Развитие лексической стороны речи

Слово рассматривается в лингвистике как минимальная лексическая единица, в которой выделяется звуковая оболоч­ка, предмет, называемый словом, и смысл, который оно вы­зывает в нашем сознании. Лексические единицы входят в сеть разнообразных и пересекающихся структурно-системных отношений — семантические поля. Главным условием осоз­нания речи является понимание ее смысла и значения, а в языке благодаря действию различных ассоциаций создаются различные параллельные способы выражения мыслей.

На каждом возрастном этапе понимание ребенком значе­ния слова имеет определенные особенности. В течение дош­кольного детства осознание ребенком смысла слова проходит длительный путь. В процессе понимания речи окружающих выделяются две ступени: первая обусловлена практическим опытом ребенка (этап ознакомления с окружающим пред­метным миром), а вторая характеризуется включением его языкового опыта в процесс общения.

В практике работы дошкольных учреждений внимание в основном уделяется количественной стороне этого процесса, т.е. расширению объема словаря, увеличению словарного за­паса в связи с работой по ознакомлению детей с окружаю­щим миром. Выделение собственно языковых задач в про­цессе обогащения словаря, разграничение познавательного (расширение и углубление знаний и представлений детей об окружающем мире) и языкового развития привело к необ­ходимости включать в словарную работу анализ особенностей усвоения смысловой стороны слова. Воспитание у детей вни­мания к содержательной стороне слова, его семантике, уточ­нение значений слов, обогащение связей слов с другими сло­вами развивают точность словоупотребления и положительно влияют на связность монологического высказывания.

Итак, в словарной работе на первое место выдвигается по­ложение о том, что слово — единица языка, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важных в общей систе­ме развития речи. Овладение словарным составом родного языка — необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой культуры речи.

Неотъемлемым свойством слова как единицы языка явля­ется значение слова. Понимание всего многообразия значе­ний слов развивается у человека на протяжении многих лет. Необходимо знакомить ребенка с разными значениями одно-

з* 15



Развитие лексической стороны речи - student2.ru Развитие лексической стороны речи - student2.ru Развитие лексической стороны речи - student2.ru го и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует развитию умения свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно использовать слова и связывать их по смыслу.

Словесные обозначения (наименования) предметов дети усваивают при знакомстве с окружающей их действительно­стью. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и качественном совершенствова­нии (уточнении значений слов, семантической точности упот­ребления синонимов, антонимов и многозначных слов, пони­мании переносных значений). Слово усваивается ребенком быстрее, если обучение применению слова связано с его смыс­лом, а в процессе работы над словом устанавливаются ассоци­ативные связи.

В развитии словаря дошкольника очень важен принцип объе­динения слов в тематические группы. Единицы языка связаны между собой и зависят друг от друга. Совокупность слов, со­ставляющих тематический ряд, является семантическим по­лем, которое располагается вокруг ядра. Так, многозначное сло­во «игла» в значении «лист хвойного дерева» входит в семанти­ческое поле: дерево — ствол — ветви — хвоя — зеленая — пушистая, растет — опадает; игла для шитья входит в другое семантическое поле: шитъ — зашивать — вышивать — пла­тье — рубашка — одежда — узор, острая — тупая — тонкая и т.п.

Главными задачами словарной работы являются обогаще­ние, расширение и активизация словарного запаса. Основу обогащения словаря составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

Работа над синонимами (подбор слов, близких по значе­нию) переплетается с усвоением тематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, брести, плестись и т.п.; глаголы, обозначающие речь и ситуацию общения: сказать, спросить, ответить, прошептать, закричать, объяснить).

Работа над антонимами (словами с противоположным зна­чением) должна проводиться с детьми при составлении слово­сочетаний и предложений. Дети находят антонимы в послови­цах, поговорках. Подбор антонимов к многозначным словам расширяет представление детей о слове, помогает уточнить его значение. При подборе словосочетаний со словами близкого и противоположного значения дети глубже осознают многознач­ность слов (дом старый — ветхий, платье старое — рваное, друг старый — давний, билет старый — недействительный;

или свежий — черствый хлеб, свежая — вчерашняя газета, свежая— грязная рубашка).

Такая работа помогает детям понимать слова не только с прямым, но и переносным значением: злая зима, колючий ветер, золотые руки, лес дремлет, дом растет, песня льется, ручьи бегут. Для понимания слов с переносным значением необходимо проводить упражнения с прилагательными и гла­голами, которые в зависимости от противопоставлений и сло­восочетаний меняют свое значение (Подушка мягкая, а ска­мейка ... жесткая. Пластилин мягкий, а камень ... твердый.) Кроме того, необходимо формировать умение выбирать адек­ватное слово из синонимического ряда: жаркий (горячий) день, жаркий (взволнованный) спор.

Многозначность слова нужно показывать дошкольникам на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значени­ем (ручка, игла, молния, спинка, ножка, лист, звонок). При этом можно использовать слова разных частей речи: прилагатель­ные (острый, старый, тяжелый, легкий, глубокий, мелкий, пол­ный) и глаголы (идти, бежать, прыгать, лить, плыть, бить)и т.п. Составляя предложения с многозначными словами, дети по­казывают, на какой смысл того или иного слова они ориентиру­ются. Работа над многозначными словами может идти в такой последовательности: называние слова, подбор к нему признаков и действий, составление словосочетаний, а затем предложений и в конечном итоге использование многозначных слов в связ­ном тексте.

В словарной работе необходимо добиваться таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность.

Основной смысл словарной работы состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые будут точно отражать его за­мысел.

В словарной работе с детьми необходимо учитывать: тема­тический принцип организации лексики; семантический аспект, т.е. ознакомление со значением слова; ассоциатив­ный метод объединения слов.

Наши рекомендации