Баскетболу, волейболу, футболу.
Билет №2
1. Основные требования по обеспечению безопасности при проведении соревнований по
Организации?
Важное значение для полноценной жизни имеет определённый распорядок дня (режим
дня): правильное чередование трудовой деятельности с физическими упражнениями, с
играми, при условии регулярного питания и отдыха. Соблюдение рационального режима
дня способствует повышению физической и умственной работоспособности. А
происходит это потому, что при соблюдении распорядка дня вырабатывается
определённый ритм функционирования организма, благодаря чему у человека возрастает
способность выполнять различные виды деятельности с наибольшей эффективностью.
При составлении суточного режима необходимо учитывать условия жизни человека и
его индивидуальные особенности. По этим причинам Нецелесообразно устанавливать
единый для всех суточный режим. Однако основные составляющие распорядка дня
должны быть едиными. Они перечислены вначале. Режим дня для школьников
устанавливается с учётом возраста, их индивидуальных особенностей, а также условий,
в которых они учатся и живут. Соблюдение режима дня постоянно оказывает большое
воспитательное значение.
Значение правильной осанки для жизнедеятельности человека, как правильно ее формировать. Выполнить несколько упражнений на формирование правильной осанки.
Неправильная осанка способствует нарушению положения внутренних органов брюшной и
грудной полости (снижаются их функции), раннему появлению остеохондроза. У школьников
с нарушением осанки, как правило, ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы,
неэластичны связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и
позвоночника. У таких детей очень высока степень риска получить тяжёлые травмы
(переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках в длину, высоту,
выполнении упражнений иа спортивных снарядах, занятиях борьбой и другими контактными
видами спорта. Школьникам с выраженным нарушением осанки не рекомендуется
заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник.
Специально подобранные физические упражнения являются действенным средством
предупреждения нарушений осанки: сутулости асимметрии плеч и лопаток, а также
сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным
пребыванием в физиологически неудобных положениях). Нагрузки, связанные с сидением,
рекомендуется чередовать с интенсивными физкультминутками: специальными
упражнениями для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей.
Продолжительность выполнения упражнений 1-3 минуты. Детям с нарушением осанки
следует спать на ровной и жёсткой постели на спине или животе. Отдыхать в течение дня
(особенно после физической нагрузки) необходимо лёжа, а не сидя, чтобы не создавать
дополнительной нагрузки на позвоночник. Очень полезно для коррекции нарушений осанки
оздоровительное плавание стилем брасс на спине.
Комплекс упражнений при сутулой спине:
И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги полусогнуты. Приподнять таз до
положения ≪полумост≫ - вдох, вернуться в и. п. - выдох (6-8 раз).
И п. - лёжа на животе, руки на поясе. Прогнуться всем корпусом с одновременным
разведением ног - вдох, вернуться в и. п. - выдох (6-8 раз).
И. п. - стоя на четвереньках. Попеременно вытягивать левую руку и правую ногу и
возвращаться в и. п. То же другой ногой и рукой. При вытягивании руки - выдох (2-3 раза
каждой рукой и ногой). И. п. - стоя прямо, спиной к стенке (касаясь её затылком лопатной
областью, тазом и пятками). Шагнуть вперёд, стремясь сохранить правильное положение
корпуса, вернуться в и. п. И. п. - стоя, руки на поясе, на голове мяч (на ватно-марлевой
≪баранке≫). Ходьба с разведением рук в стороны и возвращением их в и. п. И. п. - стоя, руки
на затылке. Вытянуть руки вверх - вдох, вернуться в и.п. - выдох (3-5 раз).
Билет №3
1. Какие меры безопасности необходимо принять перед началом занятий по
Гимнастике?
Перед началом занятий гимнастическими упражнениями необходимо:
- надеть спортивный костюм и спортивную обувь с не подошвой;
- протереть гриф перекладины сухой тряпкой и зачистить наждачной не скользкой уркой;
- проверить надёжность крепления перекладины, опор гимнастического бревна, козла и коня,
закрепление стопоров жердей брусьев;
- в местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность
была ровной.
2. В чём заключается особенность построения и содержания самостоятельных занятий
по общей физической подготовке?
