Принцип открытости воспитательной системы и интеграции школьников для адаптации в обществе
Воспитательная система школы должна быть открыта для общества, родителей, так как развивается на основе гуманистических и демократических идей, которые изменили организацию и содержание воспитательного процесса. Принцип предполагает расширение контактов учащихся с окружающим миром для развития опыта социальных отношений и интеграции в обществе слышащих. Принцип интеграции школьников во внеурочное время предусматривает посещение музеев, театров, центров детского и юношеского творчества, участие в городских школьных конкурсах совместно со слышащими для обогащения опыта социальных отношений.
Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов
1. Раскройте основные понятия темы: «принципы», «парадигма воспитательной системы», «природосообразность воспитания».
2. Назовите основополагающие идеи современной воспитательной системы.
3. Перечислите ученых, в работах которых обоснованы специфические принципы воспитательной системы, назовите эти принципы.
4. Из перечисленных понятий выберите современные общепедагогические принципы воспитательной системы, которые являются руководящими положениями для воспитания учащихся с нарушением слуха.
1. Единство воспитательных требований.
2. Гуманизация воспитательного процесса.
3. Природосообразность воспитания.
4. Комплексный подход.
5. Воспитание и перевоспитание.
6. Культуросообразность воспитания.
7. Воспитание и развитие.
8. Нравственная культура.
9. Демократизация воспитательной системы.
10. Сотрудничество воспитателя, воспитанника и семьи.
11. Объективность и независимость воспитания.
12. Общественная направленность воспитания.
13. Единство воспитательных воздействий школы, общественных организаций и учреждений дополнительного образования.
14. Воспитание в коллективе.
15. Связь с жизнью, с трудом.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т.5.
2. Зыков С.А. Проблемы сурдопедагогики: Избр. тр. М, 1997.
3. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.
4. Никитина М.И. Перспективы развития образовательных и воспитательных систем в детских учреждениях для детей с нарушением слуха // Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом. СПб., 1997.
5. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2002.
6. Сурдопедагогика I Под ред. А.И. Дьячкова. М., 1963.
7. Сурдопедагогика I Под ред. Е.Г. Речицкой. М., 2004.
8. Сурдопедагогика I Под ред. М.И. Никитиной. М., 2002.
Тема 3.3. Задачи и содержание
Воспитательного процесса
Содержание воспитательного процесса разрабатывается на основе определенных педагогами основных задач воспитания, предусматривающих расширение, обогащение индивидуального социального опыта ребенка, в котором могли бы раскрыться его потенциальные возможности. Школьник с нарушением слуха нуждается в организации специальных педагогических условий для коррекции отклонений развития или их предупреждения.
Основные задачи воспитания — целостное всестороннее развитие личности в условиях организации разнообразной деятельности, формирующей познавательную активность, нравственные черты личности, социальное поведение, положительное отношение к труду, развитие речевого общения и эмоционально-волевой сферы; расширение возможности обогащения опыта социальных отношений ребенка; приобщение воспитанника к общечеловеческим ценностям для интеграции в обществе слышащих. Поиск педагогами совместно с учащимися социальных сфер, направлений творческой деятельности, в которых ребенок может максимально сформироваться на каждом этапе своего развития, освоить социальный опыт, развить свои склонности и интересы.
В воспитательном процессе, который организует современный сурдопедагог, взаимодействуют два начала: самореализация личности ребенка и его социализация в окружающем мире. Под содержанием воспитательной системы понимают систему знаний, убеждений, устойчивых навыков поведения, речевого общения и другие положительные черты личности, которыми должны овладеть школьники в соответствии с целями и задачами воспитания. Целостный воспитательный процесс в условиях единства умственного, физического, трудового и политехнического, эстетического воспитания дает возможность решить основную цель воспитания — развитие социально адаптированной, всесторонне развитой личности. Правильно организованная воспитательная система специальной коррекционной школы должна подготовить своего воспитанника к важным жизненным обязанностям — обязанностям гражданина, семьянина, труженика, социально адаптированного культурного человека. Воспитательная система школы — важная составляющая образовательного и воспитательного процесса, направленная на развитие духовно-нравственного, этического, правого, эстетического сознания ученика, привитие навыков культуры общения, чувств, поведения, культуры межличностных отношений в условиях коррекционной работы и организованной деятельности во внеурочное время.
Подготовка школьника к жизни и социальным ролям
Коррекционное образовательно-воспитательное учреждение для детей с Нарушением слуха определяет содержание воспитательного процесса в школе, ■ключающее следующие направления, которые должны подготовить школьника к главным социальным ролям в жизни.
