Для учебно-исследовательских работ школьников
Для учебно-исследовательских работ школьников
Секция «Фольклор и этнография»
Ежегодные научные конференции являются подведением итогов краеведческой научно-исследовательской работы, осуществляемой в рамках дополнительного школьного образования. Работа в данном направлении должна решать задачи:
1. Оптимизации учебно-воспитательного процесса.
2. Активизацию научного изучения родного края: расширение социальной базы исследований, накопление эмпирических данных (исторических источников), раскрытие «белых пятен» локальной истории.
Научные исследования в рамках дополнительного школьного образования должны стать дополнением и «резервом» профессиональных исследований. Для того, чтобы помочь руководителям школьных работ определиться с выбором тем докладов на будущую конференцию, можно предложить следующую тематику, представляющую не готовые формулировки, а тематические направления, ориентируясь на которые можно более конкретно сформулировать темы.
Приоритетными следует считать темы, связанные с местной проблематикой и основанные на использовании местных источников (рассказы старожилов, архивные данные, музейные коллекции, предметы-артефакты, принадлежащие гражданам и т.д.).
При определении тем следует максимально конкретизировать территорию (не Донской край вообще), временные рамки, группу населения и т.д.
Также следует избегать «широких» формулировок, наоборот, лучше предельно конкретизировать предмет изучения. Напр.: не «Традиционный костюм…», но «мужской» или «женский» и далее по тексту.
Во всех случаях, кроме историографических тем, опубликованные краеведческие материалы не должны подменять оригинальные сведения, выявление, обобщение и анализ которых является основной задачей.
Примерные темы можно объединить в следующие блоки:
I. Жилище, хозяйственные постройки.
1.1. Традиционное жилище населения Дона (уточнить район, населенный пункт, в случае необходимости – группу населения).
1.2. Подворье и хозяйственные постройки сельского населения Дона…
Возможна более специализированная тематика:
1.3. Строительные приемы и орудия труда…
1.4. Архитектурный декор народного жилища…
1.5. Интерьер, домашняя утварь…
1.6. Обряды, приметы, гадания, связанные со строительством жилища…
Общие рекомендации.
Основное внимание следует уделить местным памятникам жилищной архитектуры, подготовить их описание, фотофиксацию, исторические сведения. Обратить внимание на названия деталей дома: «галдарея», «амешник», «балясник» и др. Сопоставить с названиями аналогичных деталей в соседних поселениях. Сравнить, насколько распространена подобная архитектура, архитектурные детали, наименования и т.д.
II. Традиционный костюм.
2.1. Мужская одежда населения Дона (уточнить район, населенный пункт, в случае необходимости – группу населения).
2.2. Женская одежда…
Возможны более специализированные темы:
2.3. Головные уборы, украшения…
2.4. Праздничная одежда…
2.5. Ритуальная (лучше свадебная) одежда…
2.6. Обрядовые и этикетные нормы, связанные с одеждой…
2.7. Городской костюм и одежда сельского населения…
Общие рекомендации. См.: Пояснительную часть и тематический блок I.
III. Пища, культура питания.
3.1. Застолье и застольный этикет населения Дона (уточнить район, населенный пункт, в случае необходимости – группу населения).
3.2. Культура питания: пища и напитки…
Более специализированные темы:
3.3. Праздничная и ритуальная пища населения…
Здесь возможна детализация: только ритуальная пища (напитки), масленичная, рождественская, пасхальная… пища.
3.4. Дикорастущие растения в системе питания…
3.5. Традиции лечебного питания…
3.6. Безалкогольные напитки (чай, кофе) в традициях застолья и общения…
Общие рекомендации. См.: Пояснительную часть и тематический блок I.
IV. Фольклор, обряды.
4.1. Предания, связанные с историей населенных пунктов и их окрестностей…
Происхождение и название нас. пункта, названия улиц, площадей, урочищ, водных источников, курганов; рассказы о исторических событиях, в том числе – связанных с Великой Отечественной войной.
