Структура организации и проведения игры-экскурсии

Подготовительный

Предварительное обучение на этом этапе проводилось на уроках культуры, чтения, развития речи, ознакомления с окружающим миром, ИЗО, на индиви­дуальных занятиях по развитию слухового восприятия. На уроках чтения и РСВ, на занятиях внеклассным чтением ученики 2-го класса и 5-го класса изу­чали рассказы М. Басиной «Мы идем по Ленинграду» («Петропавловская кре­пость», «Адмиралтейство», «Зимний дворец»), стихотворения С. Сеченкова «Ко­раблик Адмиралтейства», М. Борисовой «Над грохотом и пылью», «Вот па­мятник царю Петру», «Стреляет в полдень пушка».

На уроках развития речи ученики составили план будущей экскурсии, сло­весно описали иллюстрации-фотографии, вели записи по собственным наблю­дениям. По материалам уроков развития речи и речевого общения учились ве­сти диалоги по темам, написали сочинение-миниатюру «Символы Санкт-Пе­тербурга». На уроке ознакомления с окружающим миром и во внеурочное время побывали на автобусных экскурсиях с учителями и родителями. Ознакомились с архитектурными памятниками Дворцовой площади, Петропавловской кре­пости. По ходу экскурсии делали зарисовки, на уроке рисования подготовили рисунки понравившихся памятников. Итогом подготовительной работы к игре-экскурсии стали конкурс детских рисунков и викторина «Наш город».

2. Второй этап — основная часть, ход игры

Воспитанники 2-го классов совершали «автобусную экскурсию» заочно вигре с остановками у памятников архитектуры. В игре принимали участие ученики 5-го класса, которые исполняли роли ведущих, героев книг (Карлсон, Незнай­ка, экскурсоводы, фотографы). В ходе игры-экскурсии использовались видео-и аудиозаписи, картины, книги с объемными иллюстрациями, карты-схемы.

Конспект игры-экскурсии

/. Организация начала игры

Ведущий (ученик 5-го класса): Ребята, готовы к игре? У всех есть аппараты? Как слышите?

Ученики: Я слышу хорошо. Слушаю внимательно. И т. п.

Ведущий (обращаясь к ученику): Попроси ребят уточнить, как будем говорить.

Ученики 2-го класса: Буду говорить громко. Я буду проговаривать все звуки правильно. Буду говорить выразительно и понятно. И т. д. В ходе занятия создаются привычные ситуации для вариативных высказы-1ний и включения школьников в диалог. Ведущий: Попроси ребят уточнить тему игры-экскурсии, Сережа. Ученик: Тема экскурсии «Достопримечательности Санкт-Петербурга».

2. Проведение игры-экскурсии

Ведущий: Кого мы пригласили на экскурсию, Лена?

Ученики: Мы пригласили Незнайку. Незнайка не пришел.

Ведущий: Как вы думаете, что случилось?

Ученики: Незнайка не знает наш город. Он заблудился, опоздает, но обяза-льно придет.

Ведущий: Незнайка первый раз в нашем городе, давайте его найдем. Где мы дем его искать?

Карлсон (ученик 5-го класса): Я знаю, где его искать!

Ведущий: Кто это к нам пришел?

Ученики: Это Карлсон. Герой интересной книги. Карлсон нам поможет.

Карлсон: Я прочту стихотворение, а вы угадайте, где я видел Незнайку.

Над грохотом и пылью, Над шумной суетой Плывет на тонком шпиле Корабл ик золотой.

(М. Борисова)

Ученики: Незнайка был у Адмиралтейства. Кораблик золотой на шпиле доиралтейства. Будем искать Незнайку. Карлсон: Правильно. Я видел Незнайку у Адмиралтейства. Ведущий: Когда началось строительство Адмиралтейства? Ученики 5-го класса: В 1704 г. начали строить Адмиралтейскую судострои-1ьную верфь. Строили Адмиралтейство по чертежам Петра Первого. Шпиль [сотой в 32 м, сверкает золотом.

Ведущий: Мы поедем к Адмиралтейству. Наш экскурсовод Ольга (5-й класс). Экскурсовод: Приглашаю ребят на экскурсию. Займите, пожалуйста, места втобусе. Мы едем к Адмиралтейству, я буду задавать вопросы. Кому будет удно ответить, обращайтесь к рабочим блокнотам. Кто основал наш город? Ученики: Санкт-Петербург основал царь Петр Первый. (Основатель горо-— царь Петр Первый).

