Критерии оценки координационных способностей.

Критерий – признак, на основе которого происходит оценка, определение или классификация чего-либо. В качестве главных критериев оценки координационных способностей выделяют четыре основных признака (Ю.Ф. Курамшин):

· правильность выполнения движения

· быстрота результата

· рациональность движений и действий

· двигательная находчивость

Эти критерии имеют качественные и количественные стороны. К основным качественным характеристикам оценки координационных способностей относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность, а количественным – точность, скорость, экономичность и стабильность движений (Ю.Ф. Курамшин).

Примером оценки может служить метание в цель, челночный бег, продолжительность ведения мяча и т.д.

Так же можно использовать метод стабилометрии. Стабилометрия – методика измерения колеблемости тела, на основе которой оценивается качество регуляции позы (А.Г. Биленко, Л.П. Говорков, Л.Л Ципин). В основе стабилографа лежит тензостабилоплатформа, она мгновенно регистрирует положение проекции ОЦТ на плоскость опоры. Недостатком данной системы является ее сложность.

Еще один способ оценить микроколебания конечностей – тремометрия. Тремор – непроизвольное ритмическое движение конечностей (является нормальным физиологическим феноменом) (А.Г. Биленко, Л.П. Говорков, Л.Л Ципин). Для этого метода используется прибор – фонотремометр.

Глава II

Цель исследования – изучить особенности развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста и выявить наиболее эффективную методику.

Задачи исследования

· Изучить научно-методическую литературу по развитию координационных способностей, сформулировать определения координационные способности, координация, ловкость.

· Выявить наиболее эффективные средства и методы развития координа­ционных способностей.

Методы исследования:

· анализ и обобщение литературных источников. В результате анализа и обобщения литературных источников были сформулированы определения: координационные способности, координация ловкость, также выявлены наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей.

· метод тестирование. Тесты

1) Челночный бег (3x10 м) в исходном поло­жении лицом вперед.

Оборудование: секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды; ровные дорожки дли­ной 30 и 10 м, ограниченные двумя парал­лельными чертами; за каждой чертой — два полукруга радиусом 50 см с центром на черте; 2 набивных мяча массой 2 кг; регистрацион­ный стол и стул.

Процедура тестирования. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. Когда он приготовился, следует команда «Марш!». Ис­пытуемый бежит 30 м с предельной скоростью.

После отдыха он с максимальной скоростью пробегает три раза по 10 м. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта за стартовой чертой с любой стороны от набивного мяча. Когда он пригото­вится, следует команда «Марш!». Испытуе­мый пробегает 10 м до другой черты, обегает с любой стороны набивной мяч, лежащий в по­лукруге, возвращается назад, снова обегает набивной мяч, лежащий в полукруге, бежит в третий раз 10 м и финиширует. Тест закончен.

Результат — время бега на 30 м (показа­тель скорости) с точностью до десятой доли секунды (условное обозначение — Т1); время челночного бега (3x10 м) с точностью до деся­той доли секунды (Т2). Т2 является абсолют­ным показателем координационных способностей в циклических локомоциях (беге). Относительный (латентный) по­казатель координационных способностей определяется по разности Т2— Т1. Чем меньше эта разность, тем выше латентный показатель координационных способностей.

2) Метание теннисного мяча на дальность (из положения ноги врозь).

Оборудование: теннисные мячи, полоса ме­тания с разметкой, позволяющей легко изме­рить дальность метания с точностью до 0,1 м. Процедура тестирования. Испытуемый принимает и.п. — сед ноги врозь, мяч в одной руке, другая свободно опущена. По команде «Можно» учащийся выполняет метание из-за головы, сидя лицом по направлению метания.

Результат — расстояние, которое пролетает мяч от линии пересечения таза испытуе­мого до точки ближнего касания мяча. В протокол включаются лучшие результаты метания мяча ведущей (Т1) рукой. Т1 характеризует абсолютные показа­тели координационных способностей в баллистических движениях с установкой «на силу».

3) Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения.

