Методическое обоснование сопровождения индивидуального развития воспитанника
Система индивидуального коррекционного сопровождения воспитательного процесса построена на основе теории Л.С. Выготского, исследований Р.М. Боскис, Т.А. Власовой, С.А. Зыкова, Т.В. Розановой, И.М. Соловьева, Л.И. Тиграновой и Ж.И. Шиф о сложной структуре дефекта при нарушении слуха и своеобразном развитии детей. Центром системы являются результаты исследований ученых по проблемам изучения и специального коррекционного обучения неслышащих и слабослышащих, а также многолетний опыт коррекционно-развивающей работы с учащимися специальных школ.
Система индивидуального педагогического сопровождения воспитания школьника организуется для обеспечения возможности непрерывной коррекционной работы в ходе всего образовательного и воспитательного процесса и создания необходимых условий для раскрытия потенциальных возможностей психического, речевого, физического, эмоционального, нравственного и культурного развития каждого ученика.
В школе организовано индивидуальное коррекционно-педагогическое сопровождение как учащихся со слуховой депривацией, имеющих разный уровень речевого развития и обучающихся в условиях фронтальной работы в классе, так и детей с недостатками слуха и интеллекта, а также специальное сопровождение индивидуального развития детей со сложными (комбинированными) нарушениями.
Необходимыми условиями коррекционно-педагогического сопровождения развития детей с множественными недостатками является комплексное изучение, индивидуализация содержания обучения и воспитания, использование специальных методических приемов в процессе индивидуальных занятий, привлечение детей в коллективную творческую деятельность.
Повышение внимания педагогического коллектива к детям со сложными множественными недостатками объясняется углублением дифференцированного подхода, а также тенденцией к количественному увеличению детей, имеющих слуховую недостаточность в сочетании с интеллектуальной (задержка психического развития, умственная отсталость) или с негрубыми нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.
Педагогический аспект индивидуального сопровождения развития ученика в коррекционно направленном воспитании предполагает взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга направления: 1) педагогическое изучение личности ученика с учетом данных психологического и клинического обследования; 2) совершенствование различных форм организации, педагогических технологий, методов коррекционного развивающего воспитания и обучения в образовательном процессе и во внеклассной деятельности; 3) организация консультативно-педагогической помощи учащимся и родителям по вопросам обучения и воспитания.
Коррекционная направленность воспитания требует индивидуального подхода, систематического наблюдения за развитием ученика. Усвоенные в процессе учебной и внеклассной деятельности знания, умения и навыки зависят от особенностей высшей нервной деятельности, мыслительных процессов школьника, от характера ребенка, его нравственных представлений, сформированности интересов, от работоспособности ребенка, познавательной активности и т. п. Индивидуальные особенности ребенка постоянно находятся в поле зрения учителя, кроме этого, в процессе педагогического сопровождения учитываются и специфические различия в состоянии слуха, в уровне развития речи, особенности сформированности речевого слуха, навыка чтения с губ и другие, обусловленные временем, степенью нарушения слуха, условиями развития ребенка после возникновения слухового недостатка, особенностями обучения, условиями семейного воспитания. Учителя видят основную задачу в систематическом изучении ученика, в наблюдении за ходом его учебной и внеурочной деятельности, в выявлении степени трудности заданий, видов деятельности. Постоянно ведется поиск новых педагогических технологий, методических приемов, широко используются наглядные и технические средства обучения и воспитания для индивидуальной помощи ученику и усиления коррекционной работы.
Выявление динамики развития неслышащего или слабослышащего ученика помогает выяснению не только достижений в приобретении знаний и умений, но и раскрывает сформированность у него учебно-познавательной, речевой, трудовой, социальной культуры, жизненных бытовых навыков.
Согласно психологической концепции Л.С. Выготского о двухуровневом умственном развитии ребенка, воспитатели определяют возможности развития ученика, когда он справляется с заданиями только с помощью учителя, по подражанию, с использованием наглядного материала или вопросов и т. п. Опытные воспитатели учитывают и перспективы развития воспитанника, постепенно переводя его развитие на реально достижимый более высокий уровень. С учетом индивидуальных особенностей у учащихся формируется сознательное активное усвоение учебного материала на уроках и при выполнении домашних заданий. Обращается внимание на словесное оформление ответов, объяснение усвоенного своими словами или дословное заучивание текста учеником. Постоянно определяется уровень сформированности самостоятельности и познавательной активности, инициативы в деятельности: выбирает ли воспитанник более рациональный способ выполнения задания на внеклассном занятии, делает ли сравнения, выводы, умеет ли привести примеры. Для руководства развитием ученика во внеурочное время учитываются особенности овладения знаниями, умениями и навыками, характер таких процессов, как восприятие и осмысление материала, пути его закрепления, запоминания и умение применить в упражнениях, играх, практических работах и далее в жизненных ситуациях.
Коррекционная, развивающая направленность обучения и воспитания предполагает индивидуальное педагогическое сопровождение развития ученика с опорой на его компенсаторные возможности, здоровые стороны его организма, на сохранные функции всех анализаторов. Коррекционная работа и индивидуальный педагогический подход реализуется во всех организационных формах воспитания: а) домашняя учебная работа в воспитательной группе; б) внеклассное чтение и игровая деятельность; в) занятия по правиловедению; г) экскурсии и тематические прогулки; д) изобразительная деятельность; е) творческая деятельность по интересам; ж) подготовка и проведение праздников и многое другое.
Все внеклассные занятия независимо от содержания решают коррекцион-но-развивающие задачи, направленные на развитие мыслительной деятельности учащихся, служат целям речевого развития, активизируют речевую практику общения, учитывают особенности слухозрительного восприятия речи. Во внеурочной деятельности осуществляется контроль и развиваются навыки правильного произношения. Широко используются проблемные вопросы, приемы сравнения, сопоставления. Ученикам предлагается при выполнении практических заданий, при подведении итогов делать выводы, обобщения. Учитывая сложность формирования знаний при овладении практическими навыками, широко используются разные виды помощи, дополнительные индивидуальные задания, чтобы слабые воспитанники не отставали в совместной деятельности от других, а сильные работали с полной возможной нагрузкой.
Под индивидуальным педагогическим сопровождением развития учащихся в ходе коррекционно-развиваюшего воспитания понимается индивидуально-ориентированный подход воспитателя к каждому воспитаннику в зависимости от особенностей его личностных качеств, характера, уровня воспитанности, социального поведения, владения жизненными умениями и навыками. Школьники с нарушенным слухом нуждаются в оказании индивидуальной помощи при выполнении различных заданий, в общении на внеклассных занятиях. Используются различные способы побуждения воспитанников к самостоятельным высказываниям, к уточнению выражения своей мысли. Воспитатель развивает культуру социального поведения и речевого общения школьника и т. д. Индивидуальный подход строится на основе активизации деятельности всех сохранных анализаторов во взаимосвязи с развитием остаточного слуха неслышащих и слабослышащих с использованием индивидуального слухового аппарата.