Экскурсовод: Назовите главную улицу нашего города? Ученики: Главная улица—Невский проспект. (Невский проспект—цент-тьная улица.)

Экскурсовод: Куда мы приехали? Смотрите на экран. (Показ сюжета об Адми-ггействе.) Мы находимся у здания Адмиралтейства. Что здесь раньше строили? Ученики: Во дворе Адмиралтейства строили корабли. Начал созда­ваться флот России.

Экскурсовод: Что находится на башне Адмиралтейства? Ученики: На башне — шпиль с золотым корабликом. Кораблик — символ нашего города.

Ведущий: Кто знает стихотворение о кораблике Адмиралтейства? Ученик: Мой маленький кораблик

В городе огромном,

В небе над Невою,

Синем и просторном.

Маленький кораблик

Высоко плывет—

Это символ города:

Здесь рождался флот.

Ведущий: Ребята, где же Незнайка?

Ученики: Я нашел билет в музей. Этот билет уронил Незнайка.

Ведущий: Что за здание на билете?

Ученики: Это Зимний дворец. В Зимнем дворце находится музей Эрмитаж. Поедем на Дворцовую площадь искать Незнайку.

Ведущий включает видеосюжет о Дворцовой площади. Просмотр видео­фильма.

Экскурсовод: Куда мы приехали? На какую площадь?

Ученики: Мы приехали на Дворцовую площадь. Это главная площадь наше­го города. На площади находится Эрмитаж.

Экскурсовод: Что находится в центре Дворцовой площади?

Ученики: В центре площади стоит Александровская колонна. Это памятник победы России в Отечественной войне 1812 года. Я знаю, что это самая высо­кая колонна в мире — 47,5 м. Автор памятника Огюст Монферран. *

Фотограф (ученик 5-го класса): Не хотите ли вы сфотографироваться?

Ученики: Мы ищем Незнайку. Вы его не видели?

Фотограф: Я фотографировал Незнайку у Александровской колонны. Он пошел к Медному всаднику. Там его ищите.

Экскурсовод: Ребята, где находится Медный всадник? Что знаете о памятнике?

Показ видеосюжета о Медном всаднике.

Ученики: Медный всадник — памятник Петру Первому. Памятник очень красивый. Автор памятника Фальконе.

Ведущий: Кто расскажет стихотворение о Медном всаднике?

Ученица: Вот памятник царю Петру

И царскому коню.

Царь много славных дел свершил, И конь неоднократно Его на подвиги возил И привозил обратно.

Ученик: Ребята, я вспомнил, что Незнайка оставил мне план своего марш-ута. Давайте посмотрим.

Ведущий: У некоторых памятников мы побывали (показывает иллюстрации I плане маршрута). Что это за здание?

Ученики: Это Адмиралтейство. Тут Зимний дворец, Эрмитаж. Александ-эвская колонна на Дворцовой площади. Это Медный всадник — памятник фю Петру Первому.

Ведущий: Незнайки там не было. Что еще мы видим на плане маршрута?

Ученики: Это Петропавловская крепость. Там мы встретим Незнайку.

Ведущий: У Петропавловской крепости мы не были.

Экскурсовод: Внимание на экран. Это Петропавловская крепость. Внима-льно смотрите и слушайте.

Просмотр видеосюжета о Петропавловской крепости, о бое курантов.

Экскурсовод: Ребята, что вы услышали? Ученики: Это куранты Петропавловской крепости.

Включение магнитофонной записи с боем часов и со звуком стреляющей шки.

Ученики: Мы услышали, как стреляет пушка. Я слышал бой часов.

Экскурсовод: В Петропавловской крепости в какое время стреляет пушка?

Ученики: Пушка стреляет в полдень. (Пушка стреляет в 12 часов.) Выстрел шки говорит жителям о наступлении дня. Часы бьют 12.

Ведущий: Кто знает стихотворение о пушке Петропавловской крепости?

Ученик: Стреляет в полдень пушка,

Скрывается в дыму, Когда стреляет пушка, Не страшно никому!

Ученица: Шумит волна речная

У крепостной стены. А пушка ведь ручная: Она — не для войны.

(М. Борисова)

Незнайка (входя): Я заблудился. Но я так много увидел! Ведущий: Ребята, мы нашли Незнайку! Расскажи ребятам, где ты был.