Общая физическая подготовка вместе со специальной подготовкой составляют единый
процесс, организуемый в целях всестороннего физического воспитания и подготовки
школьников к трудовой деятельности. Она способствует укреплению здоровья,
совершенствованию работы всех органов и систем организма человека, развитию основных
двигательных качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости), содействует
накоплению двигательного опыта.
Самостоятельные занятия по общей физической подготовке обеспечивают длительное
сохранение физической и умственной работоспособности, создают условия для
высокопроизводительного труда. Самостоятельная подготовка школьников осуществляется в
процессе внеклассной и внешкольной работы по физической культуре и спорту. Основными
её средствами являются общеразвивающие упражнения, в том числе гимнастические (для
мышц головы, рук, ног, туловища, на гимнастических снарядах), легкоатлетические (ходьба,
бег, прыжки, метание), а также различные подвижные игры, плавание, ходьба на лыжах и т.п.
3. Ваши действия по оказанию первой помощи при травмах во время занятий физическими
Билет №5
1. Меры безопасности при проведении занятий по лыжной подготовке.
Во время занятий по лыжной подготовке могут случаться травмы при движении по узким
лесным дорогам, в местах, где мало снега, на обледенелых склонах, на снегу, покрытом
коркой, в местах где растёт кустарник, торчат пни, камни. Также возможны отморожения рук,
лица, ног. Во время лыжной подготовки следует выполнять следующие правила
безопасности:
- при поломке или порче лыжного снаряжения, которую невозможно устранить в пути,
сообщить об этом учителю и с его разрешения двигаться к лыжной базе (учебному
заведению);
- при первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии прекратить занятия
и сообщить об этом учителю;
- при получении травмы немедленно оказать пострадавшему первую помощь, сообщить о
случившемся администрации и родителям, при необходимости доставить в ближайшую
больницу;
- при падении на спуске нужно быстро подняться и освободить трассу;
- при вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону;
- при оказании первой помощи при обморожении необходимо внести пострадавшего в тёплое
помещение, чтобы исключить повторное обморожение.
2. Какие признаки различной степени утомления вы знаете, и что надо делать, если это уже случилось?
Принято различать два вида утомления - физическое и умственное. Умственное утомление
характеризуется понижением продуктивности интеллектуального труда, ухудшением памяти,
трудностью при попытке сосредоточиться. Физическое утомление - снижением физической
работоспособности, ухудшением координации движений, уменьшением силы мышц.
Небольшое утомление: жалобы на состояние здоровья, дыхание ровное, но учащенное,
небольшое покраснение кожи и умеренная потливость. На протяжении всего занятия
сохраняется правильная координация движений. После занятий хорошее настроение,
ощущение бодрости.
Значительное утомление (переутомление 1 степени): значительное покраснение кожи,
одышка жалобы на усталость, боль в мышцах и суставах, большая потливость,
восстановление частоты пульса и дыхания происходит замедленно. Некоторое нарушение
координации при выполнении упражнений.
Резкое переутомление (переутомление 2 степени): подавленное состояние, нарушение
координации движений, жалобы на боль в мышцах, головная боль, иногда тошнота и рвота,
поверхностное дыхание через рот, резкое покраснение или побледнение кожи.
Для того чтобы не уставать, необходимы: правильная дозировка нагрузок, чередование
упражнений, связанных с напряжением и расслаблением, благоприятный эмоциональный
фон. Понятие ≪утомление≫ тесно связано с понятием ≪выносливость≫. Главным условием
развития выносливости является работа до утомления. Если человек всегда прекращает
занятия физическими упражнениями еще до того, как возникло утомление, то он
выносливым не станет. Поэтому небольшое утомление допустимо и необходимо. В случаях
переутомления 1 или 2 степени надо обратиться к учителю или врачу.
3. Раскройте механизм воздействия физкультминуток на динамику общей
Физкультминутки.
Проводится физкультминутка в течение 1-2 мин. Она усиливает обмен веществ в
организме, улучшает осанку, повышает внимание. В подборе упражнений для
физкультминутки необходимо руководствоваться следующими моментами: упражнения
должны в основном охватывать крупные мышечные группы и быть простыми по
выполнению. Наиболее целесообразно проводить их, когда появляются первые признаки
утомления: нарушается внимание, снижается активность и т.п. Упражнения выполняются
сидя и стоя. Каждый комплекс состоит, как правило, из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-
6 раз. Рекомендуется в комплексах использовать потягивание, по-22
наклоны и наклоны, прогибания туловища, полу приседы и приседы с различными
движениями руками.
