Профессиональная деятельность сурдопедагога-воспитателя
В конце 80 — начале 90-х гг. XX в. в связи с изменениями в обществе стало появляться отрицательное отношение учителей, родителей к методам и организации воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях школ-интернатов. М.И. Никитина определяет, что теория воспитания как в общей, так и в специальной педагогике разработана недостаточно, подчеркивает многие нерешенные проблемы, негативные стороны авторитарной педагогики. Изменяются требования и к профессиональной деятельности сурдопедагога-воспитателя. Дети с нарушениями слуха и другими отклонениями в развитии нуждаются и имеют права на квалифицированную психолого-педагогическую и коррекционную помощь, которую может осуществить только специально подготовленные в вузе сурдопедагоги. Для эффективной педагогической деятельности в специальной школе недостаточно только общепедагогической подготовки. Деятельность сурдопедагога-воспитателя, как и других дефектологов, тесно взаимосвязана с реабилитационной, диагностической, коррекционной, коммуникативной, консультативной и другими видами специальной помощи детям с отклонениями в развитии для их социальной адаптации и интеграции в общество.
Одно из условий успешной перестройки образовательного и воспитательного процессов в современной специальной школе — необходимость изменений в подготовке воспитателей-сурдопедагогов или воспитателей-дефектоло-гов широкого профиля в соответствии с требованиями к совершенствованию высшего специального педагогического образования.
Успех деятельности воспитателя во многом зависит от нравственных качеств его личности. Внутренний и внешний потенциал личности учителя отражает его общую и профессиональную культуру, стиль общения с детьми, родителями и коллегами. Социальная позиция сурдопедагога проявляется в активности, инициативе, уверенности в успешном результате профессиональной деятельности. Характерно понимание положения инвалидов в обществе, гуманное отношение к детям с отклонениями в развитии, интерес к возможностям их развития, оптимизм, доброта и терпение в сочетании с разумной требовательностью.
Профессиональная деятельность сурдопедагога-воспитателя, как и специалиста в любой области дефектологии, связана с осуществлением многоплановой коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха и вследствие этого преодолением вторичных недостатков в развитии речи, мышления, познавательной деятельности и в нравственных представлениях. В связи с этим существуют требования к соответствию личных и профессиональных психограмм воспитателя-сурдопедагога. Педагогу-дефектологу необходимы физическая выносливость, психическое здоровье, правильная речь без нарушений произносительной стороны. Предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, органов слуха, зрения, нервной, сердечно-сосудистой систем, к ручной и общей моторике.
На основе слуха специалист постоянно во внеурочной деятельности следит за произношением учащихся и закрепляет у них способы контроля устной речи Собственное произношение при проговаривании слов, фраз, звуков речи и их сочетаний является образцом для подражания. Дети побуждаются к правильному общению на основе устной речи под контролем педагога. Осуществляется постоянный контроль за использованием воспитанниками звукоусиливающей аппаратуры, ее исправностью.
Неслышащие и слабослышащие учащиеся находятся в школе или в интернате специальной школы большую часть дня, а некоторые всю неделю до субботы, поэтому воспитатель в их жизни играет важную роль. Интерес, внимание к детям, общение в совместной деятельности помогает сурдопедагогу завоевать их доверие, понять особенности их характера, установить взаимное понимание.
Определяющим профессионализм воспитателя являются знание методологических основ общей и специальной психологии и педагогики; понимание общих закономерностей и особенностей развития ребенка с отклонениями в развитии, путей коррекции и компенсации нарушенного развития детей с недостатками слуха и речи. Сурдопедагог осознает основные идеи, принципы, определяет содержание, ведет поиск новых технологий и методов воспитания, проектирует интегрированные формы воспитательной системы, осуществляет руководство и контроль результатов воспитывающего воздействия. Для овладения мастерством в педагогической деятельности каждый сурдопедагог-воспитатель овладевает познавательными, исследовательскими, диагностическими, проективными (планирование), организаторскими, специальными методическими и коммуникативными функциями.
