Охарактеризуйте молодежь как социальную группу. Назовите основные молодежные субкультуры и причины их возникновения.

Билет № 11

Охарактеризуйте молодежь как социальную группу. Назовите основные молодежные субкультуры и причины их возникновения.

Социальная группа – устойчивая совокупность людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

В самом общем виде молодежь - это социально-демографическая группа (от 16 до 25 лет), выделяемая на основе:

• совокупности возрастных характеристик;

• особенности социального положения;

• социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, религией, культурой, особенностями воспитания и т. д.

Особенности социального положения молодежи

- Переходность положения.

- Высокий уровень мобильности.

- Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

- Активный поиск своего места в жизни.

- Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Проблемы социализации молодежи.

- острая реакция на все недостатки общества

- рост преступности среди молодого поколения

-ухудшение уровня и качества жизни

- экономическая незащищенность молодых ученых

- социальная незащищенность молодежи в сфере труда

Молодежные субкультуры

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру. Sub по- латыни – это «под», т. е. по смыслу содержит оттенок подчинения (подкультура, отклонение от культуры).

Молодежная субкультура обладает:

• своим языком; • особой модой; • искусством и стилем поведения.

Ее носителями чаще всего выступают неформальные подростковые группы.

Причины широкого распространения в современном обществе молодежной субкультуры:

- в субкультурной общности подросток получает возможность принадлежать к избранной группе сверстников, являющейся для него референтной, возникает объединяющее чувство «мы», что повышает уровень психологической значимости каждого, дает некую гарантию (или её иллюзию) независимости и защищенности от общества;

- субкультура позволяет молодому человеку лучше почувствовать и проявить самостоятельность своего «я»;

- помогает подростку освободиться от тягостных переживаний, вызванных конфликтом с внешним миром взрослых, с господствующей в обществе культурой.

К созданию субкультуры молодежь побуждают:

- Внутренне одиночество; - Протест против вранья; - Обособление от старших;

- Потребность в друзьях; - Недоверие к взрослым; - Уход от жестокости мира;

- Конфликты в школе и дома; - Власть над другими; - Противостояние официальному обществу;

- Бегство от социальной действительности или неприятие ее; - Стремление найти эмоциональную поддержку.

Виды молодежных субкультур

По специфике поведения членов группы выделяют:

1. просоциальные –группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают;

2. асоциальные –несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера;

3. антисоциальные –не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.

В советские времена, наши бабушки и дедушки, папы и мамы были вовлечены в официальные молодежные организации. Этого требовала идеология.

По видам увлечений:

Музыкальные - субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки:

- Готы (субкультура) — поклонники готик-рока, готик-метала.

- Металлисты — поклонники хэви-мэтал. - Панки — поклонники панк-рока.

- Растаманы — поклонники регги. - Рэперы — поклонники рэпа и хип-хопа.

Субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх и прочем:

- Отаку — поклонники аниме - Ролевики — поклонники ролевых игр

- Байкеры — любители мотоциклов - Фурри — поклонники антропоморфных существ.

Имиджевые - субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению:

- Кибер-готы - Моды - Стиляги - Фрики - Гламур

Политические и мировоззренческие - субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям:

- Антифа - Хиппи - Яппи

Раскройте понятия «правосознание» и «правовая культура». Выделите факторы, влияющие на правовую культуру подростка.

Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву.

СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ

1. Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации.

2. Правовая идеология– это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.

ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Обыденное правосознание – массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.

Профессиональное правосознание – понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм)

Научное правосознание – идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы, работающие, как правило, в специализированных НИИ юридического профиля.

Правовая культура — совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними.

СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

1. психологический элемент (правовая психология);

2. идеологический элемент (правовая идеология);

3. Правовое поведение (юридически значимое поведение, воплощение закона в жизнь).

Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие правовые ценности от поколения к поколению.

Правовая культура личности зависит от следующих показателей:

§ знания и понимания права;

§ уважения к праву в силу личного убеждения;

§ умения пользоваться правом;

§ подчинения своего поведения требованиям норм права.

ВИДЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Правовая культура общества определяется уровнем правосознания и правовой активности общества, степенью прогрессивности и эффективности юридических норм.

