II этап – проведение похода.
1. В поход с группой детей идут не менее 2 взрослых (медсестра, кто-либо из родителей). Все походы совершаются в дневное время. Перед уходом воспитатель обязан поставить в известность заведующую ДОУ: куда идет группа, количество детей, к какому времени планируют вернуться обратно. В случае задержки на встречу группе должна быть направлена помощь.
Личное снаряжение ребенка включает: рюкзак, сухой паек, кружку, фляжку, коврик, салфетки для рук.
2. Перед выходом педагог напоминает детям общие правила поведения во время похода: всем детям необходимо проявлять заботу о впереди и сзади идущих товарищах, быть внимательными, соблюдать осторожность и организованность, не рвать и не есть незнакомые ягоды, не ломать веток, не оставлять после себя мусор.
3. На протяжении похода педагог должен стремиться поддерживать у ребенка хорошее, жизнерадостное настроение, веру в себя, умение приспосабливаться к новым, не всегда благоприятным условиям.
4. Во время пеших походов наиболее целесообразно продвижение в одну сторону в течение 30-40 мин. Общая продолжительность похода не должна превышать 2-2,5 часа (старшая группа) и 3-4 часа с привалом не менее 1 часа для подготовительной группы.
Продолжительность лыжных походов до 1,5 часов в старшей группе и 1,5-2,5 часа в подготовительной. Ходьбу на лыжах необходимо сочетать с ходьбой по пересеченной местности, катанием с гор.
5. На привале в соответствии с целью похода либо организуется активный отдых (игры и упражнения в природных условиях, загорание, купание, игры-забавы), либо осуществляется ознакомление детей со знаменательными местами, с событиями и т.д.
III этап – подведение итога.
Может проходить в форме беседы, дети могут нарисовать то, что видели в походе, с чем познакомились, составить рассказ.
Обеспечение безопасности:
В походе необходимо предусмотреть и свести к минимуму возможность несчастных случаев. Можно выделить 4 основные причины, вызывающие несчастные случаи:
- слабая дисциплина в группе;
- недостаточная туристическая подготовка и опыт;
- сложность естественных препятствий;
- неожиданное критическое изменение погоды.
Воспитателю необходимо знать как оказать первую доврачебную помощь детям при ушибах, вывихах, переломах, растяжении, обморожении.
Использование на занятиях физической культурой инновационных педагогических технологий. Нетрадиционные формы проведения занятий физической культурой.
Типы физкультурных занятий
· Учебно-тренировочное занятие:формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков. 50% всех занятий.
· Сюжетное физкультурное занятие:построено на одном сюжете, сюжет берется из детской литературы или придумывается воспитателем самостоятельно.Проводится со 2 мл.группы, структура сохраняется. Решаются задачи совершенствования двигательных умений и навыков, воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями.
· Занятие, состоящее из подвижных игр (игровое):построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и т.д. Проводится со 2 младшей группы, для занятия подбираются знакомые детям подвижные игры, с разными ОВД.
· Интегрированное занятие:направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи, например, эколого-физического развития ребенка и т.д.
· Тематическое физкультурное занятие:посвящено, как правило, какой-либо одной теме ("Зоопарк", "Космонавты" и т.д.).Проводится со 2 мл.группы, структура сохраняется.
· Контрольные занятия:проводятся в конце квартала и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей в основных движениях и физических качеств (О.Н. Моргунова, 2005)
· Занятия современными и народными танцами, ритмической гимнастикой, на тренажерах, с элементами фольклора, у-шу, хатка-йоги:повышают интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями, развивают двигательную самостоятельность, совершенствуют умения и навыки (Н.Н. Кожухова, 2003).
· Занятия с одним пособием(всё занятие проводим с обручем, мячом), с единым пособием(резинка, парашют, длинная гимнастическая палка и др).
· Занятия с пособиями-подарками(самолетики, кораблики, бумажный мяч, «эстафетная палочка» и др.).
· Занятие по подгруппам(с мальчиками и девочками; со здоровыми и ослабленными детьми; с детьми, имеющими высокую и низкую двигательную активность).
· Занятия из серии «Забочусь о своем здоровье.Проводится со второй младшей группы. Даются знания о ЗОЖ.