Незнайка показывает, где он был, по книге с объемными фигурами памятников.

Незнайка: Ребята, называйте здания и памятники, где мы были. Школьники называют памятники архитектуры, у которых они побывали во время «автобусных экскурсий».

Ведущий: Ребята, в каком городе вы живете.

Ученики: Мы живем в удивительном, красивом городе. В Петербурге много прекрасных памятников. Я люблю наш город. Мне нравится памятник Мед­ный всадник и т. д.

Ученица: Я расскажу отрывок из стихотворения Майи Борисовой «Мы очень любим город свой»:

Сияет солнце над Невой Или дожди стучат в окно — Его м ы любим все равно... И т. д.

Незнайка: Я очень рад, что познакомился с вами и с прекрасными местами Петербурга, с памятниками. Это вам на память от меня. Дарит ребятам кален­дари с видами Санкт-Петербурга.

Ведущий: Ребята, наша экскурсия закончилась. Вы все очень внимательно слушали, верно и активно отвечали на вопросы. Молодцы! Но мы еще подве­дем итоги нашей игры в группе. Спасибо экскурсоводу.

3. Заключительная часть

Обсуждение проведения игры-экскурсии, оценка деятельности школьников. Проведение конкурса рисунков, викторины, конкурса чтецов стихотворений о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях.

Приложение 2

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ

КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА1

Стремление педагогов максимально развивать творческие способности де­тей, формировать интерес к учению, овладевать живой, эмоциональной, выра­зительной речью как диалогической, так и монологической побуждает учите­лей искать новые формы проведения урока. Они предполагают активное учас­тие глухих детей в учебном процессе: учитель не просто передает детям знания, а учит ребят активно и сознательно эти знания приобретать и применять в жиз. Учителями школы разработаны нетрадиционные формы проведения уро-| 1в: урок-игра; урок-экскурсия (очная и заочная); урок-праздник; урок-инсце-фовка; урок-викторина; урок-диспут; урок с применением укрупненных ди-истических единиц; интегрированный урок.

Нетрадиционные формы проведения уроков учат неслышащих детей наблю-ть, сравнивать, осмысливать и обобщать, делать выводы, переносить знания ; одной ситуации в другую, активно использовать знания, полученные ранее. :бенок учится думать и чувствовать, а главное, учится получать радость от навания нового.

Можно заметить, как из года в год, от класса к классу растет самостоятель->сть ребят, развивается эмоциональная сфера. Дети легче вступают в контакт экружающими людьми, чувствуют себя увереннее вне стен школы.

Новые формы проведения уроков позволяют моделировать поведение ре-яка в разных ситуациях (урок-игра, урок-инсценировка). Например, при ин-[енировании сказок, при участии в ролевых играх дети передают характер рсонажа при помощи движений, голоса, мимики лица. Учащимся помогают шученные на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию юизношения умения изменять силу и высоту голоса, правильно выбирать [тонацию и эмоциональную окрашенность речи.

Урок-игра воздействует на эмоциональную сферу ребенка, позволяет в нео-1чной, занимательной форме усваивать знания об окружающем мире и отно-гниях между людьми. На начальном этапе обучения уроки-игры обеспечива-г включение малышей в учебную деятельность, а в дальнейшем стимулиру-г творческую и познавательную активность учащихся.

Уроки-экскурсии помогают ребятам научиться пользоваться справочным ма-риалом, извлекать знания из книг, журналов, газет. Уроки-экскурсии развива-г воображение ребят, воспитывают любознательность и расширяют кругозор.

Уроки с применением системы укрупненных дидактических единиц и ин-грированные уроки позволяют ребенку обобщать полученные знания, систе-сгизировать их. На таких уроках развиваются творческие способности уча-лхся, перед ними открываются законы окружающего мира, взаимосвязь при-дньгх явлений. Таким образом формируется научное мировоззрение.

Уроки-диспуты и уроки-викторины учат ребят спорить, доказывать, отстаи-гь свое мнение. Ребенок при использовании новых форм организации обуче-1я и воспитания становится активным исследователем, а не равнодушным ителем. Знания, полученные при активном участии глухого ребенка, усваи-ются им прочно и сознательно, могут быть применены на практике, в реаль-й жизни.

