Билет 8. Феномен древнегреческого театра. Театр и ритуал.

Театр – носитель глубинной сущности архаической античной цивилизации, носитель идеи об истинном смысле мироздания.

Основа театра - ритуал.

Два первых великих автора трагедий – Эсхил и Софокл. Их произведения сохраняют ритуальную основу.

В действии присутствует хор. Хор – это метаморфоза героев. Хор движется, танцует, вопрошает героев, отвечает им.

На сцене первоначально выкладывался рисунок лабиринта, зритель видит живой лабиринт, по которому движутся поющие.

Хор выражает принципиально нечеловеческую точку зрения.

Актер (обязательно мужчина) надевал маску и костюм, который при движениях будто бы оживал. Некоторые органы чувств притуплялись (зрение, чувство пространства) и актер становился принципиально иным существом. Если он играл демона, то в него вселялся демон. Были реальные схватки на сцене, когда кто-то погибал в итоге.

Во время дней Диониса, вход в театр для свободных граждан за вход взималась плата в 2 (4 ?) обола. Деньги ничтожные. Но они были необходимы для ритуала. Когда в Греции совершали обряд погребения, на глаза умершему клали 2 монеты: плата лодочнику, который перевозил души умерших через Стикс. Эти монеты нужны были, чтобы зритель мог вернуться обратно. Реальный переход из мира живых в иное царство.

Бывало, что зрителей окрапляли жертвенной кровью. На время театральных действ жизнь в полисах замирала.

Эврипид вытащил на сцену театра психологию афинского обывателя. Вообще с период эллинизма ритуал постепенно угасал в театре. Трагедия заменилась комедией. Темы были вполне реальные, светские: семейные отношения, любовные интриги, высмеивание пороков. Театр стал местом развлечения.

Билет 9. Категории древнегреческой культуры эпохи классики.

Середина 5 в до н.э. считается началом эпохи классической Греции.

Возникает установка: единственно правильное объединение людей – это полис. Полис должен был быть высшей ценностью для каждого человека. В любую минуту он мог потребовать от человека жертвы (от имущества до жизни). Смешивание греческой культуры с восточной, которое произошло в период царствования А. Македонского, было настоящим шоком для эллинов.

Физический труд с эволюцией рабовладельческим строем, становится всё менее презентабельным. За свободным человеком закрепляются обязанности: развитие своего тела в палестрах, участие в политической жизни, война. Для греков физическое уродство – свидетельство скрытых пороков.

Высшая власть над людьми осуществлялась с помощью слова. Ораторское искусство было поставлено во главе наряду с физическими упражнениями.

Образование в школах было слабым: учили читать-писать, считать и т.д. Образование и становление осуществлялось при личностном общении на площадях. Позже возникли гимназии - помещения, окруженные садом, где ученики прогуливались вместе с каким-либо мудрецом и записывали за ним изречения.

Полис стремился слить всех граждан в единое тело, для этого они должны быть подобны. В этом плане демонстрация богатства было нехарактерна, поэтому быт людей был достаточно скромен: обыкновенная посуда, мебель, никакой роскоши (пока Александр не свершил рывок на Восток).

С развитием ораторского искусства, слово утрачивает священность. Слово – носитель истины, но теперь это мирская истина. Диалог – это плебейская форма общения. Высшие ценности не обсуждаются.

Исключительная публичность. Публичны речи, судопроизводство (превращается в целый спектакль). В Греции всё на уровне грамотности, мудрость больше не претендует на роль истины. Мудрость становится чисто человеческой.

Возникает проблема: с одной стороны расцвет культуры, популяризация знаний, рывок в искусствах, в "науках". Но есть обратная сторона: постепенная потеря связи с высшим священным содержанием бытия. Потеря связи с божествами, потусторонним миром. Если сравнивать скульптуры раннего и классического периода, то перед создателем исчезла задача ИЗОБРАЗИТЬ БОГА.

Греки всё более и более пытаются рационализовать своё бытие, свои отношения с богами. Искусство теряет сакральную связь, связь с иррациональным. Противостояние первородному хаосу ввиду панического страха.

Философия стала сухой наукой, не приемлющей никакой практики.

Наши рекомендации