УТВЕРЖДЕНО протоколом Учёного совета

УТВЕРЖДЕНО протоколом Учёного совета

Севастопольского городского гуманитарного университета от 22.12.2014 г. № 5

Примерная учебная программа

курса«Севастополеведение»

«Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени»

(1–4 классы)

Севастополь

Пояснительная записка

Программа курса «Севастополеведение» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на развитие личности ребѐнка, его духовно-нравственных и интеллектуальных качеств; становление российской гражданской идентичности; овладение духовными ценностями и культурой своей малой Родины – города-героя Севастополя.

Приобщение младших школьников к истории и традициям севастопольской земли даѐт уникальные возможности для воспитания истинных патриотов России.

Севастополь, основанный как военный форпост Российской империи на Чѐрном море, стал не только военной базой, но и своеобразной южной столицей государства, культурным и научным центром. Ярчайшие политики, военные, ученые, деятели культуры России обустраивали, защищали, воспевали Севастополь. Прикипая всем сердцем к его строгой красоте, не могли и помыслить, что город и флот могут достаться врагу. Феномен двух оборон Севастополя – в несгибаемом духе его защитников. А также в том, что земля эта вобрала в себя историю, обычаи и традиции многих народов и цивилизаций, живших здесь на протяжении последних трех тысяч лет.

Крым в целом и юго-западный Крым в частности являются своеобразным «черноморским перекрѐстком», межцивилизационным пространством, где встречались народы, игравшие определяющую роль в мировой истории.

Наша земля пропитана молитвой и подвижническими трудами Андрея Первозванного, Климента Римского, Кирилла и Мефодия. В Херсонесе – Херсоне – Корсуне крестился Владимир, отсюда православная вера пришла на Киевскую Русь.

Особое предназначение Севастополя прослеживается в веках, прорастает в сегодняшнем дне, подтверждается политическими событиями 2014 года, итогом которых стало воссоединение Севастополя и Крыма с Российской Федерацией.

Цельизучения курса«Страницы истории Севастополя от основания донастоящего времени» в начальной школе – развитие и воспитание личности младшего школьника, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта родного края как части России, осознающего ответственность за настоящее и будущее родной земли, способного активно действовать на еѐ благо.




Задачи

1. Ознакомление учащихся с яркими страницами истории родного края, его природно-географическими особенностями; созидательным опытом предыдущих поколений, дважды возрождавших Севастополь к жизни.

2. Воспитание гражданственности и патриотизма, бережного отношения к своему городу, его достопримечательностям, природной среде.

3. Формирование культуры общения и поведения в социуме; укрепление нравственности, основанной на базовых национальных ценностях, этнокультурных духовных традициях.

4. Приобретение умений и навыков в краеведческой работе, проектной деятельности

Курс «Севастополеведение» строится с учетом следующих

дидактических принципов:

- доступность(содержание курса выстроено с учетомпознавательных возможностей учащихся начальной школы);

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

(формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка);

- наглядность(обеспечивает развитие точных представлений оботдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего города, реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в походе, в ходе просмотра видеофильмов).

- интеграция(предполагает органичное включение историко-краеведческого материала в канву уроков других учебных курсов, а также необходимость дополнения, углубления историко-краеведческих знаний учащихся в ходе изучения общеобразовательных предметов; формирование у учащихся представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры).

- экологизация(использование здоровьесберегающих технологий.Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее).

Место курса в учебном плане

Курс «Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени» реализуется за счет часов, выделяемых на региональный компонент учебного плана для образовательных учреждений. Рассчитан на 136 учебных часов: в 1–4-х классах по 34 часа (из расчета 1 час в неделю). При составлении календарно-тематического планирования рекомендуется

использовать национально-региональные особенности в содержании

предмета, в организации познавательной деятельности учащихся, использовать возможности внеурочной деятельности.

Учебная программа составлена на основе авторских программ «История юго-западного Крыма с древнейших времѐн до середины XVIII века», «История Севастополя от основания до середины XX века» (автор Е.Б. Алтабаева), утвержденных Учѐным советом СГГУ (протокол № 5 от 22.12.2014 г.) в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.09.2013 г.).

2. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября 2011 № 2357.

4. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:Просвещение, 2010.-233 с.