Комплекс упражнений физкультминутки:
Ип. - о.с. 1 - правую руку на
пояс; 2 - левую на пояс; 3 _ правую руку кплечу; 4 - левую к плечу; 5-8 - то же вобратном
порядке.
И. п. - руки за головой. 1 - наклон туловища вправо, руки вверх;
2-й. п.; 3-4 - то же самое влево.
И. п. - руки к плечам. 1 - резким движением руки вперед; 2 - наклон туловища назад; 3 -
выпрямиться, руки вверх; 4 - и. п,
И. п. - руки на поясе. 1. - поворот туловища направо, правую руку за голову, левую к
плечу; 2-й. п.; 3-4 - то же налево со сменой положения рук.
Билет № 6
1. Какие меры предосторожности надо соблюдать по окончании занятий по
Плаванию?
По окончанию занятий по плаванию:
- при низкой температуре, чтобы согреться, проделать несколько гимнастических
упражнений;
- выйдя из воды (на речке, озере, море), вытереться полотенцем
насухо и сразу же одеться, а если есть возможность (в местах организованного купания,
бассейне), вымыться в душевой;
- заходить в бассейн после окончания занятий строго воспрещается.
2. От чего зависит гибкость тела? Какие упражнения рекомендуются для развития гибкости?
Способность человека выполнять двигательные
действия с большой амплитудой движений называется гибкостью. Гибкость у детей
интенсивно увеличивается в возрасте 6-11 лет, причём показатели гибкости у мальчиков
ниже, чем у девочек. При систематических занятиях можно добиться хороших результатов в
развитии этого качества и в 12-15 лет. Различают активную и пассивную гибкость. Пассивная
гибкость - способность достигать наибольшей амплитуды движений под воздействием
внешних сил (при Помощи партнёра и т.п.). Гибкость активная - способность достигать
необходимой амплитуды движений за счёт напряжения соответствующих собственных
мышц.
Проявление гибкости зависит от эластичности связок и мышц, а также от температуры
окружающей среды. К упражнениям для развития гибкости можно приступить только после
того, как все мышцы хорошо разогрелись. Чем теплее воздух в помещении или погода на
улице, тем меньше затрачивается времени на разминку. Гибкость существенно снижается под
влиянием утомления.
Для развития гибкости используют маховые движения руками и ногами, рывковые
движения руками, пружинистые приседания и наклоны назад, вперёд, в стороны. Все эти
упражнения выполняются с захватом (самопринудительно) или с партнёром. Перед
выполнением упражнений на гибкость рекомендуется сделать несколько наклонов,
приседаний и т. д., размах движений надо увеличивать постепенно. При появлении
болезненных ощущений в мышцах упражнение следует прекратить.
Примерный набор упражнений для развития гибкости.
Для развития гибкости рук и плеч: 1. Руки сцепить перед грудью. Выпрямить руки
вперёд, влево, вправо, поворачивая ладони вперёд. 2. Наклоны вперёд, руки на спинке стула.
Пружинистые покачивания, добиваясь максимального отведения рук. 3. В упоре лёжа
пружинистые сгибания ног, в результате чего руки отводятся назад.
Для гибкости мышц туловища: 1. В стойке ноги врозь наклон к правой ноге, коснуться
руками правой пятки. То же к левой ноге. 2. Наклоны вперёд, взяться руками за голени.
Пружинистые наклоны вперёд, помогая себе руками и стараясь головой коснуться ног. 3.
Лёжа на животе, держась руками за голени согнутых назад ног, пружинистые прогибания,
оттягивая ноги назад.
Для гибкости мышц ног: 1. Стоя на левой, подтянуть руками правую согнутую ногу к груди.
Затем ноги сменить. 2. Стоя на правой, согнуть левую ногу и подтянуть её назад. Затем
сменить ноги. 3. Махи вперёд, назад и в сторону расслабленной правой, затем левой ногой.
Каждое упражнение повторяется по 8-16 раз, а весь комплекс 2-3 раза с отдыхом до одной
минуты.
3. Какие приёмы самоконтроля вам известны? Расскажите подробнее об одном из них и выполните ортостатическую и функциональную пробы, антропометрические измерения.
