По бытовому труду в воспитательной группе

ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1. Организация начала занятия (3-5 мин.); беседа, включение учащихся в Суждение плана работы и словесное общение друг с другом.

2. .Объяснение воспитателя, обсуждение образца задания, наглядного мате-ала (5 мин.).

3. Раздача материала, инструментов или другое (2-3 мин.).

4. Упражнения воспитанников в отдельных операциях (10 мин.).

5. Выполнение практической работы (15 мин.).

6. Совместное подведение итога работы. Оценка воспитанниками и педа-гом деятельности школьников, активизация речевого общения детей (5 мин.).

Примерные темы занятий по бытовому труду для младших школьников: орка постели или помещения; чистота одежды и обуви; выполнение санитарно-гигиенических правил; ремонт одежды; применение бытовой техники; ремонт учебников и наглядных пособий и др.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ИЛИ БЕСЕДЫ

Вопросы для анализа: В какой обстановке проводилась информация (бесе­да)? Как проведена организация учащихся? Какими приемами воспитатель вклю­чил воспитанников в общение, в обсуждение темы в начале занятия? Как ис­пользовались звукоусиливающая аппаратура, экран, наглядный материал? Каки­ми приемами педагог привлек внимание детей к теме информации (беседы) и настроил их на восприятие материала? Какие задачи ставил воспитатель, прово­дя информационное занятие или беседу? Как они были решены в ходе проведе­ния? Какова структура информационного занятия (беседы)? Какое участие при­няли воспитанники в ее проведении? Как проводилась работа по усвоению но­вых слов-понятий, развитию речи, слухового восприятия воспитанников? Соответствовало ли построение информации поставленным задачам? Какой ма­териал использовал учитель из жизни школы, класса или из периодической пе­чати, как его связал с жизнью школы? Как закончилась информация? По каким показателям можно судить о достижении воспитателем поставленных задач?

План подготовки этической беседы

При подготовке внеклассного занятия по нравственному просвещению уча­щихся (ситуационная игра, беседа) руководствуйтесь следующим планом рабо­ты: определите тему занятия, обдумайте форму организации и цели занятия; под­берите наглядный материал; определите метод и форму проведения занятия: те­матическая беседа, чтение статьи с комментариями, беседа по подготовленным вопросам, устные сообщения воспитателя, воспитанников, сюжетно-ролевая игра; подберите приемы работы по усвоению воспитанниками нового словаря и при­емы по развитию слухового восприятия речи с индивидуальными аппаратами (с экраном); продумайте организацию начала и окончания занятия.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ

При подготовке плана экскурсии определяется тема и объект наблюдения в зависимости от воспитательной программы класса или школы и готовности детей к познанию выбранной темы.

1. Этап — подготовка школьников к экскурсии:

• уточнение знаний учащихся об объекте наблюдения: решение проблемных ситуаций, беседа, чтение рассказа и рассмотрение иллюстраций, репродукций картин художников, показ диафильма, видеофильма, слайдов и их об­суждение, письменные ответы на вопросы, рисунки детей по теме и т. д.;

• определение количества занятий в группе по теме экскурсии на этапе под­готовки;

• распределение индивидуальных или групповых заданийи форм органи­зации их выполнения на экскурсии (работа парами, группами, индивиду­ально);

• составление программы наблюдения, усвоение новых слов-понятий с ис­пользованием наглядного материала.

2. Проведение экскурсии: наблюдение за объектом; организация деятель-ости учащихся при наблюдении; краткие объяснения воспитателя; организа-ия речевой ситуации и практики общения учащихся.

3. Заключительный этап экскурсии: овладение воспитанниками материа- ;| эм наблюдений; контроль воспитателя за усвоением знаний, за выполнением § шостоятельных заданий школьников на экскурсии; организация на внекласс-1 э1х занятиях изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой, ™ эедметно-практической и другой деятельности по содержанию экскурсии, рактикуются устные сообщения школьников, обобщающие беседы, письмен-э1е описания экскурсии, подготовка альбома, стенной газеты, стенда и т. п. ри подведении итогов экскурсии могут проводиться праздники, конкурсы, жторины, выставки работ детей по теме экскурсий и др.

(, ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ ДЕТСКОГО ПРАЗДНИКА \

В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

1. Определить темы развернутого плана праздника. Обратить внимание на | •кость, привлекательность организации праздника для детей, внешнее офор- ' тение помещения, форму одежды школьников. Организовать театрально-иг- \ >вую или художественно-речевую деятельность воспитанников. Включить ] ементы игры и организовать общение детей, конкурсы, соревнования, вик- )< рины, выставки детского творчества. 1.

2. Определить воспитательное, образовательное и коррекционное значение •аздника. Продумать, в какой мере подготовка и проведение праздника спо- ■ бствуют развитию познавательных и творческих интересов, нравственных ■ 1НЯТИЙ, воспитанию самостоятельности, ответственности за выполнение по- ■ чений, формированию организаторских умений. Как может подготовка и юведение праздника способствовать развитию слухового восприятия, речи, чевого общения школьников?

3. Организовать сотрудничество школьников, родителей, учителей и вос-[тателя в подготовке и проведении праздника в группе. Дать возможность детям пригласить на праздник друзей из других классов и обязательно слыша­щих братьев, сестер, друзей. Продумать степень самостоятельности воспитан­ников группы при подготовке праздника и степень педагогического руковод­ства в зависимости от возраста, особенностей развития речи. После проведе­ния праздника обсудить с ребятами организацию начала, основной части, окончания праздника. Какие можно внести дополнения в проведение праздни­ка, достоинства организации и просчеты, что детям особенно понравилось? Активизировать речевое общение воспитанников при обсуждении подготовки праздника и его проведения.

Список литературы

1. Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников 1-3 классов. М., 1985.

2. Каплина А. В. Воспитание у слабослышащих учащихся любви к природе // Вос­питательная работа в школе слабослышащих. М., 1981.

3. Коржова А.А. Роль двигательной активности в физическом развитии детей с не­достатками слуха // Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях. Л., 1985.

4. Лиленко В. Н. Виды экскурсий и их роль в развитии детей с недостатками слуха // Социализация детей с недостатками слуха средствами учебно-воспитательно­го процесса. СПб., 1997.

5. Логинова Е. Т. Экскурсия как форма организации обучения глухих школьников // Формы организации обучения и воспитания детей с недостатками слуха. СПб., 1990.

6. Минский Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М., 1985.

7. Минский Е.М. От игры к знаниям. М., 1982.

8. Огородников А.А. Учебно-воспитательная работав группах продленного дня (1-4 классы). М., 1989.

9. Реабилитация творчеством — важнейшая составляющая коррекционно-разви-вающей работы /Подред. Л.А. Аслановой, Г.А. Киреевой. СПб., 1998.

10. Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. М., 2005.

11. Речицкая Е.Г. Содержание и организация экскурсий в младших классах школы для глухих детей // Совершенствование процесса обучения и воспитания глухих и слабослышащих учащихся. М., 1984.

12. Сичинава В.А. Экскурсионная работа. М, 1981.,

13. Социализация детей с недостатками слуха средствами учебно-воспитательного процесса/Под ред. М.И. Никитиной и др. СПб., 1997.

Тема 4.3. Самостоятельная учебная деятельность школьников в воспитательной группе

Подготовка домашних заданий определяется в педагогике как мостоятельная учебная деятельность учащихся по заданию учителя, в про­чее которой школьники осмысляют, закрепляют приобретенные на уроке зна-ш, умения, учатся применять их на практике. Во время проведения самопод-товки в группе продленного дня, в семье, в школе-интернате у школьников армируются навыки самостоятельного учебного труда, развиваются трудо-обие, ответственность, активность и инициатива.

Среди актуальных проблем воспитания детей с нарушением слуха во вне-[ассное время, направленных на повышение качества обучения и воспитания ухих и слабослышащих, особое значение приобретает поиск внутренних ре- ; рвов активизации учебно-воспитательного процесса. Одним из путей интен-фикации обучения и воспитания глухих и слабослышащих учащихся явля- / ся совершенствование организации и методики проведения домашней учеб-|й работы.