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010.- 24с.

Результаты освоения содержания курса Личностные результатыосвоения содержания курса

«Севастополеведение» должны отражать:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину – Севастополь;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, проживающих в Севастополе, Крыму, России, мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающихся, готовности заботиться о родной земле;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои

поступки;

- формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результатыдолжны отражать:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- освоение способа решения проблем творческого и поискового

характера;

- активное использование речевых средств, информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и передачи, интерпретации информации;

- готовность слушать и вести диалог, готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметными результатамиосвоения программы курса

«Севастополеведение» должны стать:

- формирование первичных представлений о наиболее ярких страницах истории родного города; деяниях его основателей, защитников, устроителей; исторических традициях города-героя Севастополя; роли своей семьи в жизни региона, страны;

- понимание особенностей быта, культуры, обычаев этносов, проживающих в Юго-Западном Крыму;

- освоение доступных способов изучения природы и хозяйства родного края, его памятников и других достопримечательностей;

- овладение учебным умением самостоятельно выбирать необходимую историческую информацию, пользоваться справочными источниками для еѐ получения;

- овладение элементарными практическими умениями и навыками

в работе с исторической картой, единицами исторического времени;

- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

Критерии оценки результатов

Предметом итоговой оценки по курсу «Севастополеведение» должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения содержания его программы. Вместе с тем, при выставлении текущих и итоговых оценок по данному предмету следует обращать внимание не только на то, овладел ли ученик системой пропедевтических знаний по истории

родного города. Необходимо учитывать степень готовности учащихся к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач, основанной на интересе к истории Севастополя, а также коммуникативные и информационные умения младших школьников. Результаты усвоения содержания оцениваются через участие в проектной деятельности, составлении портфолио ученика.

Учебно-тематическое планирование курса «Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени»

(1-4 классы)

Разделы, темы       Количество часов  
      Уроки   Практические занятия, Всего
          проектная деятельность  
  1 класс (34 часа)    
Введение     -
2–7 Тема 1. Я и мой город    
          проект  
8–17 Тема 2. Начало    
  истории Севастополя.       экскурсии  
  Основатели города          
18–27 Тема 3. Славный путь    
  города. Две обороны.       экскурсии, проект  
  Возрождение          
28–33 Тема 4. Современный    
  Севастополь и его          
  жители          
Урок обобщения и     -
  контроля          
  класс (34 часа)    
Введение     -
             
2–4 Тема 1. Я и мой город     -
5–19 Тема 2. Начало    
  истории Севастополя.       экскурсии, проект  
  Его основатели          
20–28 Тема 3. Славный путь    
  города. Две обороны.       проект  
  Возрождение          
29–33 Тема 4. Современный     -
  Севастополь и его          
  жители          
Урок обобщения и     -
  контроля          
  3 класс (34 часа)    
Введение. С чего     -
  начинается Родина          

2–4 Тема 1. Окрестности
  Севастополя.   экскурсия  
  Севастополь на карте      
  Крыма      
5–6 Тема 2. Черное море и -
  его обитатели      
7–9 Тема 3. Древняя
  история Севастополя   экскурсия  
10–15 Тема 4. Рождение
  Севастополя и   проект  
  Черноморского Флота      
16–18 Тема 5. Первая
  оборона Севастополя   проект  
Тема 6. Севастополь -
  на рубеже 19 – 20      
  веков      
20–23 Тема 7. Севастополь в
  Великой   проект  
  Отечественной войне      
24–28 Тема 8.
  Возрожденный   экскурсия  
  Севастополь      
29–32 Тема 9. Современный -
  Севастополь      
33–34 Урок обобщения и -
  контроля. Город   защита проектов  
  будущего      
  4 класс (34 часа)    
Введение -
2–3 Тема 1. Севастополь -
  на карте Крыма и      
  Российской      
  Федерации      
4–5 Тема 2. Школы
  Севастополя   проект  
6–7 Тема 3. Севастополь и -
  его окрестности      
8–10 Тема 4. Чѐрное море и -
  его обитатели      
Тема 5. Древняя -
  история родного      
  города      
12–13 Тема 6. Рождение -
  Севастополя      
14–18 Тема 7. Герои первой
  обороны   проект  
19–21 Тема 8. Севастополь -
  конца XIX – начала      
  ХХ века      
22–26 Тема 9. Севастополь в
  Великой   экскурсия  

