Праздник «Неделя техники и труда»1
В празднике принимали участие школьники с 4-го по 11-й класс, а также «фактически весь педагогический коллектив.
Первый день — торжественная линейка, посвященная открытию «Недели». Учащиеся в рабочей одежде (мальчики — в халатах, девочки — в передниках) рапортуют членам жюри о готовности к празднику. Капитан команды сдает устный рапорт — отчет о трудовых делах.
На линейке с краткой речью выступает директор школы и представитель базового предприятия, который рассказывает о пользе труда школьников, выполняющих заказ предприятия.
В актовом зале, где проходит торжественная линейка, заранее размещается выставка работ учащихся, подборка отчетных материалов о проведенных экскурсиях, стенды с пословицами, поговорками, загадками, стихами на тему о труде. Выставка работает целую неделю. Ее могут посетить все учащиеся школы, родители. Выставка может пополняться работами, сделанными за эту неделю.
После торжественной линейки учащиеся расходятся по своим классам, где выполняют задание: из заранее подготовленного природного и подсобного материала изготовить поделки и через 45 минут сдать их членам жюри. Хочется отметить, что даже за такой короткий промежуток времени многие классы, отдельные ученики выполняют очень хорошие работы. Этому способствует соответствующая подготовка на уроках труда в начальных классах и в мастерских, а также заблаговременная подготовка необходимых к конкурсу материалов на внеклассных занятиях.
Второй день — конкурс самоделок из деталей «Конструктора». Конкурс роводится в просторном зале после окончания уроков. Проведение конкурса ущественно облегчается, если участники заранее приобрели игру «Конструк-ор» и тренировались в домашних условиях или на внеклассных занятиях по борке различных изделий.
Третий день — конкурс чтецов и певцов. Тема стихов и песен — трудовая, онкурс проводится после уроков в специально выделенном для конкурса по-ешении по заранее составленному графику. В состав жюри входят учителя усского языка, учителя-дефектологи.
В этот же день под руководством классных руководителей, учителей труда, рганизатора по внеклассной работе, воспитателей школьники выполняют ряд эудовых заданий по теме «Полезное дело для школы и города».
Четвертый день — на уроках русского языка проводится разбор сочине-ЛУ1 на трудовую тему, написанных заранее. Тема выбирается учителем соглас-з учебной программе.
Пятый день—для учащихся после уроков открыты все мастерские. Они могут эинять участие в конкурсах «Юный столяр», «Мастера жестяного дела», «Элек->ические реки», «Рукодельница», а также в различного рода викторинах.
Шестой день — заключительный, в программе которого:
• подведение итогов всех конкурсов за «Неделю»;
• награждение победителей «Недели техники и труда»;
• выступление победителей конкурсов чтецов и певцов.
2. Праздник «Мама, папа и я — трудолюбивая семья»[2]
В празднике принимали участие школьники 4-5-х классов и их родители. В нову праздника положен конкурс семейных команд по определенным задаем с привлечением зрителей, поддерживающих команды.
Использовались следующие конкурсные задания для семей:
• собрать из деталей металлического конструктора согласно схеме определенное изделие;
• из имеющихся на столе деталей (проводков, лампочек, батареек и т. д.) собрать светофор и показать его в действии;
• из заготовок сшить игрушку или какое-либо изделие;
• по образцу на открытке (картинке) вылепить из пластилина персонажей басни (сказки), вспомнить и прочесть басню (отрывок сказки), показать на табличке названия басен, сказок.
В празднике активное участие принимают и зрители. Им одновременно с семейными командами могут быть даны, например, такие задания:
• по переведенному на ткань рисунку вышить салфетку при условии, что каждый участник делает не более 5-10 стежков, задание обычно выполняется очень оживленно;
• из подручных материалов (цветной бумаги, фольги, ваты, природных материалов) изготовить елочные украшения и с их помощью как можно наряднее оформить искусственную елку;
• вырезать снежинки, изготовить бумажные самолетики, провести соревнования на дальность их полета;
• используя пластилин, вылепить сцену из какого-нибудь отрывка сказки и объяснить членам жюри содержание этой сценки.
Конкурсные задания чередуются с выступлениями родителей, знакомящих школьников со своими профессиями.
После подведения итогов праздника для всех участников организуется чаепитие, во время которого по заранее подготовленной программе читаются стихи, исполняются песни.
Очень трудна подготовка к этому празднику, но наградой служит отличное настроение всех участников и то, что родители смогли увидеть своих детей на этом празднике в работе, за столом, их поведение в обществе, лучше их узнать. Более дружным становится родительский коллектив класса, зачастую, видя трудности в материальном обеспечении мастерских, родители оказывают помощь в приобретении для них материалов и инструментов.