Известно, что прочному и сознательному усвоению знаний способствует здание проблемной ситуации, наличие поиска, который всегда присутствует на уроках с использованием нетрадиционных методов обучения. Опрос, про­веденный нами среди учителей школы, показывает, что на всех этапах обуче­ния применяются новые формы работы, каждая из которых имеет свой удель­ный вес в младших, средних и старших классах.

В младших классах больше уроков-игр, уроков-инсценировок, уроков-праз­дников. В средних и старших классах широко используются уроки-викторины, уроки-диспуты.

В течение всех лет обучения есть уроки-экскурсии, очные и заочные. Это не только экскурсии в музеи, к памятникам, по городу. Это экскурсии в весенний и осенний лес, знакомство с литературными местами России, экскурсии в про­шлое и будущее. В 9-м классе, например, на уроке физики было необыкновен­ное путешествие «В страну Калорию», а в 10-м классе — заочная экскурсия в Тарханы (при изучении биографии М.Ю. Лермонтова).

На всех возрастных уровнях обучения проводятся интегрированные уроки и внеклассные занятия. В младшей школе это элементы интеграции, в средней и старшей — это интеграция разных предметов. При этом обязательна совмест­ная деятельность разных учителей, воспитателей, школьников, родителей. На­блюдения показали, что нетрадиционные формы уроков и занятий делают процесс обучения и воспитания более интересным для детей, воспитывают любознательность, способствуют развитию гибкости и самостоятельности ума, повышают интерес к учению и раскрывают творческие способности детей. Нетрадиционные формы обучения и воспитания помогают сформировать ду­мающую, самостоятельную личность, обладающую системой знаний, нрав­ственных принципов, умеющую чувствовать.

Ниже приводим примерные темы нетрадиционных уроков:

Начальная школа

Уроки-игры: «Внимание — светофор!»; «В гостях»; «Личная гигиена».

Уроки-инсценировки: «Теремок»; «Три медведя»; «У страха глаза велики».

Уроки-экскурсии: «Невский проспект»; «Летний сад»; «Набережные, мос­ты и решетки Санкт-Петербурга».

Уроки-праздники: «Здравствуй, осень!»; «Хозяюшка»; «Виват, Петербург!».

Уроки-викторины: «Здесь начинался Петербург...»; «Улицы и проспекты Петербурга».

Интегрированные уроки: «У врача»; «Равнины и горы»; «Петербург — го­род-порт»; «Знай и люби свой город».

Средняя школа

Уроки-инсценировки: инсценировка отрывков из произведений: «Ревизор», «Капитанская дочка», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Песня о купце Калашникове».

Уроки-экскурсии: «Музей-квартира А.С. Пушкина»; «Лицей (г. Пушкин)»; Павловск»; «Мосты Фонтанки»; «Площади Санкт-Петербурга»; «Летний сад»; Музеи города».

Уроки-праздники: «Праздник урожая»; «Кто виновник торжества?».

Уроки-викторины: «Знай и люби русский язык»; литературная викторина э рассказам А.П. Чехова; «Я — Петербуржец!».

Уроки-диспуты: «О доброте»; «О любви и дружбе».

Интегрированные уроки: «Летний сад»; «Соседи по планете — лошади»; $ода».

Один из вариантов нетрадиционных уроков—урок-праздник. Как любой >угой урок, он должен иметь конкретную тему, цель и задачи. Содержание юка должно соответствовать возрасту учащихся. В его основе должна лежать тивная деятельность учащихся. Отличается урок-праздник от других уроков м, что в его основе лежит сценарий, в который включаются игры, песни, нцы, выразительное чтение, инсценировки, конкурсы.

Список литературы

1. А ндреева Л. В. Организация общественно-трудовой деятельности глухих старше­классников // Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных уч­реждениях. Л., 1985.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

3. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

X. Касавина М. О. и др. Нетрадиционные формы проведения уроков как условие со­вершенствования учебного процесса // Реабилитация. Образование. Развитие / Под ред. М.И. Никитиной. СПб., 1998.

5. Крылова Т. В. Развитие творческих способностей во внеурочное время // Реаби­литация. Образование. Развитие /Под ред. М.И. Никитиной. СПб., 1998.

). Пенин Г. И. Внеурочная творческая деятельность младших школьников с наруше­ниями слуха // Воспитание младших школьников с нарушениями слуха. СПб., 1996.

I Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов. М., 2003. Кн. 2.