4.2. Песенный фольклор населения…
4.3. Воинский фольклор…
4.4. Фольклор (песни, устные рассказы, былички, предания и др.) о Великой Отечественной войне…
4.5. …О Гражданской войне…
4.6. Детский фольклор…
4.7. Свадебный фольклор…
Также возможны направления:
Календарные праздники (Празднование Масленицы…, Святочные традиции…, празднование…Пасхи, Троицы и т.д.); Народная медицина и косметика…, Народные промыслы…
В последнем случае не имеется в виду профессиональное производство (напр. Семикаракорский завод), а именно промыслы: гончарный, кузнечный, плетение из лозы, вышивка, кружева и т.д.
Предложенные направления, естественно, не исчерпывают возможные тематические направления. Преподаватели и учащиеся могут сформулировать темы как в рамках предложенных направлений, так и предложить свои.
Список литературы
I. Учебники и учебные пособия.
1.1. Основы этнографии /Под ред. С. А. Токарева. М.. 1968;
1.2. Итс Р. Ф. Введение в этнографию. Учебное пособие. Л., 1974;
1.3. Этнография /Под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. М.. 1982;
1.4. Этнология. Учебник /Под ред. Г. Е. Маркова и В. В. Пименова. М., 1994;
1.5. Садохин А. П. Этнология. Учебник. М.. 2000;
1.6. Арутюнов С. А., Рыжакова С. И. Культурная антропология. М.. 2004;
II. Учебные пособия ЮФУ.
2.1. Черницын С. В. Этнология – наука о народах /Древняя история. Введение в этнологию. Учебно-методическое пособие для абитуриентов. Ростов – на –Дону, 1998;
2.2. Черницын С. В., Богаченко Т. В. Этнология. Учебно-методические материалы для студентов II курса заочного отделения исторического факультета РГУ. Ростов –на –Дону, 2002. е
Ш. Справочники.
3.1. Атлас народов мира /Под ред. С. И. Брука и В. С. Апенченко. М., 1964; 3.2. Народы мира. Историко-этнографический справочник. М. 1988;
3.3. Свод этнографических понятий и терминов (в 4-х выпусках). М., 1986-1991. Вып. 1-4;
3.4. Мифы народов мира. М., 1992. Т. 1-2;
3.5. Тихонравов Ю. В. Религии мира. Учебно-справочное пособие. М., 1996;
3.6. Славянская мифология, М.: Эллис Лак, 1995;
3.7. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. СПб.: «Искусство-СПБ», 2001;
3.8. Русский праздник. Иллюстрированная энциклопедия. СПб.: «Искусство-СПБ», 2002.
IV. Общие труды по этнографии.
4.1. Народы Австралии и Океании. Сер. «Народы мира». Этнографические очерки. М., 1956;
4.2. Народы Западной Азии. Сер. «Народы мира». Этнографические очерки. М., 1964;
4.3. Малые народы Южной Азии. Сер. «Народы мира». Этнографические очерки. М., 1963;
4.4. Народы Юго-Восточной Азии. Сер. «Народы мира». Этнографические очерки. М., 1966;
4.5. Народы Восточной Азии. Сер. «Народы мира». Этнографические очерки. М., 1965;
4.6. Народы Африки. Сер. «Народы мира». Этнографические очерки. М., 1954;
4.7. Львова Э. С. Этнография Африки. М., 1984;
4.8. Народы Америки. Сер. «Народы мира». Этнографические очерки. М., 1959. Т. 1-2;
4.9. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. М.. 1973-1978. Т. 1-5.
4.10. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. М., 1984.
V. Работы по отечественной этнографии.
5.1. Токарев С. А. Этнография народов СССР. М., 1958;
5.2. Народы Кавказа. М., 1964. Т. 1-2;
5.3. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987;
5.4. Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII-нач. XIX вв. М., 1974;
5.5. Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. Л., 1976; 5.6. Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М., 1985;
5.7. Народы Сибири. М., 1956;
5.8. Народы Средней Азии и Казахстана. Сер. «Народы мира». М., 1962-1963. Т. 1-2.
VI. Работы по этнографии и публикации, содержащие сведения по этнографии Дона и донского казачества.
6.1. Донские казаки в прошлом и настоящем. Ростов –на –Дону.: ГИнГО, 1998;
6.2. Очерки традиционной культуры казачеств России /Под общей ред. проф. Н.И. Бондаря. Москва-Краснодар, 2002. Т. 1.