В работах С.А. Зыкова, Н.М. Лаговского, Н.М. Назаровой, М.И. Никитиной, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау и др. признается необходимость научной, специальной подготовки сурдопедагога, значимость его теоретического и практического мастерства. Экспериментально и при изучении педагогической практики определяются необходимые профессиональные умения и личностные качества сурдопедагога.
Познавательная деятельность сурдопедагога способствует повышению мастерства воспитателя, уровня психолого-педагогических и специальных методических знаний и умений. Изучение специальной литературы и интересного педагогического опыта позволяет более эффективно и обоснованно выбирать методы коррекционно-развивающего воздействия для компенсации нарушенного развития детей с отклонениями в развитии.
Исследовательская деятельность включает умение определять и анализировать новые подходы к созданию воспитательной системы, разрабатывать содержание и современные технологии, методы и организационные формы воспитательного процесса. Сурдопедагог изучает особенности речевой деятельности, приемы развития остаточной слуховой функции, мыслительной деятельности воспитанников.
При изучении специальной литературы по проблемам воспитания формируются умения обобщать методические материалы и применять их в практической деятельности. Определяется эффективность подготовки и проведения внеклассных занятий, творческой деятельности воспитанников.
Диагностирование предполагает психолого-педагогическое изучение личности воспитанника, его семьи, отношение к ребенку в семье, изучение воспитанников группы и их межличностных взаимоотношений. Необходимо уметь анализировать особенности психоречевого развития учащихся, определять их потенциальные возможности в развитии. Овладение диагностирующей функцией позволяет воспитателю определить достижение цели воспитательного процесса. Для этого нужно сопоставить проектируемые цели и реальные результаты индивидуального или коллективного воспитания. Управление процессом воспитания, его планирование невозможно без осознания, диагностики достигнутых результатов. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый школьником или группой воспитанников уровень воспитанности. Данные диагностирующего изучения помогают выявить уровень воспитанности учащихся. Анализ начальных характеристик воспитанности и конечного результата определяют эффективность воспитательного процесса.
Проективные умения способствуют планированию воспитательного процесса, определению цели и конкретных задач воспитания школьников. При определении цели воспитательного воздействия педагог опирается на возможности и способности ребенка для дальнейшего его саморазвития и самоопределения в жизни. Обоснованно выбираются оптимальные средства, методы для руководства и организации индивидуального и коллективного воспитания. Определение и разработка средств воспитания требуют умения планировать содержание воспитания, которое в современной дефектологии понимается как освоение школьником социального опыта, основ культуры, развитие культуры умственного труда, демократической и правовой, трудовой и экологической культуры. Планируется и освоение воспитанниками художественной и физкультурно-оздоровительной культуры. Значимыми являются культура социального поведения, речевого общения, семейных отношений. Такой комплексный под-код требует от сурдопедагога глубоких знаний базовых основ науки, культуры, истории, экологии. Необходимы знания и умения определять технологию и эациональные методы воспитания, содержание и формы организации деятельности для воздействия на личность и коллектив воспитанников при освоении эазных пластов культуры. Овладение проективной функцией формирует у педагога способность предвидеть, проектировать и находить методы и критерии шределения результатов воспитания.
Воспитатель должен владеть организаторскими умениями для построения \ реализации воспитывающей педагогической технологии. Воспитательная деятельность педагогов связана как с планированием предполагаемого результата и способов его достижения, так и с организацией, осуществлением разработанных моделей, планов. Важное значение имеет и организация руководства деятельностью школьников во внеурочное время, их сотрудничеством в коллективных творческих делах.
Воспитатель организует систему стимулов, развивает интерес к творческой и речевой деятельности. Для организации речевого общения детей используются естественные ситуации и специально создаются ситуации в совместной деятельности для активизации самостоятельных высказываний, диалогов, общения друг с другом и со взрослыми. Воспитатель организует детей для участия в творческих коллективных делах и обязательно побуждает их к общению. Совместно подбираются наглядные, дидактические и другие материалы для практической и речевой деятельности на внеклассных занятиях. Предусматривается усложнение заданий и речевого материала, использование различных приёмов общения. Обеспечивается взаимосвязь содержания предыдущих и последующих занятий.