В сурдопедагогике проблема домашней учебной работы учащихся остается № недостаточно разработанной. Вопросам организации и методики проведе-1Я самоподготовки, воспитанию самостоятельности школьников при подготов-уроков посвящены работы С.А. Зыкова, Н.Ф. Слезиной, Э.Н. Хотеевой и др. Анализ практики проведения самостоятельной домашней учебной работы сольников показывает, что самоподготовка в интернате и в группе продлен-го дня проводится систематически, в определенное время, под руководством спитателя, в составе воспитательной группы, после активного отдыха уча-1хся на воздухе (прогулка, подвижные игры и др.). В процессе выполнения машнего задания воспитатель ставит задачу закрепления знаний, получен-[х учащимися на уроке. Но в практике некоторых коррекционных школ до-шняя учебная работа за последние годы не претерпела заметных изменений, [ределенные воспитатели иногда даже не руководствуются известными ме-дичёскими рекомендациями, редко используется передовой педагогический, ыт проведения самоподготовок.

Некоторые учителя в классе порой подходят формально к подготовке шьников на уроке к выполнению домашних заданий. Это выражается в том, з задания на дом даются в конце урока или на перемене без объяснения по-цка его выполнения. Не всегда учащимся младших классов подробно рас-ывается порядок выполнения задания по каждому предмету, редко прово-гся разбор наиболее сложных заданий на примерах. Чаще всего учитель предлагает выполнить задание тем способом, который ученики использовали на уроке. Учитель при подборе содержания домашнего задания обычно равняется на среднего ученика. Очень редко при определении уроков на дом учитывают­ся индивидуальные особенности учеников.

Виды домашних заданий в отдельных случаях однотипны, в недостаточной мере развивают самостоятельность учащихся, их способности. Например, уст­ные задания часто включают повторение вопросов и ответов, разобранных на уроке, пересказ или заучивание наизусть текста учебника, письменные — ре­шение примеров, задач, выполнение упражнений только по аналогии с выпол­ненными на последнем уроке и т. д. Редко даются домашние задания на основе наблюдений, различных видов практической деятельности, которые младшие школьники могли бы выполнить на тематической прогулке или во время ди­дактической игры.

Вместе с тем в последние годы чаще стали использоваться методы выпол­нения домашних заданий, побуждающих детей к наблюдениям, сравнениям, сопоставлениям. Изучение опыта показывает, что практикуется для закрепле­ния текущего учебного материала проведение экскурсий во внеклассное вре­мя, особенно просмотр диафильмов, диапозитивов, видеофильмов, учебных кинофильмов. Но осторожно воспринимаются рекомендации по расширению дифференцированных заданий учащимся с учетом уровня их учебной подго­товки.

В процессе проведения самоподготовки в интернате или в группе продлен­ного дня у некоторых глухих и слабослышащих наблюдается низкий уровень самостоятельности. Учащиеся 1, 2-х классов часто проявляют неуверенность в своих действиях, постоянно просят у воспитателя подтверждения правильнос­ти выполнения задания. Редко используются дидактические игры для закреп­ления знаний. Организация и методика проведения домашней учебной работы не всегда развивает навыки самостоятельного учебного труда, особенно у млад­ших школьников. Слабо формируются умения работать с учебником, книгой, наглядными и справочными пособиями.

В ходе подготовки уроков чаще организуется фронтальная деятельность учащихся и индивидуальная помощь воспитателя отдельным ученикам. При выполнении домашних заданий педагоги редко организуют сотрудничество детей, взаимопомощь и взаимоконтроль. Недостаточно уделяется внимание развитию речевого общения на основе устной речи. Не всегда используются условия самоподготовки для развития слухового восприятия речи и навыков произношения. Иногда некоторые дети работают на занятии без слухового ап­парата, объясняя воспитателю, что забыли индивидуальный аппарат в классе. Речевые навыки, сформированные на индивидуальных занятиях и на уроках, не развиваются систематически в условиях самостоятельной учебной работы. О недостаточном внимании к произносительной стороне речи младших школь­ников можно заключить, наблюдая, как воспитатель на самоподготовке часто не обращает внимания на дефекты произношения детей и не исправляет их.

Выполнение домашнего задания иногда затягивается по времени из-за от­сутствия достаточного контроля воспитателя за интенсивностью самостоятель­ной учебной работы младших школьников. После самоподготовки не остается времени на игры или интересные внеклассные занятия в группе до ужина.