Чтобы занятия физическими упражнениями приносили пользу, необходимо следить за
состоянием своего организма, контролировать своё самочувствие. Наиболее простым
показателем самочувствия является частота сердечных сокращений (ЧСС), или пульс.
Пульс можно измерить, приложив пальцы к запястью, виску, шее или ладонь к груди в
области сердца. Учащённый пульс в состоянии покоя, нарушение его ритмичности или то,
что он дотго не восстанавливается после нагрузки, может быть следствием перегрузок.
Для определения состояния сердечно-сосудистой системы используют ортостатическую
пробу. В положении лёжа подсчитывает -ся пульс за 10 с. и умножается на 6. Затем следует встать и подсчитать пульс в положении стоя. Разница между двумя подсчётами должна быть в пределах 10-14 уд./мин. Если разница более 20 уд./мин, то реакция организма неудовлетворительная. Надо обратиться к врачу за советом. Для самоконтроля можно использовать функциональную пробу с приседаниями: подсчитать пульс в покое за 10 с, затем выполнить 20 приседаний за 30 с. и вновь подсчитать пульс (считать пульс следует каждые 10 с. до возвращения его к первоначальному значению). Нормальным считается увеличение пульса в первые 10 с. после нагрузки на 5-7 ударов, восстановление его к первоначальному значению за 1,5-2,5 мин. Увеличение пульса более чем на 7 ударов, а времени на восстановление более 3 мин. служит показателем перетренированности или начала заболевания.
В условиях медицинского кабинета можно измерить жизненную ёмкость лёгких (ЖЁЛ) -
показатель функциональных возможностей дыхания. ЖЁЛ измеряется при помощи
спирометра. Для этого надо 'делать полный вдох, а затем выдох, обхватив губами
мундштук прибора. Делают 2-3 измерения и записывают наибольший показатель. По
специальной формуле врач определяет состояние лёгких. Отклонение от нормы на 15%
указывает на патологию (заболевание) лёгких.
Ещё один способ самоконтроля - антропометрические измерения: измерения роста (длины тела), окружности грудной клетки, веса (массы тела) и др.
БИЛЕТ№ 7
1. История, девиз, символика и ритуал Олимпийских игр.
Первые Олимпийские игры, которые продолжались один день, состоялись в 776 г до н. э.
Участниками были воины и соревновались они только в беге на одну стадию (около 192 м). С XIV Олимпийских игр в соревнования был включён бег на две стадии, а с XV - бег на
выдержку (на выносливость). На XVIII Олимпийских играх состоялись соревнования по
пятиборью. Позднее вошли в программу кулачный бой, бег колесниц, бег в вооружении,
панкратион и др. С XXXVII Олимпийских игр (624 г. до н. э.) начались выступления детей
сначала в беге и борьбе, потом в пятиборье и кулачном бою. В V в. до н. э.
продолжительность игр увеличилась до пяти дней. Олимпийские игры проводились в городе Олимпия, на берегу реки Алфей. Стадион вмещал 50 тысяч зрителей. Имелись специальные места для жилья и тренировки участников игр. Участвовать в играх могли только свободнорожденные греки. Женщин к соревнованиям не допускали. По условиям участники игр должны были, готовясь к ним, тренироваться 10 месяцев вне Олимпии, а затем 1-2 месяца в Олимпии под наблюдением жрецов храма Зевса Олимпийского, которому и посвящались игры.
На время проведения Олимпийских игр в Греции объявлялся священный мир, который
строго соблюдался греческими городами. Указом императора Феодосия I в 394 г. н.э.