Оборудование: секундомер, фиксирующий десятые доли секунды; футбольный и баскет­больный мячи; ровная дорожка длиной 10 м, ограниченная двумя параллельными чертами; 3 вертикальные стойки. По прямой линии бега проводят 3 круга диаметром 0,8 м. Центры кругов расположены друг от друга на расстоя­нии 2,5м, куда устанавливают вертикальные стойки. Расстояние от старта до центра первой стойки и от финиша до центра третьей стойки также 2,5 м.

Процедура тестирования. Задача испытуемого, ведя мяч только одной рукой, последовательно обе­жать вокруг каждой из трех стоек и финишировать, стремясь выполнить задание за на­именьшее время.

Результат — время, которое испытуемый покажет при пересечении им финишной чер­ты. Определяется время для веду­щей руки – Т4, которое характеризуют абсолютные показатели координационных способностей, проявляемые в спортивно-игровых двигатель­ных действиях.

· метод математической обработки результатов исследования. В результате математической обработки результатов были составлены таблицы 2 и 3.

· метод педагогического эксперимента. Эксперимент проводился над группой (25чел.), в конце II четверти после освоения тем Баскетбол и Волейбол. Результаты показали эффективность использования спортивных игр как средства развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста.

Организация исследования

Исследование включает в себя несколько последовательных этапов:

1. Сбор информации по исследуемой проблеме;

2. теоретический анализ и обобщение источников;

3. выявление наиболее эффективной методики для развития координационных способностей;

4. выбор тестов для оценки развития координационных способностей;

5. выбор объекта для исследования;

6. проверка исходного уровня исследуемых;

7. непосредственное проведение эксперимента;

8. проверка достигнутого уровня исследуемых;

9. подведение итогов, выводы.

Результаты исследовани

Таблица 2

Показатели уровня координационных способностей у учащихся 13-15 лет.

испытуемые Тест 1 Тест 2 Тест 3
Результат сек уровень Результат сек м уровень Результат сек сек уровень
1. 8,9 средний 25,6 средний 11,0 средний
2. 7,7 высокий 22,0 средний 9,5 высокий
3. 8,2 средний 21,4 средний 10,0 средний
4. 8,5 средний 23,6 средний 10,5 средний
5. 7,7 высокий 27,8 высокий 10,2 средний
6. 8,1 средний 22,8 средний 10,4 средний
7. 8,4 средний 19,0 низкий 11,7 низкий
8. 8,5 средний 25,8 средний 10,1 средний
9. 8,2 средний 21,8 средний 11,0 средний
10. 7,4 высокий 27,4 высокий 11,0 средний
11. 8,9 низкий 18,5 низкий 12,0 низкий
12. 8,6 средний 23,0 средний 10,8 средний
13. 8,5 средний 24,0 средний 10,7 средний
14. 8,5 средний 28,0 высокий 9,4 высокий
15. 7,5 высокий 25,0 средний 10,4 средний
16. 8,4 средний 24,5 средний 11,0 средний
17. 9,1 низкий 25,8 средний 11,8 низкий
18. 8,6 средний 22,5 средний 10,0 высокий
19. 8,2 средний 22,0 средний 11,1 средний
20. 7,7 высокий 24,0 средний 10,8 средний
21. 8,1 средний 29,5 высокий 9,1 высокий
22. 8,3 средний 28,0 высокий 10,5 средний
23. 8,4 средний 28,5 высокий 9,4 высокий
24. 8,2 средний 21,5 средний 11,9 низкий
25. 8,6 средний 22,5 средний 10,6 средний
средний 8,288 средний 23,98 средний 10,59 средний

Как свидетельствуют данные таблицы 2, у испытуемых по всем трём контрольным упражнениям в целом по группе выявлен средний уровень развития координационных способностей.

Можно отметить, что лишь отдельные испытуемые показали низкий результат. Так по всем трём тестам только у одного мальчика зафиксирован низкий уровень исследуемых способностей (испытуемый под №11). Самое большое число испытуемых с низким уровнем координационных способностей, 4 человека, зафиксировано в третьем контрольном упражнении - ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения.

Для более наглядного представления полученных результатов представим экспериментальные данные в процентном соотношении (таблица 3).

Таблица 3

Показатели степени развития координационных способностей у учащихся 13-15 лет (в %).