Редко практикуется систематическое взаимное посещение уроков и само­подготовок учителем и воспитателем. В результате учитель не всегда выявляет трудности, возникающие у учеников в самостоятельной домашней учебной работе. Воспитатель же не имеет возможности изучить методику работы учи­теля, затруднения, возникающие у учащихся на уроке, выявить навыки речево­го общения детей, приемы коррекции дефектов произношения и др.

Изучение недочетов проведения самоподготовки учащихся с нарушением слуха в интернате, группе продленного дня показывает, что в организации и методике проведения занятий по выполнению домашних заданий имеются зна­чительные неиспользованные возможности для развития школьников.

Изучение перспективного (на полугодие) и ежедневного планирования работы воспитателей показывает, что в системе воспитания глухих и слабослышащих младших школьников предусматривается формирование сознательного отноше­ния к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного тру­да. В этом направлении ставятся задачи понимания школьниками получаемых в школе знаний для жизни, труда, самостоятельного выполнения учебного задания и др. Выделяется в плане и раздел «Работа над словарем и фразеологией», т. е. определяются новые слова, фразы, которые ученики должны усвоить в процессе домашней учебной работы. Но на практике эти задачи не всегда реализуются.

Педагогическое руководство самостоятельной учебной работой вне уроков

Рассмотрим некоторые методические приемы совершенствования самопод­готовки младших школьников с нарушением слуха и речи.

Домашняя учебная работа — составная часть процесса обучения и воспита-1ия учащихся с нарушенным слухом — решает образовательные (познаватель-ше), развивающие, коррекционные и воспитательные задачи. На самоподго­товке, как и на уроке, осуществляется коррекция особенностей мыслительных процессов, развитие слухового восприятия речи, формирование положитель-1ых черт личности ребенка. Дидактическим требованием, предъявляемым к самостоятельной учебной домашней работе, является ее взаимосвязь со всеми организационными формами обучения, особенно в начальной школе для детей с нарушением слуха. Учебные знания, умения, которыми овладевают школь­ники на уроках, учебных экскурсиях, на индивидуальных занятиях по разви­тию слухового восприятия речи и обучению произношению, повторяются, за­крепляются и систематизируются во время выполнения домашних заданий. Для закрепления знаний в практической деятельности на самоподготовке необхо­димо применять не только репродуктивные, но и частичнопоисковые и твор­ческие виды работ. Домашняя учебная работа тесно связана со всеми этапами урока: проверка выполнения домашнего задания; оценка знаний учащихся; са­мостоятельная деятельность учащихся. При овладении новыми знаниями, за­креплении учебного материала осуществляется работа с учебниками, подго­тавливающая учеников к домашней учебной работе. Объяснение учителем на уроке системы действий при работе с текстом, при выполнений письменных упражнений по русскому языку, при решении примеров и задач и т. д., объясне­ние содержания домашнего задания, способов его выполнения подготавливает ученика к самостоятельному выполнению домашней учебной работы под ру­ководством воспитателя. Учитывая разные возможности учеников, уровень подготовленности к усвоению учебного материала, их индивидуальные осо­бенности, учитель должен продумывать и организовывать, особенно для сред­них и старших школьников, дифференцированные домашние задания по всем учебным предметам для лучшего продвижения школьников в развитии. Пре­дусматривая усложнение задания сильным ученикам, учитель готовит для них задания творческого характера. А более слабым предлагает выполнение уп­ражнений или заданий на основе анализа подготовленного на уроке образца или подготовительных упражнений по составленному плану или схеме и т. д. В задачи педагогического руководства воспитателем самоподготовкой школь­ников входит: формирование познавательного интереса к учебной работе; вос­питание у детей навыков самостоятельной учебной деятельности, организо­ванности, инициативы; активизация словесного общения учеников; развитие речевого слуха на основе использования звукоусиливающей аппаратуры; раз­витие речи и коррекция дефектов произношения; закрепление навыков само­контроля, взаимопроверки; оказание индивидуальной дифференцированной помощи. Для успешного осуществления этих задач воспитатель изучает лич­ные дела каждого воспитанника группы, состояние слуха, уровень развития речи, состояние произношения, уровень обученности, трудности и успехи по разным предметам, индивидуальные особенности учебной деятельности школь­ника, его интересы и др. В начале учебного года изучаются программы своего класса и объяснительные записки к ним, учебники. Воспитатель знакомится с планами учителя, методической литературой. Успешное выполнение учениками домашних заданий зависит от взаимосвязи работе воспитателя, учителя класса, учителя по индивидуальной работе по азвитию слухового восприятия и обучению произношению, от единства тре-ований к школьникам при подготовке уроков. Особое внимание уделяется силению взаимосвязи в работе воспитателя и учителя класса. Создание в ин-ернате условий для правильной организации подготовки уроков младшими жольниками требует систематической работы всего педагогического коллек-ива, прежде всего методических объединений учителей начальных классов и оспитателей. Необходимо регулярно на основе графика проводить взаимопо-гщение учителями и воспитателями уроков и самоподготовок с последую­щи их анализом в работе методических объединений. Систематический ана-из качества проведения подготовки уроков учащимися, самостоятельной учеб­ой деятельности школьников под руководством воспитателя, форм работы чеников на самоподготовке, количества времени, затраченного на самоподго-?вку, особенностей коррекционной работы дадут четкое представление об рфективности домашней учебной работы. Изучение в методических объеди-гниях организации и методики проведения самоподготовки учащимися в ин-;рнате, в группе продленного дня будет способствовать более глубокому оз-исомлению педагогического коллектива с деятельностью воспитателей и ока- : 1нию им методической помощи.

