Структура организации и проведения игры-экскурсии
Подготовительный
Предварительное обучение на этом этапе проводилось на уроках культуры, чтения, развития речи, ознакомления с окружающим миром, ИЗО, на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия. На уроках чтения и РСВ, на занятиях внеклассным чтением ученики 2-го класса и 5-го класса изучали рассказы М. Басиной «Мы идем по Ленинграду» («Петропавловская крепость», «Адмиралтейство», «Зимний дворец»), стихотворения С. Сеченкова «Кораблик Адмиралтейства», М. Борисовой «Над грохотом и пылью», «Вот памятник царю Петру», «Стреляет в полдень пушка».
На уроках развития речи ученики составили план будущей экскурсии, словесно описали иллюстрации-фотографии, вели записи по собственным наблюдениям. По материалам уроков развития речи и речевого общения учились вести диалоги по темам, написали сочинение-миниатюру «Символы Санкт-Петербурга». На уроке ознакомления с окружающим миром и во внеурочное время побывали на автобусных экскурсиях с учителями и родителями. Ознакомились с архитектурными памятниками Дворцовой площади, Петропавловской крепости. По ходу экскурсии делали зарисовки, на уроке рисования подготовили рисунки понравившихся памятников. Итогом подготовительной работы к игре-экскурсии стали конкурс детских рисунков и викторина «Наш город».
2. Второй этап — основная часть, ход игры
Воспитанники 2-го классов совершали «автобусную экскурсию» заочно вигре с остановками у памятников архитектуры. В игре принимали участие ученики 5-го класса, которые исполняли роли ведущих, героев книг (Карлсон, Незнайка, экскурсоводы, фотографы). В ходе игры-экскурсии использовались видео-и аудиозаписи, картины, книги с объемными иллюстрациями, карты-схемы.
Конспект игры-экскурсии
/. Организация начала игры
Ведущий (ученик 5-го класса): Ребята, готовы к игре? У всех есть аппараты? Как слышите?
Ученики: Я слышу хорошо. Слушаю внимательно. И т. п.
Ведущий (обращаясь к ученику): Попроси ребят уточнить, как будем говорить.
Ученики 2-го класса: Буду говорить громко. Я буду проговаривать все звуки правильно. Буду говорить выразительно и понятно. И т. д. В ходе занятия создаются привычные ситуации для вариативных высказы-1ний и включения школьников в диалог. Ведущий: Попроси ребят уточнить тему игры-экскурсии, Сережа. Ученик: Тема экскурсии «Достопримечательности Санкт-Петербурга».
2. Проведение игры-экскурсии
Ведущий: Кого мы пригласили на экскурсию, Лена?
Ученики: Мы пригласили Незнайку. Незнайка не пришел.
Ведущий: Как вы думаете, что случилось?
Ученики: Незнайка не знает наш город. Он заблудился, опоздает, но обяза-льно придет.
Ведущий: Незнайка первый раз в нашем городе, давайте его найдем. Где мы дем его искать?
Карлсон (ученик 5-го класса): Я знаю, где его искать!
Ведущий: Кто это к нам пришел?
Ученики: Это Карлсон. Герой интересной книги. Карлсон нам поможет.
Карлсон: Я прочту стихотворение, а вы угадайте, где я видел Незнайку.
Над грохотом и пылью, Над шумной суетой Плывет на тонком шпиле Корабл ик золотой.
(М. Борисова)
Ученики: Незнайка был у Адмиралтейства. Кораблик золотой на шпиле доиралтейства. Будем искать Незнайку. Карлсон: Правильно. Я видел Незнайку у Адмиралтейства. Ведущий: Когда началось строительство Адмиралтейства? Ученики 5-го класса: В 1704 г. начали строить Адмиралтейскую судострои-1ьную верфь. Строили Адмиралтейство по чертежам Петра Первого. Шпиль [сотой в 32 м, сверкает золотом.
Ведущий: Мы поедем к Адмиралтейству. Наш экскурсовод Ольга (5-й класс). Экскурсовод: Приглашаю ребят на экскурсию. Займите, пожалуйста, места втобусе. Мы едем к Адмиралтейству, я буду задавать вопросы. Кому будет удно ответить, обращайтесь к рабочим блокнотам. Кто основал наш город? Ученики: Санкт-Петербург основал царь Петр Первый. (Основатель горо-— царь Петр Первый).
