Охарактеризуйте молодежь как социальную группу. Назовите основные молодежные субкультуры и причины их возникновения.
Билет № 11
Охарактеризуйте молодежь как социальную группу. Назовите основные молодежные субкультуры и причины их возникновения.
Социальная группа – устойчивая совокупность людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
В самом общем виде молодежь - это социально-демографическая группа (от 16 до 25 лет), выделяемая на основе:
• совокупности возрастных характеристик;
• особенности социального положения;
• социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, религией, культурой, особенностями воспитания и т. д.
Особенности социального положения молодежи
- Переходность положения.
- Высокий уровень мобильности.
- Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
- Активный поиск своего места в жизни.
- Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
Проблемы социализации молодежи.
- острая реакция на все недостатки общества
- рост преступности среди молодого поколения
-ухудшение уровня и качества жизни
- экономическая незащищенность молодых ученых
- социальная незащищенность молодежи в сфере труда
Молодежные субкультуры
Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру. Sub по- латыни – это «под», т. е. по смыслу содержит оттенок подчинения (подкультура, отклонение от культуры).
Молодежная субкультура обладает:
• своим языком; • особой модой; • искусством и стилем поведения.
Ее носителями чаще всего выступают неформальные подростковые группы.
Причины широкого распространения в современном обществе молодежной субкультуры:
- в субкультурной общности подросток получает возможность принадлежать к избранной группе сверстников, являющейся для него референтной, возникает объединяющее чувство «мы», что повышает уровень психологической значимости каждого, дает некую гарантию (или её иллюзию) независимости и защищенности от общества;
- субкультура позволяет молодому человеку лучше почувствовать и проявить самостоятельность своего «я»;
- помогает подростку освободиться от тягостных переживаний, вызванных конфликтом с внешним миром взрослых, с господствующей в обществе культурой.
К созданию субкультуры молодежь побуждают:
- Внутренне одиночество; - Протест против вранья; - Обособление от старших;
- Потребность в друзьях; - Недоверие к взрослым; - Уход от жестокости мира;
- Конфликты в школе и дома; - Власть над другими; - Противостояние официальному обществу;
- Бегство от социальной действительности или неприятие ее; - Стремление найти эмоциональную поддержку.
Виды молодежных субкультур
По специфике поведения членов группы выделяют:
1. просоциальные –группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают;
2. асоциальные –несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера;
3. антисоциальные –не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.
В советские времена, наши бабушки и дедушки, папы и мамы были вовлечены в официальные молодежные организации. Этого требовала идеология.
По видам увлечений:
Музыкальные - субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки:
- Готы (субкультура) — поклонники готик-рока, готик-метала.
- Металлисты — поклонники хэви-мэтал. - Панки — поклонники панк-рока.
- Растаманы — поклонники регги. - Рэперы — поклонники рэпа и хип-хопа.
Субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх и прочем:
- Отаку — поклонники аниме - Ролевики — поклонники ролевых игр
- Байкеры — любители мотоциклов - Фурри — поклонники антропоморфных существ.
Имиджевые - субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению:
- Кибер-готы - Моды - Стиляги - Фрики - Гламур
Политические и мировоззренческие - субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям:
- Антифа - Хиппи - Яппи
Раскройте понятия «правосознание» и «правовая культура». Выделите факторы, влияющие на правовую культуру подростка.
Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву.
СТРУКТУРА ПРАВОСОЗНАНИЯ
1. Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации.
2. Правовая идеология– это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.
ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ
Обыденное правосознание – массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.
Профессиональное правосознание – понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. К сожалению, профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм)
Научное правосознание – идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права. Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы, работающие, как правило, в специализированных НИИ юридического профиля.
Правовая культура — совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними.
СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
1. психологический элемент (правовая психология);
2. идеологический элемент (правовая идеология);
3. Правовое поведение (юридически значимое поведение, воплощение закона в жизнь).
Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие правовые ценности от поколения к поколению.
Правовая культура личности зависит от следующих показателей:
§ знания и понимания права;
§ уважения к праву в силу личного убеждения;
§ умения пользоваться правом;
§ подчинения своего поведения требованиям норм права.
ВИДЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Правовая культура общества определяется уровнем правосознания и правовой активности общества, степенью прогрессивности и эффективности юридических норм.