Правовая культура социальной группы может сильно отличаться в зависимости от характера этой группы. Она выше в социальных группах, объединяющих лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование, пенсионеров, сотрудников правоохранительных органов, работников госаппарата.

Правовая культура личности формируется прежде всего образованием, которое человек получает, и образом жизни, который ведет. Помимо правовой образованности правовая культура личности предполагает умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям правовых норм.

Факторы, влияющие на правовую культуру подростка:

На формирование правовой культуры несовершеннолетнего ребенка влияют множество факторов:

1. Воспитание в семье (начиная с самого рождения), когда закладываются понимание добра и зла.

2. Дошкольное образование/воспитание (в детском саду) – первые запреты, опыт социализации.

3. Школьное образование/воспитание - соблюдение устава школы, режима дня, ПДД и т.д.

4. Уроки права – усвоение юридической терминологии, опыт работы с документами, разбор ситуаций

5. Близкое окружение (родственники, знакомые, друзья) пример соблюдения/несоблюдения законов

6. Улица (опыт социализации, девиантное поведение и его последствия, влияние социальных групп)

7. СМИ (особенное TV и Internet) – распространяемые принципы, создание образцов поведения

8. Государственная политика (правовые мероприятия, выполнение демократических принципов).

9. Работа правоохранительных органов (соблюдение принципа наказуемости, равенства перед законом)

10. Самообразование – чтение специальной литературы, анализ ситуаций и жизненный опыт.

11. Экономическое положение (уровень жизни населения, доступность благ цивилизации и т.д.)

12. Возрастные особенности личности подростка.

Билет № 12

Виды партий

1. По идеологической принадлежности: либеральные, консервативные, коммунистические, националистические и т.д.

2. По участию в осуществлении власти: Правящие (находятся у власти)

и Оппозиционные (не у власти, но имеют главную задачу эту власть завоевать)

3. По политическому спектру: Левые (-за реформы, - за увеличение государственной собственности, - за социальную защиту трудящихся, - за радикальные методы действий)

Центристские (за компромисс и сотрудничество)

Правые (за сильное государство, за частную соб-ть, за стабильность, негативное отношение к революции).

Билет № 13

Порядок заключения и расторжения трудового договора (ТД).

Процедура заключения трудового договора содержит следующие этапы (ученики переносят план в тетрадь)

1) обращение лица к работодателю с предложением (письменному заявлению) о заключении трудового договора;

2) рассмотрение заявления работодателем и принятия им решения;

3) издания приказа или распоряжения о зачислении работника на работу;

4) оформление трудовой книжки.

Трудовая книжка- основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Работодатель заводит трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше 5 дней. В неё заносят сведения о работнике, основные сведения о выполняемой работе, поощрения, перевод на другую работу и увольнение.

ТД заключается в письменной форме в 2-х экземплярах. Если работник уже приступил к выполнению трудовых функций, работодатель обязан в течение 3-х дней оформить договор письменно.

Прием на работу оформляется приказом, с которым работника вместе с правилами внутреннего распорядка под роспись ознакамливают в течение 3-х дней.

При заключении трудового договора по желанию сторон в нем может быть указан испытательный срок.

Срок испытания не может превышать 3-х месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров – не более 6 мес.

Испытательный срок запрещено устанавливать для:

- лиц, принятых по конкурсу - беременных женщин и женщин с детьми до 1,5 лет

- лиц до 18 лет, - выпускников вузов в течение 1 года устраивающихся впервые на работу по специальности

- избранных на выборную должность - лиц, переведенных с другой работы

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, он считается выдержавшим испытание.

Увольнение работника, не выдержавшего испытание возможно лишь до окончания испытательного срока.

Работник вправе расторгнуть договор в любой момент, известив администрацию не позднее, чем за 2 недели,

-в течение этого срока работник вправе отозвать свое заявление

-по истечении срока работник вправе прекратить работу, а работодатель - обязан выдать трудовую книжку и произвести полный расчет.

Билет № 11

Охарактеризуйте молодежь как социальную группу. Назовите основные молодежные субкультуры и причины их возникновения.

Социальная группа – устойчивая совокупность людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

В самом общем виде молодежь - это социально-демографическая группа (от 16 до 25 лет), выделяемая на основе:

• совокупности возрастных характеристик;

• особенности социального положения;

• социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, религией, культурой, особенностями воспитания и т. д.

Наши рекомендации