Возникновение полиса. Афины и Спарта

Восстановление производительных сил к IX – VIII вв. до н.э., стабилизация социальных связей, общее возрождение культуры стали основными факторами возникновения греческого полиса, первого в мировой истории типа правового общества. Полис (от греч. Рплйт) отличался от городских поселений предшествующего времени – протополисов – наличием сообщества граждан (Рплйфзт), которому принадлежал верховный суверенитет, т.е. права учреждать собственные органы управления, создавать свою военную организацию, устанавливать законы, отправлять судопроизводство, вводить собственные денежные и измерительные единицы и т. д.

Ранее всего полис начал получать правовое оформление в Афинах. В IX в. до н.э. вся полнота власти была сосредоточена в народном собрании – экклессии. Собрание избирало пожизненного правителя – архонта, который отличался от прежних басилевсов отсутствием царских инсигний и привилегий, отсутствием священнических и судебных полномочий. С 752 г. до н.э. архонты стали избираться только на 10 лет, а с 682 г. до н.э. стала избираться коллегия 9 архонтов сроком на 1 год. Первый архонт, самый старший, назывался эпоним, и его именем обозначался год в Афинах; эпоним ведал внутренними делами, попечением о сиротах, несовершеннолетних, семейными и наследственными делами. Второй архонт – басилевс – наблюдал за религиозной жизнью, осуществлял первосвященнические функции. Третий архонт – полемарх – возглавлял войско. Остальные 6 архонтов назывались фесмофетами, т.е. судьями и законодателями. Все афинские граждане делились на три сословия: эвпатридов (благородных), демиургов (ремесленников) и геоморов (земледельцев). Все они обладали избирательными правами, но только эвпатриды имели право избираться на должности.

В 621 г. до н.э. , в архонтство Драконта, в Афинах был принят первый свод законов. Они отличались крайней суровостью и были, по выражению греков, «написаны кровью». За всякое преступление, за великое и ничтожное, устанавливалась смертная казнь.

В 594 г. до н.э. архонтом-эпонимом был избран Солон, происходивший из древнего царского рода Кодридов. Он отличался всесторонней образованностью, почитался одним из семи мудрецов, выделялся как незаурядный поэт, военачальник и дипломат, законодатель и реформатор. Солон провел в Афинах реформы, которые заложили основы демократии. Прежде всего он осуществил сисахфию, отменив долговое рабство. Отныне грек не мог стать рабом грека. Затем провел номофесию, реформу законодательства. Все афинские граждане были разделены на 4 класса по уровню доходов:

1. Пентакосиомедимны, имевшие более 500 медимновзерна годового дохода.

2. Гиппии(всадники), имевшие более 300 медимновзерна.

3. Гоплиты (пехотинцы) с доходом более 150 медимновзерна.

4. Феты(судьи) с доходом менее 150 медимнов.

В зависимости от класса распределялись права и обязанности. Пентакосиомедимны получали право избираться на высшую должность – архонтов. Гиппии и гоплиты могли избираться на прочие государственные должности. Феты же обладали только правом голоса при избрании. Представители первых трех классов обязаны были нести военную службу и исполнять литургию, а именно: содержать спортивные и учебные учреждения, театры и хоры, организовывать празднества и спортивные игры, снаряжать военные корабли и прочее. Феты были свободны от подобных обязанностей. Солон отвергал идею равенства. По его убеждению, более состоятельные граждане несут более тяжелые обязанности и потому имеют большие почести. Поэтому введенное им государственное устройство получило название «тимократии».

Солон придал древнему родовому совету старейшин – ареопагу – статус блюстителя законов. Затем он учредил совет четырехсот – булэ, состоявший из 400 булевтерови представлявший собой правительство полиса. Кроме этого был создан суд присяжных – гелиэя– в составе 4000 гелиастов; этот суд рассматривал уголовные и гражданские дела и апелляции.

Совершив эти преобразования, Солон удалился в добровольное изгнание, и после его ухода Афинское государство было охвачено обострившимся соперничеством родов и борьбой партий. В Аттике того времени выделялись три партии: пэдиэи – жители равнины, они отражали интересы состоятельных землевладельцев; диакрии – обитатели гористой местности, они представляли интересы мелких земледельцев; паралии – приморское население, состоявшее преимущественно из ремесленников, моряков и торговцев. Пожалуй, то был один из самых ранних примеров борьбы партий и вообще многопартийности.

В этой борьбе победителем вышел Писистрат, лидер диакриев. Пользуясь поддержкой фетов, он установил тиранию и начал репрессии против аристократии. Реквизированные земли Писистрат распределял среди безземельных фетов, содействуя таким образом выравниванию состояний и подготавливая переход к полной демократии.

