Для выполнения практических занятий
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Для выполнения практических занятий
по учебной дисциплине: «История» ОГСЭ.02
для всех специальностей
Составитель: Елена Сергеевна Дурыманова
(Ф.И.О. преподавателя)
Рассмотрена и утверждена на
заседании ЦМК по специальностям:
030912 (40.02.01), 40.02.02
Протокол № 01 от 03.09.2015 г.
Председатель ЦМК
_______________________
/Е.С. Дурыманова/
Содержание | |
Введение………………………………………………………………. | |
Практическая работа № 1 (4 ч)……………………………………………... | |
Практическая работа № 2…………………………………………………… | |
Практическая работа № 3…………………………………………………… | |
Практическая работа № 4…………………………………………………… | |
Практическая работа № 5…………………………………………………… | |
Практическая работа № 6…………………………………………………… | |
Практическая работа № 7…………………………………………………… | |
Практическая работа № 8…………………………………………………… | |
Практическая работа № 9…………………………………………………… | |
Практическая работа № 10………………………………………………….. | |
Практическая работа № 11 (4 ч)……………………………………………. | |
Практическая работа № 12 (4 ч)……………………………………………. | |
Практическая работа № 13………………………………………………….. | |
Практическая работа № 14 (4 ч.)…………………………………………… | |
Практическая работа № 15………………………………………………….. | |
Практическая работа № 16 (4 ч.)………………………………………….. | |
Практическая работа № 17………………………………………………….. | |
Список литературы…………………………………………………. | |
Приложения………………………………………………………….. |
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее учебное пособие составлено на основе профессиональной образовательной программы курса «История» ОГСЭ.02 в соответствии с требованиями ФГОС по всем специальностям очного отделения.
Методическое пособие включает в себя практические задания по дисциплине «История», вопросы для самоконтроля, вопросы для обсуждения (в письменной и устной форме), тестовые задания, таблицы, схемы, работа с текстами, работа с учебным пособием, работа с картой.
История является особым способом освоения мира, заключающимся в выработке целостного мировоззрения, в исследовании и познавательного событий и явлений прошлого и настоящего, попыткой прогнозирования будущего. Мировоззренческая и методологическая роли, которые она играет в обществе и науке, определяют важное место истории среди гуманитарных дисциплин, изучаемых в СПО.
Целью преподавания дисциплины является формирование целостного представления о всемирном историческом процессе, выработка четкого мировоззрения и интеллектуальной культуры студентов, развитие их творческих мыслительных способностей к анализу и обобщениям, к обоснованию и критической оценке событий, происходящих в мире и обществе.
Целью данного практикума является формирование общего представления о некоторых аспектах общественно-политического, социально-экономического, культурного развития России и её роли в системе международных отношений. Работа охватывает период с конца 80-х гг. XX века до наших дней, еще не нашедший достаточного освещения в большинстве учебников и учебных пособий по истории России.
Наличие данной цели обусловило ряд задач:
- сформировать представления о современном историческом процессе и истории РФ как неотъемлемой части всемирной истории;
- вооружить студентов необходимыми знаниями о фактах, событиях, процессах современной истории России;
- выявить основные тенденции общественно-политического, социально-экономического и внешнеполитического развития современной России;
- обозначить основные проблемы исторического развития новейшей России и познакомить студентов с актуальными общественными дискуссиями по этим вопросам;
- привить обучаемым навыки исторического мышления, анализа и научного прогнозирования;
- развить умения самостоятельно мыслить и работать с графическим материалом (диаграммами, гистограммами, графиками, таблицами и схемами);
- развить критическое мышление на основе критического анализа текстового материала, исследования статистических данных и результатов социологических опросов;
- сформировать представление об исторических, статистических, социологических и политологических категориях, необходимых для понимания современной социально-экономической и общественно-политической ситуации;
- повысить политическую и гражданскую культуру студентов, подготовить их к активному участию к современной общественно-политической жизни страны;
- развить уважение к истории и культуре народов России, сформировать общероссийский патриотизм и толерантность;
- развить творческое и критическое мышление будущих специалистов.
Практикум предназначен для обучающихся всех форм обучения, уровень знаний которых по обществознанию и истории современной России к началу изучения дисциплины должен соответствовать программе средней школы.
