В различное время года и при различной температуре воздуха
Гигиеническое значение одежды состоит в регулировании отдачи теплоты телом человека
таким образом, чтобы температура тела была постоянной, т. е. поддерживалось тепловое
равновесие в организме. Подбор одежды при занятиях физическими упражнениями
отражается на работоспособности. Поэтому она должна соответствовать определённым
гигиеническим требованиям.
Одежда для занятий на открытых площадках должна защищать человека от дождя и снега,
излишней потери тепла, быть лёгкой, не стеснять движений, не затруднять дыхания,
кровообращения, предохранять от травм. При занятиях летними видами спорта одежда
обычно состоит из майки, трусов, а также из тренировочного костюма. Во время занятий
зимними видами спорта применяется спортивная одежда с высокими теплозащитными и
ветрозащитными свойствами. Обычно это хлопчатобумажное бельё, шерстяной костюм,
свитер с брюками, шапочка. При сильном ветре поверх этой одежды надевается
ветрозащитная куртка. Одежду из синтетических тканей рекомендуется применять лишь для
защиты от дождя, снега, ветра.
Основные требования к ткани для спортивной одежды: воздухопроницаемость,
теплопроводность и гигроскопичность (способность поглощать водяные пары). Такими
свойствами обладают хлопчатобумажные и шерстяные ткани. Не следует пользоваться
спортивной одеждой не по назначению, т. е. вне занятий физической культурой и спортом.
По окончании занятий занимающийся, приняв душ, должен снова надеть на себя обычную
одежду. Спортивную одежду необходимо регулярно чистить и стирать.
БИЛЕТ№24
1. Что понимается под координацией человека, с помощью каких упражнений (тестов) оценивается уровень её развития?
Координационные способности - это умения точно, быстро и экономично управлять
сложными двигательными действиями, часто в условиях дефицита времени К числу
координационных способностей, развитию которых следует уделять особое внимание в
подростковом возрасте, можно отнести способности к быстроте перестроения и
согласования двигательных действий, способность к произвольному расслаблению мышц,
вестибулярную устойчивость. В ходе урочных, внеурочных и самостоятельных занятий
необходимо совершенствовать ещё и такие координационные способности, как
ориентирование в пространстве, быстроты реакций в сложных условиях, способность к
равновесию.
Для оценивания уровня развития координации применяются следующие тесты:
F - варианты челночного бега (3 х 10 м и 4 х 10 м из и. п. лицом и спиной вперёд, а также
разница во времени выполнения между ними; в первом случае оценивается абсолютный
показатель КС (координационных способностей) применительно к бегу, во втором -
относительный;
- разность между высотой подскока, стоя на возвышении, например, на скамеечке высотой
50 см и шириной 20 см, и на полу;
I - метание предметов (например, теннисных мячей из и. п. сед ноги врозь из-за головы)
ведущей и не ведущей рукой на дальность - определяется КС к баллистическим движениям
с акцентом на силу и дальность метания.
Для оценивания уровня развития координации существуют и другие тесты (упражнения).
2. Основные нарушения правил игры в баскетбол
Во время игры в баскетбол случаются следующие нарушения правил: пробежка,
неправильное ведение или двойное ведение мяча, задержка мяча, нарушение 3 секунд,
нарушение 5 секунд, нарушение 10 секунд, нарушение 30 секунд, возвращение мяча в
тыловую зону, умышленная игра ногой, неправильная игра руками, блокировка в нападении
или защите, широко расставленные локти, задержка игрока, толчок или столкновение
(игрока без мяча), столкновение (игрока с Мячом), неспортивное поведение и др.
Пояснения по некоторым игровым моментам - Например, за умышленную игру ногой или кулаком мяч передается другой команде, случайный же удар по мячу ногой или касанием ноги нарушением не является. Правило ведения мяча предусматривает, что ведение начинается, Когда игрок, получивший контроль над мячом, бросает, отбивает его пол или катит его по полу и касается мяча опять, прежде чем коснётся его другой игрок. Ведение заканчивается в тот момент,- когда игрок касается мяча одновременно двумя руками или допускает удержку мяча в одной или обеих руках. Не существует ограничения число шагов, которое игрок может сделать, когда мяч не
находится в контакте с его рукой. Игрок не должен нести мяч второй разтого, как его первое
ведение завершено, если только это происходит после потери контроля над мячом из-за:
броска по корзине; отбивания мяча соперником; передачи или случайной потери мяча,
которого затем коснулся или которого касался другой игрок.
Плотно опекаемый игрок (в пределах одного нормального шага), который держит мяч,
должен передать, бросить, откатить или повести мяч в течение пяти секунд. Несоблюдение
этого правила является нарушением.
3. Составьте комплекс упражнений для развития гибкости и объясните целесообразность включённых в него упражнений
Способность человека выполнять движения с большой амплитудой называют - гибкостью.