Экскурсовод: Назовите главную улицу нашего города? Ученики: Главная улица—Невский проспект. (Невский проспект—цент-тьная улица.)
Экскурсовод: Куда мы приехали? Смотрите на экран. (Показ сюжета об Адми-ггействе.) Мы находимся у здания Адмиралтейства. Что здесь раньше строили? Ученики: Во дворе Адмиралтейства строили корабли. Начал создаваться флот России.
Экскурсовод: Что находится на башне Адмиралтейства? Ученики: На башне — шпиль с золотым корабликом. Кораблик — символ нашего города.
Ведущий: Кто знает стихотворение о кораблике Адмиралтейства? Ученик: Мой маленький кораблик
В городе огромном,
В небе над Невою,
Синем и просторном.
Маленький кораблик
Высоко плывет—
Это символ города:
Здесь рождался флот.
Ведущий: Ребята, где же Незнайка?
Ученики: Я нашел билет в музей. Этот билет уронил Незнайка.
Ведущий: Что за здание на билете?
Ученики: Это Зимний дворец. В Зимнем дворце находится музей Эрмитаж. Поедем на Дворцовую площадь искать Незнайку.
Ведущий включает видеосюжет о Дворцовой площади. Просмотр видеофильма.
Экскурсовод: Куда мы приехали? На какую площадь?
Ученики: Мы приехали на Дворцовую площадь. Это главная площадь нашего города. На площади находится Эрмитаж.
Экскурсовод: Что находится в центре Дворцовой площади?
Ученики: В центре площади стоит Александровская колонна. Это памятник победы России в Отечественной войне 1812 года. Я знаю, что это самая высокая колонна в мире — 47,5 м. Автор памятника Огюст Монферран. *
Фотограф (ученик 5-го класса): Не хотите ли вы сфотографироваться?
Ученики: Мы ищем Незнайку. Вы его не видели?
Фотограф: Я фотографировал Незнайку у Александровской колонны. Он пошел к Медному всаднику. Там его ищите.
Экскурсовод: Ребята, где находится Медный всадник? Что знаете о памятнике?
Показ видеосюжета о Медном всаднике.
Ученики: Медный всадник — памятник Петру Первому. Памятник очень красивый. Автор памятника Фальконе.
Ведущий: Кто расскажет стихотворение о Медном всаднике?
Ученица: Вот памятник царю Петру
И царскому коню.
Царь много славных дел свершил, И конь неоднократно Его на подвиги возил И привозил обратно.
Ученик: Ребята, я вспомнил, что Незнайка оставил мне план своего марш-ута. Давайте посмотрим.
Ведущий: У некоторых памятников мы побывали (показывает иллюстрации I плане маршрута). Что это за здание?
Ученики: Это Адмиралтейство. Тут Зимний дворец, Эрмитаж. Александ-эвская колонна на Дворцовой площади. Это Медный всадник — памятник фю Петру Первому.
Ведущий: Незнайки там не было. Что еще мы видим на плане маршрута?
Ученики: Это Петропавловская крепость. Там мы встретим Незнайку.
Ведущий: У Петропавловской крепости мы не были.
Экскурсовод: Внимание на экран. Это Петропавловская крепость. Внима-льно смотрите и слушайте.
Просмотр видеосюжета о Петропавловской крепости, о бое курантов.
Экскурсовод: Ребята, что вы услышали? Ученики: Это куранты Петропавловской крепости.
Включение магнитофонной записи с боем часов и со звуком стреляющей шки.
Ученики: Мы услышали, как стреляет пушка. Я слышал бой часов.
Экскурсовод: В Петропавловской крепости в какое время стреляет пушка?
Ученики: Пушка стреляет в полдень. (Пушка стреляет в 12 часов.) Выстрел шки говорит жителям о наступлении дня. Часы бьют 12.
Ведущий: Кто знает стихотворение о пушке Петропавловской крепости?
Ученик: Стреляет в полдень пушка,
Скрывается в дыму, Когда стреляет пушка, Не страшно никому!
Ученица: Шумит волна речная
У крепостной стены. А пушка ведь ручная: Она — не для войны.