Для установления ежедневной связи в работе учителя и воспитателя в не- ' угорых школах практикуется ведение специального журнала, в котором учи-:ль записывает домашнее задание по каждому предмету, воспитатель — свои ю"людения о трудностях выполнения заданий отдельными учениками. Целе-юбразно в таких журналах учителю записывать и индивидуальные задания : юникам, раскрывать содержание коррекционной работы по развитию слу- , »вого восприятия и закреплению произносительных навыков в соответствии ' программой. Схема записи в журнале может быть следующей:

1исло, день недели  
1редметы  
(омашнее задание  
1ндивидуальная работа  
'.ремя  
лррекционная работа  
[аблюдения воспитателя  

В ежедневном плане воспитатель указывает наглядно-дидактическое орудование и особое внимание уделяет планированию коррекцион-й работы на самоподготовке.

Формы организации самоподготовки

Одним из путей активизации умственного развития неслышащих и слабо­слышащих детей, коррекции особенностей их мыслительных операций, позво­ляющих добиваться более высоких учебных результатов без перегрузки учени­ков и увеличения времени на самоподготовку, является правильное сочетание фронтальной и индивидуальной работы учащихся и оказание им дифференци­рованной помощи. В ежедневном плане воспитатель определяет последова­тельность выполнения задания по всем учебным предметам, предусматривает формы работы на самоподготовке и содержание индивидуальной помощи уче­никам. При усвоении и закреплении учебного материала на самоподготовке педагог добивается постоянного продвижения в развитии каждого ребенка. Самостоятельная учебная работа на занятии по подготовке уроков может быть вариативной, с учетом опыта организации разных форм учебной работы школьников на уроках. На самоподготовке может организовываться коллек­тивная, групповая (парами, тройками) и индивидуальная учебная деятель­ность школьников под руководством воспитателя. Используются также ди­дактические игры и занимательные игровые приемы для развития знаний младших школьников.

При выполнении домашнего задания воспитатель осуществляет индиви­дуальную помощь ученикам. Дифференцированная помощь должна соответ­ствовать их индивидуальным возможностям усвоения учебного материала и психическим особенностям (устойчивости внимания, памяти, работоспо­собности, уровню речевого развития и др.). Формы помощи ученикам могут быть различны. У одного ребенка необходимо выяснить, все ли понятно в задании, помочь ему, спросить о непонятном. Другому — напомнить способ выполнения задания или последовательность учебных действий. Некоторым достаточно указать, что в работе имеется ошибка, или подсказать, в какой части работы следует самому найти ошибку и т. д. Для более слабых учени­ков возможно проведение индивидуальных консультаций, широкое исполь­зование наглядного материала. Сильные ученики также нуждаются в инди­видуальных консультациях, в дополнительных заданиях для более глубоко­го изучения учебного материала. Если большинство учащихся не справляется с домашним заданием, то воспитателю не следует проводить объяснение не­усвоенного на уроке и таким образом превращать самоподготовку в урок. О возникших затруднениях необходимо сообщить учителю.