Олимпийские игры были запрещены. Решение возродить Олимпийские игры и проводить их в 4 года один раз было принято на международном конгрессе в Париже 23 июня 1894 г., на котором присутствовали представители 34 стран. Инициатором возрождения Олимпийских игр выступил французский педагог Пьер де Кубертен. Конгресс создал Международный олимпийский комитет (МОК). Первые Олимпийские игры нового времени состоялись в 1896 г. в Афинах, а с 1924 г. Стали проводиться и зимние Олимпийские игры. Продолжительность летних Олимпийских игр не может превышать 15 дней, а зимних – 10 дней. Русские спортсмены в Олимпийских играх стартовали впервые в 1908 г. (Лондон, IV Олимпийские игры), где Панин-Коломенкин в фигурном катании на коньках завоевал золотую медаль, а Орлов и Петров завоевали по серебряной медали в классической борьбе. В 26 наши спортсмены приняли участие в У Олимпийских играх, наступил длительный перерыв. Только в 1952 г. смогли стартовать на XV Олимпийских играх (Хельсинки, Финляндия) советские спортсмены. Наши олимпийцы завоевали тогда 71 медаль (22 золотых, 30 серебряных и 19 бронзовых). Девиз олимпийского движения состоит из трёх слов: ≪Быстрее, 1ыше, сильнее≫. Он был предложен Кубертеном и в 1913 г. утверждён Международным олимпийским комитетом. Непременный символ всех Олимпийских игр - сплетённый из пяти колец знак, обозначающий пять частей света: Австралия - зелёное кольцо, Азия- жёлтое кольцо, Африка - чёрное кольцо, Америка - красное кольцо, Европа - голубое кольцо. Особый порядок проведения предусматривает ритуал Олимпийских игр. Олимпийский огонь зажигается на родине Олимпийских игр в Греции от лучей солнца и доставляется к месту проведения. Огонь продолжает гореть в специальной чаше на протяжении всех дней и ночей, пока идёт Олимпиада. Согласно олимпийской традиции, парад участников открывает делегация Греции - страны, подарившей миру Олимпийские игры, а завершает шествие делегация страны - организатора игр. Спортивную общественность мира в связи с началом
Олимпиады приветствует председатель оргкомитета проводящей страны, затем слово
предоставляется президенту МОК, который предлагает главе государства объявить
Олимпийские игры открытыми.
Над стадионом раздаются торжественные звуки фанфар. Восемь спортсменов в
сопровождении почетного эскорта вносят развёрнутый Олимпийский флаг. Исполняют
Олимпийский гимн, флаг поднимается над стадионом. Организаторы прошлой Олимпиады
официально передают Олимпийский флаг президенту МОК, а он вручает его главе города,
принимающего участников Олимпиады (флаг хранится в этом городе до следующих игр).
После этого появляется на арене спортсмен, который передаёт огненную эстафету другому, и тот зажигает традиционный священный огонь в специальной чаше, Над стадионом звучит ≪Ода спорту≫, написанная Пьером де. Один из лучших спортсменов от имени всех участников игр произносит клятву выступать в честных соревнованиях, уважая правила. Клятву произносит и представитель от судей (Олимпийская клятва судей была введена в ритуал олимпиад в 1968 г. по предложению Олимпийского комитета СССР). Затем следуют массовые выступления спортсменов.
2. Общие требования безопасности при проведении туристских походов.
На туристской тропе встречаются трудности и даже опасности Они связаны с реальными
препятствиями - прохождением болот перевалов, порожистых рек, а также зависят от
изменений погоды > носят эпизодический или сезонный характер, но наиболее многочис
ленны те, которые вызываются неправильным поведением туристов Травмы на сложных
участках пути связаны с недостаточной обще физической и технической подготовкой
туриста. Наиболее часты-ми повреждениями в пешеходном туризме могут быть растяжения связок, ушибы, ожоги, потёртости и опрелости ног. Для предупреждения потёртостей ног следует заблаговременно подобрать обувь и хорошо разносить её.
