Билет 10. Спарта и Афины - типы культуры и типы ментальности.
Одна из причин упадка классической Греции – конфликт двух культур: афинской и спартанской.
Идеал афинской культуры – человек с телом атлета и воина, с высоким интеллектом. Особая система воспитания человека в афинской культуре основывалась на том, что в афинском полисе были представители всех профессий и специализаций. Основное образование получалось в живом непосредственном общении. Эта же традиция и в высших учебных заведениях: устная форма обучения.
Политическая составляющая Афин – демократия. Всевластье народа: важнейшие решения принимались на народных собраниях. Каждый стремился переговорить оппонента. Управлять Афинами мог лишь виртуозный оратор (внушаемость граждан).
Афинская свобода – свобода для мужчин. Женский удел – домашние дела, хотя номинально женщины свободны.
Дома разделены на мегарон (мужская часть) и гинекей (женская часть). Такого образования, как мужчины, женщины не получали. Исключение – гетеры (культ Афродиты).
Единственный полис, который мог противостоять Афинам – Спарта. Особенности спартанской культуры восходят к Ликургу. До Ликурга Спарта особенно не отличалась от большинства полисов. Значительную часть своих законов он привёз с Крита.
Тотальная военизация. Гражданин Спарты должен быть воином, ничего не должно его отвлекать. Поделил всю землю, полностью устраняет деньги из драгоценных металлов, вместо этого делает огромные медные деньги, которые после отлития окунались в уксус, чтобы они стали хрупкими. Упраздняет искусство.
В качестве инициации мальчиков бичевали на алтаре Артемиды. дети изымались из семьи и обучались военному делу и дисциплине.
Дефективных детей сбрасывали со скалы.
Вся Греция говорила о «чрезвычайной свободе» спартанских женщин. Они были воинственны и ловко обращались с оружием.
После персидских войн, когда Спарта начала вести внешнюю политику, спартанский образ начал размываться
Билет 11.Сократ и его роль в культуре классического периода.
Сократ - интереснейшая фигура классической Греции. Маргинал, софист, философ.
Он уродлив. Его сравнивают с сатиром (приспешник Диониса). Уродство в Греции - признак внутренних пороков. Обвиняли в развращении молодых людей (идеями).
С одной стороны, участвует в нескольких военных конфликтах, с другой, единственное, чем он занимается, – разговоры. О чём он говорил, если за ним записывали Платон, Ксенофонт и ещё некоторые из его учеников?
Сократа интересует небольшой круг вопросов. Его метод он сам называл майевтикой. Его мать была повитухой, и Сократ так же называл себя. Он подходил к людям на улицах и ссылаясь на своё невежество расспрашивал об их деле. Да так, что в итоге "ответчик" сам "рождал" какие-либо мысли и приходил к каким-либо выводам.
Его интересовал вопрос «Что есть благо?». Его не устраивают локальные определения блага. Он хотел вывести уникальную формулу блага, стандарт прекрасного. В своем стремлении Сократ первый объявляет человека в своём воплощении совершенным существом, которое может понять всё, что угодно. Сократ поставил задачу решить формулу бытия, после решения которой, страдания человека закончатся. Сократ критикует всех, кроме самого себя.
Под благом имеет в виду уровень понимания того или иного явления. Всё, что делается по инстинкту, – делается неправильно и дегенеративно. Это сильный удар по искусству. Средоточием красоты Сократ объявил функциональность (навозная корзина и прекрасный золотой щит).
Выворачивает наизнанку древнюю формулу – чем красивей, тем функциональней. Корзина для навоза функциональнее золотого щита, значит, она прекраснее. Нос Сократа был по всем признакам уродлив, но Сократ говорил, что широкие ноздри помогают ему вдыхать больше воздуха, значит, его нос функциональнее=прекраснее.
Сократ был сверх обаятельный человек. В диалогах ни одного разговора не доводит до финала, оставляя людей с большим количеством нерешенных вопросов.
Высшие истины не обсуждаются: они даются богами, - считал Сократ (рассуждение о вдохновении).
Сократ всю жизнь настаивал, что есть существо, которое ему советовало (мой даймон, мой демон).
В суде Сократа наказали штрафом, но он заявил, что за его деятельность ему должны организовать ужин с высшими лицами полиса. За это его хотели изгнать, но тот наотрез отказался уходить из города. В итоге он согласился выпить чашу с цикутой.
Когда наказание приводилось в исполнение, Сократ был окружен своими учениками, которые в восхищении слушали его последние изречения, между которыми он спокойно замечал, что от яда у него онемели ноги и что, когда он дойдет до сердца, то наступит смерть.
Сократ кардинально менял сознание людей. Почитая богов, он всё же первый пытался объяснить события, как результат человеческой деятельности, используя имеющиеся научные знания, а не как божественный каприз.