Подходы к изучению понятия «информация»

Подходы к изучению понятия «информация»

1. Атрибутисты полагают, что информация является неотъемлемым атрибутом всех систем реальности, , является организующим началом в живой и неживой природе.

2. Функционалисты отрицают существование информации в неживой природе. По их мнению, информация реализует функцию управления в биологических, социальных и социотехнических системах. Информация - это одно из функций жизни, основное отличие живого от неживого.

3. Антропоцентристы ограничивают сферу социальными системами .информация как содержание (смысл) сигнала, полученного из внешнего мира. ( по отношению к человеку и обществу.)

В чем заключается различие информации и данных?

Информация - это отраженное (нарушенное) многообразие. В Информацию вкладывается различный смысл в технике, науке и житейских ситуациях.

Данные однообразны, не требуют интерпретирования. Информацию на основе данных может получить только человек (например, компьютерные данные).

Данные (материалы статьи и тп) не используются, а только хранятся. Т.е они не оказывают воздействия на поведение, на принятие решений. Однако данные превращаются в информацию, если такое воздействие(необходимость) существует.

Какая существует связь между понятиями «смысл» или «упорядоченность»?

В ряде случаев смысл = упорядоченность, т.е. роль смысла может играть структура, способ взаимосвязи.

В отношении текста понятия «смысл» и «упорядоченность» не совпадают. Текст может быть хорошо структурирован, но быть бессмысленным. С другой стороны, осмысленный текст не обязательно является упорядоченным.

На какие составляющие разбивается текст?

Любой текст имеет три составляющие:

1) собственно смысловую (семантическую)',

2) выразительную (синтаксическую) - в какой форме представлен текст;

3) оценочную (прагматическую), которая отражает отношение к тексту воспринимающего его субъекта.

информация, заложенная в тексте, может быть оценена с точки зрения семантики (смысла, содержания) и синтаксиса (формы).

Объясните разницу между значением и смыслом имени.

Чтобы передавать знания, нужно как-то обозначать объекты, их свойства и связи между ними. Эти обозначения составляют основу языка и называются именами.

То, что имя обозначает, называют денотатом, или значением имени. Не исключено, что разные имена имеют один и тот же денотат. (синонимы) Изменчивость языка иногда приводит и тому, что одно имя соответствует разным предметам.(омонимы)

Разница между значением и смыслом имени отчетливо проявляется в употреблении этих слов: значение имени мы знаем, а смысл – понимаем.

6.Что такое носитель информации? Приведите примеры

Носителем информации может быть:

1) любой материальный предмет (бумага, камень, дерево, стол, звездная пыль, мусор на полу);

2) волны различной природы: акустические (звук), электромагнитные (свет, радиоволны), гравитационные (давление, притяжение);

3) вещество в различных состояниях (жидкий раствор – концентрация молекул; газ - температура и давление).

Для хранения информации, которая будет обрабатываться с помощью компьютера, используются электронные схемы, магнитные ленты, компакт-диски и т.п.

Наскальные рисунки (идеограммы) соответствовали не отдельным звукам, а словам или словосочетаниям.

Приведите примет двухсимвольного и многосимвольного алфавита.

Двухсимвольный – компьютерная система обработки информации двоичной системой «0 – 1».

Многосимвольный – любой алфавит, десятиричная система счисления и т.д.

В каких формах представляется информация?

1.знаковой письменной, состоящей из различных знаков, среди которых выделяют:

· символьную в виде текста, чисел, специальных символов (например, текст учебника);

· графическую (например, географическая карта);

· табличную (например, таблица записи хода физического эксперимента);

2.в виде жестов и сигналов (например, сигналы регулировщика дорожного движения);

3.устной словесной (например, разговор).

Приведите основные функции информации

1) Коммуникативная

2) Управленческая

3) Познавательная (узнавание ради общения и управления)

Классификация информации

По общественной форме сознания, по степени значимости, по способу кодирования, по сфере возникновения, по стадии обработки, по способу отображения, по способу передачи и восприятия, по стабильности.

Активное и пассивное

При пассивном накоплении поступающая информация просто «складируется», при этом принимаются меры для обеспечения ее сохранности и повторного обращения к ней (считывания). К такому виду накопления относятся:

— запись звуковой информации на магнитную ленту;

— стенографирование выступления;

— - размещение документов в архиве.

При активном накоплении происходит определенная обработка поступающей информации, направленная на обогащение знания получателя информации. К активному накоплению информации можно отнести:

- - разбиение сообщения на отдельные сигналы;

- - анализ содержания документов и построение аннотаций к ним;

- систематизация и обобщение документов, поступивших на хранение;

- - перевод содержания документов в другую форму;

- - перенесение документов на другие носители совместно с процедурами сжатия данных, обеспечения их защитными кодами.

Что такое документ?

Документ - это информация на любом материальном носителе (глиняные дощечки, бумага, кинопленка, магнитная лента, компакт-диск и т.д.), предназначенная для распространения в пространстве и времени.

Что такое поисковый образ?

Все хранимые в ИПС документы индексируются, то есть каждому документу (статье, протоколу, видеокассете) присваивается индивидуальный код, составляющий поисковый образ документа. Поиск в хранилище идет по их поисковым образам, которые могут включать в себя:

· название документа;

· время и место создания;

· фамилии авторов или название организации, создавшей документ;

· тематические разделы, к которым можно отнести документ по его содержанию;

· информацию о местонахождении документа в хранилище и многое другое.

Что такое документ?

Документ - это материальный носитель данных (бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента, перфокарта и т.п.) с записанной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве.

Что такое технология?

Технология - это все знания о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов.

Подходы к изучению понятия «информация»

1. Атрибутисты полагают, что информация является неотъемлемым атрибутом всех систем реальности, , является организующим началом в живой и неживой природе.

2. Функционалисты отрицают существование информации в неживой природе. По их мнению, информация реализует функцию управления в биологических, социальных и социотехнических системах. Информация - это одно из функций жизни, основное отличие живого от неживого.

3. Антропоцентристы ограничивают сферу социальными системами .информация как содержание (смысл) сигнала, полученного из внешнего мира. ( по отношению к человеку и обществу.)

Наши рекомендации