Классификация методов воспитания
Важный компонент воспитательной системы — методы воспитания. Их выбор определяет ход достижения поставленной цели. Методы — это способы, приемы воздействия на сознание, чувства, волю, поведение воспитанников. Цель использования методов воспитания — формирование и развитие общественного сознания, которое помогает воспитаннику выстраивать свое поведение, образ жизни на основе норм, принимаемых обществом как ценности. Это правовые, нравственно-этические, эстетические ценности, санитарно-гигиенические нормы, правила общежития и поведения. Ценности закреплены в сознании и мировоззрении людей законами государства, образом жизни, традициями, культурой, образованием.
В практике имеет значение выбор оптимального метода воспитания, позволяющего найти более эффективный путь для достижения намеченной цели.
В сурдопедагогике проблема методов воспитания рассматривается в работах А.И. Дьячкова, С.А. Зыкова, Т.С. Зыковой, М.И. Никитиной, Н.М. Назаровой, Е.Г. Речицкой и др.
Учитывая особенности развития детей с недостатками слуха, М.И. Никитина (1989) предлагает классификацию методов по результатам воздействия на школьника: 1) информационные (беседа, рассказ, разъяснение, просмотр и анализ фильма, чтение и др.); 2) практически-действенные (приучение и упражнение, организация общественно полезной деятельности, воспитывающие ситу-- ации, игра как метод воспитания); 3) стимулирующие (поощрение и наказание учащихся). М.И. Никитина указывает, что все группы методов в практике воспитания взаимосвязаны и применяются с учетом возраста, состояния слуха и речи и индивидуальных возможностей речевого общения учащихся.
В общей педагогике И.И. Подласый (1999), определяя методы воспитания, подчеркивает их разнообразие и многовариантность. Особо выделяет наиболее объективную и удобную, по его мнению, классификацию методов воспитания на основе интегративной характеристики, включающей единство целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания (Г.И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой в педагогике выделяются три группы методов воспитания:
• методы формирования сознания ученика (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);
• методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации);
• методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание).
Н.М. Назарова (2000) предлагает с учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья и имеющихся в общей и специальной педагогике классификаций методов воспитания современную модификацию классификации методов:
• информационные (беседы, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.);
• практически-действенные (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность);
• нетрадиционные (арттерапия — коррекционно-педагогическая помощь, т. е. воспитание средствами искусства, иппотерапия — коррекционно-педагогическая помощь средствами верховой езды и пр.);
• побудительно-оценочные (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание и наказание).
Изучая разные классификации, сурдопедагог может представить себе различные системы методов воспитания, их варианты, определить в них общее и специфическое, существенное и субъективное и в соответствии с этим понять их назначение. Каждый метод имеет свою область применения. Все методы требуют высокой специальной педагогической квалификации. Воспитатель, владея методикой коррекционной работы, во внеклассное время формирует личностные качества, коммуникативные, социальные навыки поведения.
Выбор и сочетание методов воспитания определяются индивидуальными особенностями, возрастом, характером, степенью выраженности первичного недостатка (глухота или тугоухость) и спецификой вторичных отклонений в развитии (недоразвитие речи и нарушение произношения; особенности словесно-логического мышления; своеобразие развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы; замедленные процессы формирования нравственных понятий; физические особенности, непосредственно связанные с первичным нарушением; и др.). Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер и изменяют весь ход психофизического развития детей. Методы воспитания учащихся с нарушенным слухом имеют свою специфику в применении и учитывают своеобразие глухих, слабослышащих и позднооглохших.
Воспитание детей с нарушениями слуха тесно связано с обучением и разными направлениями коррекционной работы: развитием мышления и познавательной деятельности, слухового восприятия и речи как средства общения, совершенствованием двигательных навыков и ориентировки в окружающем мире.
Основополагающие идеи воспитательной системы реализуются с помощью применения методов. Коллективные творческие дела в соответствии с разными программами воспитания предполагают использование практически-действенных методов, методов организации деятельности и формирования опыта поведения и речевого общения учащихся. В формировании общественного поведения, жизненных навыков и умений решающую роль имеет организованная деятельность (С.А. Зыков).