В походе необходимо регулярно следить за чистотой ног, а в период движения обязательно надевать шерстяные носки. Придя на бивуак (ночлег в полевых условиях), следует вымыть ноги, надеть более лёгкую обувь, а если позволяет местность, то походить босиком. Туристы, имеющие нежную кожу на ногах, должны в план пред походной тренировки включать ходьбу босиком. Лицам, страдающим повышенной потливостью, рекомендуется до начала путешествия обратиться к врачу дерматологу. Чтобы избежать потёртостей в области спины, надо правильно уложить рюкзак: к спине спальный мешок или одеяло, палатку, на дно рюкзака тяжёлые вещи (консервные банки), а затем более лёгкие и те, которые могут понадобиться во время перехода (аптечка, хлеб). Немаловажную роль в походе играют так называемые мелочи: умение открывать консервные банки, разжигать костёр, рубить дрова и т.д. Пренебрежение элементарными правилами личной гигиены и несоблюдение защитных мероприятий в туристском походе могут привести к острым кишечным и инфекционным заболеваниям. Болезнетворные микробы могут попасть в организм человека вместе с пищей и водой (дизентерия, брюшной тиф), через повреждённую кожу и слизистые оболочки (столбняк, сибирская язва) или при укусе некоторых насекомых и животных (энцефалит, бешенство, сыпной тиф). Чтобы это исключить, надо соблюдать следующие правила:
- постоянно следить за чистотой рук, регулярно срезать ногти;
- продукты, приобретённые у местного населения на маршруте, употреблять в пищу после
термической обработки, овощи и фрукты тщательно мыть и ошпаривать кипятком;
28 -личную и общественную посуду после приёма пищи тщательно мыть, так как в остатках
пищи размножаются микробы;
_ по возможности не использовать частные дома для ночлега;
- при недомогании заболевший должен питаться отдельно;
_ прививки против таких заболеваний, как дизентерия, столбняк, тиф. можно сделать заранее
в поликлинике по месту жительства. Эти прививки обязательны для каждого туриста.
3. Как влияют на развитие двигательных способностей занятия подвижными играми?
Подробно расскажите о порядке организации, проведения, правилах одной
или двух подвижных игр. Проведите на ваше усмотрение подвижную игру
(если позволяют условия)
Почти с рождения человек начинает знакомиться с играми. Играя в подвижные игры, можно соревноваться в беге, прыжках, но, в отличие от спортивных игр, подвижные игры не требуют специальной подготовки, для них нет единых правил. Одни и те же игры могут
проводиться в разных условиях с большим или меньшим числом участников. Среди игр, в
которые играют сегодня дети и подростки, есть и те игры, в которые играли ещё мамы и папы и даже бабушки и дедушки: ≪Салочки≫, ≪Лапта≫, ≪Третий лишний≫ и др.
Подвижные игры помогают человеку совершенствоваться в беге, прыжках, метком и далёком метании, а также стать более ловким и сильным, быстрым и сообразительным. Подвижные игры нетрудно организовать во дворе, на даче, у реки, так как они не требуют специально оборудованных площадок и дорогостоящего инвентаря. Можно использовать для игры повязки, флажки, кегли, мелкие камешки, мячи, еловые шишки, скакалки.
Любую игру следует объяснять по схеме: название и правила игры; роли играющих и их
расположение на площадке; ход игры; Цель игры (кто будет назван победителем).
Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы игроков. Для проведения лучше всего подобрать такую игру, которую хорошо знаешь сам: её легче объяснить и легче судить. Правила игры ≪Ловля парами≫ Подготовка к игре: для игры подойдёт площадка размером с волей-больную или чуть больше. Двое водящих игроков выходят за её пределы, а остальные произвольно разбегаются в разные стороны по площадке.
Проведение игры: водящие, взяв друг друга за руки, по команде руководителя игры выбегают на площадку и начинают ловить играющих. Настигнув кого-нибудь, они соединяют руки так, чтобы пойманный оказался между ними. Пойманный выходит за пределы площадки, а ловцы стараются окружить ещё одного игрока. Когда
пойманных станет двое, они образуют вторую пару ловцов. После того как будут пойманы
ещё двое, составляется третья пара и т.д. Заканчивается игра, когда будут все переловлены,
кроме двух игроков Как самых ловких, их назначают новыми водящими.
Правила: играющих можно ловить, только окружив их руками. При ловле запрещается
хватать игроков руками или тащить силой. Игроки, выбежавшие за границу площадки,
считаются пойманными.
БИЛЕТ№8
1. Требования, предъявляемые к одежде и обуви для занятий физической культурой и
Спортом
Важно правильно выбрать одежду и обувь для полноценных занятий физическими
упражнениями. Одежда должна быть такой, чтобы её покрой и размеры не затрудняли
дыхания, кровообращения, не стесняли движений.
Воротнички, манжеты, пояса, резинки и другие детали одежды не должны быть тугими. Для
занятий гимнастикой, подвижными и спортивными играми, лёгкой атлетикой в помещении
зимой и для тренировок на свежем воздухе летом при температуре воздуха от +14° С и выше лучше всего надевать трусы, майку или футболку. Такая одежда не вызывает перегревания, так как хорошо пропускает воздух и впитывает с поверхности тела пот и не мешает испарению. В таких случаях, учитывая индивидуальные особенности, можно пользоваться также тонким тренировочным костюмом из хлопчатобумажной ткани.