  Отечественной войне      
27–33 Тема 10. Возрождение
  Севастополя.   проект  
  Современный      
  Севастополь      
Урок обобщения и -
  контроля      

Содержание курса «Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени» 1 класс (34 часа)

Введение (1 час)

Тема 1. Я и мой город (6 часов)

Я и моя семья. Семейные реликвии. Семья – это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Моя школа. История создания школы: дата постройки, первая школьная линейка, первый директор. Мой дом. Моя улица. Наша малая Родина – Севастополь. Деление города на районы и улицы. Улицы микрорайона школы на карте города. Названия улиц. Безопасная дорога в школу. Домашний адрес, адрес школы. Мой родной город – Севастополь. Севастополь – город федерального значения. Достопримечательности Севастополя: памятник Затопленным кораблям, Графская пристань, площадь Нахимова, Приморский бульвар. Любимые праздники горожан. Понятия: Родина, малая родина.

Тема 2. Начало истории Севастополя. Основатели города (10 часов)

Рождение Севастополя. Рассказ о Ф.Ф. Ушакове и А.С. Грейге и их роли в создании Севастополя. Андреевский флаг. А.И. Казарский подвиг брига «Меркурий». День рождения Севастополя. Севастопольская бухта. Первый командующий Черноморского флота. Роль Суворова А.В., Потѐмкина Г.А., Маккензи Ф.Ф. в основании города. Первый командующий Черноморским флотом – Клокачѐв Ф.А. Ушаков Ф.Ф. – командующий Черноморским флотом. Славные дела Грейга А.С. «Лазаревская эпоха» в истории города. Севастополь на карте Крыма. Деление города на районы. Бухты в Севастопольском регионе. Балаклава, Инкерман, Байдарская долина

– окрестности Севастополя. Акватория моря. Животный и растительный мир Чѐрного моря. 31 октября – Международный день Чѐрного моря. Первый памятник Севастополя.

Тема 3. Славный путь города. Две обороны. Возрождение. (10 часов)

Герои Первой обороны В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин, матрос Кошка, Даша Севастопольская. Севастополь конца 19 начала – 20 века. Севастополь в Великой Отечественной войне Севастополь – город-

герой. Символы Севастополя. Возрожденный Севастополь (Начало Крымской войны. Руководители обороны. Бастионы Севастополя и их герои. Участие мирных жителей в защите города. Деятельность врачей и сестѐр милосердия. Увековечение памяти героев обороны. 22 июня 1941 года – начало войны. Кто такие фашисты? Первые жертвы. Вторая оборона. Подвиги защитников Севастополя. Дети осаждѐнного города. Работа подземных школ).

Тема 4. Современный Севастополь и его жители (6 часов)

Музеи и театры Севастополя. Жители славного города. Урок обобщения и контроля (1 час)

2 класс (34 часа)

Введение (1 час)

Тема 1. Я и мой город (3 часа)

Я и моя семья. Семейные реликвии. Моя школа. Мой дом. Моя улица. Мой родной город – Севастополь Понятия: Родина, малая родина.

Тема 2. Начало истории Севастополя. Его основатели (15 часов)

Рождение Севастополя. Рассказ о Ф.Ф. Ушакове и А.С. Грейге и их роли в создании Севастополя. Андреевский флаг. А.И. Казарский. Подвиг брига «Меркурий». Севастополь и его окрестности. Чѐрное море и его обитатели. Севастопольские моряки. Херсонес Таврический. Кирилл и Мефодий. Князь Владимир в Корсуне.

Тема 3. Славный путь города. Две обороны. Возрождение (9 часов)

Герои Первой обороны: В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин, матрос Кошка, Даша Севастопольская. Севастополь конца XIX – начала XX века. Севастополь в Великой Отечественной войне. Севастополь – город-герой. Символы Севастополя. Возрождѐнный Севастополь.

Тема 4. Современный Севастополь и его жители (5 часов)

Музеи и театры Севастополя. Жители славного города. Урок обобщения и контроля (1 час)

3 класс (34 часа) Введение. С чего начинается Родина (1 час)

Что изучает курс «Севастополеведение». Твое имя. Твоя семья, семейный герб. Наш город, его географическое расположение, любимые уголки. Моя школа. Мой дом. Моя улица. История города в названиях улиц.

