Подходы к изучению понятия «информация»
Подходы к изучению понятия «информация»
1. Атрибутисты полагают, что информация является неотъемлемым атрибутом всех систем реальности, , является организующим началом в живой и неживой природе.
2. Функционалисты отрицают существование информации в неживой природе. По их мнению, информация реализует функцию управления в биологических, социальных и социотехнических системах. Информация - это одно из функций жизни, основное отличие живого от неживого.
3. Антропоцентристы ограничивают сферу социальными системами .информация как содержание (смысл) сигнала, полученного из внешнего мира. ( по отношению к человеку и обществу.)
В чем заключается различие информации и данных?
Информация - это отраженное (нарушенное) многообразие. В Информацию вкладывается различный смысл в технике, науке и житейских ситуациях.
Данные однообразны, не требуют интерпретирования. Информацию на основе данных может получить только человек (например, компьютерные данные).
Данные (материалы статьи и тп) не используются, а только хранятся. Т.е они не оказывают воздействия на поведение, на принятие решений. Однако данные превращаются в информацию, если такое воздействие(необходимость) существует.
Какая существует связь между понятиями «смысл» или «упорядоченность»?
В ряде случаев смысл = упорядоченность, т.е. роль смысла может играть структура, способ взаимосвязи.
В отношении текста понятия «смысл» и «упорядоченность» не совпадают. Текст может быть хорошо структурирован, но быть бессмысленным. С другой стороны, осмысленный текст не обязательно является упорядоченным.
На какие составляющие разбивается текст?
Любой текст имеет три составляющие:
1) собственно смысловую (семантическую)',
2) выразительную (синтаксическую) - в какой форме представлен текст;
3) оценочную (прагматическую), которая отражает отношение к тексту воспринимающего его субъекта.
информация, заложенная в тексте, может быть оценена с точки зрения семантики (смысла, содержания) и синтаксиса (формы).
Объясните разницу между значением и смыслом имени.
Чтобы передавать знания, нужно как-то обозначать объекты, их свойства и связи между ними. Эти обозначения составляют основу языка и называются именами.
То, что имя обозначает, называют денотатом, или значением имени. Не исключено, что разные имена имеют один и тот же денотат. (синонимы) Изменчивость языка иногда приводит и тому, что одно имя соответствует разным предметам.(омонимы)
Разница между значением и смыслом имени отчетливо проявляется в употреблении этих слов: значение имени мы знаем, а смысл – понимаем.
6.Что такое носитель информации? Приведите примеры
Носителем информации может быть:
1) любой материальный предмет (бумага, камень, дерево, стол, звездная пыль, мусор на полу);
2) волны различной природы: акустические (звук), электромагнитные (свет, радиоволны), гравитационные (давление, притяжение);
3) вещество в различных состояниях (жидкий раствор – концентрация молекул; газ - температура и давление).
Для хранения информации, которая будет обрабатываться с помощью компьютера, используются электронные схемы, магнитные ленты, компакт-диски и т.п.
Наскальные рисунки (идеограммы) соответствовали не отдельным звукам, а словам или словосочетаниям.
Приведите примет двухсимвольного и многосимвольного алфавита.
Двухсимвольный – компьютерная система обработки информации двоичной системой «0 – 1».
Многосимвольный – любой алфавит, десятиричная система счисления и т.д.
В каких формах представляется информация?
1.знаковой письменной, состоящей из различных знаков, среди которых выделяют:
· символьную в виде текста, чисел, специальных символов (например, текст учебника);
· графическую (например, географическая карта);
· табличную (например, таблица записи хода физического эксперимента);
2.в виде жестов и сигналов (например, сигналы регулировщика дорожного движения);
3.устной словесной (например, разговор).
Приведите основные функции информации
1) Коммуникативная
2) Управленческая
3) Познавательная (узнавание ради общения и управления)
Классификация информации
По общественной форме сознания, по степени значимости, по способу кодирования, по сфере возникновения, по стадии обработки, по способу отображения, по способу передачи и восприятия, по стабильности.
Активное и пассивное
При пассивном накоплении поступающая информация просто «складируется», при этом принимаются меры для обеспечения ее сохранности и повторного обращения к ней (считывания). К такому виду накопления относятся:
— запись звуковой информации на магнитную ленту;
— стенографирование выступления;
— - размещение документов в архиве.
При активном накоплении происходит определенная обработка поступающей информации, направленная на обогащение знания получателя информации. К активному накоплению информации можно отнести:
- - разбиение сообщения на отдельные сигналы;
- - анализ содержания документов и построение аннотаций к ним;
- систематизация и обобщение документов, поступивших на хранение;
- - перевод содержания документов в другую форму;
- - перенесение документов на другие носители совместно с процедурами сжатия данных, обеспечения их защитными кодами.
Что такое документ?
Документ - это информация на любом материальном носителе (глиняные дощечки, бумага, кинопленка, магнитная лента, компакт-диск и т.д.), предназначенная для распространения в пространстве и времени.
Что такое поисковый образ?
Все хранимые в ИПС документы индексируются, то есть каждому документу (статье, протоколу, видеокассете) присваивается индивидуальный код, составляющий поисковый образ документа. Поиск в хранилище идет по их поисковым образам, которые могут включать в себя:
· название документа;
· время и место создания;
· фамилии авторов или название организации, создавшей документ;
· тематические разделы, к которым можно отнести документ по его содержанию;
· информацию о местонахождении документа в хранилище и многое другое.
Что такое документ?
Документ - это материальный носитель данных (бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента, перфокарта и т.п.) с записанной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве.
Что такое технология?
Технология - это все знания о способах и средствах проведения производственных процессов, при которых происходит качественное изменение обрабатываемых объектов.
Подходы к изучению понятия «информация»
1. Атрибутисты полагают, что информация является неотъемлемым атрибутом всех систем реальности, , является организующим началом в живой и неживой природе.
2. Функционалисты отрицают существование информации в неживой природе. По их мнению, информация реализует функцию управления в биологических, социальных и социотехнических системах. Информация - это одно из функций жизни, основное отличие живого от неживого.
3. Антропоцентристы ограничивают сферу социальными системами .информация как содержание (смысл) сигнала, полученного из внешнего мира. ( по отношению к человеку и обществу.)