В условиях трудового обучения

И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1

В процессе трудового обучения в школе учитель труда должен вооружать уча­щихся системой технических и технологических знаний, формировать практи­ческие, общетрудовые и общепроизводственные навыки, развивать творческие способности, готовить к сознательному выбору профессии. Решить этот комп­лекс многообразных задач только на уроках практически невозможно. Поэтому в школе-интернате № 33 для слабослышащих и позднооглохших детей широко развивается внеклассная работа по трудовому обучению и воспитанию.

1. Внеклассные коллективные мероприятия, связанные с подведением ито­гов выполнения программы по трудовому обучению. Проводятся викторины, технические турниры и утренники, устные журналы, «Недели техники и тру­да», выставки работ учащихся, выполненных на уроках труда и во внеурочное время, демонстрации моделей одежды, сшитых школьниками в швейной мас­терской школы-интерната.

2. Коллективные творческие дела, связанные с профессиональной подго­товкой школьников: а) производственные экскурсии; б) встречи с выпускника­ми школ, производственниками, изобретателями, учеными, инженерами, пред­ставителями УПП, ЛВЦ, знакомство с профессиями родителей.

3. Занятия в кружках по интересам:

• художественная обработка древесины;

• рукодельница;

• мягкая игрушка;

• дымковская игрушка.

Коллективные творческие дела по труду, преследуя единые учебно-воспи­тательные цели, существенно отличаются друг от друга по содержанию и форме, поэтому требуют большой и разнообразной подготовительной работы, ко-7 торая начинается за один-два месяца до намеченного срока. 5 Для подготовки и проведения коллективного дела создается оргкомитет, в состав которого входят учителя труда, старшие школьники, активные кружков­цы, классные руководители, учителя-предметники, учителя-дефектологи, орга­низатор внеклассной работы, воспитатели. Организационный комитет состав­ляет план подготовки коллективного дела и контролирует ход его выполнения. План включает:

• составление сценария;

• технологию подготовки и проведения праздника или конкурса;

• подготовку материально-технического обеспечения;

• домашние задания учащихся.

При составлении сценария предусматривается чередование теоретических и практических заданий, словесной информации и различных конкурсов. Ха­рактер заданий и конкурсов должен соответствовать уровню знаний и составу участников.

Заблаговременно даются подготовительные задания, например, посетить с воспитателями предприятия, где ознакомиться с разными профессиями, выпу­стить альбом или газету с описанием одной из профессий, описать экскурсию, выучить стихотворение о труде, подобрать пословицы, поговорки, подготовить загадки для соперников, найти полезное дело для школы (привести в порядок футбольное поле, площадки для прогулок малышей, сделать генеральную убор­ку в каком-нибудь кабинете школы и др.), подготовить необходимый материал для проведения различных конкурсов.

Так как в программу любого коллективного творческого дела обычно вклю­чаются различные конкурсы, викторины, кроссворды, то каждый класс или несколько классов должны сформировать команду, придумать ей название, де­виз, нарисовать эмблему. Например, на празднике «Неделя техники и труда» 4-6 класс назвал свою команду «Мастерок», сделал эмблему, выбрал девиз «Ре­месло не коромысло, плеч не оттянет». На празднике, который проходил в шко­ле-интернате под названием «Волшебный мир дерева», одна команда, куда во­шли учащиеся 4-6 класса II отделения, 5-а класса I отделения, называлась «Винтики и шпунтики», а другая, состоящая из учащихся 4-а класса I отделения, 5-6 класса II отделения и 5-в класса (вспомогательного) — «Самоделкин». У одной из этих команд был девиз «Не та забота, что много работы, а та забота, что нет работы».

Очень тщательно должен быть продуман вопрос материально-технического обеспечения того или иного мероприятия, так как от этого в значительной сте­пени зависит его эффективность. Звукоусиливающая аппаратура, столы и сту­лья для участников, зрителей, судей, гостей, средства наглядности, материалы и заготовки для конкурсов, наборы инструментов и приспособлений, наборы бумаги, ножницы, кнопки, фломастеры, карандаши, ручки и многое другое — все это должно быть подготовлено заранее.

Особенность проведения коллективного дела — обеспечение безопаснос­ти и культура труда. Важным разделом подготовительного этапа, имеющим большое воспитательное значение, является изготовление призов, сувениров, наград на уроках труда, в домашних условиях и на внеклассных занятиях. Эффективность подготовки во многом зависит от качества средств наглядно­сти. Чертежи, рисунки, схемы должны быть выполнены на листах большого размера, чтобы видны были из зала. Фамилии, цифры, названия целесообраз­но написать на карточках и демонстрировать по ходу проведения праздника или игры.

В тех случаях, когда на праздник приглашаются гости, которым предстоит выступить перед учащимися или войти в состав жюри, с ними заранее прово­дятся беседы для разъяснения задач мероприятия, о степени подготовленности и возрастных особенностях учащихся, о месте, цели и желаемом характере выступления гостя.

Объявление о празднике должно быть оформлено ярко, с выдумкой, чтобы ;разу привлечь внимание учащихся.

При проведении праздника «Мама, папа и я — трудолюбивая семья», кроме зтенда «Сделано своими руками», где была размещена выставка работ учащих-:я, был оформлен стенд «Профессия наших родителей», и на нем помещены материалы с описанием профессий родителей, образцы изделий, которые они напускают на своих предприятиях (резиновая обувь, ткани, кинопленка, пряжа 1 др.). Этот стенд привлекал особое внимание и тех учащихся, которые непо-:редственно принимали участие в этом празднике, всех приглашенных в зал.

При проведении праздника «Неделя техники и труда» каждому классу было «оделено место для размещения выставки работ учащихся своего класса, кото->ые оформили подборку пословиц, поговорок, загадок, стихов о труде, предста-1или рисунки о труде и альбомы с описанием итогов экскурсий на предприятия. В связи с тем что в любое мероприятие включаются конкурсы, оргкомитет юдбирает и утверждает жюри. В его состав включают лиц, которые смогли бы омпетентно оценивать результаты состязаний. Заранее готовятся судейские ланки с указанием команд, конкурсов, продумывается система объявлений и ;емонстрации оценок. Важно регулярно подводить итоги по окончании каждо-о конкурса, чтобы поддерживать интерес участников и зрителей к соревнова­нию команд.

Успех любого коллективного творческого дела, особенно в нашей школе, во гногом зависит от работы ведущих. Ведущий должен очень хорошо знать про-рамму того или иного мероприятия, ему следует учитывать, что некоторыевопросы могут оказаться слишком трудными для некоторых учащихся. В та­ком случае надо подготовить наводящие вопросы.

Выставка творческих работ учащихся— важный компонент любого празд­ника труда. Ее главная задача — пропаганда различных форм творческой дея­тельности учащихся. Необходимо привлекать к участию в выставках макси­мальное число детей. Часто приходится прилагать максимум такта, убежде­ния, настойчивости, так как некоторые ученики стесняются выставлять свои «домашние» работы. Но именно этот раздел выставки имеет большое воспита­тельное значение: он показывает доступность творческой деятельности, ее многообразие, развивает интерес и способствует расширению круга желаю­щих принимать в ней участие.

.. Один из элементов праздников — тематическая выставка книг-новинок по ■руду и технике, которая обычно организуется библиотекарем школы.

Наши рекомендации