^ 1. Воспитание ученика, развитие его учебно-познавательной деятельности — главное направление в начальной школе. Воспитание школьника — участника детского коллектива, изучающего традиции, стиль жизни, историю школы, усваивающего культуру умственного труда, речевого общения, культуру межличностных отношений, поведения в классе, школе, обществе для ранней социализации.
2. Воспитание совместно с родителями будущего семьянина, члена своей семьи, усваивающего традиции и историю рода, культуру внутрисемейных отношений, положительный опыт жизни семьи. Формирование семейно-трудо-вой культуры, представлений об этике семейных отношений, психологии и психофизиологии половых отношений. Воспитание чувств, ответственности за жизнь близких.
3. Воспитание дисциплинированного, организованного труженика, работника. Познание воспитанником окружающего мира; освоение опыта общественных отношений, познание мира человеческих отношений в трудовой деятельности; совершенствование представлений о труде человека в разных сферах, развитие системы знаний о профессиях, воспитание активно-положительного отношения к труду как первой жизненной необходимости. Воспитание инициативности, самостоятельности, ответственности, умения трудиться в коллективе.
4. Воспитание культурного человека. Формирование знаний о современ-! ной жизни, традициях, истории, культуре, о природе своего местожительства;
воспитание интереса к своему городу, региону. Знание культурных традиций, памятников, мест исторических событий, художественных промыслов и др. Формирование этической, правовой, эстетической, природоохранительной куль-' туры на традициях духовной жизни города или другого места жительства. Воспитание здорового образа жизни, экологических представлений, природоохранительного поведения. Удовлетворение потребностей ученика в сотрудничестве со взрослыми для реализации своих возможностей в совместной с другими школьниками творческой деятельности.
5. Воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, патриота, знающего национальную самобытность и исполняющего законы, готового к труду на благо общества, понимающего взаимную ответственность личности и общества. Воспитание уважения к правам и свободе других людей. Причастность к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.
Формирование начальных представлений о гражданстве России и Конституции, знания важнейших, основных законоз страны является основополагающим направлением в воспитании россиянина, гражданина своей страны. Следует в большей мере опираться на учебный материал, требования программы обучения, формирующие знания о своем Отечестве, его прошлом и настоящем. Школьники изучают свои права и обязанности. Развивается умение пользоваться своими гражданскими правами, формируется чувство собственного достоинства. Самостоятельность начинается с возможности выполнять свои обязанности и использовать свои школьные права, с участия в школьном самоуправлении, с ответственного выполнения поручений учителя и своих товарищей по группе.
Содержание программ воспитывающей деятельности
В целях развития личности ученика осуществляется комплексный подход к решению поставленных задач и к проектированию содержания воспитания для создания полноценной жизни, способствующей освоению социального опыта, интеграции детей в общество.
При определении содержания воспитательной работы целесообразно использование известного в построении программ обучения школ для детей с нарушением слуха линейно-концентрического подхода. В период обучения в начальных классах воспитательный процесс сначала строится на уровне усвоения фрагментарных знаний, первоначальных умений и навыков, а на последующих этапах обучения знания и навыки развиваются, повторяются и углубляются в определенной системе. При этом предусматривается не только развитие, углубление содержания воспитания по вертикали, т. е. по годам обучения, но и обязательная взаимосвязь содержания, интеграция разных форм внеклассных занятий и уроков по горизонтали, т. е. при усвоении той или иной творческой темы. Особенно важна взаимосвязь подготовительных и завершающих внеклассных занятий и нетрадиционных уроков.
Возможно концентрическое расположение развивающего воспитывающего содержательного материала по основным общешкольным программам воспитания. В ходе воспитательной работы практически усваивается содержание материала, расширяются задачи воспитания, целенаправленного процесса передачи и усвоения ребенком знаний, практических умений и навыков жизненной деятельности.
Опираясь на содержание общешкольной программы воспитания, учителя определяют содержание внеклассных занятий в воспитательных группах. Темы определяются с учетом поставленных задач. Усвоение каждой творческой программы возможно несколькими концентрами расположения познавательного и развивающего, воспитывающего материала. Первый концентр — начальная школа; второй — средняя школа; третий — старшие воспитанники. Каждая тема может иметь свое содержание на разных этапах обучения и воспитания.