Это качество определяется уровнем подвижности в суставах. Упражнения на гибкость
могут быть активными, т.е. выполняться самостоятельно, и пассивными, т.е. при участии
партнёра, учителя, тренажёров или отягощений.
Количество предлагаемых повторений упражнений достаточно для начального этапа
развития гибкости. В дальнейшем число повторений необходимо постепенно наращивать
до 60 - 100 раз в неделю, увеличивая амплитуду движений. Наибольший эффект в
развитии гибкости достигается при ежедневном выполнении упражнений. Выполнять эти
упражнения следует вначале медленно, потом быстрее. При появлении мышечных болей
надо сразу прекратить занятия. Однако делать перерывы между занятиями более 1-2
недель не следует. Комплекс упражнений для ног и тазобедренных суставов
1.И. п. -стойка на одной ноге. Махи свободной ногой вперёд, назад. По 16-18 раз
попеременно каждой ногой. Варианты: махи ногой, согнутой в колене, прямой, с хлопком
под ней.
2. И. п. - стойка ноги врозь. Приседание 8 раз.
3.И. п. - стойка на одной ноге. Махи свободной ногой в сторону-По 16-20 раз попеременно
каждой ногой.
И. п. - стоя боком к опоре (и держась за неё рукой), поднять левую (правую) согнутую в
колене ногу в сторону и резко выпрямить По 10-12 раз каждой ногой.
5. И. п. - глубокий выпад левой (правой) ногой вперёд. Руки в вороны, за голову, на колене
впереди стоящей ноги. Пружинящие приседания. Смена ног: вставанием, поворотом,
прыжком. По 8-10 раз в каждую сторону.
БИЛЕТ№25
1. С какой целью занятия по освоению новых движений и развитию физических качеств подразделяют на три части? Охарактеризуйте содержание каждой из них
Занятия по освоению новых движений и развитию физических качеств подразделяют на три
части условно с целью планирования этапов тренировочного процесса занятий физическими
упражнениями, отслеживания эффективности выполняемых нагрузок. Для того, чтобы
убедиться в этом, обратим внимание на следующие моменты. В подготовительной части
занятия происходит функциональная подготовка организма к предстоящей основной
деятельности с помощью легко дозируемых упражнений, не требующих длительного
времени на подготовку и выполнение.
В основной части занятия для поддержания состояния максимальной работоспособности
несколько раз чередуются подготовительные, основные и другие упражнения. Обычно
наиболее сложные задачи, связанные с овладением принципиально новым материалом,
действиями большой координационной сложности, решаются в основной части занятия. При
этом должны соблюдаться последовательность этапов освоения-ознакомление,
детализированное разучивание, совершенствование. Упражнения для развития физических
качеств проводят в следующем порядке: скоростные, силовые, упражнения на выносливость.
Упражнения на гибкость можно включать в любую часть занятия.
В заключительной части занятия, занимающей 5-10 % общего Времени, необходимо
обеспечить постепенное снижение функциональной активности организма, а также уделить
внимание подведению итогов и анализу проделанной работе.
2.Основные требования безопасности во время плавания в естественных водоёмах.
Организованное проведение занятий плаванием в естественны≫ водоемах разрешается только
в отвечающих санитарным требованиям специально отведённых и оборудованных для этих
целей местах,
При выборе места для плавания в естественных водоёмах подле, руководствоваться
указаниями, изложенными в рекомендациях:
-естественное дно водоёма в месте, выделенном для купания или днище купальни,
оборудованной на естественном водоёме, должно быть ровным;
-глубина воды в нем должна быть не более 1,2 м;
-скорость течения (движения) воды не более 0,3 м/с;
-дно естественного водоёма должно быть в наличии песчаным и очищенным от коряг,
камней, водорослей, железных и других предметов, представляющих опасность;
-места купания должны быть ограждены;
-при проведении занятий должны быть спасательные средства спасательные круги, верёвки,
шесты, в необходимых случаях спасательные лодки и т. д
3.Составьте комплекс гимнастики для глаз и объясните целесообразность включенных в него упражнений
1.Поморгать 15-20 раз. Повторить 1-3 раза.
2.Посмотреть вправо, влево, вверх, вниз. Повторить 3-5 раз.
3.По вращать глазами сначала влево, затем вправо. Повторить 3-5 раз.
4. Поморгать 10 раз. Повторить 4-6 раз.
5.Крепко закрыть глаза, надавливая веками на глазные яблоки, на 5-7 секунд. Повторить 6-8
раз.
6.Встать у окна. Наметить на стекле точку напротив глаз. Один глаз закрыть ладонью.
Другим 5 секунд смотреть на точку, затем в окно. Повторить 6-10 раз каждым глазом.
7.Поднять палец на уровень глаз. Закрыв один глаз, другим смотреть на палец, затем вдаль.
Повторить 8-10 раз каждым глазом.
8. Поморгать 20 раз. Повторить 3 раза.__