При организации групповой работы младших школьников (парами, трой­ками) для выполнения домашнего задания ученики подбираются так, чтобы сильный оказал другим помощь и в то же время сам закреплял свои знания. Преимущество организации такой работы на самоподготовке состоит в по­вышении активности и самостоятельности учеников, в развитии творческой инициативы каждого ребенка. При выполнении задания по тому или другому тредмету постепенно в своей группе каждый может стать «маленьким учите­ли». В условиях такой организации самоподготовки воспитанники не тре-эуют постоянного подтверждения воспитателем правильности выполнения шдания, у них развивается уверенность и самостоятельность в учебной ра-юте. В то же время педагог следит за работой каждой группы и при надобно-:ти оказывает необходимую помощь. В результате активной самостоятель-юй учебной деятельности в совместной групповой работе у учеников возни-сает интерес к выполнению домашнего задания, что ведет к ее качественному шучшению. Порядок выполнения заданий в начальной школе должен быть адинаковым для всех учащихся. Устанавливается совместно воспитателем и юспитанниками с учетом рекомендаций учителя класса. Постепенно с 4-го сласса с помощью воспитателя каждый ученик определяет последователь-юсть выполнения учебных заданий. В основной школе ученики самостоя-ельно выбирают индивидуальную очередность выполнения заданий по учеб­ном предметам. В старшей школе учащиеся могут выполнять домашние за-(ания самостоятельно в воспитательной группе, в школьных предметных абинетах не только с помощью воспитателя, но и на основе индивидуаль­ных консультаций учителей. У некоторых старших школьников есть необхо-(имость выполнения заданий в школьной библиотеке с использованием спра-ючной литературы, разных словарей, энциклопедий, новых информацион-[ых технологий в компьютерном классе.

Одна из эффективных форм работы на самоподготовке — организация вза-[мопроверки учащимися правильности выполнения задания. Такая проверка пособствует взаимопомощи учащихся, воспитанию чувства коллективизма и оварищества. Необходимо развивать у школьников и самоконтроль при под-отовке домашних уроков для воспитания уверенности и ответственности. 1риемам самоконтроля обучает на уроке учитель, а воспитатель на самопод-отовке постоянно следит, чтобы дети контролировали правильность выпол­нения задания. При этом развивается навык самоконтроля на основе анализа отового образца и предварительных умственных построений предлагаемых чебных действий. Для выработки способности к самоконтролю формирует-я навык последовательности учебных действий при подготовке домашних роков. Систематически школьники приучаются, например, после заверше-ия упражнения самостоятельно проверять, правильно ли выполнено усло-ие задания, сопоставлять выполненное упражнение с текстом в учебнике, с анным образцом, далее — сравнивать результаты с требованиями изученного правила и т. д. Воспитатель постоянно формирует у школьников умение применять разные способы самопроверки заданий, знакомит с новыми для них приемами самоконтроля. Проверять же правильность выполненного до­машнего задания педагогу следует только после самопроверки или взаимной проверки учащихся.

Ежедневно при подготовке уроков младшими школьниками имеют место следующие направления коррекционной работы: коррекция особенностей мыс­лительной деятельности; развитие восприятия устной речи (слухового, зритель­ного, слухозрительного) и внятного произношения на основе использования звукоусиливающей аппаратуры; совершенствование навыка разговорно-обиход­ной речи учащихся в связи с домашней учебной работой в естественных или специально организованных условиях общения; развитие двигательной актив­ности в ходе проведения физкультпауз для снятия мышечного напряжения и утомления.