Для детей с нарушением слуха способом включения в деятельность является упражнение. Этот практический метод воспитания состоит в повторении требуемых действий, формирующих устойчивые черты личности, навыки, привычки. При руководстве педагогом воспитательным процессом совершается переход от формирования отдельных операций к управлению практическими действиями, далее к включению воспитанников в деятельность. Организация полезных дел побуждает детей к деловым отношениям с другими участниками деятельности.
Различные ситуации в практической деятельности, повторяющиеся упражнения, приучения, педагогические требования, поручения стимулируют, развивают определенную деятельность и качества личности. Другие практические методы (игра, воспитывающие ситуации) сочетаются с упражнениями и педагогическим требованием. Эти методы формируют нормы поведения, речевое общение в интересной игровой деятельности.
Гуманистические идеи сурдопедагогики отвергают авторитарное требование как метод воспитания. Для прямого требования (распоряжение, приказ) характерны четкие формулировки, понятные воспитанникам, не допускающие различного толкования. Предъявляется требование в решительном тоне, но без повышения голоса, со спокойной интонацией и мимикой лица. Кроме прямого требования используется косвенное (просьба, совет, одобрение, доверие, угроза и т. д.). Требование-совет — это убеждение ребенка в полезности, необходимости рекомендуемых воспитателем действий.
Практические методы сочетаются с методами формирования сознания, с различными информационными методами. Восприятие информации ребенком с нарушенным слухом зависит от уровня его речевого развития, сформированно-сти словесно-логического мышления, от особенностей его социального опыта, но прежде всего — от сложности содержания рассказа, объяснения, разъяснения, беседы, инструктажа, диспута. Нарушение слуха, недоразвитие речи, ограниченность житейского опыта, иногда трудности понимания обращенной речи не позволяют учащимся усваивать нравственно-этические понятия при использовании только метода устного разъяснения, этической беседы, чтения сказок и художественной литературы. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используется сочетание словесных методов формирования личности в единстве с развитием речи и с применением визуальных средств: иллюстраций, произведений живописи, художественных фотографий, видеофильмов, серий картин и т. п. Сочетание методов воспитания с сенсорным развитием формирует чувства, эмоциональные переживания, заинтересованное отношение к успехам и неудачам других воспитанников, совместное переживание успехов и огорчений. Если воспитанник безразличен к воспитывающему воздействию, то процесс воспитания редко достигает поставленной цели. Методы достигают цели, когда школьники с интересом включаются в определенную программой деятельность.
Изучение практики показывает эффективность использования примера как воспитывающего метода. Пример из окружающей воспитанника жизни дает конкретные образцы для подражания, воспринимаемые зрением, действует на уровне первой сигнальной системы. Известно, что для учащихся младшего школьного возраста стиль поведения и общения, суждения, привычки воспитателя быстро запечатлеваются в сознании и являются часто образцом для подражания. Раскрывая роль примера, следует иметь в виду родителей, друзей.
Воспитывающее воздействие имеют герои книг, фильмов и др. В старших классах литература, искусство, история дают примеры для подражания историческим деятелям, выдающимся ученым, полководцам, деятелям искусства. Особый интерес вызывают выдающиеся деятели с нарушениями слуха, примеры их достижений, жизненного самоопределения (Е. Келлер, О. Скороходо-ва). Пример дает конкретные образцы для подражания и воздействует на сознание, чувства, убеждения. Подражательность как психологическая основа практических методов и организация деятельности способствует овладению воспитанниками социальным и нравственным опытом. Подражание тесно связано с творческим процессом в условиях коллективной деятельности. Воспитателю следует помнить, что ближайшее окружение школьника дает не только положительные примеры, но и отрицательные. Следует обращать внимание на негативные последствия неправильных поступков в жизни детей.
Известно, что воспитание учащихся непосредственно зависит от личности воспитателя, его культуры, поведения, стиля общения, отношения к воспитанникам, деловых качеств, прежде всего, от его профессионализма и авторитета.