6.3. Энциклопедия культур народов Юга России. Том 1. Народы Юга России. Ростов- на –Дону.: Изд. СКНЦ ВШ, 2005;
6.4. Водолацкий В.П., Скорик А.П.. Тикиджян Р.Г. Казачий Дон: очерки истории и культуры. Ростов –на –Дону.: Терра, 2005.
Секция «Музыковедение»
Руководитель секции
Дядченко Лариса Николаевна
- Ф Шопен – к 200-летию со дня рождения
- П.И. Чайковский - к 170-летию со дня рождения
- Г. Малер - к 150-летию со дня рождения
- Д. Тухманову 70 лет
- Джон Леннон - к 70-летию со дня рождения
- Музыкальные династии
- Особенности музыкальной культуры (страна по выбору)
- Из истории нотной грамоты
- Циклические формы инструментальной музыки
- Музыка Ростовских композиторов
- Сергей Прокофьев. Музыка для детей.
- Из истории оперетты.
- К 350-летию со дня рождения Г. Пёрселла
- Оперетта доглинкинского периода
- Предшественники Глинки
- Хоровая культура России
- Инструментальный концерт в России
- Творчество Галины Вишневской
- «Гитара» История инструмента
- Александра Пахмутова. Творческий путь. 10.
- Формы музыкальных произведений (Рондо, вариации и т.д.)
- Творческий портрет. Юрий Башмет.
Примерные названия работ на секции «Зоология»
- Гидробиология
«Меловые отложения»
«Фауна ручейников»
- Ориентология
- Исследование гнездования к-л птиц
- Териология
- Характеристика фауны млекопитающих окрестностей к-л населенного пункта
- Энтомология
- Фауна жесткокрылых
- Паразитология
- Экология
- Влияние антропогенного фактора на …
- Герпетология
Особенности размножения и развития водного ужа
- Ихтиология
Влияние температурного режима на развитие мальков…
Секция «Астрономия»
- Исследование космического пространства и астрономия
- Крупнейшие обсерватории мира
- Изучение солнечной системы (по выбору о любом теле Солнечной системы:
планете, астероиде, комете) - Современные исследования Марса
- Солнце. Влияние Солнца на жизнь Земли.
- Космические исследования Земли.
- Космический телескоп Хаббла
- Современные наземные оптические телескопы.
- Поиск и открытие внесолнечных планет.
- Современные представления о структуре и свойствах Вселенной.
- Проблема скрытой массы.
- Наблюдательная астрономия. Результаты и обобщение астрономических
наблюдений, фотографирование - Вычислительная астрономия. Программы обработки астрономических данных.
История науки
1. К.Э. Циолковский. Страницы жизни.
2. М. Ломоносов и его .астрономические открытия
3. Астрономия древнего Китая
4. Деятельность великих астрономов (по выбору)
5. Первый космонавт планеты Гагарин Ю.А.
6. Космонавты - наши земляки.
7. История исследования Марса.
8. Исследования тунгусского феномена (тунгусского метеорита).
9. Ученый астроном А.А. Белопольский (к 150-летию со дня рождения)
10. Ученый астроном И.М. Румовский (к 275-летию со дня рождения).
11. Феномен русского творческого универсализма (от М. В. Ломоносова до наших дней).
12. История космической радиолюбительской связи.
Секция «Психология»
1. Проблема межличностных отношений в семье
2. Влияние семьи на социализацию подростка
3. Процесс становления личности в период с 14 - 18 лет в современном обществе
4. Некоторые трудности общения в подростковом возрасте
5. Стрессовое напряжение. Способы снятия стресса.
6. Переживание одиночества
7. Социальная агрессия. Способы уменьшения.
8. Методы исследования эмоциональной направленности личности.
9. Страхи детей в младшем школьном возрасте
10. Психологическое воздействие искусства (музыка, изобразительная деятельность)
на человека.
11. Динамика ценностных ориентации родителей детей дошкольников и подростков.
12. Женщины в психологии и психология женщины.
1 3. Проблема психологического здоровья.
14. Типы социально-психологических противоречий и их проявления в малой группе.
15. Агрессия и женщины.
16. Представление об агрессии у женщин (у мужчин) разных возрастных категорий.
17. Интересы и ценностные ориентации у представителей подростковых субкультур.
Секция Физики.
Секция Астрономии
Примерная тематика исследовательских работ в области естественных дисциплин
1. В небесах, на земле и на море. (Физика удивительных природных явлений)
2. Время и его измерение.