При рассмотрении особенностей педагогического руководства подготовкой уроков учащимися с нарушением слуха в школе-интернате или в группе про­дленного дня обнаруживаются неиспользованные возможности коррекцион-но-развивающего воспитания в условиях ежедневных занятий по выполнению домашних заданий. Для развития речи школьников необходима организация на занятиях речевой среды, условий для формирования культуры речевого об­щения и поведения, задания практического, творческого характера, включаю­щие игровые приемы, занимательные упражнения, соревновательные момен­ты, использование красочной наглядности, натуральных предметов, муляжей, макетов, рисунков, предметно-практической деятельности.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Раскройте понятия «самоподготовка», «учебно-познавательная деятельность».

2. Сформулируйте основные педагогические требования к организации и методи­ке проведения самоподготовки учащихся в интернате, в группе продленного дня.

3. Проанализируйте роль учителя и воспитателя, характер их взаимодействия в организации и проведении домашней учебной работы школьников во внеклассное вре­мя. Запишите в рабочей тетради задачи учителя и воспитателя при проведении само­подготовки.

4. Какие методические приемы, формы организации работы должен использовать воспитатель для развития самостоятельности, активности учащихся при подготовке домашнего задания?

5. Проведите на педагогической практике наблюдение за объяснением учителем домашнего задания. На каком этапе урока учитель дает школьникам задание на дом? Проследите соответствие между объемом учебной работы, выполненной на уроке, и бъемом работы, заданной на дом. Оцените характер домашнего задания (предполага­емая деятельность учащихся на самоподготовке: репродуктивная, эвристическая, твор­ческая.) Наблюдается ли стремление дифференцировать задания в зависимости от сте­гни подготовленности учащихся? Насколько подробно инструктирует учитель уча­щихся по домашнему заданию?

6. Посетите самоподготовку учащихся во внеклассное время, пронаблюдайте за )собенностями организации, методикой проведения, руководством воспитателя дея-гельностью школьников: Как решались на самоподготовке: а) образовательная; б) вос-штательная; в) коррекционно-развивающая задача? Как учтены при решении задач >собенности усвоения знаний воспитанниками группы, работоспособность отдельных пкольников? Как было организовано начало самоподготовки, включение учащихся в >ечевое общение, в единый темп работы? Как сочеталась фронтальная и индивидуаль-гая работа детей под руководством воспитателя? Какие виды помощи оказывал воспи­татель ученикам (разный инструктаж, выявление ошибок, пути их исправления, виды юнтроля и т. д.)? Как осуществлялся воспитателем индивидуальный подход к уча-цимся? Сколько времени отводилось на выполнение домашних заданий по разным федметам? За счет чего на самоподготовке обеспечивались рациональное использо-(ание времени и работоспособность школьников? Как проводилась физкультпауза? Сакие виды деятельности школьников наблюдались на самоподготовке? Как воспита­тель проводил работу по развитию слуха и речи, формированию навыков речевого •бщения школьников? Правильно ли использовалась звукоусиливающая аппаратура и кран? Какие можно выделить структурные части самоподготовки и формы учебной 1аботы школьников (с ведущим учеником, парами, группами)? Какие наблюдались [риемы развития у глухих школьников навыков самоконтроля, взаимоконтроля? Как юспитывалось самостоятельное выполнение задания? Как закончилась самоподготов-:а? Сколько времени затрачено на выполнение домашнего задания? Как оценена вос-штателем деятельность школьников? Было ли отведено время на речевое общение чащихся в конце самоподготовки? В какой форме подведены воспитателем итоги са-юподготовки?

7. Побеседуйте с воспитателем младших школьников и соберите данные об ис-юльзовании экскурсий, предметно-практической и игровой деятельности для совер-1енствования самостоятельной домашней учебной работы школьников в интернате.

8. Ознакомьтесь с пособием М.И. Никитиной «Уроки чтения в школе для слабо-лышащих детей» (М., 1978). Ориентируясь на материалы этого пособия, определите собенности подготовки домашних заданий по чтению в интернате для разных возра-тных групп учащихся.

9. Изучите конспект детского праздника «Веселая грамматика» для учащихся на-альной школы. В рабочей тетради запишите, какие знания развиваются у детей (см. риложение). Какие игровые формы организации самостоятельной работы учащихся южно использовать на самоподготовке?