Введение (1 час)

Список литературы и электронных ресурсов для 1-4 классов

1. Коваленко В.В, Алтабаева Е.Б. На черноморском перекрѐстке. Учебное пособие. — Севастополь: Искра, 2000. – 264с.: ил.

2. Алтабаева Е.Б., Коваленко В.В. На рубеже эпох: Севастополь в 1905-1916 годах. Учебное пособие. – Севастополь, 2002. – 216 с.: ил.

3. Алтабаева Е.Б. Смутное время: Севастополь в 1917-1920 годах. Учебное пособие. – Севастополь: «Телескоп», 2004. 384 с.:ил.

4. Алтабаева Е.Б. Марш энтузиастов: Севастополь в 1920-1930 годы. Учебное пособие. – Севастополь: Телескоп, 2008. -383 с.

5.Алтабаева Е.Б. Город, достойный поклонения: Севастополь в Великой Отечественной воне часть 1 Оборона 1941-1942 годов: Учебное пособие. – Севастополь: Телескоп, 2013.- 368 с..

6.Алтабаева Е.Б. Методика проведения уроков по курсу «На черноморском перекрѐстке» в 5 классе // Севастополеведение: содержание формы и методы работы. – Севастополь, 2007.

7.Богатикова В.А. Методические рекомендации к урокам по курсу «На черноморском перекрѐстке» // Севастополеведение: содержание формы и методы работы. — Севастополь, 2007.

8. Абрамов Д.М. Тысячелетие вокруг Чѐрного моря. – М.: Алгоритм, 2007.

9. Брашинский И.Б. В поисках скифских сокровищ. – Л.: Наука,

1979.

10. Ванеев Г.И. Севастополь. Страницы истории. 1783-1983: Справочник. – Симферополь: Таврия, 1983.

11. Веникеев Е.В. Севастополь и его окрестности. – М.: Искусство,

1986.

12. Веникеев Е.В. Архитектура Севастополя. – Симферополь: Таврия, 1983.

13. Древние цивилизации. – М.: Мысль, 1989.

14. Дюличев В.П. Рассказы по истории Крыма. – Симферополь, 2011.

15. Зубарь В.М., Павленко Ю.В. Херсонес Таврический и распространение христианства на Руси. – К.: Наукова думка, 1988.

16. Коровкин Ф.П. История древнего мира.– М.: Просвещение, 1990.

17. Коваленко В., Алтабаева Е. Из прошлого Крыма и Севастополя. Выпуск 1. – Севастополь, 1996.

18. Коваленко В., Алтабаева Е. Из прошлого Крыма и Севастополя. Выпуск 3.– Севастополь, 1997.

19. Легенды Крыма (любое издание).

20. Петрова Э.Б. Озябшие в Тавриде боги. Северное Причерноморье

в античных мифах и легендах. – Симферополь: Бизнес-Информ, 1994.

21. Плешаков А.А. Окружающий мир. – М.: Просвещение, 2011.

22. Самойлова О., Алтабаева Е.Б. Мой любимый Севастополь. Рабочая тетрадь по Севастополеведению для 1 класса

23. Севастополь. Фотоальбом. Составление и текст Г.А. Черкашина.

– М., 1983.

24. Храпунов И.Н. Очерки этнической истории Крыма в раннем железном веке. Тавры. Скифы. Сарматы. – Симферополь: Таврия, 1995.

25. Байсак М. «Тех дней не смолкнет слава». – Симферополь: «Таврия», 2005г.

26. Веникеев Е.В. Севастополь и его окрестности. – М.: Искусство,

1986.

27. Гармаш П.Е. «За родной Севастополь».

28. Зайцев Ю.П. «Это удивительное море», – Издательство Одесса

«Маяк», 1978.

29. Кунцевская Г.Н. «Благословенная Таврия». – Симферополь: «Таврия», 2008.

30. Казарин В.П., Рудяков А.Н. «Слово о флоте Российском».

31. Лещенко А., Лещенко В. «Выверено жизнью и смертью…».