3. Ускорители элементарных части: взгляд в будущее.
4. Мифы звездного неба в культуре латиноамериканских народов.
5. Влияние невесомости на жизнедеятельность организмов.
6. Сравнительная характеристика космических скафандров России и США.
7. Перспективы освоения околоземного пространства.
8. Метеорная опасность для технических устройств на околоземной орбите.
Секция «Экономика»
1. Экономический анализ и экономическая политика в малом бизнесе
2. Проблемы фондового рынка в условиях мирового финансового кризиса
3. Финансовая политика на современном этапе в РФ
4. Ограниченность как недостаточность доступных ресурсов для удовлетворения всех потребностей (на примере современной ситуации в Ростовской области)
5. Проблемы ипотечного рынка в г. Ростове-на-Дону
6. Молодежь на Ростовском рынке труда
7. Занятость на селе…
8. Кризис банковской системы в Ростовской области
9. Современные методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции на современном этапе развития РФ или (конкретно региона..)
10. Региональные методы внедрения новой системы оплаты труда для бюджетных организаций (на примере конкретного предприятия)
11. Перспективы монетарной политики и воздействие ее на денежную массу и экономическую ситуацию.
12. Экономический рост и развитие нашего региона…
13. Новое в фискальной политике и анализ воздействия мер фискальной политики на экономическую ситуацию….
14. Современные формы денежных расчетов…
15. Проблемы кредитных и депозитных операций коммерческих банков в Ростовской области.
16. Особенности инфляционных процессов в России в конкретных экономических ситуациях.
17. Анализ взаимосвязи инфляции и безработицы.
18. Макоэкономические прогнозы…
19. Основные тенденции развития экономики отдельных стран (на примере стан Европы или Юга-Востока)
20. Проблемы платежного баланса РФ и вступление в ВТО.
21. Влияние международной торговли на Ростовские товарные рынки
22. Анализ влияние мер протекционизма и мер защиты свободной торговли на национальные и в международной торговли (ассоциации свободной торговли и таможенные союзы).
23. Проблемы международной финансовой системы.
24. Успешная предпринимательская деятельность в России и за рубежом (на примере..).
25. Роль и эффективность рекламы (на примере).
26. Влияние деловой репутации фирмы на успешное ведение бизнеса.
27. СМИ о мировом финансовом кризисе.
Математика
- Алгебра и теория чисел
- Общая математика
1. Формальные и содержательные аксиоматические теории
2. Преобразование плоскости. Композиция преобразований
3. Комбинаторная геометрия
4. Гиперкомплексные числа. Алгебра кватернионов
5. Пифагоровы треугольники
6. Метод математической индукции
7. Занимательная теория множеств
8. Преобразование множеств
9. Функции (ОТОБРАЖЕНИЯ) и частичные функии
10. Алгебраические уравнения
11. Рекурсии
12. Плоские графы. Простые числа
13. Занимательная комбинаторика
14. Признаки делимости
15. Логические парадоксы
16. Проблемы четырех красок
17. Занимательная логика
18. Эстетика «Золотого сечения»
19. Математические софизмы
Секция «География»
1. Исследование проблем большого города на примере г. Ростова-на-Дону
- Исследования межэтнических отношений в Ростовской области и на Северном Кавказе, на современном этапе или в отдельные исторические этапы.
- Исследование развития ВАПК Ростовской области.
- Исследования партнерских отношений Ростовской области со странами СНГ и зарубежной Европы.
- Влияние природных условий на хозяйственную специализацию.
Секция «МЕДИЦИНА»
- Проблемы вирусных инфекций в 21 веке (птичий грипп, свиной грипп и др. вирусные инфекции)
- Современная история медицины. Медицина нашего региона.
- Военная медицина (к юбилей Великой Отечественной войны)
- Духовно-нравственный мир представителей отечественной медицины.
- Профессиональная ориентация подрастающего поколения
- Рациональное питание. Диетотератия.
- Лечебное питание при различных патологиях
- Пищевые отравления немикробной природы.
- Нетрадиционные методы лечения заболеваний.
- Демографические проблемы нашего региона.
- Драматическая медицина.