В холодную погоду одежда для занятий физическими упражнениями должна иметь три слоя: нижнее бельё из хлопчатобумажной (льняной) ткани, фланелевая рубашка, сверху
спортивный трикотажный костюм (шерстяной свитер и брюки). На голову надевают
шерстяную шапочку, на руки - варежки. 30
Для защиты от сильного ветра поверх всего можно надеть лёгкую куртку из плащевой ткани. Обувь должна полностью соответствовать с особенностям строения стопы и быть удобной в движении. Неудобная, тесная обувь с грубыми швами и складками ухудшает кровообращение и согревание стопы. Она вызывает ссадины, мозоли и потёртости. Зимой спортивную обувь надо надевать на шерстяной носок, под которым хорошо иметь ещё и тонкий из хлопчатобумажной ткани. Слишком свободная обувь тоже неудобна: она натирает кожу. Одежда и обувь нуждаются в постоянном уходе. Бельё, прилегающее к телу, необходимо стирать после каждой тренировки. Загрязнённую и намокшую обувь очищают, просушивают и смазывают кремом. Хранить спортивную одежду и обувь надо в проветриваемом месте.
2. В чём заключается поддержание репродуктивной функции человека средствами
Физической культуры?
Вопрос о поддержании репродуктивной функции человека средствами физической культуры на первый взгляд кажется наивным и несколько некорректным, как бы ещё и нескромным. Но это только на первый взгляд, а на самом деле вопрос достаточно серьёзный. Стоит только на минуту задуматься над очень простой ситуацией: возможно ли повлиять на собственную наследственность, и если да, то каким образом и при помощи чего? Характер наследования таких признаков, как вес, рост, уровень артериального давления, устойчивость или предрасположенность к различным заболеваниям, определяется сложным взаимодействием генов. В то же время в значительной степени развитие указанных признаков зависит от влияния и воздействия окружающей среды. Человек, предрасположенный к худощавости, в случае избыточного питания может повлиять на свою наследственность и сделать организм предрасположенным к полноте. Проявление наследственности до возраста, когда человек начинает осознавать самого себя, протекает как бы автоматически, полностью под влиянием окружающей среды, которую обеспечивают родители. С момента осознания себя человек приобретает способность оказывать воздействие на ход собственного развития, умственную и двигательную деятельность. Наследственность человека невозможно рассматривать отдельно от целостности его физической сущности, поэтому использование средств физической культуры в той или иной мере, несомненно, оказывает влияние на поддержание репродуктивной функции человека. Вопрос состоит лишь в том, как определить достаточность использования средств физической культуры, чтобы не нанести вреда. Вспомним основные средства физической культуры. Это гигиена, физические упражнения, закаливающие процедуры. Необходимо помнить, что гигиена - не только залог здоровья и бодрости, а ещё и необходимое условие предупреждения травм, получения от каждого тренировочного занятия максимальной пользы.
Личная гигиена - это уход за кожей, гигиена одежды, обуви и другие составляющие
повседневного быта. Уход за кожей имеет большое значение для сохранения здоровья. Кожа - не только орган осязания, она защищает тело от внешних вредных воздействий, играет важную роль в теплорегуляции организма, в процессе дыхания. Для эффективного
выполнения кожей вышеперечисленных функций необходимо её содержать в чистоте и
хорошо за ней ухаживать: регулярно мыть тело горячей водой с мылом, ежедневно обтирать его прохладной водой с последующим растиранием кожи полотенцем. Лицо, шею, руки следует мыть не реже двух раз в день - утром и вече ром. Умываться утром лучше холодной водой, она придаёт бодрость, способствует закаливанию. Особенно тщательным должен быть уход за кожей при занятиях физическими упражнениями.
Люди веками боролись и продолжают бороться с болезнями, опираясь при этом на
естественное закаливание. Рецепт этого ≪эликсира здоровья≫ прост: солнце, воздух и вода
(см. БИЛЕТ № 4 - ответ на вопрос 3).