!. Поиск нового в обучении и воспитании слабослышащих /Под ред. Г.А. Кирее-вой, О.А. Красильниковой и др. СПб., 1997.

К Пономарева З.А. Воспитание детей с нарушением слуха в условиях творческой деятельности // Реабилитация творчеством — важнейшая составляющая коррек-ционно-развивающей работы. СПб., 1998.

I. Речицкая Е.Г. Формирование навыков самоорганизации глухих младших школь­ников в процессе выполнения общественных поручений //Дефектология. 1989. №4.

Тема 4.5. Развитие нравственной культуры воспитанников в коллективной творческой деятельности

Внеурочная коллективная творческая деятельности школь­ников развивается как самостоятельное тематическое направление воспитатель­ной системы и имеет большой потенциал для нравственного развития школь­ников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. В условиях кол­лективной творческой деятельности формируется всесторонне и гармонично развитая нравственная личность, самостоятельно мыслящая, с активной жиз­ненной позицией и творческим отношением к делу. Комплексный подход к вос­питанию с учетом индивидуальных особенностей детей с проблемами здоро­вья имеет свою специфику.

Формирование и развитие у школьника нравственных чувств, представле­ний, привычек, общественного сознания помогает ему усваивать нормы соци­ального поведения, нравственно-этические и правовые, эстетические, трудо­вые ценности через образ жизни, семейные традиции, культуру, воспитание, образование.

В опыте специальных школ, в исследованиях ученых технология и методи­ка коллективного воспитания реализуются через организацию коллективной творческой деятельности учащихся в условиях интегрированных воспитываю­щих внеклассных занятий, на которых планируется и осуществляется творчес­кое дело, устанавливается взаимосвязь уроков и внеурочных занятий. Воспи­татель помогает школьнику адаптироваться в окружающей действительности, готовит его к жизни в условиях организации коллективной деятельности.

Коллективная творческая деятельность учащихся рассматривается и как объективное условие формирования нравственной культуры личности. В ус­ловиях организованных коллективных дел школьники усваивают нормы куль­турного поведения, морально-этические нормы, овладевают нравственными знаниями, осознают их и на основе развития нравственных мотивов в жизнен­ной деятельности следуют им. Если ученик не усваивает модели нравственно­го поведения в коллективной деятельности, не может себя контролировать и оценивать поведение и поступки других, то он недостаточно адаптируется к различным жизненным ситуациям. Поведение такого ребенка определяется как отклоняющееся от нравственных норм.

Изучение педагогической практики показывает необходимость организации творчества школьников как на уроках, так и на внеурочных занятиях в услови­ях приобщения к культуре, изучения традиций, личностного отношения уче­ника к объекту деятельности. При этом творческая деятельность учащихся соровождается позитивным эмоциональным интересом и радостным удовлет-орением от совместных успехов. Формируются и одобряются такие нравствен-ые черты, как честность, ответственность, трудолюбие, взаимопомощь, и все-ца осуждаются жестокость, грубость, ложь, жадность. Воспитывается отри-ательное отношение к проявлению безнравственных чувств и поступков. У етей не только формируются знания о жизни и творчестве взрослых, о приро-е, труде, взаимоотношениях, но и усваиваются нравственные, моральные ка-ества личности. Необходимо воспитывать у школьников самостоятельность, шоконтроль, самооценку. В коллективной деятельности осваивается добро-елательный стиль и этикет общения. В современной педагогике утверждает-I необходимость признания ценности личности каждого ребенка, уважения ю достоинства независимо от уровня психофизического развития, возможно-гей в коллективной творческой деятельности.

В современной практике воспитания детей в школах-интернатах, в группах эодленного дня для детей с нарушением слуха и отклонениями в развитии эй новых взглядах на развитие личности ребенка на основе опыта педагоги-;ских коллективов формируются инновационные подходы к воспитанию нрав-венной культуры школьника. Путь к созданию более эффективной воспита-льной системы в специальной школе проходит через осмысление педагога-1 цели нравственного воспитания в современных условиях, ориентированной I развитие личности ребенка, ее социализацию.

Педагог является организатором культурно-речевой среды, в которой вос-[тываются школьники во внеурочное время. Опыт воспитательной работы колы показывает значимость личностно-ориентированного воспитания, ак-визации речевого общения и познавательной деятельности. Признаются за ждым ребенком права на осознание себя как творческой личности, на разви-е собственных интересов, активного стиля жизнедеятельности. Ведущим в спитательном процессе утверждается ориентация воспитателя на создание я каждого ученика условий для нравственного развития в коллективной дея-иьности.