Данная работа включает в себя основные проблемы истории современности: развитие России в современный период, взаимоотношения её со странами ближнего зарубежья, развитыми государствами Европы, Азией и Америкой. Особое внимание при этом уделяется отношениям с военно-политическими и экономическими союзами современности. (НАТО, ОДКБ, ШОС, ЕВРАЗЕС и т.д.
Дисциплина «История» как и другие социально-гуманитарные дисциплины, прежде всего, формирует личность, способную к самоопределению и саморазвитию. Этому в немалой степени способствует выполнение практических работ студентов на занятиях. В процессе выполнения заданий студенты получают возможность применить теоретические знания в новых условиях, развивать общеучебные умения и навыки (работа с источниками и диаграммами; составление конспекта, таблиц; сравнение и обобщение и др.), логическое мышление, осуществлять самоконтроль на уровне внутренней речи. Задания выполняются без участия педагога, но под его контролем.
Критерии оценок: оценивается работа по 5 бальной системе.
Оценка «5» выставляется, если обучающийся:
- безошибочно выполнил задание;
- обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой;
- сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные положения в тексте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы;
- точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах;
- свободно применяет полученные знания на практике.
Оценка «4» выставляется, если обучающийся:
- обнаружил знание программного материала;
- осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны;
- обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;
- в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки.
Оценка «3» выставляется, если обучающийся:
- обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов преподавателя;
- предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера;
- испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы;
- в устных и письменных ответах допускает ошибки.
Оценка «2» выставляется, если обучающийся:
- имеет отдельные представления о материале;
- в устных и письменных ответах допускает грубые ошибки
Практическая работа № 1
Задание 3.
а) Из статьи Маршала Советского Союза Н.И.Крылова «Поучительные уроки истории»
Августа 1969г.
Массовое внедрение ракетно-ядерной техники в войска привело к изменению форм организации Вооруженных Сил. Одним из существенных выражений этих изменений является создание ракетных войск стратегического назначения, как главной силы сдерживания агрессора и разгрома его в войне. В этом году советский народ и его Вооруженные Силы отметят 10-летие ракетных войск стратегического назначения как самостоятельного вида Вооруженных Сил.
Ракетные войска - олицетворение военного могущества нашего Советского государства, концентрированное выражение его неограниченных возможностей в области науки, техники, промышленного производства и подготовки высококвалифицированных кадров. Ракетные войска оснащены стратегическими ракетами различных типов с широким диапазоном дальности действий. Ракеты в глобальном варианте, имея неограниченную дальность пусков, способны поражать цели противника в любой точке земного шара с любого направления и высокой точностью.
Нам хотелось бы напомнить любителям военных авантюр, что любая агрессия не останется безнаказанной. Возмездие последует немедленно и неотвратимо. Такая уверенность базируется на высокой постоянной готовности наших Вооруженных Сил, каждой пусковой установки, каждого самолета, корабля, танка и орудия. Наши замечательные системы обнаружения не позволяют противнику осуществлять внезапное нападение.
(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.).
Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А.Ф.Кисилева, Э.М.Щагина.М. Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996. с. 557)
б) Из Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Декларация принципов взаимоотношений государств-участников Совещания
Августа 1975г.
II. Неприменение силы или угроза силой
Государства – участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще
в их международных отношениях, от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут использоваться для этого, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к её применению в нарушение этого принципа.
Соответственно государства-участники будут воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства-участника…Равным образом, они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы.
Никакое такое применение силы или угроза силой не будет использоваться как средство урегулирование споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними.
(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.).
Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А.Ф.Кисилева, Э.М.Щагина.М. Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996. с. 559)
Ответьте на вопросы:
· Каковы причины перехода к политике разрядки?
· Каких успехов удалось добиться мировому сообществу в ограничении гонки вооружений и предотвращении мировой войны?
· Какую роль отводили ядерному оружию в СССР и США?
· Какие противоречия существовали в оценках хельсинкских мирных инициатив между лидерами СССР США?
Задание 4. Подумай, почему Советский Союз вывел свои войска из Афганистана? Почему эти события называют «советским Вьетнамом»?
Практическая работа № 4.
Задание 2. Заполнить таблицу.
