Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям дошкольного возраста с учетом двигательной активности.

Двигательная активность представляет собой удовлетвореннуюпотреб­ность организма в движении.

Она является важнейшим условием нормаль­ного развития ребенка, а также одной из важнейших форм жизнедеятель­ности растущего организма.

Потребность в движении нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Она весьма сильно варьирует в зависимости от особенностей физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовлен­ности, от условий их жизни.

Значение

От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека.

Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функцио­нальные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зре­лостью ребенка.

Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на орга­низм ребенка. Но следует предостеречь и от излишней двигательной активности, которая ведет к функциональным изменениям в сердечно-со­судистой системе дошкольника.

Естественная потребность организма в движении для дошкольников составляет в среднем от 10 до 15 тыс. шагов (локомоций) в сутки.

У детей 3—4 лет двигательная активность равняется 6—9 тыс. шагов в сутки, у детей 4—5 лет — 9—12 тыс. шагов, у детей 5—6 лет — 12—15 тыс. шагов. Двигательная активность ребенка (как и взрослого человека)меняется в зависимости от сезона: в зимний период она снижается, а летом повышается приблизительно на 30 % по сравнению со средними величинами.

Двигательную активность можно измерить с помощью шагомера. Шагомер крепится на поясе, груди или лопатке ребенка. Двигательная активность замеряется в локомоциях или шагах. С помощью шагомера можно получить данные по двигательной активности ребенка в любой режимный период: на физкуль­турном занятии, на утренней гимнастике, на прогулке.

Измерить уровень двигательной активности можно путем хронометрирования. За определенный временной период фиксируется время пассив­ного состояния ребенка (сидит, стоит, лежит) и время активного состояния ребенка (идет, бежит, прыгает и т.д.). Наблюдение ведется за одним ребенком или несколькими детьми одновременно. Затем определяется процент активного и пассивного состояния ребенка за данный промежуток времени. Нормальным соотношением покоя и движения для дошкольников можно считать 30 % покоя и 70% двигательной активности.

Следует заметить, что двигательная активность каждого ребенка инди­видуальна. Если внимательно понаблюдать и проанализировать двигатель­ное поведение ребенка, то условно можно отнести его к одной из трех групп по двигательной активности: большой, малой, средней подвижности.

Первую группусоставляют дети со средней, нормальной двигательной активностью, обеспечивающей своевременное и целесообразное развитие ребенка в целом.

Такие дети характеризуются, как правило, нормальной массой тела, они редко болеют, хорошо усваивают материал в детском саду и потом хорошо успевают в школе.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ров­ным и спокойным поведением, равномерной активностью на про­тяжении всего дня. Таких детей примерно половина или чуть боль­ше. При хороших условиях в группе (место для движений, время, игрушки-двигатели, физкультурное оборудование) они проявляют самостоятельность в организации двигательной деятельности.

Движения у таких ребят обычно уверенные, четкие, целенаправ­ленные. Физиологи считают, что здесь вполне можно положиться на «саморегуляцию»,

Руководство ДА детей: создать условия для двигатель ной активности: выделить место для ДА, время, физкультурное оборудование.

Ко второй группеследует отнести детей малоподвижных, т. е. с низкой двигательной активностью.

Наиболее уязвим организм малоподвижных детей. При­чинами низкой двигательной активности ребенка могут быть

  • не­удовлетворительный психологический климат в группе,
  • однород­ность и бедность предметной среды,
  • нездоровье,
  • повышенной массой тела,
  • несформирован­ные двигательные умения ребенка или
  • систематические запреты взрослых, в результате которых часто складывается малоподвиж­ный тип его поведения.


Малоподвижных детей характеризует общая вялость, пассив­ность, они быстрее других устают. В противоположность подвиж­ным детям, умеющим найти для себя пространство, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую пространства и движений. Они робки в общении, неуверенны в себе, не любят игры с активными движениями.

Лучший метод руководства в этом случае — увлечь застенчиво­го, нерешительного, не умеющего двигаться ребенка игрой. Пред­почтение следует отдать простым, активным движениям, в кото­рых не требуется точность.

К третьей группеотносятся дети с большой двигательной активностью. Таких детей называют «моторными».

Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют от общего числа детей примерно четверть. Они отли­чаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной интенсивности движе­ний они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять своими движениями.

Они чаще выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих четкости и точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Эти дети находят возможность двигаться в любых условиях.

Большая двигательная активность, как и малая, имеет отрицательные последствия. Большой объем движений создает высокую физическую нагрузку на организм.ребенка, что может привести к отклонениям в деятельности сердеч­но-сосудистой системы.

Бытует мнение, что детей, чрезмерно много двигающихся, непременно надо ограничивать в движениях; приучать к спокой­ным видам деятельности. Это не совсем так. У ребенка повышена потребность в движении, и она должна быть удовлетворена. В этом случае следует помнить золотое правило: не запрещать, а регули­ровать.

Руководство двигательной деятельностью таких детей дол­жно идти не в направлении ограничения подвижности, а сосредоточения их внимания на движениях, требующих сдержанности, осторожности, осмысленности, управляемости.

Хоро­шие результаты показывает дружба детей с разной двигательной активнос­тью и совместная деятельность детей и взрослых.

Наши рекомендации