Индивидуализация воспитания детей с отклонениями в развитии осущест-ается на основе самореализации их творческого начала с учетом психиче-ях, нравственных особенностей и потенциальных возможностей. Учащиеся инимают и усваивают ценности определенного' социального окружения, дагогический коллектив должен организовывать такую социальную среду, в горой у детей развиваются нравственные чувства и формируется нравствен-I личность. Следует учить школьников не только оценивать свои действия и гтупки, но и учитывать мнение окружающих, особенно одноклассников, раз-зать такие сложные нравственные чувства, как чувство ответственности, гга. Совместная коллективная деятельность воспитанников при решении конкретных практических заданий и коррекционных задач (развитие слуха, речи, мышления и др.) создает благоприятные условия для нравственного раз­вития учащихся. У детей создается критическое отношение к поступкам ок­ружающих, к проявлению отрицательных качеств личности, развивается слу-хоречевое общение, формируется нравственное сознание, связанное с мышле­нием, развитием речи. Младшие школьники в условиях практической деятельности во внеурочное время постепенно усваивают самые простые нрав­ственные понятия: можно — нельзя; хорошо — плохо; стыдно; вежливость, вежливые слова и т. п. Постепенно воспитанники в разных совместных делах на внеклассных занятиях усваивают новые слова и овладевают более сложны­ми отвлеченными нравственными понятиями: честность, трудолюбие, добро­совестность, дружба, верность и т. д.

Во внеурочное время в школе в условиях организации коллективных дел реа­лизуются следующие задачи: взаимосвязь эмоционального, умственного, рече­вого и нравственного развития воспитанника; совершенствование нравственных знаний в разных видах организованной практической деятельности; формирова­ние необходимых знаний о нравственной культуре и социальных отношениях; применение нравственных знаний в поведении, в разных жизненных обстоятель­ствах, в общении с окружающими; воспитание гражданского самосознания, со­циальной активности, ответственного стиля жизнедеятельности.

Воспитательный процесс в группе продленного дня, в интернате на вне­классных занятиях и в коллективных школьных делах построен на сотрудни­честве воспитателей, школьников, родителей и ориентирован на индивидуаль­ное нравственное развитие каждого ученика. Воспитательная система органи­зуется таким образом, чтобы в ходе внеклассной коррекционно-развивающей деятельности, особенно в начальной школе, обеспечить учащимся возможность непрерывного нравственного развития на основе учета индивидуальных осо­бенностей и компенсаторных возможностей.

М.И. Никитина считает, что содержание нравственного воспитания услов­но можно определить как гуманное отношение к окружающим на основе доб­роты, милосердия, уважения, соблюдения законов, правил социального пове­дения, культуры взаимоотношений, культуры трудовой деятельности, эколо­гии, охраны психического, физического здоровья, жизнедеятельности.

В школе-интернате создаются все условия для нравственного творческого развития личности. На жизнь детей в интернате и в группе продленного дня оказывает положительное влияние эстетика окружающей среды, для усвоения эстетических, моральных норм создаются благоприятные условия для коллек­тивной интересной деятельности. Эстетические возможности окружающей школьной среды, оригинальные дизайнерские решения при оформлении поме­щений интерната, воспитательных групп располагают детей к творческой саорганизации. Уют окружающей обстановки, созданный администрацией шко-ы совместно с педагогическим коллективом, традиционная организация и эдготовка школьных праздников, трудовых коллективных дел, творческих шкурсов, встреч с интересными людьми, создание детских спектаклей, про­шение концертов учащихся и многое другое также способствуют развитию у утей нравственных привычек, культуры поведения, дисциплины и организо-1нности, опыта коллективных отношений, интересов и желания участвовать творческих делах, особенно художественной эстетической направленности, цним из ведущих содержательных направлений воспитательной системы пе-1гогический коллектив определяет нравственное творческое развитие школь-исов в условиях создания культурно-эстетической среды жизнедеятельности. Содержание творческой познавательной, художественной, практической и угой деятельности учащихся на занятиях в воспитательной группе и в тру-1вых, экологических, эстетических, физкультурно-оздоровительных делах иентировано на воспитание самостоятельной, нравственной личности, фор-фование культуры поведения, речевого общения и взаимоотношений, на раз-тие художественных интересов и эстетических представлений и т. д. Педа-гический коллектив направляет усилия для нравственного воспитания всех ащихся в разных видах коллективной творческой деятельности: познаватель-й, трудовой, речевой, художественной, экологической, театральной, художе-зенно-технической и т. п. Моделирование и работа с природными материа-ми, художественно-изобразительное и техническое творчество, игровая дея-1ьность также формируют нравственное сознание, нравственные чувства и циальное поведение. Организованная деятельность воспитанников способ-»ует как формированию нравственной культуры, раскрытию и совершенство-шю нравственных задатков, так и творческих способностей при решении эрекционно-развивающих задач.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Раскройте смысл понятий «нравственное развитие», «воспитание в коллекти-, «личностно-деятельный подход в воспитании».