Основные направления внешней политики | Позитивные изменения | Просчеты внешней политики |
1. Нормализация отношений с США 1985-1988гг. ежегодные встречи М.С.Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж. Бушем | ||
2. Решение региональных конфликтов Февраль 1989г. вывод войск из Афганистана Май-июнь 1989г. визит М.С.Горбачева в Китай Лето 1990г. кризис в Персидском заливе Декабрь 1991г. Мадридские соглашения по арабо-израильскому конфликту | ||
3. Отношения со странами социалистического блока 1989-1990гг.вывод советских войск из Восточной Европы 1990г. согласие на объединение Германии 1991г.роспуск СЭВ и ОВД |
Задание 3. В приведенном ниже отрывке из заявления ГКЧП 19 августа 1991г. вставьте вместо цифр, заключенных в круглые скобки, подходящие слова и словосочетания в соответствующей грамматической форме (кризис, амбициозность, чрезвычайное положение, общенациональное согласие, конструктивное сотрудничество).
Продолжите мысль.
После распада СССР новой России предстояло решить следующие стратегические задачи:…
3. Сравните два подхода к проведению реформ и сделайте вывод о характере предлагаемых изменений и возможных последствий. Выберите наиболее подходящий вариант и аргументируйте выбор. Представьте свой вариант развития.
Л.А. Пономарев, сопредседатель общественно-политического движения «Демократическая Россия»: «В революционном темпе раздать землю, провести приватизацию в промышленности, торговле…. Действовать так, как действовал Ельцин в дни переворота. Да, ряд его указов, принятых в этой критической обстановке, носит антиконституционный характер. Но я назвал бы их гениальными. Они абсолютно отвечали политической потребности».
А.И. Вольский, президент Российского союза промышленников и предпринимателей: «…Предлагаемы курс по реформированию управления экономическим развитием – в замене практически почившей административно-командной системы на государственно регулируемую экономическую систему с плавным переходом к рыночному саморегулированию. На слово «плавный» я просил бы обратить внимание».
Изучите данные об основных видах продуктов питания населения в первый год реформ. Самостоятельно найдите и изучите статистику о положении основных слоев российского общества. Учитывайте различные критерии: смертность, безработицу, заработную плату и т.д. Каким категориям населения пришлось труднее всего? Представьте вашу версию причин такого положения. Что бы вы могли предложить для предотвращения подобной ситуации?
Используя предложенное в документе определение рыночной экономики, сделайте вывод о формах и методах, проблемах, итогах, последствиях становления рыночной экономики в России. Представьте и докажите свою точку зрения.
Вопросы к тексту.
1. На каких условиях должны быть объединены Россия и Беларусь с точки зрения Г.Бооса?
2. Как вы полагаете, есть ли будущее у Союза России и Беларуси?
Задание 4. Выполните тест.
1. ООН была создана:
а. 1945
б. 1939
в. 1956
2. Какая организация вступила в силу по инициативе министров образования?
а. ООН
б. ЮНЕСКО
в. ШОС
3. Главной целью этой организации стало укрепление мира и взаимопонимания между народами средствами образования, науки, культуры:
а. ЮНЕСКО
б. ООН
в. СНГ
4. Блок НАТО был образован:
а. 24 октября 1945г.
б. 4 апреля 1949г.
в. 18 сентября 2003г.
5. Главным инструментом поддержания международного мира и безопасности в XX – XXI вв. стала организация:
а. НАТО
б. ООН
в. ЮНЕСКО
6. Какие из перечисленных организаций носят экономический характер?
а. ШОС
б. АСЕАН
в. ЮНЕСКО
г. ЕврАзЭс
д. ООН
7. Самым агрессивным военным блоком в XX – XXI вв. можно считать:
а. ШОС
б. НАТО
в. СВМДА
8. В какие из перечисленных организаций входит Россия:
а. ООН
б. Азиатский блок развития
в. ОДКБ
г. ШОС
д. ЕВРОСОЮЗ
е. ЕврАзЭс
ж. ОЭСР
Практическая работа № 9.
Задание 2. Изучите документ. Сделайте выводы.
Задание 1. Просмотр и обсуждение документального фильма: «Путин: Россия и Запад» (фильм 1).
Вопросы для обсуждения:
1. Какие качества Путина-политика выделены в фильме?
2. Перечислите мероприятия, проведенные президентом в 2000-2004гг., которые, по мнению авторов фильма, способствовали укреплению российской государственности.
3. Охарактеризуйте дальнейшие перспективы развития РФ.
Задание 2. Работа с текстом (Приложение к практической работе № 12)
Ответьте на вопросы:
I.