В 509 г. до н.э. наследники Писистрата были свергнуты. В это время выдвинулся Клисфен. Он был из древнего знатного рода Алкмеонидов, преданного в 597 г. до н.э. проклятию за пролитие крови близ алтаря и потому считавшегося изгоем в среде аристократии. Выделяясь политическими и ораторскими талантами, Клисфен создал партию демоса. В 508 г. до н.э. он был избран первым архонтом и приступил к государственным преобразованиям, утвердившим демократию в Афинах.

Клисфен разделил все Афинское государство на 10 территориальных округов – фил, составлявших примерно равную численность граждан; при этом каждая фила включала в себя приморскую, равнинную и горную территории. Тем самым была преодолена партийная рознь, а также устранено влияние родовых интересов на дела полиса. Изменился порядок формирования коллегиальных органов власти, приближающийся к модели представительной демократии. Булэ был увеличен до 500 человек, по 50 от каждой филы. Гелиэя была доведена до 6000 человек, по 600 от каждой филы, и стала равной по числу голосов кворуму народного собрания. Были введены коллегии:10 аподектов(казначеев), 10 логистов (финансовых контролеров), 10 евфинов(административных ревизоров), 10 стратегов (военачальников), по одному от каждой филы.

Все афинские граждане получали равные права участия в собраниях, суде и управлении. Каждый афинский гражданин стал обладать правом законодательной инициативы. Все кандидаты на должности подвергались равным испытаниям – докимасии, которая имела целью подтвердить афинское происхождение и пригодность к исполнению государственных должностей. Была впервые введена процедура тайного голосования, призванная уравнять шансы кандидатов. Впрочем, при избрании стратегов было сочтено благоразумным отказаться от тайного голосования.

Булэприобрел характер демократического правительства полиса. Он ведал внутренними и внешними делами государства, проводил расследование дел булевтеров, осуществлял докимасию членов булэ нового состава. Во главе булэ стоял эпистат; он избирался по жребию из числа булевтеров на 1 день; он хранил печать полиса, ключи от казны, вел прием афинских граждан в булевтерии, особом здании круглой формы. Текущими делами булэ занимался не в полном составе, а в 10 рабочих комиссиях – пританеях, по 50 булевтеровв каждой, которые работали в течение 1 месяца (т. к. год делился на 10 месяцев), и очередь определялась жребием. Гелиэя, численно сравнявшаяся с правомочным народным собранием, приобрела новое качество, став, по сути, верхней палатой законодательного собрания. Именно в гелиэе решалась окончательная судьба законопроектов в форме состязания двух комиссий – синэгров и синдиков, выступавших соответственно защитниками и противниками обсуждаемого законопроекта. И только после получения большинства голосов в гелиэе проект становился номосом, т.е. законом.

Была регламентирована работа экклессии. В начале года проводилась эпихейротония законов, т.е. общее подтверждение действующих законов. Те законы, которые не получали необходимого большинства голосов, передавались в специально создаваемые комиссии синэгров и синдиков для новой экспертизы, и окончательное решение по ним принимала гелиэя. Вслед за этим первым собранием года совет пятисот делал запрос в следующем собрании: нужно ли в текущем году прибегать к особой мере наказания – изгнанию ради сохранения демократии в Афинах. После получения большинства голосов назначался день очередного собрания, в котором прибегали к остракизму, «суду черепков». Каждый гражданин тайно записывал на глиняном черепке имя политика, деятельность которого представляла угрозу для полиса, если 6000 граждан указывали одно и то же имя (это 1/3 афинских граждан), то этот человек в течение 10 дней должен был покинуть Афины на 10 лет. Подвергнутый остракизму сохранял имущественные права, сохранял свою честь и достоинство. На последнем собрании года проводились докимасия кандидатов на высшие должности и выборы булэ, гелиэи и прочих коллегий. Экклессия выступала высшей апелляционной инстанцией: приговоренный к смерти выходил на агору, где проходило собрание, с веревкой на шее; если собрание соглашалось помиловать, то веревка снималась, если собрание отказывало в помиловании, то приговоренный удушивался этой веревкой на площади собрания. Что касается законодательной власти, то экклессия приобрела положение своеобразной нижней палаты, где сохранился принцип прямого представительства. Чтобы решения экклессии приобрели силу, должна была присутствовать 1/3 афинских граждан, что составляло 6000 человек. Экклессия была правомочна принимать постановления-псефизмы, которые стояли ниже законов, т.е. являлись подзаконными актами, но считались обязательными для полиса.

Сам Клисфен, основатель демократии, стал первым афинским политиком, подвергнутым остракизму. Этим демократия проявила свою нетерпимость к выдающимся личностям. В то же время институты демократии оказались слабыми перед посредственными личностями, но искусными демагогами, умело манипулировавшими настроениями народа в своих интересах.