Приложение

ДЕТСКИЙ УТРЕННИК

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1~4-х КЛАССОВ ШКОЛЫ СЛАБОСЛЫШАЩИХ

«ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА»

Над сценой большими буквами выведено название праздника «Веселая грам­матика», вокруг названия нарисованы причудливые буквы с лицами, ручками, ножками. Ведущие — ученики старших классов. На сцену вбегает главная ге­роиня праздника Пеппи Длинныйчулок.

Пеппи: Кажется, я попала на урок (смотрит на название праздника и пожи­мает плечами).

Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Пеппи! Ты даже не поздоровалась с ребя­тами.

Пеппи: Вот еще!

Ведущий 1: Пеппи, тебе придется поздороваться.

Пеппи: Здрасте...

Ведущий 1: Посмотри, как много сегодня в зале ребят, и у них сегодня праз­дник.

Пеппи: Праздник?

Ведущий 1: Праздник называется «Веселая грамматика».

Пеппи: «Веселая» — знаю, это когда всем весело. А вот «грамматика» —-первый раз слышу.

Ведущий 1: Ты не знаешь, что такое «грамматика»?

Пеппи: Я думаю, это наука о граммах.

Ведущий 1: Нет, Пеппи, послушай ребят, они тебе лучше меня расскажут о грамматике.

Ребята читают стихотворение О. Высоцкой «Серьезный разговор»:

Грамматика, грамматика — Наука очень строгая! Учебник по грамматике Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее Плохое было бы житье!

Не составить телеграмму

И открытку не отправить,

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравить!

Ведущий 2: А ты ничего не знаешь про эту науку потому, что не умеешь читать. Пеппи: Подумаешь, читать!

Ведущий 2: Посмотри, какая история приключилась с мальчиком, который не умел читать.

Ребята из 4-го класса читают по цепочке стихотворение В. Лукса «Надо уметь читать»:

Вот что, ребята, порою бывает С теми, кто грамоты вовсе не знает. Надо читать научиться скорей, А то ты впросак попадешь, как Андрей... Хлеба купить попросили Андрея, Вот и пошел он, читать не умея. Вывесок много, а мальчик один. Входит несмело Андрей в магазин. Кто-то в халате молвит Андрею: Сядьте, я бороду вашу побрею! Только тогда, покраснев от стыда, Понял Андрей, что попал не туда...

Пеппи: Со мной-то такого никогда не случится!

Ведущий 2: Это может случиться с каждым, кто не знает азбуку и не хочет научиться читать и писать.

Пеппи: А что такое «азбука»?

Ведущий 2: Ребята, скажите Пеппи, что такое азбука. (Дети из зала отвеча­ют). А кто из вас может перечислить все буквы алфавита? (Желающие подни­маются на сцену.)

Учащиеся из 3-го класса читают стихотворение С. Михалкова «Азбука»:

Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась!

Больно вывихнула ножку

Прописная буква «М», ;

«Г» ударилась немножко,

«Ж» рассыпалась совсем!

Потеряла буква «Ю» перекладинку свою!

Очутившись на полу, поломала хвостик «У»!

«Ф», бедняжку, так раздуло — не прочесть ее никак!

Буква «С» совсем сомкнулась, превратившись в букву «О».

Буква «А», когда очнулась, не узнала никого!

Пеппи: А, Б, В, Г, Д, а это легко!

Ведущий 3: Но быть грамотным — это не значит знать только алфавит. Что­бы хорошо читать книги, надо знать и знаки препинания.

Пеппи: Знаки чего? Я только дорожные знаю, а вот перепинания нет. Ребята из 4-го класса читают стихотворение С. Маршака «Знаки препина­ния»:

У последней точки, на последней строчке

Собралась компания знаков препинания.

Прибежал чудак — восклицательный знак.

Никогда он не молчит, оглушительно кричит:

«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

Притащился кривоносый вопросительный знак.

Задает он всем вопросы: «Кто? Кого? Откуда? Как?»

Явились запятые, девицы завитые,

Живут они в диктовке на каждой остановке.

Прискакало двоеточие, прикатило многоточие и прочее...

Заявили запятые: «Мы особы занятые, *

Не обходится без нас ни диктовка, ни рассказ».

«Если нет над вами точки, запятая — знак пуст

Наши рекомендации