Стимулирующие, оценочные методы (поощрение, наказание, осуждение) реализуются в деятельности воспитанников во внеурочное время. Поощрение определяется как выражение положительной оценки действий воспитанников. Организация деятельности школьников формирует их поведение в условиях конкретных дел. При этом практическая деятельность воспитанников, ее результаты, особенности общения и поведения требуют оценки действий с использованием поощрения, одобрения или порицания.
Поощрение осуществляется в условиях личностного подхода, соблюдения справедливости, совета с воспитанниками. Воспитатель должен мотивировать поощрение. Избыточное, неоправданное поощрение может принести не пользу, а вред воспитанию. Одобрение — один из видов поощрения, может быть выражено жестом, поощрительной мимикой, положительной оценкой поведения или результатов деятельности воспитанника. Виды поощрения разнообразны: похвала, благодарность, ответственное поручение, награждение грамотами, подарками. Поощрения создают определенный настрой, повышают интерес и ответственность, вселяют уверенность в своих силах, развивают у воспитанника чувство собственного достоинства.
Одним из методов воспитывающего воздействия, которое должно предупреждать нарушение поведения, нежелательные поступки, вызывать чувство вины и раскаяния, является наказание. Методы наказания детей с нарушениями слуха носят практический характер. Словесное порицание из-за нарушения слуха и речи не всегда эффективно. Воспитатель должен понимать, что ученик специальной школы, не имеющий достаточного опыта социальных отношений, не умеет контролировать свои чувства, не всегда понимает последствия своих поступков, не может понять, что от него требуется, поэтому не осознает целесообразность наказания. Воздействие наказания увеличивается, если поддерживается воспитанниками группы. Ребенок переживает чувство вины, если понимает, за что осудили его другие ребята. Ученику с нарушением слуха необходимо помочь понять суть плохого поступка, разобраться в мотивах его действий. Не рекомендуются наказания всей группы воспитанников. Следует разобрать ситуацию и определить разную меру наказания или порицания. Необходимо соблюдать индивидуализацию, личную направленность и дифференциацию наказания. Главный смысл наказания — не только предупреждение отрицательных поступков, но и формирование положительных черт характера, привычек, норм поведения. Наказание требует педагогического такта, сдержанного стиля общения, знания возрастной психологии воспитанников, понимания отклонений в развитии каждого ребенка. Наказание действенно, если осознано воспитанником на основе тщательного разбора его поступка или конфликтной ситуации. Наказание как метод используется только при педагогической необходимости и целесообразности. Следует помнить, что наказание — сильнодействующий метод, поэтому не следует наказывать ученика до тех пор, пока не будет ясна конфликтная ситуация и не будет полной уверенности в полезности наказания.
Развитие личности школьника с недостатками слуха происходит в процессе усвоения опыта общественных отношений, определенных обществом этических норм. Сущность этого процесса не сводится к их знанию и пониманию. Важно, чтобы усвоенные нравственно-этические нормы становились мотивами поведения и жизнедеятельности ребенка. Чтобы этого достигнуть, необходимо изучать внутренний мир личности, его индивидуальную природу, на которые направлены воспитательные воздействия с использованием разных методов, приемов воспитания.
Большое значение в процессе формирования личности психологи (С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев и др.) придают регулятивным механизмам личности, включающим процессы самопознания, самооценки, самоуважения, самовыражения, которые определяют уровень притязаний человека и его реальное взаимодействие с окружающим миром. С позиций С.Л. Рубинштейн, личность определяется своим отношением к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в условиях организации воспитывающей деятельности, посредством которой школьники познают себя как личность, общество, природу в системе общественных отношений. В процессе воспитания осуществляется коррекция личности школьника с нарушением слуха в соответствии с требованиями реальной социальной (школьной) педагогической ситуации и условиями семейного воспитания. Основным содержанием воспитания становится процесс социализации и саморазвития на основе воспитательной технологии, методов, средств педагогической поддержки.