2. Покажите значение коллективной творческой деятельности воспитанников с не­татками слуха для воспитания нравственной личности.

3. Раскройте значение коллективного воспитания и индивидуального подхода в питании неслышащих и слабослышащих в начальной, основной и старшей школе

нравственного развития воспитанников с нарушениями слуха.

4. Определите задачи нравственного воспитания школьников с недостатками слу-I условия их реализации.

5. Раскройте содержательные линии нравственного воспитания.

6. Охарактеризуйте особенности формирования нравственных привычек, поведе­ния и воспитания нравственных чувств у глухих и слабослышащих в школе-интерна­те. Раскройте на примерах зависимость формирования нравственного сознания у де­тей с недостатками слуха от уровня речевого развития школьников и их мышления.

7. Определите задачи экологического воспитания детей с недостатками слуха. Со­ставьте план проведения беседы на этическую тему с учащимися средних или стар­ших классов (приложение 1).

8. Раскройте методику проведения бесед с глухими и слабослышащими учащи­мися. Докажите необходимость использования наглядного материала (картин, диапо­зитивов, видеофильмов, диафильмов) для проведения бесед с неслышащими школь­никами.

9. Изучите опыт использования воспитателями этической беседы в нравственном воспитании школьников с недостатками слуха. Посетите этическую беседу воспита­теля средних классов, сделайте ее запись, составьте анализ беседы по следующим воп­росам: условия начала проведения беседы, организация учащихся, включение воспи­танников в речевое общение. Какими приемами педагог настроил детей на восприятие материала беседы? Как была построена беседа? Какие задачи ставил воспитатель и как они были решены в ходе проведения беседы? Какой материал использовался из жизни школьников? Правильно ли было определено нравственное понятие, как его усвоили дети? Какие проводились практические упражнения (игра, инсценировка и т. п.)? Какие приемы использовал педагог для усвоения новых слов-понятий, для раз­вития слуха и навыков речевого общения? Как закончилась беседа? По каким показа­телям можно судить о решении на занятии задач, которые ставил воспитатель? (прило­жение 2).

10. Выделите основные тематические направления в системе общественно-патри­отического воспитания учащихся во внеклассное время.

11. Продумайте, какие занятия можно провести в группе воспитанников разного возраста по теме «Воспитание учащихся на примере жизни и деятельности выдаю­щихся личностей с нарушенным слухом современности и прошлого». Используйте материалы журналов «В едином строю».

12. Назовите основные формы внеклассных занятий по воспитанию детей с недо­статками слуха на боевых, героических традициях нашей страны.

13. Выделите формы работы во внеклассной деятельности, развивающие интерес у школьников к общественной, экономической жизни в стране, к общественным де­лам в школе.

Приложение 1

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ

ПО ВОСПИТАНИЮ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,

РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ1

1. Настроение у ученика в школе и после уроков: какое бывает настроение у ребят? От чего оно зависит? Как его улучшить?

2. Злые, жадные, завистливые люди в литературе и в жизни. Что с ними : случается? Какие чувства испытывает добрый человек?

3. Почему мы говорим неправду? В каких случаях и почему мы обманываем родителей? К чему может привести хвастовство и притворство? Как ложь становится привычкой? Неправда, ложь в пословицах и поговорках.

4. Что является причиной несдержанности? Капризные дети: как к ним от- , носятся взрослые и другие дети? Как воспитывать в себе сдержанность?

5. Вредные привычки. Почему дети имеют вредные привычки? Как отучить себя от вредных привычек?

