И в условиях внеклассных занятий
• Урок-обзор «Источники загрязнения воды. Охрана вод», 6-й класс.
• Семинар-игра «Судьба Байкала».
• Урок с элементами интеграции (природоведение и математика) по теме «Вода в природе», 5-й класс.
• Серия уроков по развитию слухового восприятия по теме «Приятного аппетита».
• Валеологические аспекты в работе по предмету «Речь и культура общения».
• Духовное развитие слабослышащих учащихся средствами литературы, музыки, живописи.
• Гигиеническое воспитание и обучение в начальных классах.
• Уроки развития и коррекция сенсорного и интеллектуального развития учащихся начальных классов.
«Изучение защитных свойств организма»
• Формирование у слабослышащих учащихся осознанного отношения к собственному здоровью.
• Элементы валеологии в учебно-воспитательном процессе школы слабослышащих.
• Изучение вопросов личной безопасности ребенка на уроках ОБЖ.
• Формирование основ здорового образа жизни на уроках биологии.
• Воспитание экологической культуры слабослышащих школьников.
• Спортивные праздники как одна из форм укрепления физического здоровья и развития эмоциональной сферы учащихся.
«Сохранение психического и физического здоровьядетей»
• Личная безопасность ребенка.
• Охрана труда. Укрепление материально-технической базы Сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных
расстройств.
Валеологическая карта школы.
Санитарно-гигиенические требования к уроку.
Изменения в программе курса ОБЖ.
Новые формы организации внеклассной работы по предмету ОБЖ.
Педсовет-практикум.
Упражнения для коррекции позвоночника, шеи, правильной осанки (под
сменяющуюся музыку, быструю и плавную).
Упражнения для кистей рук.
Фонетическая ритмика (Игры. Маски. Выражения лица, мимика).
Психотренинг «Влияние цвета на работоспособность учителя и учащихся».
Занятия в тренажерном зале.
Работа школы-интерната в рамках районной целевой программы «Здоровье».
Схема
ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА Система работы школы по охране жизни и здоровья детей ^ 1 ■>*
Педсоветы
Интегрированные курсы валеологии (химия, физика, биология, природоведение, физкультура, география, трудовое обучение, чтение, литература и др.)
Медицинское сопровождение учебно-воспитательного процесса
Экологическое воспитание. Экологические лектории
Кабинет и уроки ОБЖ
Внеклассная работа
Дни защиты детей; Недели защиты детей; Недели безопасности на дорогах; Недели противопожарной безопасности; Праздники, конкурсы, экскурсии и т. п.
Конкурсы рисунков, викторины, видеофильмы, кроссворды
Спортивно-оздоровительная работа
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
Интернат, группы полного и продленного дня
Кружки
Общешкольные коллективные дела
Связь
с родителями
Внеклассная работа по предмету ОБЖ проводится в тесной связи с развитием речи учащихся. Например, речевой праздник «Невероятные приключения в Про-стоквашино, или Кое-что о безопасности», цель которого — овладение знаниями по личной безопасности дома, в природе, в городе; обогащение словарного запаса детей по предмету ОБЖ. Мы живем в условиях повышенной опасности среды обитания, поэтому так важно проведение в школе таких мероприятий, как Неделя защиты детей. Для каждого класса разработана своя программа внеклассной деятельности, но каждая программа тесно связана с материалом многих учебных предметов. Таким образом, идет не только взаимообогащение учащихся, но и проверка умений и навыков, полученных на уроках.
Приложение 3
ПРОГРАММА
НЕДЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ \-\ КЛАССОВ
«ЗНАЙТЕ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ, КАК ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ»1
Цель проведения этого мероприятия — уточнить и закрепить знания учащихся о правилах дорожного движения, различных видах транспорта и о поведении на дорогах.
Материал по правилам дорожного движения изучается и закрепляется на различных уроках в течение Недели, на внеклассных занятиях и в игровой деятельности. Интеграция уроков и внеклассных занятий позволяет охватить обширный материал, который усваивается детьми постепенно и не вызывает особых сложностей при запоминании. Каждый день в различных формах работы (игра, чтение, рисование, просмотр видеофильмов и т. д.) учащиеся познают правила поведения на дорогах.
Уроки «Ознакомление с окружающим миром» — учащиеся 1-2-х классов изучают виды городского транспорта. На внеклассном занятии — викторина «Транспорт в городе».
Уроки «Основы безопасности жизнедеятельности» — учащиеся изучают основные правила дорожного движения. На занятии в группе — сюжетно-ро-левая игра.
Правила дорожного движения
1. Дорога — для машин, тротуар — для пешеходов.
2. Переходить улицу надо по пешеходной дорожке, по зеленому сигналу светофора или по знаку «Идущий человек».
3. При переходе улицы сначала надо посмотреть налево, а потом — направо.
4. Играть на тротуаре и на проезжей части НЕЛЬЗЯ!
5. Перебегать дорогу перед близко идущим транспортом НЕЛЬЗЯ!
6. Входить и выходить из транспорта надо только на остановке.
7. Обходить трамвай надо спереди, а автобус или троллейбус сзади.