Исходя из определения сущности содержания воспитательной системы в специальных коррекционных образовательных учреждениях создаются различные общешкольные и групповые программы воспитания для учащихся разного возраста. Их содержание определяется руководством школы с учетом возможных организационных условий, интересов учащихся, кадрового потенциала учреждения, места расположения школы и ее традиций, опыта педагогической общественности. Школы создают разные клубы, разновозрастные группы по интересам, кружки с разными творческими программами: приобщение школьников к истории, культуре с учетом особенностей города или региона; экология и природа родного края; путешествия и экскурсии по интересным местам; искусство, поэзия; физкультура и спорт; подготовка и проведение праздников, конкурсов, смотров технического и трудового мастерства и т. п., приобщение к изобразительному искусству на основе изучения устного народного творчества или народных художественных промыслов.
Изучение содержания воспитательных систем коррекционных учреждений показывает, что педагогические коллективы реализуют разнообразные воспитательные программы на основе гуманистического воспитания в условиях сотрудничества учащихся, учителей и родителей. Акцентируется внимание воспитателей на особенностях личности воспитанники, его интересах, возможностях развития.
Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов
1. Раскройте задачи воспитательной системы и покажите их взаимосвязь.
2. Какие два направления в содержании воспитательного процесса взаимодействуют и дополняют друг друга?
3. Материалы исследований в общей и специальной психологии и педагогике определяют организованную деятельность школьников во внеурочное время как главное условие воспитания и развития учащихся. Какие виды деятельности в школе-интернате организуются для развивающего воспитания учащихся?
4. Раскройте значение организованной деятельности вне класса для всестороннего развития школьника.
5. Укажите одну из групп, в которой перечислены основные направления содержания воспитательного процесса в специальной школе. Обоснуйте значение формирования и воспитания каждой из сторон культуры личности:
I. 1. Духовное развитие.
2. Политехническое образование.
3. Энциклопедические знания.
4. Нравственная чистота.
5. Трудовая культура.
6. Совместная деятельность
7. Я и общество.
II. 1. Познавательная культура.
2. Воспитание здорового образа жизни и физической культуры.
3. Трудовая культура.
4. Нравственная культура.
5. Коммуникативная культура.
6. Эстетическое воспитание.
7. Социальное воспитание и профессиональная ориентация. III. 1. Физическое развитие.
2. Интеллектуальное богатство.
3. Духовная зрелость.
4. Политехнический кругозор.
5. Учебно-познавательная деятельность.
6. Умственное воспитание.
7. Общая эрудиция.
6. Укажите группу, где перечислены основные социальные роли человека, к которым готовятся школьники в процессе образования и воспитания.
I | II | III |
1. Патриот | 1. Гражданин | 1. Воспитанный человек |
2. Знаток этикета | 2. Семьянин | 2. Правдолюб |
3. Семьянин | 3. Труженик | 3. Спортсмен |
4. Эколог | 4. Культурный человек | 4. Интернационалист |
,7. Проанализируйте культурно-досуговую программу школы слабослышащих (см. приложение к теме). Выделите общешкольные программы коллективных творческих мероприятий, определите их основные содержательные направления.
8. Составьте таблицу форм организации коллективной творческой деятельности для разных возрастных групп, опираясь на анализ приложения 1.
Школьники разного возраста | Начальная школа | Основная школа | Старшие воспитанники |
Формы организации коллективной деятельности |
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЫ СЛАБОСЛЫШАЩИХ № 33 СПб'
Таблица
№ п/п | Сроки проведения | Тема и форма мероприятия | Аудитория |
/. Ученик и общество | |||
Сентябрь | Театрализованное представление «Первый раз — в первый класс» | Общешкольное | |
Инсценировка сказки «Праздник букваря» | 1-4 классы | ||
Посещение музея Мариинского театра | 8-11 классы | ||
Игра по станциям «Светофор» | 1-4 классы | ||
Театрализованное представление «Веселая грамматика» | 5-7 классы | ||
Октябрь | Литературно-музыкальная композиция ко Дню учителя | Общешкольное | |
Вечер-встреча ко Дню пожилых людей | 1-11 классы | ||
Игра-беседа «Народное слово и русская культура» | 8-11 классы | ||
Шоу-игра «Устами младенца». Дискотека | 6-9 классы | ||
Познавательно-развлекательная игра по станциям «Осеннее путешествие» | 1-5 классы | ||
Ноябрь | Театрализованное представление «Встреча зимы» | Общешкольное | |
Театрализованный спортивный праздник. Цирк | 8-11 классы | ||
Вечер-портрет «Мой любимый учитель» | 5-7 классы | ||
День самоуправления | Общешкольное | ||
Детский утренник «Осенняя сказка» | 1-4 классы |
1Составители: Г.А. Киреева, заслуженный учитель школы РФ, директор школы слабослышащих № 33 СПб.; А.В. Балукова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе; Т.Н. Панкина, заместитель директора по внеклассной работе.