Контрольные упражнения Уровень координационных способностей
высокий средний низкий
Тест 1 20% 72% 8%
Тест 2 24% 68% 8%
Тест 3 20% 64% 16%

В экспериментальном тестировании оценивался уровень развития координационных способностей у школьников 13-15 лет по окончании изучения темы «Спортивные игры» во второй четверти (на материале баскетбола и волейбола).

В качестве диагностических средств использовались три контрольных упражнения: челночный бег 3х10 м, метание теннисного мяча на дальность из положения сидя и ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения (по В.И. Ляху).

После экспериментального тестирования выяснилось, что в экспериментальной группе, состоящей из 25 человек, уровень развития координационных способностей средний.

При этом менее 16% испытуемых показали результат, соответствующий никому уровню развития исследуемых способностей. От 20 до 24% школьников 13-15 лет имеют высокий уровень координационных способностей.

Большинство школьников экспериментальной группы показали результат, соответствующий среднему уровню развития координационных способностей (от 64 до 72% от общего числа испытуемых).

Таким образом, можно утверждать, что во всех тестах сохраняется примерно равное соотношение детей с высоким, средним и низким уровнем развития координационных способностей. Из этого следует, что данное тестирование было проведено верно и является достоверной оценкой уровня развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста.

Выводы.

Координационные способности – комплекс свойств человека, позволяющий быстро, четко и рационально решать двигательные задачи.

Ловкость есть проявление координационных способностей. Ловкость присуща только двигательным задачам с элементом неожиданности.

Для детей среднего школьного возраста наиболее рационально использовать следующие методики развития координационных способностей:

· изменение скорости или темпа движений

· «зеркальное» выполнение упражнений

· усложнение условий выполнения упражнений

Для детей среднего школьного возраста наиболее целесообразно использовать следующие средства: гимнастика и акробатические упражнения; легкая атлетика; лыжная подготовка; спортивные игры; плавание; элементы единоборств (юноши).

Для оценки развития координационных способностей можно использовать как сложные упражнения (метание в цель, пробегание дистанции за определенное врем и т.д.), так и специальные научные методики: стабилометрия, тремометрия.

В результате сбора, анализа и обобщения использованных литературных источников, было определено понятие координационных способностей, их виды, особенности развития в среднем школьном возрасте.

На основе проведенного эксперимента с применением специализированных средств и методов по развитию координационных способностей у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры позволило показать эффективность использования спортивных игр как средства развития координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста.

Список литературы.

1. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 3-е изд., стереотип. – М.:Советский спорт, 2007. - 464 с.

2. Виноградов Г.П. Атлетизм: теория и методика тренировки: учебник для высших учебных заведений – М.: Советский спорт,2009 - 328 с.: ил.

3. Раменская Т.И Техническая подготовка лыжника: учебно-практическое пособие. – М.: Физкультура и спорт, 1999. – 264 с., ил.

4. Таймазов В.А., Курамшин Ю.Ф., Марьянович А.Т. Петр Франциевич Лесгафт. История жизни и деятельности. – СПб.: ОАО «Печатный двор» им. А.М. Горького, 2006. – 480с., ил.

5. Попов Г.И. Биомеханика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 256 с.

6. Григоревич В.В. Всобщая история физической культуры и спорта : учеб. пособие – М.: Советский спорт, 2008. – 288 с.

7. Биленко А.Г., Говорков Л.П., Ципин Л.Л. Практикум по спортивной метрологии II часть.: Учебно-методическое пособие / СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. – 62 с.

8. Физическое воспитание учащихся 5 – 7 классов: Пособие для учителя /Под ред. В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. – М.: «Академия», 1997.

9. Физическая культура. Учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углублённым изучением предмета «физическая культура» / Под общ. ред. А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского. – М.: «СпортАкадемПресс», 2003.

10. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000.

11. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физической культуры / Под общей ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – Т. II.

12. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя – М.: Издательство «АСТ», 1998.

13. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физическое воспитание детей школьного возраста (медико-биологические основы). – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1986.

14. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н. и др. Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 1990.

15. Янсон Ю.А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии / Ю.А. Янсон – Ростов н/Дону: «Феникс», 2005.

Наши рекомендации