1) Что понимается под «расширением Европейского союза»?
2) Какие государства входят в эту организацию?
3) Каковы условия вступления в Евросоюз?
4) Перечислите страны-кандидаты на вступление в Евросоюз. Какие из Европейских государств предпочли не присоединяться к Евросоюзу? Есть ли у них точки соприкосновения с этой организацией?
II.
1) Что такое «международный рынок труда»?
2) Как связаны между собой, формирование международного рынка труда и процессы мировой интеграции? Перечислите области, в которых происходит взаимодействие стран в современном мире.
3) Как осуществляется образование международного рынка труда?
4) Перечислите, какие международные рынки труда существуют в современном мире? (5 шт.)
5) Какие выгоды влечет за собой участие в интеграционном процессе (Евросоюзе)?
6) Что такое «трудовая миграция», каковы ее типы?
7) Каковы плюсы и минусы «трудовой миграции»?
8) Какова основная тенденция развития современного международного рынка труда?
9) Назовите и охарактеризуйте главную характерную черту участия России в процессах международной трудовой миграции.
III.
1) Определите причины и суть изменения курса НАТО с начала 1990-х годов.
2) Что такое «глобальное НАТО»? Каковы его цели и принципы?
IV.
1) Когда и кем была принята программа «Партнерство во имя мира»? В чем ее суть?
2) Каковы цели программы «Партнерство ради мира»?
3) Как вы оцениваете перспективы сотрудничества России и НАТО посредством программы «Партнерство ради мира»? Аргументируйте свой ответ.
4) Заполните таблицу «Россия и НАТО: перспективы и разногласия».
Сферы взаимодействия | Сферы разногласия |
1. ……. 5. | 1. …….. 3. |
V.
1) Охарактеризуйте политические ориентиры России в современном мире.
Практическая работа № 13.
Работа с текстом.
Проанализируйте статью из интернета (Приложение к практической работе № 13). Выполните задание.
Задание 1.Ответте на вопросы.
1. Как вы понимаете термин «глобальное информационное общество»? Какие позиции ему соответствуют?
2. Какие задачи предстояло решать россиянам на рубеже XX-XXI веков?
3. Что такое «национальная самоидентификация»? Какие факторы на нее влияли?
Задание 2.Заполнить таблицу «Изменения в социальной структуре».
Критерии изменений | Советский период | Постсоветский период |
Элементы социальной структуры | ||
Критерий деления по слоям | ||
Основной идеал общества | ||
Правовая основа |
Задание 3.Охарактеризуйте влияние постиндустриального общества на молодежь и культуру в 90-е - 2000-е гг. Какие «новшества» были «освоены» россиянами в начале2000-ых г.г.?
Задание 4. Что, по мнению автора статьи, представляет собой культурный облик россиян 2000 – 2009 гг. На чем основывается автор в своих выводах.
Практическая работа №14
Задание 2. Заполните таблицу «Плюсы и минусы массовой культуры»
Задание 3.Ответьте на вопросы:
Задание 4. Защита презентаций.
Практическая работа №15
Задание 2.
Прочитайте Приложение 2.Составьте конкретизирующую таблицу « Молодёжные экстремистские организации России и Европы»
Страна | Название организаций |
Общее в целях _______________________________________________________________________________________ |
Задание 3.
Нанесите на контурную карту страны, в которых действуют экстремистские организации.
Задание 4.
Проанализируйте документы Приложения 3 и назовите способы противодействия экстремистской деятельности.
Практическая работа № 16
Задание 3. Выпишите условия осуществления социально-экономической политики в РФ.
Задание 4. Перечислите основные приоритеты развития страны.
Задание 5. Раскрыть суть понятий: факторы производства, факторные доходы, постиндустриальное общество; ВВП, ППС.
Практическая работа № 17
Задание 2. Дайте определение понятиям: «инновация», «инновационная деятельность», «инновационная инфраструктура», «инновационный процесс».
Задание 3.Почему развитие инноваций в современной России становится стратегической задачей политики?
Задание 4.Перечислите основные направления развития инноваций.
Задание 5.На основе показателей диаграмм «Инновационная активность предприятий» и «Удельный вес новой продукции», сделайте вывод о конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке. Какие факторы препятствуют внедрению технологических инноваций на российских предприятиях?
Творческое задание: Напишите эссе (не больше 100 слов) на тему «Инвестиции в человека – долгосрочный национальный приоритет».