Временем расцвета афинского полиса и демократии обычно считают V в. до н.э., связывая его с именем Перикла. В действительности же V в. до н.э. оказался концом демократии в Афинах. Перикл отличался крайним честолюбием, авторитарностью, был довольно посредственным военачальником и непревзойденным в искусстве демагогии. Он был лидером народной партии 15 лет подряд, вплоть до своей смерти в 429 г. до н.э. Перикл назывался главным стратегом и наделялся особыми полномочиями: созывать и распускать экклессию, булэ, гелиэю и другие коллегии, распоряжаться казной, иметь телохранителей и др. Перикл провел серию законов, имевших целью, как декларировалось, расширение демократии. Был лишен своих привилегий ареопаг. Была введена плата за исполнение государственных должностей, прежде считавшихся почестью за участие в народном собрании. Этим законодатель стремился привлечь к управлению полисом как можно более широкие слои общества, включая земледельцев и ремесленников с невысокими доходами. Однако последствия оказались совершенно противоположными. Именно с этого времени распространились такие пороки демократии, как взяточничество, подкуп должностных лиц, лоббирование, подкуп голосов избирателей и судей и т.п. Собственно говоря, раздача денег при входе на собрание оказывалась подкупом голосов в интересах Перикла. Затем была установлена плата за службу в армии, которая прежде считалась священным долгом каждого гражданина. Предполагалось, что эта мера усилит армию, привлечет в ее состав самую деятельную часть общества и компенсирует потери ежедневных доходов. Но и здесь результат оказался отрицательным. Именно с этого времени стал исчезать характерный для полиса патриотизм, афинские граждане стали уклоняться от службы в армии, стали нанимать заместителей. Не ограничившись этим, Перикл ввел феорикон, т.н. «зрелищные деньги», которые раздавались демосу для посещения театров, ипподромов и прочих мест массовых зрелищ. Это было уже, очевидно, популистской мерой, рассчитанной на усиление влияния Перикла среди демоса. Кроме того, совершение подобных ежедневных выплат превратило Перикла в бесконтрольного распорядителя государственной казны, которая прежде являлась неприкосновенной. Феорикон оказался еще более разрушительным для полисных устоев: распространилась праздность; труд, общественно значимая деятельность перестали считаться добродетелью. При Перикле экклессия была поставлена над всеми законодательными, судебными и контролирующими институтами. Общество стало регулироваться не законами, а постановлениями народных собраний, в которых Перикл всегда получал необходимое ему большинство голосов. В сущности, экклессия маскировала авторитарное управление, а демократия вырождалась в демагогию. Личные мотивы всегда оставались ведущими в деятельности Перикла. Еще в начале его политической карьеры общество было взбудоражено бракоразводным процессом. По старым законам Афин Перикл подлежал лишению должностей и бесчестью – атимии. Однако Перикл добился признания «законности» своего развода. Вслед за этим народное собрание вынуждено было заниматься новым скандальным делом – признанием законности второго брака Перикла с гетерой Аспасией, а затем – и делом о законорожденности его сына от Аспасии.

Даже невиданная по масштабам строительная деятельность не может быть поставлена в заслугу Периклу. На строительство Афинского акрополя были истрачены 3700 талантов серебра. Государство было поставлено на грань банкротства, но Перикл превратился в самого богатого гражданина Афин. Растрачены были деньги не только самих Афин, но и союзников, что стало причиной Пелопонесской войны Афин 431 – 404 гг. до н.э. В ходе этой войны умер от эпидемии Перикл и пала афинская демократия.

Совершенно иной тип полиса представляла собой Спарта. Ее возникновение восходит к дорийскому завоеванию, к XI в. до н.э. Это был один из первых полисов, основанных дорийцами. Уже внешне Спарта отличалась от Афин: в ней не было крепостных стен, не было каменных построек, мощеных улиц: все дома были деревянными. Спартанцы образовали общину равных и установили военное господство над Лакедемоном. Местное население было лишено свободы и земли, объявлено илотами, т.е. военнопленными, которые вместе с землями были поделены между спартанцами и обязывались были отдавать половину произведенных продуктов господам. Власть над илотами поддерживалась страхом и ежегодно объявляемыми криптиями – массовыми убийствами самых здоровых и сильных из них. Кроме илотов были еще периэки, т.е. окрестные жители, которые сохраняли свободу, земледельческие и торговые занятия и обязаны были платить дань спартанцам. Сами спартанцы занимались только войной и пирами. Какой-либо труд считался у них постыдным. Спартанская община равных представляла собой родоплеменное войско.