(М. Борисова)
Незнайка (входя): Я заблудился. Но я так много увидел! Ведущий: Ребята, мы нашли Незнайку! Расскажи ребятам, где ты был.
Незнайка показывает, где он был, по книге с объемными фигурами памятников.
Незнайка: Ребята, называйте здания и памятники, где мы были. Школьники называют памятники архитектуры, у которых они побывали во время «автобусных экскурсий».
Ведущий: Ребята, в каком городе вы живете.
Ученики: Мы живем в удивительном, красивом городе. В Петербурге много прекрасных памятников. Я люблю наш город. Мне нравится памятник Медный всадник и т. д.
Ученица: Я расскажу отрывок из стихотворения Майи Борисовой «Мы очень любим город свой»:
Сияет солнце над Невой Или дожди стучат в окно — Его м ы любим все равно... И т. д.
Незнайка: Я очень рад, что познакомился с вами и с прекрасными местами Петербурга, с памятниками. Это вам на память от меня. Дарит ребятам календари с видами Санкт-Петербурга.
Ведущий: Ребята, наша экскурсия закончилась. Вы все очень внимательно слушали, верно и активно отвечали на вопросы. Молодцы! Но мы еще подведем итоги нашей игры в группе. Спасибо экскурсоводу.
3. Заключительная часть
Обсуждение проведения игры-экскурсии, оценка деятельности школьников. Проведение конкурса рисунков, викторины, конкурса чтецов стихотворений о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях.
Приложение 2
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ
КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА1
Стремление педагогов максимально развивать творческие способности детей, формировать интерес к учению, овладевать живой, эмоциональной, выразительной речью как диалогической, так и монологической побуждает учителей искать новые формы проведения урока. Они предполагают активное участие глухих детей в учебном процессе: учитель не просто передает детям знания, а учит ребят активно и сознательно эти знания приобретать и применять в жиз. Учителями школы разработаны нетрадиционные формы проведения уро-| 1в: урок-игра; урок-экскурсия (очная и заочная); урок-праздник; урок-инсце-фовка; урок-викторина; урок-диспут; урок с применением укрупненных ди-истических единиц; интегрированный урок.
Нетрадиционные формы проведения уроков учат неслышащих детей наблю-ть, сравнивать, осмысливать и обобщать, делать выводы, переносить знания ; одной ситуации в другую, активно использовать знания, полученные ранее. :бенок учится думать и чувствовать, а главное, учится получать радость от навания нового.
Можно заметить, как из года в год, от класса к классу растет самостоятель->сть ребят, развивается эмоциональная сфера. Дети легче вступают в контакт экружающими людьми, чувствуют себя увереннее вне стен школы.
Новые формы проведения уроков позволяют моделировать поведение ре-яка в разных ситуациях (урок-игра, урок-инсценировка). Например, при ин-[енировании сказок, при участии в ролевых играх дети передают характер рсонажа при помощи движений, голоса, мимики лица. Учащимся помогают шученные на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию юизношения умения изменять силу и высоту голоса, правильно выбирать [тонацию и эмоциональную окрашенность речи.
Урок-игра воздействует на эмоциональную сферу ребенка, позволяет в нео-1чной, занимательной форме усваивать знания об окружающем мире и отно-гниях между людьми. На начальном этапе обучения уроки-игры обеспечива-г включение малышей в учебную деятельность, а в дальнейшем стимулиру-г творческую и познавательную активность учащихся.
Уроки-экскурсии помогают ребятам научиться пользоваться справочным ма-риалом, извлекать знания из книг, журналов, газет. Уроки-экскурсии развива-г воображение ребят, воспитывают любознательность и расширяют кругозор.
Уроки с применением системы укрупненных дидактических единиц и ин-грированные уроки позволяют ребенку обобщать полученные знания, систе-сгизировать их. На таких уроках развиваются творческие способности уча-лхся, перед ними открываются законы окружающего мира, взаимосвязь при-дньгх явлений. Таким образом формируется научное мировоззрение.
Уроки-диспуты и уроки-викторины учат ребят спорить, доказывать, отстаи-гь свое мнение. Ребенок при использовании новых форм организации обуче-1я и воспитания становится активным исследователем, а не равнодушным ителем. Знания, полученные при активном участии глухого ребенка, усваи-ются им прочно и сознательно, могут быть применены на практике, в реаль-й жизни.