8. Кататься на велосипеде по проезжей части ОПАСНО!
9. Цепляться за машины ЗАПРЕЩАЕТСЯ. 10. Смотри на светофор:
КРАСНЫЙ СВЕТ — ПРОХОДА НЕТ, ЖЕЛТЫЙ СВЕТ — ВНИМАНИЕ, ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ — ПУТЬ ОТКРЫТ. Упрощенные правила дорожного движения дают возможность учащимся быстрее их усвоить.
Уроки «ЧТЕНИЕ» — учащиеся читают стихи. На внеклассном занятии -учат стихи наизусть и рисуют небольшие сюжеты по текстам стихов.
Глупый утенок играет в футбол,
Хочется очень забить ему гол.
Гонит по улице мяч со двора...
Разве для улицы эта игра?
Здесь не футбольное поле с травой.
Мчатся машины по мостовой:
Красный автобус, такси, грузовик —'
Тут под машиной очутишься вмиг.
Слушай, утенок, себя береги,
С улицы шумной скорее беги.
Сразу за домом, рядом со школой,
Есть у ребят уголок для футбола.
Там целый день, хоть вприпрыжку, хоть вскачь,
Будешь гонять в безопасности мяч!
Видит мартышка: родителей нет, '
Вмиг оседлала велосипед — Только сверкнули на солнышке спицы. Решила к машине она прицепиться.
Ехал по улице грузовик, Мартышка за борт ухватилась вмиг. Страшно прохожим смотреть на мартышку: Может попасть под машину глупышка. Всюду машины: и слева, и справа. Очень опасная эта забава.
На занятиях в группе учат загадки и отгадывают их. Примеры загадок:
В два ряда дома стоят: десять, двадцать, сто подряд. И квадратными глазами друг на друга глядят.
• Маленькие домики по улице бегут, Мальчиков и девочек домики везут.
Что за чудо этот дом — окна светятся кругом! Носит обувь из резины и питается бензином...
Посмотри, силач какой: На ходу одной рукой Останавливать привык Пятитонный грузовик.
На тему «Правила дорожного движения» читают небольшие тексты на занятиях, разбирают их, обсуждают прочитанное, выделяя, какую ошибку совершил тот или иной герой.
На внеклассных уроках и уроках развития речи учащиеся рассматривают красочные рисунки на тему «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ», где главные герои — забавные зверюшки — «совершают» ошибки при переходе улицы, другие дорожные ситуации. Учащиеся рассказывают о том, что они видят на картинке, какую ошибку совершает пешеход, включаются в диалоги по темам сюжетных картин.
На уроках труда и занятиях во внеурочное время учащиеся с помощью цветной бумаги и клея мастерят дорожные знаки и рассказывают друг другу, что они означают.
На фронтальных слуховых занятиях в слуховом кабинете проводятся сюжет-но-ролевые игры: учащиеся учатся различать на слух дорожные шумы, воспринимать на слух движение поезда, машины, трамвая, мотоцикла, автобуса и т. д. Вне уроков слушают различные магнитофонные записи «Шумы и звуки города».
На уроках изобразительного искусства объявляется конкурс на лучший рисунок «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ». Учащиеся обсуждают нарисованное, используют в своих рисунках сюжеты из стихотворений, увиденных ранее рисунков, иллюстраций. Тематическое рисование на внеклассных занятиях .
Во внеурочное время «В КИНОКЛАССЕ...» учащиеся начальной школы смотрят видеофильм «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ». По окончании фильма в группах идет обсуждение увиденного. Проводятся игры.
Учителя физической культуры и воспитатели после уроков проводят подвижные игры по правилам дорожного движения:
Игра «Светофор»
Класс делится на две команды. Когда воспитатель поднимает зеленый кружок, ребята должны топать ногами, как будто они начинают переходить дорогу. Когда желтый — похлопать в ладоши. При красном кружке должна быть тишина. Выигрывает та команда, ребята которой окажутся более внимательными и быстрее выполнят задание.
Игра-соревнование по сборке светофоров (для двух команд)
Командам вручаются кегли или жезлы-палочки регулировщика и объясняется задание: кто быстрее и без ошибок соберет светофор. В двух коробках находится несколько серых прямоугольников, один красный, один желтый, один зеленый. По сигналу участники команд по очереди подбегают к коробкам и вынимают из них по одному прямоугольнику, строят из них СВЕТОФОР, возвращаются на место и передают жезлы следующим. Прямоугольники кладут один за другим в определенной цветовой последовательности.
Игра «Эстафета»
Команды выстраиваются за капитаном. У него в руках теннисный мяч, ко-горым он должен попасть в ЗЕЛЕНЫЙ кружок светофора. Затем передает мяч следующему игроку. Если игрок попал мячом в желтый кружок, то он должен кинуть еще раз, если в красный, то выходит из игры. Побеждает та команда, которая быстрее закончила эстафету и в которой осталось больше игроков.
Внеклассное занятие «РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ» — школьники совместно с воспитателями изучают правила поведения и общения в общественном транспорте. Обращения и просьбы к пассажирам, диалоги в транспорте. Сюжетно-ролевые игры.
Приложение 4