Список литературы
Основные источники:
1. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник СПО. – ОИЦ «Академия», 2014.
2. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Дидактические материалы. – ОИЦ «Академия», 2014.
3. История.Учебник СПО. Под ред. П.С.Самыгина. – Р.-на-Д., 2012.
4. Абрамова Ю.А., Абрамов А.В. Новейшая история России (1991-2006гг). Практикум. – М., 2007.
5. О.С.Сороко Цюпа. Мир в XX веке. 11 класс. – М., «Дрофа», 2009.
6. В.В.Кирилов. Отечественная история в схемах и таблицах. – М. «Эксмо», 2009.
Дополнительные источники:
1. Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007. MDF. eBook (компьютерное издание). 99 Мб
2. Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века. /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007. - 240 с.
3. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России : теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев;МГИМО (ун-т) МИД РФ, Междунар. ин-т упр. – М. : Юристъ, 2005. – 237 с.
4. Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. – М.: Артстиль-полиграфия, 2009. - 352 с.
5. Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. – М.: Аквариум, 1998. – 217 с.
6. Кузык Б.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. – М.: Институт экономических стратегий, 2006. – 544с.
7. Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000–2008. /Н.Леонов. М., 2008. – 545 с.
8. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2009. – 416 с.
9. Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985- 2003): ист. свидетельства и размышления участника событий / В. Печенев. - М.: Норма, 2004. – 365 с.
10. Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008. – 361 с.
11. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит. университет, 2007. – 49 с.
12. Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.: Европа, 2005. – 232 c.
Интернет-ресурсы:
1. Библиотека военно-исторической литературы на сайте: http://militera.lib.ru/index.html.
2. Журнал «Россия в глобальной политике» на сайте: http://www.globalaffairs.ru.
3. Исторический портал:http://www.hrono.ru.
4. Официальный сайт Совета безопасности России: http://www.scrf.gov.ru
5. Портал МИД России http://www.mid.ru.
6. Портал Правительства России: http://government.ru
7. Портал Президента России: http://kremlin.ru
8. Публикации научно-образовательного форума по международным отношениям на сайте: http://www.obraforum.ru/pubs.htm.
9. Текст Конституции России на сайте: http://www.constitution.ru
10. http://school-collection.edu.ru.
Приложение к практической работе № 4
Тема: «Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.»
Исторический календарь
Албания
апрель 1985 г. — смерть Э. Ходжи. Первым секретарем Албанской партии труда избран председатель президиума Народного Собрания Албании Р. Алия
апрель 1987 г. — пленум ЦК. АПТ признал ошибочной линию по ограничению личного подсобного хозяйства крестьян, изменил политику в сельском хозяйстве
осень 1990 г. — албанское руководство заявило о проведении политики реформ
декабрь 1990 г. — создание Демократической партии Албании, фактически возникает многопартийность. Сейчас партия располагает большинством мест в парламенте
февраль 1991 г.— во время демонстрации студентов при столкновении с силами охраны порядка убито четверо
март 1991 г. — первые парламентские выборы на многопартийной основе
апрель 1991 г. — провозглашение Республики Албания
июнь 1991 г. — АПТ преобразована в Социалистическую партию Албании. Сейчас партия находится в оппозиции
Болгария
10 ноября 1989 г. — пленум БКП отстранил Т. Живкова от занимаемых должностей
декабрь 1989 г. — образование Союза демократических сил во главе с Ж. Желевым — движения, оппозиционного БКП
апрель 1990 г. — создание Болгарской социалистической партии на основе БКП. Лидер — П. Младенов
весна 1990 г. — П. Младенов избран президентом
август 1990 г. — отставка Младенова, парламент избирает президентом Ж. Желева
декабрь 1990 г. — сформировано первое многопартийное правительство Болгарии