Известно, что прочному и сознательному усвоению знаний способствует здание проблемной ситуации, наличие поиска, который всегда присутствует на уроках с использованием нетрадиционных методов обучения. Опрос, проведенный нами среди учителей школы, показывает, что на всех этапах обучения применяются новые формы работы, каждая из которых имеет свой удельный вес в младших, средних и старших классах.
В младших классах больше уроков-игр, уроков-инсценировок, уроков-праздников. В средних и старших классах широко используются уроки-викторины, уроки-диспуты.
В течение всех лет обучения есть уроки-экскурсии, очные и заочные. Это не только экскурсии в музеи, к памятникам, по городу. Это экскурсии в весенний и осенний лес, знакомство с литературными местами России, экскурсии в прошлое и будущее. В 9-м классе, например, на уроке физики было необыкновенное путешествие «В страну Калорию», а в 10-м классе — заочная экскурсия в Тарханы (при изучении биографии М.Ю. Лермонтова).
На всех возрастных уровнях обучения проводятся интегрированные уроки и внеклассные занятия. В младшей школе это элементы интеграции, в средней и старшей — это интеграция разных предметов. При этом обязательна совместная деятельность разных учителей, воспитателей, школьников, родителей. Наблюдения показали, что нетрадиционные формы уроков и занятий делают процесс обучения и воспитания более интересным для детей, воспитывают любознательность, способствуют развитию гибкости и самостоятельности ума, повышают интерес к учению и раскрывают творческие способности детей. Нетрадиционные формы обучения и воспитания помогают сформировать думающую, самостоятельную личность, обладающую системой знаний, нравственных принципов, умеющую чувствовать.
Ниже приводим примерные темы нетрадиционных уроков:
Начальная школа
Уроки-игры: «Внимание — светофор!»; «В гостях»; «Личная гигиена».
Уроки-инсценировки: «Теремок»; «Три медведя»; «У страха глаза велики».
Уроки-экскурсии: «Невский проспект»; «Летний сад»; «Набережные, мосты и решетки Санкт-Петербурга».
Уроки-праздники: «Здравствуй, осень!»; «Хозяюшка»; «Виват, Петербург!».
Уроки-викторины: «Здесь начинался Петербург...»; «Улицы и проспекты Петербурга».
Интегрированные уроки: «У врача»; «Равнины и горы»; «Петербург — город-порт»; «Знай и люби свой город».
Средняя школа
Уроки-инсценировки: инсценировка отрывков из произведений: «Ревизор», «Капитанская дочка», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Песня о купце Калашникове».
Уроки-экскурсии: «Музей-квартира А.С. Пушкина»; «Лицей (г. Пушкин)»; Павловск»; «Мосты Фонтанки»; «Площади Санкт-Петербурга»; «Летний сад»; Музеи города».
Уроки-праздники: «Праздник урожая»; «Кто виновник торжества?».
Уроки-викторины: «Знай и люби русский язык»; литературная викторина э рассказам А.П. Чехова; «Я — Петербуржец!».
Уроки-диспуты: «О доброте»; «О любви и дружбе».
Интегрированные уроки: «Летний сад»; «Соседи по планете — лошади»; $ода».
Один из вариантов нетрадиционных уроков—урок-праздник. Как любой >угой урок, он должен иметь конкретную тему, цель и задачи. Содержание юка должно соответствовать возрасту учащихся. В его основе должна лежать тивная деятельность учащихся. Отличается урок-праздник от других уроков м, что в его основе лежит сценарий, в который включаются игры, песни, нцы, выразительное чтение, инсценировки, конкурсы.
Список литературы
1. А ндреева Л. В. Организация общественно-трудовой деятельности глухих старшеклассников // Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях. Л., 1985.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
3. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.
X. Касавина М. О. и др. Нетрадиционные формы проведения уроков как условие совершенствования учебного процесса // Реабилитация. Образование. Развитие / Под ред. М.И. Никитиной. СПб., 1998.
5. Крылова Т. В. Развитие творческих способностей во внеурочное время // Реабилитация. Образование. Развитие /Под ред. М.И. Никитиной. СПб., 1998.
). Пенин Г. И. Внеурочная творческая деятельность младших школьников с нарушениями слуха // Воспитание младших школьников с нарушениями слуха. СПб., 1996.
I Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов. М., 2003. Кн. 2.
!. Поиск нового в обучении и воспитании слабослышащих /Под ред. Г.А. Кирее-вой, О.А. Красильниковой и др. СПб., 1997.
К Пономарева З.А. Воспитание детей с нарушением слуха в условиях творческой деятельности // Реабилитация творчеством — важнейшая составляющая коррек-ционно-развивающей работы. СПб., 1998.
I. Речицкая Е.Г. Формирование навыков самоорганизации глухих младших школьников в процессе выполнения общественных поручений //Дефектология. 1989. №4.
Тема 4.5. Развитие нравственной культуры воспитанников в коллективной творческой деятельности
Внеурочная коллективная творческая деятельности школьников развивается как самостоятельное тематическое направление воспитательной системы и имеет большой потенциал для нравственного развития школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. В условиях коллективной творческой деятельности формируется всесторонне и гармонично развитая нравственная личность, самостоятельно мыслящая, с активной жизненной позицией и творческим отношением к делу. Комплексный подход к воспитанию с учетом индивидуальных особенностей детей с проблемами здоровья имеет свою специфику.
Формирование и развитие у школьника нравственных чувств, представлений, привычек, общественного сознания помогает ему усваивать нормы социального поведения, нравственно-этические и правовые, эстетические, трудовые ценности через образ жизни, семейные традиции, культуру, воспитание, образование.
В опыте специальных школ, в исследованиях ученых технология и методика коллективного воспитания реализуются через организацию коллективной творческой деятельности учащихся в условиях интегрированных воспитывающих внеклассных занятий, на которых планируется и осуществляется творческое дело, устанавливается взаимосвязь уроков и внеурочных занятий. Воспитатель помогает школьнику адаптироваться в окружающей действительности, готовит его к жизни в условиях организации коллективной деятельности.
Коллективная творческая деятельность учащихся рассматривается и как объективное условие формирования нравственной культуры личности. В условиях организованных коллективных дел школьники усваивают нормы культурного поведения, морально-этические нормы, овладевают нравственными знаниями, осознают их и на основе развития нравственных мотивов в жизненной деятельности следуют им. Если ученик не усваивает модели нравственного поведения в коллективной деятельности, не может себя контролировать и оценивать поведение и поступки других, то он недостаточно адаптируется к различным жизненным ситуациям. Поведение такого ребенка определяется как отклоняющееся от нравственных норм.
Изучение педагогической практики показывает необходимость организации творчества школьников как на уроках, так и на внеурочных занятиях в условиях приобщения к культуре, изучения традиций, личностного отношения ученика к объекту деятельности. При этом творческая деятельность учащихся соровождается позитивным эмоциональным интересом и радостным удовлет-орением от совместных успехов. Формируются и одобряются такие нравствен-ые черты, как честность, ответственность, трудолюбие, взаимопомощь, и все-ца осуждаются жестокость, грубость, ложь, жадность. Воспитывается отри-ательное отношение к проявлению безнравственных чувств и поступков. У етей не только формируются знания о жизни и творчестве взрослых, о приро-е, труде, взаимоотношениях, но и усваиваются нравственные, моральные ка-ества личности. Необходимо воспитывать у школьников самостоятельность, шоконтроль, самооценку. В коллективной деятельности осваивается добро-елательный стиль и этикет общения. В современной педагогике утверждает-I необходимость признания ценности личности каждого ребенка, уважения ю достоинства независимо от уровня психофизического развития, возможно-гей в коллективной творческой деятельности.
В современной практике воспитания детей в школах-интернатах, в группах эодленного дня для детей с нарушением слуха и отклонениями в развитии эй новых взглядах на развитие личности ребенка на основе опыта педагоги-;ских коллективов формируются инновационные подходы к воспитанию нрав-венной культуры школьника. Путь к созданию более эффективной воспита-льной системы в специальной школе проходит через осмысление педагога-1 цели нравственного воспитания в современных условиях, ориентированной I развитие личности ребенка, ее социализацию.