- Оценка физического воспитания подростков
- Оценка физического развития подростков
- Оценка состояния здоровья подростков
- Оценка факторов риска развития различных патологий в детском и подростковом возрасте
- Проблемы современной кардиологии. Заболевания сердечно – сосудистой системы. Структура и распространенность, профилактика. Факторы риска развитии патологии.
- Проблемы современной неврологии. Заболевания нервной системы. Структура и распространенность, профилактика. Факторы риска развитии патологии.
- Проблемы современной эндокринологии. Заболевания эндокринной системы. Структура и распространенность, профилактика. Факторы риска развитии патологии.
- Проблемы современной пульмонологии. Заболевания дыхательной системы. Структура и распространенность, профилактика. Факторы риска развитии патологии.
- Проблемы современной гастроэнтерологии. Заболевания гастроэнтеральной системы. Структура и распространенность, профилактика. Факторы риска развитии патологии.
- Проблемы современной нефрологии и урологии. Заболевания моче-половой системы. Структура и распространенность, профилактика. Факторы риска развитии патологии.
- Проблемы современной иммунологии, аллергологии и генетики. Заболевания иммунной системы. Структура и распространенность, профилактика. Факторы риска развитии патологии.
- Проблемы современной педиатрии. Заболевания Структура и распространенность, профилактика. Факторы риска развитии патологии. Особенности течения различных заболеваний в детском и подростковом возрасте.
- Проблемы современной экологии. Заболевания неинфекционной природы, связанные с влиянием факторов окружающей среды.. Факторы риска.
- Проблемы современной онкологии. Заболевания Структура и распространенность, профилактика. Факторы риска развитии патологии. Особенности течения данных заболеваний в детском и подростковом возрасте.
- Проблема- инфекции и человек. Заболевания Структура и распространенность, профилактика. Факторы риска развитии патологии. Особенности течения данных заболеваний в детском и подростковом возрасте
- Этика и деонтология в медицине.
- Формирование здоровьесберегающей среды в системе образования
- Сестринской дело в медицине.
- Проблемы современной офтальмологии. Заболевания. Структура и распространенность, профилактика. Факторы риска развитии патологии.
- Медицинские аспекты формирования семьи и рождения здорового ребенка.
- Медицинские аспекты формирования здорового образа жизни.
- Проблемы современной хирургии. Заболевания. Структура и распространенность, профилактика. Факторы риска развитии патологии.
- Проблемы современной травматологии. Заболевания. Структура и распространенность, профилактика. Факторы риска развитии патологии.
- Врачебные династии на Дону.
- Проблемы современной анестезиологии и реанимации. Заболевания. Структура и распространенность, профилактика. Факторы риска развитии патологии.
- Проблемы акушерства и гинекологии. Заболевания. Структура и распространенность, профилактика. Факторы риска развитии патологии.
- Проблемы современной психиатрии. Заболевания. Структура и распространенность, профилактика. Факторы риска развитии патологии.
Секция «Археология»
1. Проблемы сохранения археологического наследия в Ростовской области.
2. Особенности охоты и животноводства у населения прошлых эпох по материалам многослойного памятника «Раздоры».
3. Каратаевская крепость бронзового века.
4. Новый металлургический центр эпохи поздней бронзы на Нижнем Дону.
5. Погребения второй половины IV века до н.э. Елизаветовского могильника.
6. Новые находки зеркал скифского времени.
7. Некоторые аспекты возникновения и развития эллинистического Танаиса.
8. Средневековые поселения Нижнего Дона.
9. Некоторые редкие группы керамических импортов из раскопок Азака.
10. Исследование находок с Елизаветинского городища.
11. Археология Нового времени: проблема исследования крепости св. Димитрия Ростовского.
12. Керамические клейма Северного Причерноморья: проблема эпиграфики и датировки.
Секция «Журналистика»
Основная тематика докладов на секции журналистики - исследования различных средств массовой информации, в том числе в историческом аспекте, анализ творчества отдельных журналистов и писателей (совмещавших писательскую и журналистскую деятельность), проблемы взаимодействия журналистики и политики, журналистики и литературы, психологии и журналистики. Существенное место в тематике докладов обычно занимают различные аспекты организации работы редакций СМИ, жанровое своеобразие СМИ, сравнительный анализ содержания и форм подачи какой-либо актуальной темы в различных (по политической позиции, периодичности, месту издания) СМИ. Анализу могут подвергаться как печатные, так и электронные средства массовой информации, включая интернет-издания и сайты отдельных печатных СМИ в интернете.