Декабрь | Новогодний маскарад | 8-11 классы | |
Новогодний огонек «Рождественская ночь» | 5-8 классы | ||
Театрализованное представление «Новогоднее путешествие Деда Мороза» | 1—4 классы | ||
Спортивные эстафеты «Сказочные приключения вокруг Новогодней елки» | 5-7 классы | ||
Неделя мультфильмов, завершающаяся Новогодним представлением «Мультгерои у Новогодней елки» | 1-6 классы | ||
Новогодний карнавал | 8-11 классы | ||
Январь | Театрализованное представление «Снегурочкина школа» | 1-4 классы | |
Интеллектуальная игра «Русские традиции и обряды» | 8-11 классы | ||
Игра-беседа «Татьянин день» | 5-7 классы | ||
Литературно-музыкальная публицистическая композиция «Ах, война: что ты, подлая, сделала...», посвященная снятию блокады Ленинграда | Общешкольное | ||
КВН «Джентльмен-шоу» | 8-11 классы | ||
Февраль | Встреча с интересными людьми. Приглашение ветеранов Ладожской флотилии | 8-11 классы | |
Игра-викторина. День защитников Отечества | 5-7 классы | ||
Театрализованное представление «Масленица» | Общешкольное | ||
Вечер-встреча выпускников | 8-11 классы | ||
Эвристическая игра «Заветный ключ» | 8-11 классы | ||
Игра-импровизация «Мы в театре» | 1-4 классы | ||
Март | КВН «Самая обаятельная» | 8-11 классы | |
Детский утренник «Мамин день» | 1-4 классы |
Игра-викторина «Русские женщины в развитии мировой культуры» | 8-11 классы | ||
Игра-инсценировка «Любимая сказка» | 5-7 классы | ||
Конкурс жестового пения «Музыка тишины» | Общешкольное | ||
Конкурсно-познавательная игра «Бросайка» | 5-7 классы | ||
Конкурсная программа «Золушка» | Общешкольное | ||
Апрель | Игра-викторина «Блеф-клуб» | 8-11 классы | |
Театрализованное представление «Город мастеров» | Общешкольное | ||
Театрализованное представление «Ежели вы вежливы» | 1-4 классы | ||
Диспут «Если бы я был директором школы...» | 8-11 классы | ||
Литературно-музыкальная композиция «А где это видано и в какой деревне слыхано» | 1-4 классы | ||
Май | Вечер-портрет «Я помню войну такой...» (воспоминания работников школы) | Общешкольное | |
Театрализованное представление «Последний звонок» | Общешкольное | ||
Литературно-музыкальная публицистическая композиция «У войны не женское лицо» | Общешкольно е | ||
Театрализованное представление «Страна веселых каникул» | 1-4 классы | ||
Игра-диспут «Кем я хочу быть и почему» | 8-11 классы | ||
II. Ученик и природа | |||
В течение года | Цикл экскурсий в сады и парки города «Времена года» | 1-4 классы | |
Сентябрь | Беседа-выставка «Зверье мое» | 1-4 классы | |
Октябрь | Уборка территории школы | Общешкольно е | |
Выставка-беседа «Собака — друг человека» | 1-6 классы | ||
Выставка садоводов и огородников «Дары осени» | Общешкольное |
Ноябрь | «Игра-викторина «Русские писатели о зиме» | 5-7 классы | |
Декабрь | Беседа-выставка «Пернатые» | 1-6 классы | |
Игра-импровизация «Листая Красную книгу» | 8-11 классы | ||
Январь | Беседа-выставка «Спустившись на морское дно» | 5-7 классы | |
Игра-диспут «Зачем нам нужны деревья» | 5-7 классы | ||
Февраль | Игра-фантазия «Если бы я был муравьем...» | 1-4 классы | |
Март | Литературно-музыкальная публицистическая композиция «Человек на планете Земля» | Общешкольное | |
Игра-путешествие «Весна в лесу» | 1-4 классы | ||
Апрель | Беседа «Весна на картинах русских художников» | 5-7 классы | |
///. Ученик и его здоровье | |||
Сентябрь | Театрализованное представление «Мой друг — Мойдодыр» | 1—4 классы | |
Театрализованное состязание «День бегуна» | Общешкольное | ||
Октябрь | Игра-диспут «Умеем ли мы правильно одеваться?» | 8-11 классы | |
Беседа «Сексуальное воспитание подростков» | 8-11 классы | ||
Ноябрь | Беседа «В гостях у Айболита» | 5-11 классы | |
