развития европейского духа после того, как он высвободился из средневекового единства, через призму которого он рассматривает образование европейских государств и под их эгидой - формирование капиталистических производительных сил. В этот период освобождается человеческая индивидуальность, но одновременно открывается путь к противостоянию и борьбе. В экономике это вырождается в грубое разграбление мира, а в политике и религии - в кровавую резню.
51 Культурологическое учение Макса Вебера. Труды немецкого социолога, историка, экономиста Макса Вебера представляют интерес не только в социально-экономическом плане, но и в культурологическом аспекте. В кризисное время, когда разум уже не казался всемогущим, когда на место «философии мысли» пришла «философия жизни», ставшая очень популярной, М.Вебер с позиции рациональности обращается следовать трудным путем интеллектуальной честности и добросовестности.
Он, в своих исследованиях, проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры и считал, что рационализация социального действия - это не просто методологический прием, а тенденция развития исторического процесса. А то, что помимо европейцев на путь индустриализации стали и другие народы свидетельствует о том, что рационализация есть всемирно-исторический процесс. Им рационализируется буквально весь способ ведения хозяйства, управление всеми сферами жизни, образ мышления людей и образ жизни в целом. В этой ситуации возрастает социальная роль науки. Человек уже потерял веру в богов, авторитеты, идеалы и остался наедине с самим собой и наука должна помочь человеку выжить в этом «земном» мире