В условиях трудового обучения
И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1
В процессе трудового обучения в школе учитель труда должен вооружать учащихся системой технических и технологических знаний, формировать практические, общетрудовые и общепроизводственные навыки, развивать творческие способности, готовить к сознательному выбору профессии. Решить этот комплекс многообразных задач только на уроках практически невозможно. Поэтому в школе-интернате № 33 для слабослышащих и позднооглохших детей широко развивается внеклассная работа по трудовому обучению и воспитанию.
1. Внеклассные коллективные мероприятия, связанные с подведением итогов выполнения программы по трудовому обучению. Проводятся викторины, технические турниры и утренники, устные журналы, «Недели техники и труда», выставки работ учащихся, выполненных на уроках труда и во внеурочное время, демонстрации моделей одежды, сшитых школьниками в швейной мастерской школы-интерната.
2. Коллективные творческие дела, связанные с профессиональной подготовкой школьников: а) производственные экскурсии; б) встречи с выпускниками школ, производственниками, изобретателями, учеными, инженерами, представителями УПП, ЛВЦ, знакомство с профессиями родителей.
3. Занятия в кружках по интересам:
• художественная обработка древесины;
• рукодельница;
• мягкая игрушка;
• дымковская игрушка.
Коллективные творческие дела по труду, преследуя единые учебно-воспитательные цели, существенно отличаются друг от друга по содержанию и форме, поэтому требуют большой и разнообразной подготовительной работы, ко-7 торая начинается за один-два месяца до намеченного срока. 5 Для подготовки и проведения коллективного дела создается оргкомитет, в состав которого входят учителя труда, старшие школьники, активные кружковцы, классные руководители, учителя-предметники, учителя-дефектологи, организатор внеклассной работы, воспитатели. Организационный комитет составляет план подготовки коллективного дела и контролирует ход его выполнения. План включает:
• составление сценария;
• технологию подготовки и проведения праздника или конкурса;
• подготовку материально-технического обеспечения;
• домашние задания учащихся.
При составлении сценария предусматривается чередование теоретических и практических заданий, словесной информации и различных конкурсов. Характер заданий и конкурсов должен соответствовать уровню знаний и составу участников.
Заблаговременно даются подготовительные задания, например, посетить с воспитателями предприятия, где ознакомиться с разными профессиями, выпустить альбом или газету с описанием одной из профессий, описать экскурсию, выучить стихотворение о труде, подобрать пословицы, поговорки, подготовить загадки для соперников, найти полезное дело для школы (привести в порядок футбольное поле, площадки для прогулок малышей, сделать генеральную уборку в каком-нибудь кабинете школы и др.), подготовить необходимый материал для проведения различных конкурсов.
Так как в программу любого коллективного творческого дела обычно включаются различные конкурсы, викторины, кроссворды, то каждый класс или несколько классов должны сформировать команду, придумать ей название, девиз, нарисовать эмблему. Например, на празднике «Неделя техники и труда» 4-6 класс назвал свою команду «Мастерок», сделал эмблему, выбрал девиз «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет». На празднике, который проходил в школе-интернате под названием «Волшебный мир дерева», одна команда, куда вошли учащиеся 4-6 класса II отделения, 5-а класса I отделения, называлась «Винтики и шпунтики», а другая, состоящая из учащихся 4-а класса I отделения, 5-6 класса II отделения и 5-в класса (вспомогательного) — «Самоделкин». У одной из этих команд был девиз «Не та забота, что много работы, а та забота, что нет работы».
Очень тщательно должен быть продуман вопрос материально-технического обеспечения того или иного мероприятия, так как от этого в значительной степени зависит его эффективность. Звукоусиливающая аппаратура, столы и стулья для участников, зрителей, судей, гостей, средства наглядности, материалы и заготовки для конкурсов, наборы инструментов и приспособлений, наборы бумаги, ножницы, кнопки, фломастеры, карандаши, ручки и многое другое — все это должно быть подготовлено заранее.
Особенность проведения коллективного дела — обеспечение безопасности и культура труда. Важным разделом подготовительного этапа, имеющим большое воспитательное значение, является изготовление призов, сувениров, наград на уроках труда, в домашних условиях и на внеклассных занятиях. Эффективность подготовки во многом зависит от качества средств наглядности. Чертежи, рисунки, схемы должны быть выполнены на листах большого размера, чтобы видны были из зала. Фамилии, цифры, названия целесообразно написать на карточках и демонстрировать по ходу проведения праздника или игры.
В тех случаях, когда на праздник приглашаются гости, которым предстоит выступить перед учащимися или войти в состав жюри, с ними заранее проводятся беседы для разъяснения задач мероприятия, о степени подготовленности и возрастных особенностях учащихся, о месте, цели и желаемом характере выступления гостя.
Объявление о празднике должно быть оформлено ярко, с выдумкой, чтобы ;разу привлечь внимание учащихся.
При проведении праздника «Мама, папа и я — трудолюбивая семья», кроме зтенда «Сделано своими руками», где была размещена выставка работ учащих-:я, был оформлен стенд «Профессия наших родителей», и на нем помещены материалы с описанием профессий родителей, образцы изделий, которые они напускают на своих предприятиях (резиновая обувь, ткани, кинопленка, пряжа 1 др.). Этот стенд привлекал особое внимание и тех учащихся, которые непо-:редственно принимали участие в этом празднике, всех приглашенных в зал.
При проведении праздника «Неделя техники и труда» каждому классу было «оделено место для размещения выставки работ учащихся своего класса, кото->ые оформили подборку пословиц, поговорок, загадок, стихов о труде, предста-1или рисунки о труде и альбомы с описанием итогов экскурсий на предприятия. В связи с тем что в любое мероприятие включаются конкурсы, оргкомитет юдбирает и утверждает жюри. В его состав включают лиц, которые смогли бы омпетентно оценивать результаты состязаний. Заранее готовятся судейские ланки с указанием команд, конкурсов, продумывается система объявлений и ;емонстрации оценок. Важно регулярно подводить итоги по окончании каждо-о конкурса, чтобы поддерживать интерес участников и зрителей к соревнованию команд.
Успех любого коллективного творческого дела, особенно в нашей школе, во гногом зависит от работы ведущих. Ведущий должен очень хорошо знать про-рамму того или иного мероприятия, ему следует учитывать, что некоторыевопросы могут оказаться слишком трудными для некоторых учащихся. В таком случае надо подготовить наводящие вопросы.
Выставка творческих работ учащихся— важный компонент любого праздника труда. Ее главная задача — пропаганда различных форм творческой деятельности учащихся. Необходимо привлекать к участию в выставках максимальное число детей. Часто приходится прилагать максимум такта, убеждения, настойчивости, так как некоторые ученики стесняются выставлять свои «домашние» работы. Но именно этот раздел выставки имеет большое воспитательное значение: он показывает доступность творческой деятельности, ее многообразие, развивает интерес и способствует расширению круга желающих принимать в ней участие.
.. Один из элементов праздников — тематическая выставка книг-новинок по ■руду и технике, которая обычно организуется библиотекарем школы.