Педагог должен уметь работать с техническими средствами (проекционная, киноаппаратура, видеомагнитофоны, компьютеры и др.), которые широко используются в воспитательном процессе. Необходимо уметь использовать и специальные технические средства: звукоусиливающую аппаратуру коллективного и индивидуального пользования, визуальные и вибротактильные приборы и устройства.
Важным направлением в организаторской деятельности воспитателя является просветительская и педагогическая работа с родителями, организация обучающих форм работы: индивидуальные беседы, инструктаж и обучение по разным направлениям коррекционной работы в семье, групповые занятия с родителями, родительские собрания, семинары для родителей, привлечение членов семьи к совместному участию в творческих делах школьников. Обучение родителей речевому общению с глухими и слабослышащими с использованием звукоусиливающего аппарата и чтения с губ.
Успешной организации воспитательной деятельности способствуют также прикладные художественные, коммуникативные и другие умения сурдопедагога: изобразительные, музыкальные, драматические, практические ручные, игровые и спортивные. Все эти умения помогают развивать у детей такие же умения и навыки в совместной творческой деятельности. Совершенствуется речевая активность и культура поведения. Повышается авторитет учителя и развивается интерес к внеклассным занятиям, речевой деятельности при планировании или при обсуждении общих коллективных дел.
Коммуникативная деятельность воспитателя и школьников требует от сурдопедагога специальных знаний и умений. В процессе общения с воспитателем и взрослыми, сверстниками дети с нарушениями слуха осваивают нормы социального поведения и культуру общения путем усвоения образцов правиль-1 ного поведения и речевого этикета.
В общении с окружающими происходит самопознание, самооценка, формируются представления о себе и о взаимоотношениях с другими. Коммуникативная деятельность сурдопедагога осуществляется во внеклассное время с использованием различных форм речи (устной, письменной, устно-дактиль-ной) в соответствии с методическими требованиями коммуникационной дидактической системы. Воспитатель стимулирует детей к овладению навыками устного словесного общения со сверстниками и взрослыми на основе зрительного, слухового и слухозрительного восприятия речи с использованием индивидуального слухового аппарата. При необходимости в качестве вспомогательных средств применяются дактильная и жестовая речь. Речь сурдопедагога должна быть правильной, но без утрированной артикуляции, нормального темпа и силы голоса. В процессе деятельности сурдопедагога и воспитанников формируется доброжелательный стиль общения, педагогический такт в условиях индивидуального подхода к каждому ученику с учетом его возможностей. Учитель учитывает степень нарушения слуха, уровень развития речи, особенности мыслительной деятельности воспитанника и др. С детьми устанавливаются взаимоотношения на основе уважения, терпения, доверия, внимания и в то же время необходимой требовательности, обязательного выполнения определенных правил поведения в разных школьных ситуациях, при исполнении обязанностей, поручений и т. п.
В различных ситуациях общения воспитатель постоянно развивает оста-гочный слух школьников с использованием индивидуальных слуховых аппа-эатов. При общении в условиях разных форм внеклассной работы осуществ-мется систематический контроль за качеством, внятностью устной речи вос-7Итанников.
Воспитатель владеет культурой общения, развивает доброжелательные от-юшения с коллегами, руководителями школы, родителями учащихся. Важны I умения создавать психологически комфортные условия каждому ребенку юспитательной группы, уметь понять трудности воспитанника в деятельнос-и, вовремя поддержать, прийти на помощь, понять чувства, переживания ре->енка и откликнуться на них, не допускать конфликтных ситуаций, выясняя их гричины, правильно оценивать поступки детей, их мотивацию и быстро при-[имать справедливые решения.
Профессиональная деятельность сурдопедагога-воспитателя имеет большое воеобразие, специфику, тесно взаимосвязана с консультативно-диагностичес-ой, психотерапевтической, реабилитационной, учебно-познавательной, кор-екционной деятельностью по преодолению отклонений в развитии детей.