6. Как относиться к подаркам? В каких случаях люди делают друг другу подарки? Как вести себя, когда тебе приносят подарок? Когда надо отка­заться от подарка? Подарки не просят. Советы, как нельзя дарить подар­ки, что можно дарить взрослым и детям.

7. Как следует относиться к наказаниям? За что и как наказывают порой родители и учителя детей? Какие чувства они при этом испытывают? Что переживает наказанный ребенок? Можно ли обойтись без наказания?

8. Как нужно одеваться? Для чего человек одевается? Как одеваться в шко­лу, на прогулку, торжество, в других случаях? Что значит одеваться со вкусом?

9. Как вести себя за столом? Правила поведения за столом. Сервировка сто­ла. Умение пользоваться столовыми приборами.

10. Как вести себя в гостях? О чем не следует говорить и что не следует де­лать в гостях? Что такое такт? Находясь в гостях, уважай чужие мнения, увлечения, привычки и уклад жизни! «Со своим самоваром в гости не ходят».

11. Как вести себя в общественных местах? Внешняя и внутренняя культура человека. Как вести себя в школе, в транспорте, в театре, на концерте? Как вести себя при переходе улицы? Как научиться контролировать свое поведение?

12. «Нехорошие» слова. Злые шутки. Грубые слова, слова-паразиты. «Нет, не знаю, не могу». Как общаться с людьми? Как говорить по телефону? Надчем нельзя шутить и смеяться? «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой».

13. Как выбирать себе друзей? Кого можно считать другом? Что надо знать, когда выбираешь друзей? Как проверить, кто настоящий друг, а кто при­творяется?

14. Как помочь родителям? Хорошо ли мы знаем своих родителей? Чем они озабочены и что ждут от нас? Все родители хотят видеть своих детей сча­стливыми и гордиться ими. Как доставить своим родителям радость и помочь им?

15. Для чего человеку зеркало? Надо ли человеку быть красивым? Внешняя и внутренняя красота человека.

Приложение 2

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОДГОТОВКИ ЭТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ

1. Определение темы и цели.

2. Определение нравственного понятия и подбор наглядного материала: кар­тина, видеофильм, фильм или рассказ с иллюстрациями и др. Стихотво­рение, рассказ или ситуация в коллективе учеников. Адаптируйте мате­риал для восприятия школьниками с учетом уровня развития речи.

3. Составление плана беседы.

4. Планирование организации начала беседы, формулирование главного про­блемного вопроса для обсуждения и речевого общения воспитанников.

5. Подбор материала для подготовки учеников к осознанию нового нрав­ственного понятия: вопросы для обсуждения ситуации или рассказа, бе­седа по видеофильму или по наглядному материалу или др.

6. Использование в практической части жизненного опыта школьников, прак­тических упражнений или игр, инсценировок, которые помогут детям ус­воить нравственное понятие и ввести его в практику.

7. Определение приемов использования новых слов-понятий для активиза­ции речевого общения. Формирование у воспитанников вариативных от­ветов или высказываний.

8. При организации окончания этической беседы напомните школьникам формируемое этическое понятие. В общении с детьми проанализируйте итог беседы, оцените совместно с воспитанниками их участие в подш-

довке и проведении беседы.

1. Воспитание глухих детей в школе / Под ред. А.Г. Зикеева и Э.Н. Хотеевой. М., 1979.

2. Никитина М. Н. Нравственное воспитание детей с недостатками слуха// Сурдо­педагогика. М., 1989.

3. Никит ина М. Н. Нравственное воспитание слабослышащих учащихся 7-10 клас­сов в процессе изучения литературного произведения // Изучение аномальных школьников. Л., 1981.

4. Пен инГ.Н. Педагогическое требование в нравственном воспитании глухих детей //Изучение аномальных школьников. Л., 1981.

5. Психолого-педагогические условия умственного и нравственного развития млад­шего школьника. СПб., 1992.

6. Хотеева Э.Н. Нравственное воспитание средствами внеклассного чтения глухих учащихся 1-4 классов: Метод, рек. М., 1986.

7. Хотеева Э. Н. Пути улучшения воспитательной работы в I—IV классах школы для глухих детей // Усовершенствование педагогического процесса в школе глухих. М, 1981.

Тема 4.6. Воспитание трудовой культуры

Наши рекомендации