Практика показывает, что наиболее удачные доклады получаются у тех юных исследователей, кто делает СРАВНИТЕЛЬНЫЙ анализ содержания и форм подачи материалов на ту или иную социально значимую тему в различных СМИ (в том числе и с применением методов контент-анализа). К примеру, это может быть освещение антитеррористических операций в различных по своей политической ориентации газетах; проблемы социальной защиты населения в газетах либеральной и левой ориентации; молодежные проблемы (например, наркомания) в газетах «для всех» и в газетах, ориентирующихся в основном на молодежную аудиторию; «пиар-акции» в СМИ в период избирательных компаний в центральных и региональных изданиях, и т.д.
Возможны доклады, посвященные этапам развития того или иного издания (желательно относительно недавно созданного), а также исследующие организацию работы редакции этого издания. При этом желательно выбирать издания, выходящие в Ростове, для того, чтобы можно было посетить данную редакцию, получить необходимую информацию «из первых рук» - непосредственно от редактора и сотрудников. Весьма конструктивными могут быть доклады, исследующие особенности организации работы редакций двух разных (в том числе и конкурирующих между собой) изданий.
Выбирая для изучения и анализа творчество конкретного журналиста, лучше также выбирать его среди работников СМИ родного города, чтобы можно было встретиться с этим человеком непосредственно. В то же время возможно изучение раннего журналистского творчества писателей различных эпох (в том числе и уже ушедших из жизни), а также творчества выдающихся российских журналистов, работающих в центральных СМИ.
Предметом исследования могут быть, в том числе, детские, подростковые и молодежные издания - как с точки зрения организации работы редакции, анализа содержания, авторского актива, так и с точки зрения изучения читательской аудитории и социологического анализа мнений читателей о том или ином издании. При этом социологические исследования проводят сами докладчики, используя соответствующие научные методики. Возможно и научное изучение содержания, а также организации работы редакций школьных тиражированных компьютерных газет (также, желательно, в сравнительном аспекте).
Доклады, анализирующие специфику работы электронных СМИ (радио, телевидения) также возможны, но следует предупредить потенциальных авторов, что редакции телерадиокомпаний являются режимными объектами, и вход туда осуществляется только по пропускам, с обоснованием необходимости посещения.
В связи с тем, что в 2009 году будет отмечаться 260-летие города Ростова-на-Дону, желательно активно готовить доклады, связанные с историей и анализом сегодняшней деятельности газет, выходящих в нашем городе. Особый интерес при этом представляют газеты «Вечерний Ростов» и «Ростов официальный», комплексно освещающие жизнь города.
Обращаем внимание потенциальных докладчиков на то, что доклад на секции журналистики должен быть не творческой журналистской работой, а именно НАУЧНЫМ ИССЛЕДОВАНИЕМ журналистики, то есть выглядеть примерно так, как, например, курсовая работа студента первого курса отделения журналистики. Что касается чисто творческих работ, то они могут и должны предлагаться для публикации непосредственно в СМИ (газеты, журналы, телестудии и т.д.).
Для участия в секции журналистики приглашаются подростки, обучающиеся в 8-11 классах средних школ, лицеев, гимназий, а также учащиеся колледжей и других средних специальных учебных заведений.
Консультации по тематике конкретных докладов проводятся руководителем секции журналистики ДАН ЮИ и клуба юного журналиста «ПЕТИТ» Ростовского Дворца творчества детей и молодежи, членом Союза журналистов России Геннадием Леонидовичем БЕЛЕНЬКИМ - по воскресеньям с 13 до 14 часов в кабинете № 203 ДТДиМ. Получить консультацию можно также по домашнему телефону руководителя секции - 254-91-15, а также в исследовательском отделе ДТДиМ по телефону 282-83-42.
Одновременно информируем, что во Дворце творчества детей и молодежи работает клуб юного журналиста «Петит», в который принимаются подростки (начиная с 8-го класса), склонные к литературной и журналистской работе, с перспективой подготовки к продолжению профессиональной учебы на факультете филологии и журналистики РГУ. Запись в клуб по воскресеньям с 10 часов и по четвергам с 16 часов, в кабинете № 203 Дворца творчества детей и молодежи.
КРАТКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ворошилов В.В. Журналистика. Вступительный курс. Санкт- Петербург, 2004.
Газеты Дона. Библиографический указатель. Ростов-на-Дону, 1958.
Газеты СССР. Библиографический указатель в 5 томах. М., Всесоюзная книжная палата.
Засорина Т., Федосова Н. Профессия - журналист. Ростов-на-Дону, 1999.
История мировой журналистики. Ростов-на-Дону, 2004.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М. 2006.
Свитич Л.Г. Введение в специальность. Профессия - журналист. М., 2006.
Солнцева Т.В. Вторая древнейшая, или как стать акулой пера. Ростов-на-Дону, 2006.
Справочник журналиста. М., 1971.
Секция « Педагогика»
1.Слово об учителе: « Он создал нас»…
2.Школа будущего: проекты современной учащейся молодёжи.
3. Современное детство и его отличие от детства наших предков.
4. Внутренний мир современного школьника.
5. На волнах памяти о детстве.
6. Образ российского учительства в художественной литературе.
7. «Прекрасный союз» - лицейское братство в воспоминаниях современников.
8.Молодёжь и город: лицом к лицу.
9.Эстетическое (гражданское, патриотическое, духовно – нравственное) воспитание в академическом (досуговом) пространстве школы.
10.Общественная деятельность старшеклассников с элементами педагогического труда- путь в профессию.
11. Образ жизни современного старшеклассника.
12 Формирование культурной идентичности и толерантности на традициях региона Юга России ( поликультурного города Ростова – на – Дону).
13.Нравственные идеалы современного выпускника школы.
14.Тема родного дома в памяти старших поколений.
15.Педагогика вокруг нас: гражданское становление растущего человека в
пространстве семьи и школы.
16.Воспитательные возможности текстов былин ( исторических песен) в формировании интереса к истории Отечества ( малой родины).
17.Воспитательный потенциал сказок Тихого Дона.
18. Игра в жизни современного детства.
19. Ценности детства в художественной прозе и поэзии ( классика и современность).
20 « Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»? воспитательный потенциал народных сказок.
21. Испокон века книга растит человека: значение книги в самообразовании личности.
22. Воспитательные функции СМИ.
23. События – символы, люди – символы и их влияние на формирование исторического сознания личности.
24.История семьи и рода в становлении культурной идентичности растущего человека.
25.Проблема служения Отечеству в среде современной учащейся молодёжи.
26.История школы: события, учителя, питомцы.
27. «Школьные годы»: ретроспективный взгляд.
28. История города Ростова на Дону как средство гражданско-патриотического воспитания современной молодёжи.
29. Система ценностей учащейся молодёжи.
30. Ценности семьи и детства в народной педагогике.
31.Проблемы национального воспитания в отечественном историко-педагогическом наследии.
32.Народные традиции воспитания на Руси в наследии А.А. Коринфского.
33. Традиции народной педагогики в Павлышской школе В.А. Сухомлинского.
34. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников в ДАНЮИ – путь в профессию и науку.
35. Социализация детей в окружающем мире.
36. Путь к себе: самопознание – залог самообразования и самовоспитания.
37. Моя школа: реальность и мечта.
38. Социально – психологический портрет моего современника.
39.. Дорогу осилит идущий: самопознание и самообразование.
40. Сердце, отданное детям: учительские судьбы.
Примерная тематика учебно-исследовательских работ
старшеклассников
1 Искусство жить достойно : жизненный путь и педагогическое творчество учителя.
2.Учителями славится Россия.
3.Учительские династии – путь взаимосвязи поколений.
4.Школа горда славою своих выпускников.
5.Учительница первая моя .
6.Образ учителя в истории российского образования.
7.Образ русского учителя в литературном наследии Д.С. Лихачева.
8.Жизненный путь и нравственный подвиг учителя, отдавшего сердце детям: В.А. Сухомлинский.
9.Этический кодекс педагога: на примере личности выдающихся педагогов в истории школы и в современной реальности.
10.Духовный покровитель города Ростова на Дону: Димитрий Ростовский: уроки его жизни и наследия.
11. Выпускник 2010 года: социальный портрет выпускников школы.