Педагог является организатором культурно-речевой среды, в которой вос-[тываются школьники во внеурочное время. Опыт воспитательной работы колы показывает значимость личностно-ориентированного воспитания, ак-визации речевого общения и познавательной деятельности. Признаются за ждым ребенком права на осознание себя как творческой личности, на разви-е собственных интересов, активного стиля жизнедеятельности. Ведущим в спитательном процессе утверждается ориентация воспитателя на создание я каждого ученика условий для нравственного развития в коллективной дея-иьности.
Индивидуализация воспитания детей с отклонениями в развитии осущест-ается на основе самореализации их творческого начала с учетом психиче-ях, нравственных особенностей и потенциальных возможностей. Учащиеся инимают и усваивают ценности определенного' социального окружения, дагогический коллектив должен организовывать такую социальную среду, в горой у детей развиваются нравственные чувства и формируется нравствен-I личность. Следует учить школьников не только оценивать свои действия и гтупки, но и учитывать мнение окружающих, особенно одноклассников, раз-зать такие сложные нравственные чувства, как чувство ответственности, гга. Совместная коллективная деятельность воспитанников при решении конкретных практических заданий и коррекционных задач (развитие слуха, речи, мышления и др.) создает благоприятные условия для нравственного развития учащихся. У детей создается критическое отношение к поступкам окружающих, к проявлению отрицательных качеств личности, развивается слу-хоречевое общение, формируется нравственное сознание, связанное с мышлением, развитием речи. Младшие школьники в условиях практической деятельности во внеурочное время постепенно усваивают самые простые нравственные понятия: можно — нельзя; хорошо — плохо; стыдно; вежливость, вежливые слова и т. п. Постепенно воспитанники в разных совместных делах на внеклассных занятиях усваивают новые слова и овладевают более сложными отвлеченными нравственными понятиями: честность, трудолюбие, добросовестность, дружба, верность и т. д.
Во внеурочное время в школе в условиях организации коллективных дел реализуются следующие задачи: взаимосвязь эмоционального, умственного, речевого и нравственного развития воспитанника; совершенствование нравственных знаний в разных видах организованной практической деятельности; формирование необходимых знаний о нравственной культуре и социальных отношениях; применение нравственных знаний в поведении, в разных жизненных обстоятельствах, в общении с окружающими; воспитание гражданского самосознания, социальной активности, ответственного стиля жизнедеятельности.
Воспитательный процесс в группе продленного дня, в интернате на внеклассных занятиях и в коллективных школьных делах построен на сотрудничестве воспитателей, школьников, родителей и ориентирован на индивидуальное нравственное развитие каждого ученика. Воспитательная система организуется таким образом, чтобы в ходе внеклассной коррекционно-развивающей деятельности, особенно в начальной школе, обеспечить учащимся возможность непрерывного нравственного развития на основе учета индивидуальных особенностей и компенсаторных возможностей.
М.И. Никитина считает, что содержание нравственного воспитания условно можно определить как гуманное отношение к окружающим на основе доброты, милосердия, уважения, соблюдения законов, правил социального поведения, культуры взаимоотношений, культуры трудовой деятельности, экологии, охраны психического, физического здоровья, жизнедеятельности.
В школе-интернате создаются все условия для нравственного творческого развития личности. На жизнь детей в интернате и в группе продленного дня оказывает положительное влияние эстетика окружающей среды, для усвоения эстетических, моральных норм создаются благоприятные условия для коллективной интересной деятельности. Эстетические возможности окружающей школьной среды, оригинальные дизайнерские решения при оформлении помещений интерната, воспитательных групп располагают детей к творческой саорганизации. Уют окружающей обстановки, созданный администрацией шко-ы совместно с педагогическим коллективом, традиционная организация и эдготовка школьных праздников, трудовых коллективных дел, творческих шкурсов, встреч с интересными людьми, создание детских спектаклей, прошение концертов учащихся и многое другое также способствуют развитию у утей нравственных привычек, культуры поведения, дисциплины и организо-1нности, опыта коллективных отношений, интересов и желания участвовать творческих делах, особенно художественной эстетической направленности, цним из ведущих содержательных направлений воспитательной системы пе-1гогический коллектив определяет нравственное творческое развитие школь-исов в условиях создания культурно-эстетической среды жизнедеятельности. Содержание творческой познавательной, художественной, практической и угой деятельности учащихся на занятиях в воспитательной группе и в тру-1вых, экологических, эстетических, физкультурно-оздоровительных делах иентировано на воспитание самостоятельной, нравственной личности, фор-фование культуры поведения, речевого общения и взаимоотношений, на раз-тие художественных интересов и эстетических представлений и т. д. Педа-гический коллектив направляет усилия для нравственного воспитания всех ащихся в разных видах коллективной творческой деятельности: познаватель-й, трудовой, речевой, художественной, экологической, театральной, художе-зенно-технической и т. п. Моделирование и работа с природными материа-ми, художественно-изобразительное и техническое творчество, игровая дея-1ьность также формируют нравственное сознание, нравственные чувства и циальное поведение. Организованная деятельность воспитанников способ-»ует как формированию нравственной культуры, раскрытию и совершенство-шю нравственных задатков, так и творческих способностей при решении эрекционно-развивающих задач.
Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов
1. Раскройте смысл понятий «нравственное развитие», «воспитание в коллекти-, «личностно-деятельный подход в воспитании».
2. Покажите значение коллективной творческой деятельности воспитанников с нетатками слуха для воспитания нравственной личности.
3. Раскройте значение коллективного воспитания и индивидуального подхода в питании неслышащих и слабослышащих в начальной, основной и старшей школе
нравственного развития воспитанников с нарушениями слуха.
4. Определите задачи нравственного воспитания школьников с недостатками слу-I условия их реализации.
5. Раскройте содержательные линии нравственного воспитания.
6. Охарактеризуйте особенности формирования нравственных привычек, поведения и воспитания нравственных чувств у глухих и слабослышащих в школе-интернате. Раскройте на примерах зависимость формирования нравственного сознания у детей с недостатками слуха от уровня речевого развития школьников и их мышления.
7. Определите задачи экологического воспитания детей с недостатками слуха. Составьте план проведения беседы на этическую тему с учащимися средних или старших классов (приложение 1).
8. Раскройте методику проведения бесед с глухими и слабослышащими учащимися. Докажите необходимость использования наглядного материала (картин, диапозитивов, видеофильмов, диафильмов) для проведения бесед с неслышащими школьниками.
9. Изучите опыт использования воспитателями этической беседы в нравственном воспитании школьников с недостатками слуха. Посетите этическую беседу воспитателя средних классов, сделайте ее запись, составьте анализ беседы по следующим вопросам: условия начала проведения беседы, организация учащихся, включение воспитанников в речевое общение. Какими приемами педагог настроил детей на восприятие материала беседы? Как была построена беседа? Какие задачи ставил воспитатель и как они были решены в ходе проведения беседы? Какой материал использовался из жизни школьников? Правильно ли было определено нравственное понятие, как его усвоили дети? Какие проводились практические упражнения (игра, инсценировка и т. п.)? Какие приемы использовал педагог для усвоения новых слов-понятий, для развития слуха и навыков речевого общения? Как закончилась беседа? По каким показателям можно судить о решении на занятии задач, которые ставил воспитатель? (приложение 2).
10. Выделите основные тематические направления в системе общественно-патриотического воспитания учащихся во внеклассное время.
11. Продумайте, какие занятия можно провести в группе воспитанников разного возраста по теме «Воспитание учащихся на примере жизни и деятельности выдающихся личностей с нарушенным слухом современности и прошлого». Используйте материалы журналов «В едином строю».
12. Назовите основные формы внеклассных занятий по воспитанию детей с недостатками слуха на боевых, героических традициях нашей страны.
13. Выделите формы работы во внеклассной деятельности, развивающие интерес у школьников к общественной, экономической жизни в стране, к общественным делам в школе.
Приложение 1
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
ПО ВОСПИТАНИЮ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ1
1. Настроение у ученика в школе и после уроков: какое бывает настроение у ребят? От чего оно зависит? Как его улучшить?
2. Злые, жадные, завистливые люди в литературе и в жизни. Что с ними : случается? Какие чувства испытывает добрый человек?
3. Почему мы говорим неправду? В каких случаях и почему мы обманываем родителей? К чему может привести хвастовство и притворство? Как ложь становится привычкой? Неправда, ложь в пословицах и поговорках.
4. Что является причиной несдержанности? Капризные дети: как к ним от- , носятся взрослые и другие дети? Как воспитывать в себе сдержанность?