Когда занятия физическими упражнениями построены разумно, нагрузки увеличиваются
постепенно, интервалы отдыха обеспечивают нормальное и своевременное восстановление сил и энергии, то они не могут быть причиной возникновения болезней и травм. Только при неправильном режиме и методике тренировки, использовании чрезмерных нагрузок, тренировок в болезненном состоянии или других нарушениях режима (сочетания больших физических и умственных напряжений, употребление алкоголя и наркотиков, нарушение сна, режима питания и т.д.) могут возникнуть различные нарушения, сопровождающиеся снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья, что отрицательно сказывается и на репродуктивной функции человека.
3 В чём видится целесообразность индивидуального контроля за результатами двигательной
подготовленности. Составьте план реализации индивидуального контроля за собой.
Зачастую путают два понятия: ≪физическая подготовленность≫ и ≪физическая подготовка≫. Физическая подготовленность - это результат физической подготовки, выражающийся в определённом уровне развития физических качеств, а также двигательных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности (трудовой, спортивной и т.п.).
В зависимости от цели определения уровня двигательной подготовленности выбирается
наиболее целесообразная система оценки. С помощью специальных нормативов оценивается физическая подготовленность в следующих случаях: на уроках физической культуры, на экзаменах по физической культуре, при поступлении в военно-учебные заведения, в отряд космонавтов, во время классификационных соревнований на присвоение спортивного разряда по какому-либо виду спорта.
Опираясь на определённые единицы измерения (метры, сантиметры, километры, секунды, минуты, разы и т.п.), физическую подготовленность можно оценить по приростам, что в
большей мере подходит для индивидуального контроля за результативностью
использованных во время занятий физическими упражнениями средств и методов.
Например, двое юношей при равном физическом развитии (весе, росте и т.д.) в сентябре
показали одинаковый результат в прыжках в Длину с места, который был равен 155 см.
Повторное измерение в конце учебного года (май) показало, что у одного из них результат
стал 180 см, а у другого 170 см. Индивидуальный прирост у первого составил 25 см, у
второго-15 см. Рассмотрев эти приросты с учётом того, как они занимались физическими
упражнениями и какой вели образ жизни, можно выработать для них индивидуальные
рекомендации по нагрузкам во время занятий физическими упражнениями, режиму питания,
труда и отдыха. Контроль за уровнем развития физических качеств можно осуществлять, используя таблицы, приведённые ниже.
Мои рекорды
Вид упражнения , ед. измерения Результаты
в 10 лет в 11 лет в 12 лет в 13 лет 14 лет
Бег на 30 м(с)
Поднимание туловища за 30 с (кол-вораз)
Бег на 2000м, 3000 м(мин., с)
Дневник самоконтроля
Вид упражнения, ед. измерения
Результаты (год, месяц,число)
На быстроту: бег на месте за 10 с (кол-во шагов)
На силу: подтягивание из виса (мальчики), подтягивание из виса лёжа (девочки) (кол-во раз)
На выносливость: бег втечение 6 мин (кол-вометров)
1. бег на 30 м с высокого старта. По команде ≪На старт!≫ подойти к линии старта и занятьисходное положение. По команде ≪Внимание!≫ наклониться вперёд и по команде ≪Марш!≫ бежать к линии финиша по своей дорожке. Время определяется с точностью до 0,1 с.
2.Поднимание туловища выполняется из положения лёжа на спине (на гимнастическом мате или на полу) за 30 с. И. п. - лёжа, ноги зафиксированы носками под нижней рейкой
гимнастической стенки или удерживаются партнёром, колени согнуты под углом 90о, руки за головой. По команде ≪Упражнение начинай!≫ включают секундомер Участник поднимается до положения сидя (вертикально), касается локтями коленей и возвращается в и.п.
3.Бег на 2000 м (3000 м) может проводиться как по беговой до рожке на стадионе, так и по среднепересечённой местности для бега должны быть одинаковыми, как и в первый раз).
4. Бег на быстроту выполняется на месте с максимальной частотой и высоким подниманиембедра в течение 10 с. го времени подсчитывается число касаний коленями ладоней рук, согнутыми под углом 90° (руки сначала опускаются вдоль туловища, а затем сгибаются в локтевых суставах до 90° - это и будет положением для рук во время выполнения бега).
5. Подтягивание (мальчики выполняют упражнение из виса хватом сверху на высокой
перекладине, девочки - из виса лёжа на подвесной перекладине, устанавливаемой на высоте,