Особенности проведения прогулок-походов за пределы
Детского сада.
Туризми туристические походы в переводе с французского – прогулка, поездка.А вообще, это путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха.
Существуют многочисленные виды туризма:внутренний, международный, самодеятельный, организованный, познавательный, водный, горный, автомобильный, пеший, лыжный и др.
В детском саду используется простейший туризм: пеший, лыжный, велосипедный.
Значение:
· Туристические походы оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект;
· приобщают к удивительному миру природы, воспитывают к ней бережное отношение;
· формируют важнейшие нравственные качества (дисциплинированность, взаимопомощь);
· расширяют кругозор ребенка, формируют первичные представления об истории родного края, традициям и культуре народа;
· именно в походе сам по себе возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают,
· развивается выносливость, совершенствуются прикладные навыки и умения (передвижение друг за другом след в след по песку, с грузом; подъем в гору и спуск с нее; переход через канаву, ручей по бревну; перелезание через неожиданное препятствие; влезание на дерево для ориентировки на местности и др.)
Содержание:
1. Походы могут быть направлены на пропаганду значимости физической культуры и спорта. К этим прогулкам привлекаются родители. Они могут проходить под девизом «Туризм – лучший отдых», «Туризм – путь к здоровью» и др.
2. Организуются туристические походы к местам боевой славы. Задачи таких походов – воспитать бережное отношение к памятникам, обелискам, развить нравственно-патриатические чувства.
3. Походы носят и краеведческий характер, их целью является расширение кругозора и закрепление знаний детей о родном крае, воспитание бережного отношения к природе.
Несмотря на разнообразное содержание туристических походов при всех вариантах необходимо правильно сочетать познавательную и двигательную активность, воспитывать волевые качества в преодолении трудностей, вырабатывать настойчивость, выносливость, взаимопомощь и взаимовыручку.
Методические рекомендации:
Туристический поход включает три части: подготовка, проведение и подведение итога.
I этап - Целью подготовительного этапа является создание психологической и двигательной готовности детей к новому виду деятельности. На этом этапе задается общая эмоциональная направленность, ставится цель, уточняются и расширяются знания ребенка, формируются необходимые навыки.
Подготовка к походу:
1. Детей необходимо определенным способом подготовить, т.е. они должны:
- быть закалены, ибо точно предсказать погодные условия невозможно;
- физически подготовлены, т.к. в походе требуется выносливость, умение
с наименьшим напряжением выдержать непривычную обстановку;
В основном уделяется внимание индивидуальной физической подготовке ребенка, а также специальным упражнениям для укрепления свода стопы, овладения техникой передвижения на велосипеде, лыжах и т.п.
2. В период подготовки к походу целесообразно провести родительское собрание, привлечь родителей к его организации.
· Для туристической прогулки обязательным является приобретение рюкзаков. Для дошкольников лучше использовать станковый рюкзак, он легко регулируется в зависимости от возраста детей, его особая конструкция позволяет переносить тяжести без особой нагрузки на плечевой пояс. Станок дает возможность выровнять осанку у сутулых детей.
Вес рюкзака с содержимым для ребенка 5-6 лет должен составлять 1-
1,5 кг; 7-8 лет - до 2-3 кг. При большом весе ребенок быстро устает.
В рюкзак укладывают посуду, топорики, аптечку, полиэтиленовую
пленку для дождя и др.
· Следующим этапом является подбор обуви и одежды. Основной принцип – одежда должна быть не по сезону, а по погоде (обязательно учитывать возможность изменения).
Обувь должна быть удобной, разношенной, позволяющей вставить
войлочную стельку и надеть 2 носка (хлопчатобумажный и шерстяной). Это могут быть кроссовки, кеды. Самым лучшим вариантом являются кожаные туристические ботинки. Одежда должна быть удобной для выполнения активных движений. Одежда зависит от погоды и способа передвижения группы.
3. Чтобы заинтересовать детей, проводятся тематические беседы или педагог читает им художественную литературу, показывает слайды и туристическое снаряжение, что помогает формировать у детей яркие образные представления, побуждает к поиску новых знаний и желанию овладеть туристическими умениями. С детьми проводится практическая продуктивная деятельность, которая связана с изготовлением эмблем для участников похода, оформлением и подготовкой группового и личного снаряжения (ремонт палатки, подготовка колышков и т.д.)
4. При подготовке и проведении походов у ребенка значительно расширяется словарь по туристической тематике.
Для детей 5-6 лет вводится следующая лексика: слова-предметы: турист, палатка, котелок, спальный мешок, компас; слова-определения: велосипедный, лыжный, пеший; слова-действия: поход, привал, сбор, преодоление.
Для детей 6-7 лет: слова-предметы: руководитель группы, штурман, маршрут, карта, снаряжение, бивак; слова-определения: горный, конный, автомобильный туризм; слова-действия: страховать, ориентироваться, сигналить, словосочетания: туристский слет, полоса препятствий.
5. Педагог заранее определяет маршрут похода, способы передвижения. Маршрут должен быть с наименьшими переходами автомобильных дорог, с удобными для привала местами, с которыми воспитатель заранее хорошо ознакомился. Программный материал подбирается в соответствии с оздоровительными и познавательными задачами.