Правовая культура социальной группы может сильно отличаться в зависимости от характера этой группы. Она выше в социальных группах, объединяющих лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование, пенсионеров, сотрудников правоохранительных органов, работников госаппарата.
Правовая культура личности формируется прежде всего образованием, которое человек получает, и образом жизни, который ведет. Помимо правовой образованности правовая культура личности предполагает умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям правовых норм.
Факторы, влияющие на правовую культуру подростка:
На формирование правовой культуры несовершеннолетнего ребенка влияют множество факторов:
1. Воспитание в семье (начиная с самого рождения), когда закладываются понимание добра и зла.
2. Дошкольное образование/воспитание (в детском саду) – первые запреты, опыт социализации.
3. Школьное образование/воспитание - соблюдение устава школы, режима дня, ПДД и т.д.
4. Уроки права – усвоение юридической терминологии, опыт работы с документами, разбор ситуаций
5. Близкое окружение (родственники, знакомые, друзья) пример соблюдения/несоблюдения законов
6. Улица (опыт социализации, девиантное поведение и его последствия, влияние социальных групп)
7. СМИ (особенное TV и Internet) – распространяемые принципы, создание образцов поведения
8. Государственная политика (правовые мероприятия, выполнение демократических принципов).
9. Работа правоохранительных органов (соблюдение принципа наказуемости, равенства перед законом)
10. Самообразование – чтение специальной литературы, анализ ситуаций и жизненный опыт.
11. Экономическое положение (уровень жизни населения, доступность благ цивилизации и т.д.)
12. Возрастные особенности личности подростка.
Билет № 12
Виды партий
1. По идеологической принадлежности: либеральные, консервативные, коммунистические, националистические и т.д.
2. По участию в осуществлении власти: Правящие (находятся у власти)
и Оппозиционные (не у власти, но имеют главную задачу эту власть завоевать)
3. По политическому спектру: Левые (-за реформы, - за увеличение государственной собственности, - за социальную защиту трудящихся, - за радикальные методы действий)
Центристские (за компромисс и сотрудничество)
Правые (за сильное государство, за частную соб-ть, за стабильность, негативное отношение к революции).
Билет № 13
Порядок заключения и расторжения трудового договора (ТД).
Процедура заключения трудового договора содержит следующие этапы (ученики переносят план в тетрадь)
1) обращение лица к работодателю с предложением (письменному заявлению) о заключении трудового договора;
2) рассмотрение заявления работодателем и принятия им решения;
3) издания приказа или распоряжения о зачислении работника на работу;
4) оформление трудовой книжки.
Трудовая книжка- основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Работодатель заводит трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше 5 дней. В неё заносят сведения о работнике, основные сведения о выполняемой работе, поощрения, перевод на другую работу и увольнение.
ТД заключается в письменной форме в 2-х экземплярах. Если работник уже приступил к выполнению трудовых функций, работодатель обязан в течение 3-х дней оформить договор письменно.
Прием на работу оформляется приказом, с которым работника вместе с правилами внутреннего распорядка под роспись ознакамливают в течение 3-х дней.
При заключении трудового договора по желанию сторон в нем может быть указан испытательный срок.
Срок испытания не может превышать 3-х месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров – не более 6 мес.
Испытательный срок запрещено устанавливать для:
- лиц, принятых по конкурсу - беременных женщин и женщин с детьми до 1,5 лет
- лиц до 18 лет, - выпускников вузов в течение 1 года устраивающихся впервые на работу по специальности
- избранных на выборную должность - лиц, переведенных с другой работы
Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, он считается выдержавшим испытание.
Увольнение работника, не выдержавшего испытание возможно лишь до окончания испытательного срока.
Работник вправе расторгнуть договор в любой момент, известив администрацию не позднее, чем за 2 недели,
-в течение этого срока работник вправе отозвать свое заявление
-по истечении срока работник вправе прекратить работу, а работодатель - обязан выдать трудовую книжку и произвести полный расчет.
Билет № 11
Охарактеризуйте молодежь как социальную группу. Назовите основные молодежные субкультуры и причины их возникновения.
Социальная группа – устойчивая совокупность людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
В самом общем виде молодежь - это социально-демографическая группа (от 16 до 25 лет), выделяемая на основе:
• совокупности возрастных характеристик;
• особенности социального положения;
• социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, религией, культурой, особенностями воспитания и т. д.