Обучение дошкольников скольжению по ледяным дорожкам.
Значение
Скольжение по ледяным дорожкам, как и другие физические упражнения на открытом воздухе зимой, способствует предупреждению заболеваний, укреплению защитных сил организма, повышению работоспособности.
При правильно организованном занятии создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (организованности, дисциплинированности, самостоятельности, активности) и проявления волевых качеств (смелости, решительности, уверенности в своих силах и т. д.).
Упражнения выполняются на ограниченной и скользкой площади опоры, что способствует развитию чувства равновесия. Умение сохранять равновесие в довольно сложных условиях и преодолевать появившиеся препятствия — двигательный навык, необходимый каждому человеку в ежедневной жизни и быту.
Техника скольжения по ледяным дорожкам включает в себя разбег, отталкивание, скольжение.
Разбег.При разбеге движения рук согласовываются с движениями ног, туловище несколько обращается вперед. Руки слегка согнуты в локтях, кисти расслаблены, пальцы легко согнуты, стопа ставится с перекатом с пятки на носок. Скорость при разбеге нарастает постепенно и достигает предельной величины к моменту отталкивания.
Отталкивание. В начале обучения отталкивание осуществляется той ногой, которой ребенку более удобно. На этапе углубленного разучивания целесообразно отталкиваться поочередно то правой, то левой ногой. Место отталкивания можно отметить каким-нибудь предметом: кубиком, кеглей и т. д. Дети обучаются отталкиваться после разбега без замедления темпа и остановки.
Скольжение. После разбега и толчка одной ногой другая нога выносится вперед и вес тела переносится на нее. Скольжение осуществляется на обеих ногах без отрыва их от льда. Руки свободно опущены вдоль туловища или выносятся вперед. Скорость скольжения постепенно снижается, и в конце дорожки ребенок начинает бежать короткими шагами.
Методические рекомендации
Вначале малыши пробуют пройти по утрамбованному снегу, а потом — по короткой ледяной дорожке, передвигая ноги по льду. При необходимости воспитатель поддерживает ребят за руки или плечи. Важно, чтобы дети почувствовали качество льда, учились сохранять равновесие. Сначала воспитатель берет малыша за руки и прокатывает по недлинной дорожке. К концу зимы дети 3 — 4 лет уже в состоянии самостоятельно скользить по недлинной дорожке. Воспитатель наблюдает, подбадривает детей, подсказывает, как правильно делать движения, побуждает проявлять смелость, ловкость, самостоятельность.
В старшей группе дети учатся энергично разбегаться по снегу и скользить как можно дальше по длинной дорожке. Им предлагаются дополнительные, более сложные задания: при скольжении заложить руку за спину, за голову, положить на плечи, сделать 2 — 3 пружинистых приседания, присесть и проскользить в приседе до конца дорожки и т. д.
Для старших детей можно залить дорожку длиной 8 — 10 м, шириной 50 — 60 см. Детям нравятся сложные задания на ловкость: поворачиваться кругом, скользить на одной ноге, ставить ноги параллельно, приседать и скользить в приседе, ловить брошенный предмет и т. д.
Детям этого возраста уже доступно скольжение с невысокой горы. Скатываются дети скользя на ногах в приседе или сидя на деревянных кругах, сделанных специально для этого.
Нельзя разрешать детям кататься сидя на пальто. Воспитатель следит, чтобы дети спускались с горы по очереди, не толкались, играли дружно, без ссор. Он должен уметь в любую минуту оказать всем воспитанникам помощь: несмелого поддержать в начале или в конце спуска, более ловкому предложить новый способ движения, наблюдать за состоянием играющих и соответственно регулировать нагрузку.
Скатываясь с горы, старшие дошкольники могут выполнять интересные задания, воспитывающие ловкость, смелость и решительность, например: поднимать положенный на горе кубик, скользить вдвоем-втроем, «поездом», попадать снежком в цель и т. д.