22' | Декабрь | Театрализованное состязание «Лыжня зовет» | Общешкольное |
Беседа «Умеем ли мы правильно питаться?» | 1-11 классы | ||
Январь | Беседа «Курить и пить — здоровью вредить» | 8-11 классы | |
Театрализованное представление «Федорино горе» | 1-4 классы | ||
Февраль | Беседа «Международный день борьбы с наркоманией и токсикоманией» | 8-11 классы | |
Спортивно-развлекательная игра «Бой русских витязей» | 8-11 классы |
Март | Беседа «Почему возникают стрессы?» | 8-11 классы | |
Спортивный праздник «Проводы русской зимы» | 1-4 классы | ||
Спортивно-познавательная игра «Умные, быстрые, ловкие» | 5-7 классы | ||
Апрель | Спортивно-развлекательные состязания «Всей семьей на стадион» | 1-4 классы | |
Май, в течение года | Первенство школы по командным видам спорта | 1-4 классы 5-7 классы 8-11 классы | |
IV. Мой город | |||
Сентябрь | Олимпийский урок «Петербург приглашает Олимпиаду» | 1-11 классы | |
Цикл лекций и бесед «Архитекторы Санкт-Петербурга» | 5-11 классы | ||
Октябрь | Цикл лекций и бесед «Архитекторы Санкт-Петербурга» | 5-8 классы 7-11 классы | |
Игра-путешествие «Знаю ли я свой город» | 5-7 классы | ||
Деловая игра «Я баллотируюсь в мэры» | 8-11 классы | ||
Ноябрь | Беседа «Где работает моя мама?» | 1-8 классы | |
Викторина «Математика в архитектуре Петербурга» | 8-11 классы | ||
Викторина «Геометрия здания» (использование материалов, связанных с архитектурными достопримечательностями) | 6-8 классы | ||
Декабрь | Математический турнир для юных петербуржцев | 4-6 классы | |
Литературно-музыкальная композиция «Да возродится наш российских дух!» | Общешкольное | ||
Январь | Выставка произведений художественного творчества детей, посвященная городу | 4-11 классы | |
Цикл бесед «История города в произведениях искусства» | 7-11 классы | ||
Февраль | Деловая игра «Петр I в Петербурге XX столетия» | 8-11 классы |
Цикл бесед и экскурсий «Литературный Петербург» | 1-11 классы | ||
Викторина «Почему так названы?» | Общешкольное | ||
Март | Конкурсно-игровая программа «Мой город» | 5-8 классы | |
Апрель | Викторина «О разном в шутку и всерьез» | Общешкольное | |
Игра-фантазия «Петербург ХУШ-Х1Х веков» | 5-7 классы | ||
Май | Цикл автобусных экскурсий «Пригороды Санкт-Петербурга» | 1-11 классы | |
В течение года | Цикл экскурсий: Эрмитаж; Русский музей; Музеи города; Исторические места нашего города; Дворцы нашего города; Храмы Санкт-Петербурга Цикл бесед: Дома, улицы, площади и мосты нашего города; Мой дом, моя улица, мой район; Мы — горожане; Город, в котором я живу | ||
V. Выпуск газет (общешкольных) | |||
Сентябрь | «Люблю тебя, Петра творенье...» | ||
Октябрь | Легенды и мифы Санкт-Петербурга | ||
Ноябрь | Цифры и Санкт-Петербург | ||
Декабрь | Вокруг Сенатской площади | ||
Январь | Дорога жизни | ||
Март | Театры Санкт-Петербурга | ||
Апрель | Петербургский мираж | ||
Май | Учителя-блокадники, Фонтаны Петродворца |
Список литературы
I
1. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. 1996. № 1.
2. Вариативные воспитательные системы коррекционных учреждений Санкт-Петербурга // Проблемы реабилитации детей с отклонениями в развитии. СПб., 1993.
3. Никитина М.И., Пенин Г.Н., Пономарева ЗА. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. СПб., 1996.
4. Пономарева ЗА. Учебные задания по методике воспитательной работы в школах-интернатах для детей с недостатками слуха. СПб., 1992.
5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. М., 2003.
6. Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате для слабослышащих детей в условиях группы-класса. М, 1997.
7. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2002.
Тема 3.4. Культурологический подход и системность