32. Лямицкая С. «Синее-синее море». – Симферополь: «Крым», 1966.

33. Надинский П.Н. «Очерки по истории Крыма». – Симферополь: «Таврия», 1996.

34. Фадеева Т.М. «Тайны горного Крыма». – Симферополь: «Бизнес-

Информ», 2007.

35. Черкашин Г. Бриг «Меркурий». – Издательство «Детская литература».

36. Шавшин В.Г. «Имя дома твоего». – Киев-Севастополь, 2008.

37. Плешаков А.А. Окружающий мир. – М.: Просвещение, 2011.

38. Севастополь. Фотоальбом. Составление и текст Г.А. Черкашина.

– М. 1983.

39. Ванеев Г.И. Севастополь. Страницы истории. 1783–1983: Справочник. – Симферополь: Таврия, 1983.

40. Абрамов Д.М. Тысячелетие вокруг Чѐрного моря. – М.: Алгоритм, 2007.

41. Брашинский И.Б. В поисках скифских сокровищ. – Л.: Наука,

1979.

42. Веникеев Е.В. Севастополь и его окрестности. – М.: Искусство,

1986.

43. Веникеев Е.В. Архитектура Севастополя. – Симферополь: Таврия, 1983.

44. Древние цивилизации. – М.: Мысль, 1989.

45. Дюличев В.П. Рассказы по истории Крыма. – Симферополь, 2011.

46. Зубарь В.М., Павленко Ю.В. Херсонес Таврический и распространение христианства на Руси. – К.: Наукова думка, 1988.

47. Легенды Крыма (любое издание).

48. Петрова Э.Б. Озябшие в Тавриде боги. Северное Причерноморье в античных мифах и легендах. – Симферополь: Бизнес-Информ, 1994.

49. Храпунов И.Н. Очерки этнической истории Крыма в раннем железном веке. Тавры. Скифы. Сарматы. – Симферополь: Таврия, 1995.

50. Город-герой Севастополь. Неизвестные страницы. – Севастополь: «Паритет-Информ», 2008.

51. Добровольская Л. Сказание о Севастополе. – Севастополь: «КМАТМН», 2002.

52. Легенды Крыма. – Симферополь: «Бизнес-Информ», 2000.

53. Памятники Севастополя. – Симферополь: «Таврия», 1987.

54. Петрова И. Я родом из детства. – Севастополь: НПЦ «ЭКОСИ-Гидрофизика», 2006.

55. Песни о Севастополе. Пособие для музыкальных занятий в дошкольном учебном учреждении. – Севастополь, СГГУ, ИПО, 2008.

56. Севастополь. Страницы истории. – Симферополь: «Таврия»,

1983.

57. Севастополь. Путеводитель. – Харьков: «Библекс», 2009.

58. Белоусов Е. «Как Кирилл и Мефодий азбуку писали». – Симферополь, 1996.

59. Белоусов Е. «Как князь Владимир в Корсуне крестился». – Симферополь, 1997.

60. Журналы « Крымуша». – Симферополь: «Таврида».

61. Легенды Крыма. – Симферополь, «Бизнес-Информ», 2000.

62. Черкашин Г. « Меркурий» - бриг Российский.

Электронные ресурсы

1. Тавры в Крыму. Электронный ресурс./ [Режим доступа] http://www.tutkrim.ru/history/taurus.php

2. История Херсонеса. Электронный ресурс./ [Режим доступа] http://retrobazar.com/journal/interesting/929_istorija-hersonesa.html

3. От героев Херсонеса к героям Севастополя. Электронный ресурс./ Е. Туровский [Режим доступа] http://www.gazetasriblo.com.ua/istoriya-ukrainyi/ot-geroev-xersonesa-k-geroyam-sevastopolya

4. Античный театр. Херсонес. Электронный ресурс./ [Режим доступа] http://hersonesteatr.org.ua/

5. Херсонес. Электронный ресурс./ [Режим доступа] http://www.komanda-46.ru/poleznoe/51-po-mestam/129-hersones.html

УТВЕРЖДЕНО протоколом Учёного совета

Севастопольского городского гуманитарного университета от 22.12.2014 г. № 5

Примерная учебная программа

курса«Севастополеведение»

«Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени»

(1–4 классы)

Севастополь

Пояснительная записка

Программа курса «Севастополеведение» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на развитие личности ребѐнка, его духовно-нравственных и интеллектуальных качеств; становление российской гражданской идентичности; овладение духовными ценностями и культурой своей малой Родины – города-героя Севастополя.