январь 1992 г. — прямые всенародные президентские выборы. Президент — Ж. Желев
1996 г. — избрание президентом П. Стоянова (Союз демократических сил)
Венгрия
июнь 1987 г. — сформировано правительство К. Гросса. Предложение радикальной экономической реформы, критика застойных явлений в обществе
июнь 1987 г. — создание альтернативного движения либеральной интеллигенции — Венгерский демократический форум (летом 1989 г. был преобразован в партию)
май 1988 г. — Всевенгерская конференция ВСРП. Смена старого партийного руководства (отставка Я. Кадара). Новое политбюро (К.Гросс, И.Пожгаи, Р.Ньерш)
конец 1988—1989 г. — обсуждение в парламенте вопроса о введении многопартийной системы в стране
февраль 1989 г. — пленум ЦК ВСРП. Переоценка событий 1956 г., отказ от руководящей роли ВСРП
весна 1989 г. — начало заседаний «круглого стола». Выработка соглашения о создании парламентской демократии, правового государства, коренной реорганизации ВСРП
лето 1989 г. — отставка ряда депутатов Государственного собрания Венгрии (парламента), начало работы в Парламенте представителей оппозиционных партий. Провозглашение Венгерской Республики, многопартийности
октябрь 1989 г.— решение чрезвычайного съезда ВСРП о создании Венгерской социалистической партии
весна 1990 г. — выборы в Государственное собрание. Формирование коалиционного правительства без коммунистов и социалистов
ГДР
7 октября 1989 г. — массовые антиправительственные демонстрации в Лейпциге, Дрездене и других городах. Разгон демонстраций и аресты участников вызвали рост протеста
18 октября 1989 г. — пленум ЦК СЕПГ освободил Э.Хонеккера от поста Генерального секретаря «по состоянию здоровья»
4 ноября 1989 г. — демонстрация в Берлине (500 тыс. человек) требует отставки правительства и проведения свободных выборов
ноябрь 1989 г. — отставка Политбюро ЦК СЕПГ
ноябрь 1989 г. — падение Берлинской стены
декабрь 1989 г. — съезд СЕПГ. Образование на ее основе Партии демократического социализма. В дальнейшем — попытка созвать «круглый стол»
март 1990 г. — свободные демократические выборы парламента ГДР.
Победа объединения «Альянс за Германию»
31 августа 1990 г. — договор между ФРГ и ГДР об объединении
3 октября 1990 г. — Договор об объединении вступил в силу, ГДР стала частью ФРГ
ноябрь 1990 г. — общегерманские выборы в бундестаг
17 марта 1991 г, — вступление в действие Договора о полной целостности Германии
Польша
весна 1989 г.— «круглый стол». Соглашение между ПОРП и «Солидарностью» о проведении парламентских выборов на многопартийной основе
июнь 1989 г. — парламентские выборы, формирование правительства Т.Мазовецким. Представители ПОРП — в меньшинстве
январь 1990 г. — решение о самороспуске ПОРП. Образование партий: Социал-демократия республики Польша и Социал-демократического союза
январь 1990 г. — начало экономической реформы. «Шоковая терапия»
декабрь 1990 г. — отставка В.Ярузельского. Победа на президентских выборах Л.Валенсы
1996 г. — поражение Л.Валенсы на очередных выборах президента. Победа кандидата социалистов А. Квасьневского
Румыния
декабрь 1989 г. — расстрел демонстрации в Тимишоаре
21 декабря 1989 г. — попытка властей провести митинг в поддержку политики Чаушеску в Бухаресте. Выступление против власти, разгон демонстрантов, введение особого положения в стране. Начало восстания в Бухаресте. Переход армии на сторону народа. Вооруженная борьба с «Секуритате» (служба государственной безопасности) продолжалась в течение недели. Создание Фронта национального спасения во главе с И.Илиеску
22 декабря 1989 г. — арест Николае и Елены Чаушеску (25 декабря были расстреляны по приговору чрезвычайного военного трибунала)
23 декабря 1989 г. — Совет Фронта национального спасения взял государственную власть в свои руки
февраль 1990 г. — в ходе работы «круглого стола» с участием всех оппозиционных партий создан Временный совет национального согласия (И.Илиеску)
май 1990 г. — выборы президента и парламента. Победа И.Илиеску и ФНС.
