Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям дошкольного возраста с учетом двигательной активности.
Двигательная активность представляет собой удовлетвореннуюпотребность организма в движении.
Она является важнейшим условием нормального развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма.
Потребность в движении нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Она весьма сильно варьирует в зависимости от особенностей физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий их жизни.
Значение
От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека.
Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостью ребенка.
Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка. Но следует предостеречь и от излишней двигательной активности, которая ведет к функциональным изменениям в сердечно-сосудистой системе дошкольника.
Естественная потребность организма в движении для дошкольников составляет в среднем от 10 до 15 тыс. шагов (локомоций) в сутки.
У детей 3—4 лет двигательная активность равняется 6—9 тыс. шагов в сутки, у детей 4—5 лет — 9—12 тыс. шагов, у детей 5—6 лет — 12—15 тыс. шагов. Двигательная активность ребенка (как и взрослого человека)меняется в зависимости от сезона: в зимний период она снижается, а летом повышается приблизительно на 30 % по сравнению со средними величинами.
Двигательную активность можно измерить с помощью шагомера. Шагомер крепится на поясе, груди или лопатке ребенка. Двигательная активность замеряется в локомоциях или шагах. С помощью шагомера можно получить данные по двигательной активности ребенка в любой режимный период: на физкультурном занятии, на утренней гимнастике, на прогулке.
Измерить уровень двигательной активности можно путем хронометрирования. За определенный временной период фиксируется время пассивного состояния ребенка (сидит, стоит, лежит) и время активного состояния ребенка (идет, бежит, прыгает и т.д.). Наблюдение ведется за одним ребенком или несколькими детьми одновременно. Затем определяется процент активного и пассивного состояния ребенка за данный промежуток времени. Нормальным соотношением покоя и движения для дошкольников можно считать 30 % покоя и 70% двигательной активности.
Следует заметить, что двигательная активность каждого ребенка индивидуальна. Если внимательно понаблюдать и проанализировать двигательное поведение ребенка, то условно можно отнести его к одной из трех групп по двигательной активности: большой, малой, средней подвижности.
Первую группусоставляют дети со средней, нормальной двигательной активностью, обеспечивающей своевременное и целесообразное развитие ребенка в целом.
Такие дети характеризуются, как правило, нормальной массой тела, они редко болеют, хорошо усваивают материал в детском саду и потом хорошо успевают в школе.
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной активностью на протяжении всего дня. Таких детей примерно половина или чуть больше. При хороших условиях в группе (место для движений, время, игрушки-двигатели, физкультурное оборудование) они проявляют самостоятельность в организации двигательной деятельности.
Движения у таких ребят обычно уверенные, четкие, целенаправленные. Физиологи считают, что здесь вполне можно положиться на «саморегуляцию»,
Руководство ДА детей: создать условия для двигатель ной активности: выделить место для ДА, время, физкультурное оборудование.
Ко второй группеследует отнести детей малоподвижных, т. е. с низкой двигательной активностью.
Наиболее уязвим организм малоподвижных детей. Причинами низкой двигательной активности ребенка могут быть
- неудовлетворительный психологический климат в группе,
- однородность и бедность предметной среды,
- нездоровье,
- повышенной массой тела,
- несформированные двигательные умения ребенка или
- систематические запреты взрослых, в результате которых часто складывается малоподвижный тип его поведения.
Малоподвижных детей характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают. В противоположность подвижным детям, умеющим найти для себя пространство, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую пространства и движений. Они робки в общении, неуверенны в себе, не любят игры с активными движениями.
Лучший метод руководства в этом случае — увлечь застенчивого, нерешительного, не умеющего двигаться ребенка игрой. Предпочтение следует отдать простым, активным движениям, в которых не требуется точность.
К третьей группеотносятся дети с большой двигательной активностью. Таких детей называют «моторными».
Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют от общего числа детей примерно четверть. Они отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной интенсивности движений они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять своими движениями.
Они чаще выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих четкости и точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Эти дети находят возможность двигаться в любых условиях.
Большая двигательная активность, как и малая, имеет отрицательные последствия. Большой объем движений создает высокую физическую нагрузку на организм.ребенка, что может привести к отклонениям в деятельности сердечно-сосудистой системы.
Бытует мнение, что детей, чрезмерно много двигающихся, непременно надо ограничивать в движениях; приучать к спокойным видам деятельности. Это не совсем так. У ребенка повышена потребность в движении, и она должна быть удовлетворена. В этом случае следует помнить золотое правило: не запрещать, а регулировать.
Руководство двигательной деятельностью таких детей должно идти не в направлении ограничения подвижности, а сосредоточения их внимания на движениях, требующих сдержанности, осторожности, осмысленности, управляемости.
Хорошие результаты показывает дружба детей с разной двигательной активностью и совместная деятельность детей и взрослых.