Приобщение младших школьников к истории и традициям севастопольской земли даѐт уникальные возможности для воспитания истинных патриотов России.

Севастополь, основанный как военный форпост Российской империи на Чѐрном море, стал не только военной базой, но и своеобразной южной столицей государства, культурным и научным центром. Ярчайшие политики, военные, ученые, деятели культуры России обустраивали, защищали, воспевали Севастополь. Прикипая всем сердцем к его строгой красоте, не могли и помыслить, что город и флот могут достаться врагу. Феномен двух оборон Севастополя – в несгибаемом духе его защитников. А также в том, что земля эта вобрала в себя историю, обычаи и традиции многих народов и цивилизаций, живших здесь на протяжении последних трех тысяч лет.

Крым в целом и юго-западный Крым в частности являются своеобразным «черноморским перекрѐстком», межцивилизационным пространством, где встречались народы, игравшие определяющую роль в мировой истории.

Наша земля пропитана молитвой и подвижническими трудами Андрея Первозванного, Климента Римского, Кирилла и Мефодия. В Херсонесе – Херсоне – Корсуне крестился Владимир, отсюда православная вера пришла на Киевскую Русь.

Особое предназначение Севастополя прослеживается в веках, прорастает в сегодняшнем дне, подтверждается политическими событиями 2014 года, итогом которых стало воссоединение Севастополя и Крыма с Российской Федерацией.

Цельизучения курса«Страницы истории Севастополя от основания донастоящего времени» в начальной школе – развитие и воспитание личности младшего школьника, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта родного края как части России, осознающего ответственность за настоящее и будущее родной земли, способного активно действовать на еѐ благо.

Задачи

1. Ознакомление учащихся с яркими страницами истории родного края, его природно-географическими особенностями; созидательным опытом предыдущих поколений, дважды возрождавших Севастополь к жизни.

2. Воспитание гражданственности и патриотизма, бережного отношения к своему городу, его достопримечательностям, природной среде.

3. Формирование культуры общения и поведения в социуме; укрепление нравственности, основанной на базовых национальных ценностях, этнокультурных духовных традициях.

4. Приобретение умений и навыков в краеведческой работе, проектной деятельности

Курс «Севастополеведение» строится с учетом следующих

дидактических принципов:

- доступность(содержание курса выстроено с учетомпознавательных возможностей учащихся начальной школы);

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

(формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка);

- наглядность(обеспечивает развитие точных представлений оботдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего города, реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в походе, в ходе просмотра видеофильмов).

- интеграция(предполагает органичное включение историко-краеведческого материала в канву уроков других учебных курсов, а также необходимость дополнения, углубления историко-краеведческих знаний учащихся в ходе изучения общеобразовательных предметов; формирование у учащихся представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры).

- экологизация(использование здоровьесберегающих технологий.Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее).

Место курса в учебном плане

Курс «Страницы истории Севастополя от основания до настоящего времени» реализуется за счет часов, выделяемых на региональный компонент учебного плана для образовательных учреждений. Рассчитан на 136 учебных часов: в 1–4-х классах по 34 часа (из расчета 1 час в неделю). При составлении календарно-тематического планирования рекомендуется

использовать национально-региональные особенности в содержании

предмета, в организации познавательной деятельности учащихся, использовать возможности внеурочной деятельности.

Учебная программа составлена на основе авторских программ «История юго-западного Крыма с древнейших времѐн до середины XVIII века», «История Севастополя от основания до середины XX века» (автор Е.Б. Алтабаева), утвержденных Учѐным советом СГГУ (протокол № 5 от 22.12.2014 г.) в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.09.2013 г.).

2. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября 2011 № 2357.

4. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:Просвещение, 2010.-233 с.

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010.- 24с.

Результаты освоения содержания курса Личностные результатыосвоения содержания курса

«Севастополеведение» должны отражать:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину – Севастополь;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, проживающих в Севастополе, Крыму, России, мире;

Наши рекомендации