5. Вредные привычки. Почему дети имеют вредные привычки? Как отучить себя от вредных привычек?
6. Как относиться к подаркам? В каких случаях люди делают друг другу подарки? Как вести себя, когда тебе приносят подарок? Когда надо отказаться от подарка? Подарки не просят. Советы, как нельзя дарить подарки, что можно дарить взрослым и детям.
7. Как следует относиться к наказаниям? За что и как наказывают порой родители и учителя детей? Какие чувства они при этом испытывают? Что переживает наказанный ребенок? Можно ли обойтись без наказания?
8. Как нужно одеваться? Для чего человек одевается? Как одеваться в школу, на прогулку, торжество, в других случаях? Что значит одеваться со вкусом?
9. Как вести себя за столом? Правила поведения за столом. Сервировка стола. Умение пользоваться столовыми приборами.
10. Как вести себя в гостях? О чем не следует говорить и что не следует делать в гостях? Что такое такт? Находясь в гостях, уважай чужие мнения, увлечения, привычки и уклад жизни! «Со своим самоваром в гости не ходят».
11. Как вести себя в общественных местах? Внешняя и внутренняя культура человека. Как вести себя в школе, в транспорте, в театре, на концерте? Как вести себя при переходе улицы? Как научиться контролировать свое поведение?
12. «Нехорошие» слова. Злые шутки. Грубые слова, слова-паразиты. «Нет, не знаю, не могу». Как общаться с людьми? Как говорить по телефону? Надчем нельзя шутить и смеяться? «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой».
13. Как выбирать себе друзей? Кого можно считать другом? Что надо знать, когда выбираешь друзей? Как проверить, кто настоящий друг, а кто притворяется?
14. Как помочь родителям? Хорошо ли мы знаем своих родителей? Чем они озабочены и что ждут от нас? Все родители хотят видеть своих детей счастливыми и гордиться ими. Как доставить своим родителям радость и помочь им?
15. Для чего человеку зеркало? Надо ли человеку быть красивым? Внешняя и внутренняя красота человека.
Приложение 2
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОДГОТОВКИ ЭТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ
1. Определение темы и цели.
2. Определение нравственного понятия и подбор наглядного материала: картина, видеофильм, фильм или рассказ с иллюстрациями и др. Стихотворение, рассказ или ситуация в коллективе учеников. Адаптируйте материал для восприятия школьниками с учетом уровня развития речи.
3. Составление плана беседы.
4. Планирование организации начала беседы, формулирование главного проблемного вопроса для обсуждения и речевого общения воспитанников.
5. Подбор материала для подготовки учеников к осознанию нового нравственного понятия: вопросы для обсуждения ситуации или рассказа, беседа по видеофильму или по наглядному материалу или др.
6. Использование в практической части жизненного опыта школьников, практических упражнений или игр, инсценировок, которые помогут детям усвоить нравственное понятие и ввести его в практику.
7. Определение приемов использования новых слов-понятий для активизации речевого общения. Формирование у воспитанников вариативных ответов или высказываний.
8. При организации окончания этической беседы напомните школьникам формируемое этическое понятие. В общении с детьми проанализируйте итог беседы, оцените совместно с воспитанниками их участие в подш-
довке и проведении беседы.
1. Воспитание глухих детей в школе / Под ред. А.Г. Зикеева и Э.Н. Хотеевой. М., 1979.
2. Никитина М. Н. Нравственное воспитание детей с недостатками слуха// Сурдопедагогика. М., 1989.
3. Никит ина М. Н. Нравственное воспитание слабослышащих учащихся 7-10 классов в процессе изучения литературного произведения // Изучение аномальных школьников. Л., 1981.
4. Пен инГ.Н. Педагогическое требование в нравственном воспитании глухих детей //Изучение аномальных школьников. Л., 1981.
5. Психолого-педагогические условия умственного и нравственного развития младшего школьника. СПб., 1992.
6. Хотеева Э.Н. Нравственное воспитание средствами внеклассного чтения глухих учащихся 1-4 классов: Метод, рек. М., 1986.
7. Хотеева Э. Н. Пути улучшения воспитательной работы в I—IV классах школы для глухих детей // Усовершенствование педагогического процесса в школе глухих. М, 1981.
Тема 4.6. Воспитание трудовой культуры