Начала государственного устройства в Спарте были положены Ликургом, действовавшим на рубеже IX – VIII вв. до н.э. Он установил порядок деятельности народного собрания – апеллы; собрание принимало законы, избирало должностных лиц, вершило суд, рассматривало апелляции; голосование осуществлялось криком; при выборах должностных лиц в центре площади собрания устанавливалась деревянная изба без окон, в нее помещались счетчики; каждый кандидат поочередно проходил через площадь мимо избы, собравшийся народ криком выражал свое отношение к кандидату, счетчики анонимно регистрировали уровень крика, а затем по их табличкам объявлялся результат выборов. Далее Ликург ввел двойную царскую власть, дабы предотвратить опасность тирании. Два царя – архагета – предводительствовали в войске, обладали правом жизни и смерти над воинами во время военных действий и осуществляли жреческие функции. Цари входили в совет старейшин – геруссию, состоявший из 30 геронтов старше 60 лет, избиравшихся пожизненно. Совет старейшин обсуждал законопроекты и выносил их на голосование в народном собрании. Кроме этого Ликург учредил коллегию пяти эфоров, избиравшихся на 1 год и ведавших текущими делами полиса между народными собраниями. Эфоры наблюдали за небесными светилами и в зависимости от их расположения объявляли благоприятные и неблагоприятные дни для государственных дел и суда. Эфоры созывали и распускали собрания, готовили повестку дня собрания, поддерживали дисциплину и порядок во время собраний. Эфоры могли возбуждать вопрос об отрешении царей от власти. Один из эфоров, старший по возрасту, считался первым, и его именем назывался год в Спарте. Наконец, Ликург ввел первый свод законов, т.н. «Ретры».

Согласно этому законодательству, верховным собственником земли являлся полис. Земли разделялись поровну среди спартанцев; они не подлежали отчуждению, разделу и нераздельно передавались от отца к старшему сыну. Выморочные земли возвращались государству. Владение землей налагало обязанность военной службы. Наделы спартанцев обрабатывались илотами-рабами, которых нельзя было отчуждать. Все граждане, а полное гражданство наступало с 30 лет, были разделены по палаткам, по 15 человек в каждой. Эти военные подразделения назывались эномотии; они основывались на клятве взаимной поддержки, помощи, совместного ведения походного образа жизни, приготовления пищи и трапезы.

Совместные трапезы – сисситии, или фитидии – имели особое значение. В них участвовали только граждане, а прислуживали юноши. Впервые принимаемый в число сотрапезников проходил испытание и тайное голосование: каждый из участников сисситии опускал в сосуд хлебный шарик; если шарик сдавливался, то это был голос «против» нового сотрапезника; если шарик опускался недеформированным, то это был голос «за»; следовало набрать 2/3 голосов «за». Сисситии выступали своеобразным политическим клубом, где в непринужденной обстановке обсуждались важнейшие вопросы полиса, где формировалось и выражалось общественное мнение. Участники сисситии делали денежный взнос по 10 оболов в месяц, а также продуктами – вином, сыром, оливами, фигами, ячменем и др. Тот, кто не делал взноса, исключался из сисситии, и это означало лишение гражданских прав. Правила сисситии не допускали роскоши, комфорта, пьянства, чревоугодия; не разрешалось пить неразбавленное вино, не дозволялось есть дома, за пределами сисситий.

Ряд законов были направлены против роскоши: запрещалось использовать золото, серебро и драгоценные камни под страхом смертной казни; запрещались дорогие материи; жилища не должны были выделяться индивидуальностью, они должны были строиться одним топором и одной пилой; запрещался выезд за пределы государства; оставление Спарты рассматривалось как побег из войска и наказывалось смертной казнью. Для предотвращения накопительства и коррупции были введены железные деньги – мины, несколько десятков кг весом; чтобы, к примеру, заплатить 5 мин, требовалось использовать повозку; при этом железо этих денег отличалось хрупкостью и не было пригодно для вторичного использования.

Серия законов касалась воспитания воинов. Новорожденные подлежали освидетельствованию филархами, старейшинами родовых фил: слабые дети посвящались богам и относились в горы, здоровые дети получали имена и переходили под опеку рода. До 7 лет мальчики находились с матерью, затем передавались на общественное воспитание. Они должны были знать письмо, но преимущественное внимание уделялось спортивной и военной подготовке. Мальчики должны были спать на подстилке из камыша, есть грубую пищу, притом весьма немного, ходить босиком, купаться в холодной воде, играть голыми. С 12 лет юношам выдавался один хитон на год без нижней одежды, волосы остригались. Воровство считалось проявлением ловкости и удали.

После проведения этих преобразований Ликург отправился в Дельфы и взял с народа клятву не менять государственного и правового устройства Спарты до его возвращения. После посещения Дельфийского оракула Ликург удалился на о. Крит и уморил себя голодом, так и не возвратившись на родину. Как будто бы этим объясняется редкий консерватизм Спарты, неизменность ее полисного устройства на протяжении столетий.

Наши рекомендации