ноябрь 1991 г. — принятие конституции Румынии
1996 г.— президентом Румынии избран Э.Константинеску
Чехословакия
17 ноября 1989 г. — митинг студентов (15 тыс.) в память о расстреле антифашистского выступления пражских студентов в 1939 г. перерос в антиправительственную демонстрацию. При разгоне демонстрации были раненые
ноября 1989 г. — демонстрация протеста в Праге и других городах
ноября 1989 г. — продолжение демонстраций, учреждение «Гражданского форума» в Чехии
20 ноября 1989 г. — демонстрация в Праге (150 тыс. человек), учреждение организации «Общественность против насилия» в Словакии
24 ноября 1989 г. — отставка руководства КПЧ
начало декабря 1989 г. — заседания «круглого стола», решение о формировании коалиционного правительства
10 декабря 1989 г. — начало работы коалиционного правительства, Г.Гусак объявил об отставке с поста президента
29 декабря 1989 г. — выборы в Федеральное собрание. Председателем Федерального собрания избран А.Дубчек, президентом страны — В. Гавел
1990 г. — Чехословакия преобразована в Чешскую и Словацкую Федеративную Республику
декабрь 1992 г. — Федеральное собрание ЧСФР приняло закон о разделении федерации
1 января 1993г. — провозглашение суверенных Чешской Республики и Словацкой Республики
Югославия
1988 г. — обострение отношений между албанцами и сербами в автономном крае Косово (Сербия), автономия Косова была упразднена, мусульманское (албанское) большинство Косова стремится к решению национального вопроса
январь 1990 г. — чрезвычайный съезд СКЮ, жесткое противостояние между республиканскими союзами коммунистов. Распад партии на самостоятельные республиканские организации
1990 г. — первые многопартийные выборы в парламенты республик Югославии. Приход к власти партий и лидеров с националистическими лозунгами
25 июня 1991 г. — выход из состава Югославии Словении и Хорватии. Обострение «сербского вопроса» в Хорватии, начало гражданской войны
17 ноября 1991 г. — провозглашение суверенитета Македонии
январь 1992 г. — направление миротворцев ООН в Хорватию
апрель 1992 г. — провозглашение суверенитета Боснии и Герцеговины
1992 г. — Сербия и Черногория образовали Союзную республику Югославию
1999 г. — военные действия США и их союзников против СРЮ
Приложение к практической работе № 8
Тема: Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.
1. Участие России в урегулировании региональных конфликтов
Россия принимает активное участие в решении проблем региональной и международной безопасности, участвует в урегулировании региональных конфликтов, миротворческих операциях различных форматов (ООН, ЕС, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ). В своей внешней политике российское руководство уделяет приоритетное внимание урегулированию региональных конфликтов на постсоветском пространстве, которые находятся в непосредственной близости от границ нашей страны, оказывают прямое воздействие на безопасность государства и затрагивают национальные интересы.
Приложение к практической работе № 11
Тема: Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооружённого конфликта в этом регионе.
Чеченская проблема
С конца 1991 г. острый характер приобрёл чеченский кризис, ставший серьёзным дестабилизирующим фактором общественно-политического развития России в 1990-е гг.
27 октября 1991 г. президентом Чеченской республики был избран боевой лётчик генерал Джохар Дудаев, который объявил о создании независимой Чеченской Республики Ичкерия и о выходе её из состава РСФСР. Чеченский сепаратизм создал угрозу разрушения России. Политическая борьба между ветвями власти не позволила руководству России решить чеченскую проблему в 1992-1993 гг. Самопровозглашённая Чеченская республика была признана, но не как независимая от России, а как её субъект. Это было закреплено в Конституции РФ 1993 г. Чечня стала самым слабым звеном в цепи российской государственности. От его прочности зависела прочность Федерации.
Борьба с терроризмом
Чеченские боевики, используя иностранную помощь и наёмников, продолжают политику террора. Только в 2002 г. они взорвали дом правительства в Грозном, произвели взрыв в Каспийске в рядах мирной демонстрации по случаю Дня Победы 9 мая, в октябре захватили 900 заложников в Театральном центре на ул. Дубровка в Москве во время показа мюзикла «Норд-ост». Угрожая взорвать здание этого центра с помощью террористок-смертниц, они требовали вывести федеральные войска из Чечни. Впервые правительство России не пошло на уступки. 26 октября 2002 г. была проведена спецоперация, в ходе которой почти все 40 террористов были уничтожены. Погибли и 130 заложников, пострадали ещё около 700.
В День Победы 9 мая 2004 г. взрыв на стадионе в Грозном унёс жизнь президента Чеченской республики Ахмада Кадырова. Президентом Чечни был избран его сын Рамзан Кадыров. В 2004 г. в День знаний террористы захватили здание школы в городе Беслан (Северная Осетия) и удерживали в качестве заложников детей, учителей и родителей, пришедших на праздничную линейку. Несмотря на всё это летом 2006 г. добровольно сдавшимся боевикам была предложена амнистия.
Росси