Педагогическое мастерство сурдопедагога-воспитателя представляет сочетание качеств личности учителя и профессиональных знаний, умений, педагогических способностей, постоянное совершенствование специальных знаний и профессионального мастерства. Вся деятельность воспитателя должна содействовать развитию социальной адаптации и интеграции ребенка с отклонениями в развитии. ч
Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов
1. Когда и где начала осуществляться первоначальная подготовка учителя-сурдопедагога в России?
2. Где были открыты первые курсы по подготовке сурдопедагогов?
3. Какие врачи и сурдопедагоги участвовали в подготовке специалистов на Петербургских курсах попечительства о глухонемых (1898)? Кто организовал курсы по подготовке сурдопедагогов в Москве?
4. Какие первые высшие учебные заведения и где были открыты в России?
5. Раскройте содержание функций сурдопедагога-воспитателя в воспитательной работе с глухими и слабослышащими школьниками в интернате и в группе продленного дня.
6. Перечислите умения, необходимые для овладения профессионализмом в познавательной, исследовательской, диагностической, проективной, организаторской, координирующей и коммуникативной деятельности.
7. Назовите качества личности воспитателя, характеризующие его отношения к детям, родителям, коллегам, необходимые для успеха в педагогической деятельности.
8. Объясните, сформированность каких педагогических способностей и профессиональных умений создает условия для творческой педагогической деятельности воспитателя интерната.
9. Определите, какими умениями должен владеть воспитатель для организации словесного общения глухих и слабослышащих в условиях специальной школы. Какие особенности неслышащих воспитанников он должен учитывать, руководя межролевым общением детей при выполнении учебно-познавательной, игровой, трудовой и других видов деятельности?
10. Ознакомьтесь на педагогической практике с планами работы воспитателя группы на полугодие. Выберите из просмотренных планов наиболее удачно разработанный и проанализируйте его; обратите внимание на следующие вопросы: 1) Как составлена характеристика воспитанников группы? 2) Содержит ли характеристика материал для постановки задач воспитательной работы? 3) Как сформулированы задачи воспитательной работы по каждому виду деятельности школьников? 4) Как согласуются задачи с формами проведения внеклассных занятий? 5) Насколько соответствует тематика внеклассных занятий, содержание работы по развитию слуха и речи характеристике группы и особенностям отдельных школьников?
11. Сформулируйте и запишите в рабочей тетради выводы о планировании воспитательной работы в группе.
12. Изучите характеристику группы воспитанников. Воспитателю следует знать для управления процессом воспитания: 1) условия семейного воспитания школьников; 2) состояние здоровья, физическое развитие и физическую культуру детей; 3) состояние слуха, уровень развития речи и сформированность навыка речевого общения; 4) краткую характеристику психического развития детей (состояние внимания, памяти, мышления, чувств); 5) успехи в учебной деятельности и трудности; 6) общественную направленность и интересы школьников, участие в кружковой работе; 7) участие воспитанников в жизни коллектива группы, выполнение поручений, их общественную активность; 8) участие детей в различных видах труда и в играх; 9) дисциплинированность учащихся и сформированность навыков их культуры поведения; 10) данные о поведении, чувствах, интересах детей; 11) негативные особенности группы или отдельных школьников, которые должны стать предметом пристального внимания воспитателя.
13. Сделайте выводы о своеобразии группы воспитанников.
14. Разработайте примерный перспективный план воспитательной работы группы на полугодие. Определите школу, группу-класс. В план включите следующие разделы: 1) характеристика группы; 2) организационная работа; 3) содержание воспитательной работы; 4) работа с родителями.
Примерная схема содержания воспитательной работы приведена ниже.
Виды деятельности | Основные задачи | Формы организации и тематика внеклассных занятий | Работа по развитию слуха и речи на занятиях (словарь и фразеология) | Сроки выполнения | Примечания |
Список литературы
1. Агавелян Р. О. Социально-перцептивные особенности личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности. Новосибирск, 1999.
2. Личностные и профессионально значимые качества сурдопедагога // Сурдопедагогика / Под ред. Е.Г. Речицкой. М., 2004.
3. Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. М, 1992.
4. Никитина ММ. Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения. Проблема подготовки специалистов по коррекционной педагогике // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: Материалы Междунар. семинара. СПб., 1996.
Раздел 4