12. . Автобиография и педагогика. « Отчий дом, ты – школа нравов». И ветви, и корни.
13 Мой идеал учителя: радость встречи.
14. Образ национальной школы в педагогическом наследии К.Д. Ушинского.
15 Яснополянская школа Л.Н. Толстого.
16. Педагогический подвиг А.С.Макаренко.
17.Традиции культуры в семье (на материале художественной и автобиографической литературы).
18.Взрослые и дети : образование души в русской классической литературе.
19.Детство и его мир в литературном наследии А.П. Чехова.
20. Школа – тёплый и светлый дом.
по секции Лингвистика: лексикология и стилистика
- «Русские немцы»
- Политическая корректность как языковое явление в США
- Европейские замки как часть общекультурного исторического наследия
- Влияние системы образования Англоязычных стран на систему образования в России
- Отражение культуры английского народа в пословицах и поговорках
- Вклад немецкой нации в развитии России
- Особенности интонации английской речи и литературного перевода на материале лимериков
- Интерпретация лексической единицы «вдохновение» в русском и английском языках
- Особенности восприятия Г. Гейне в России
- Экологический контекст романа Германа Мелвилла «Моби Дик»
- Отличительные особенности домов в Британии.
- Англицизмы в немецком языке.
- Лингвострановедение. Проблема доминантного языка.
- Сравнительная характеристика двух вариантов английского языка: британского и американского.
- История возникновения немецкого языка.
- Идеи К.Э.Циолковского о создании международного языка.
- Лирические интонации в творчестве О. Генри.
- Роль личности во взаимообогащении культур Франции и России па примере творчества А.С. Пушкина.
- Английские свадебные традиции.
- Шотландия Роберта Бариса.
- Г.Гейне в переводах М.Лермонтова, Ф.Тютчева, Л.Фета, М.Михайлова.
- Язык как средство хранения культурно-исторической информации в истории британского костюма.
- Молодежная культура Эмо-кидз в России и Британии.
- Тенденции развития языка в контексте глобализации.
- Формы обращения в английском языке.
- Глазго и Ростов. Города - побратимы
- Лимерик как жанр английской поэзии
- История английского чая
- Ассимиляция французской лексики в русском языке
- Диалог русской и иноязычной культур в лингвистической подготовке учащихся
- Кинематограф Франции и его влияние на лексику
- Влияние культуры Франции на культуру России
- Сравнительный анализ пословиц и поговорок на русском, английском и французском языках
- Эволюция образа вампира в англо-американской литературе
- Глобализация английского языка и его влияние на русский язык
- Крепость Кенигштайн как объект военного строительства
- Интернет-реклама, как важный инструмент современного маркетинга
- Немецкие письма с Восточного фронта и «образ врага»
- Современный молодой человек. Кто он?
- Роль ООП в защите прав человека.
- Международный институт зашиты прав ребенка
- «What is hot with the young generation?» «Что популярно среди молодежи?»
- Мода: вчера и сегодня
- Совместили борьба советского и французского народов в годы Великой Отечественной воины
- Средства массовой информации в Великобритании и США
- Традиции питания в Великобритании, США, Германии, Франции
- Культурная карта Великобритании
- Туристический портрет Германии
- Лингвостилистический анализ текстов современных русских и английских песен
- Влияние творчества Дж. Байрона на русскую классическую литературу.
- История развития Тауэра и Петропавловской крепости.
- Английские и русские пословицы и поговорки, трудности их перевода.
- Сленг как явление современного немецкого языка.
- Сравнительная характеристика праздников в США и Великобритании
- Роль династии Плантагенетов в истории Англии
- Читаем "Гарри Поттера" (анализ читательских предпочтений учащихся)
- Миры Дж. Р. Р. Толкиена и К.С. Льюиса
- Шекспир - кто он? Трудности перевода поэтических произведений
- Русские глазами французов и французы глазами русских
- Secrets of Global Communication.(Секреты глобального общения)
- Две стороны Британской политики
- Цветочная Франция: символы, имена, открытия
- Пресса - зеркало мира. Разные бывают зеркала.
- Является ли группа «Битлз» самой популярной британской группой в наши дни.
- Аббревиация в e-mail и on-line играх.
- Пиноккиус Латиниус - очередное