Упражнения для младших дошкольников
Упражнения для ознакомления со свойствами лыж и снега.
1. Найти свои лыжи в стойке, взять их и перенести к месту занятий.
2. Поставить лыжи на снег, закрепить ноги в лыжные крепления.
3. Стоя на лыжах, поднять поочередно то правую, то левую ногу с лыжей.
4. Продвинуть одну лыжу вперед и назад, потом – другую.
5. Стоя на лыжах сделать небольшие приседания («пружинка»).
Упражнения для обучения скользящему шагу.
1. Пройти, приседая под воротцами из лыжных палок.
2. Пройти по лыжне ступающим шагом (до красного флажка 10 м.), потом – широким скользящим шагом (до синего флажка 20 м.).
Упражнения для обучения поворотам.
1. Стоя на месте передвинуть лыжу вправо и влево, прижимая лыжи к снегу.
2. Стоя на месте подпрыгнуть на лыжах, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую.
3. Повороты на месте вокруг пяток лыж на горизонтальной площадке.
Упражнения для обучения подъемам
1. Приставные шаги вправо и влево (стараясь ставить лыжи параллельно).
2. Переступание (боковым шагом) через палки, положенные на снегу на расстоянии 1 м. друг от друга.
3. Боковые шаги на горизонтальной площадке (ускоряя темп передвижения).
4. Подняться на пологий склон «лесенкой», повернувшись сначала левым, а затем правым боком.
Упражнения для обучения спускам со склона.
1. Принять правильную позу для спуска на ровном месте.
2. Спуск с очень пологого склона в основной стойке.
Упражнения для старших дошкольников
Упражнения для обучения скользящему шагу.
1. Ходьба вслед за воспитателем скользящим шагом.
2. Ходьба по лыжне попеременно то ступающим, то скользящим шагом.
3. Ходьба по учебной лыжне (меняя темп передвижения по сигналу воспитателя) то в быстром, то в медленном темпе.
4. Отработка правильной координации рук и ног при ходьбе на лыжах.
5. Ходьба на лыжах с одновременным перенесением веса тела с одной ноги на другую, удлиняя шаг.
6. Ходьба на лыжах со сложенными за спиной руками.
7. Ритмическая ходьба на лыжах под звуки бубна.
Упражнения для обучения поворотам.
1. Повороты на месте вокруг пяток лыж.
2. Обойти стоящее на пути дерево, делая поворот переступанием.
3. Передвижение на лыжах между флажками (стараясь не сбить их).
4. Повороты на месте переступанием на 180о (затем на 360о) в правую и левую сторону.
5. Ходьба по лыжне «змейкой» (поочередно обходя препятствия то справа, то слева).
6. Ходьба на лыжах по следу, оставленному воспитателем («звездочка», «спираль»).
Упражнения для обучения подъемам.
1. Боковые шаги на ровном месте в правую и левую сторону.
2. Подняться на склон «лесенкой» повернувшись к склону сначала левым, затем правым боком.
3. Имитация подъема «елочкой» на ровном месте.
4. Имитация подъема «елочкой» по следу, оставленному воспитателем.
5. Подъем «елочкой» на пологий склон.
6. Подъем «елочкой», ускоряя темп передвижения.
Упражнения для обучения спускам со склона.
1. Спуск со склона в основной стойке.
2. Спуск со склона до ориентира.
3. Спуск со склона мягко пружиня ноги.
Особенности обучения катанию на коньках детей старшего дошкольного возраста.
Катание на коньках — циклический вид движения. Цикл заключается в чередовании отталкивания ото льда то одним, то другим коньком, кратковременном скольжении на обоих коньках и последующем свободном скольжении на одном из них.
Значение
Катание на коньках развивает основные группы мышц, особенно ног. У малышей слабы мышцы стопы, голеностопные суставы. При катании на коньках чередуется напряжение с расслаблением мышц ног, что благоприятно влияет на укрепление свода стопы.
Во время занятий ребенок дышит свежим, прохладным воздухом, в результате чего повышается сопротивляемость простудным заболеваниям верхних дыхательных путей, ангиной и т. д.
Систематические занятия катанием на коньках благоприятно отражаются на развитии вестибулярного аппарата. В результате тренированности улучшается способность удерживать равновесие на одной ноге.
Занятия катанием на коньках способствуют воспитанию таких ценных черт характера, как смелость, решительность, уверенность в своих силах.
В ДОУ обучение катанию на коньках рекомендовано с 5-6 летнего возраста. Т.И.Осокина утверждает, что раньше этого срока обучать ребенка катанию на коньках нельзя, потому что он должен совершать на коньках трудные двигательные координации при малой площади опоры, а костно-связочный аппарат нижних конечностей еще недостаточно крепкий. Катание на коньках требует поддержания равновесия при передвижении на льду, что создает дополнительные нагрузки на центральную нервную систему.
А.В.Кенеман и Д.В.Хухлаева считают, что уже с 3 лет дети могут научиться скользить по льду на коньках и совершать простые элементы фигурного катания, но в условиях детского сада требуется квалифицированное руководство, чтобы предупредить возникновение травматизма.
Л.Н.Пустынникова считает, что старший дошкольный возраст благоприятен для начала занятий катанием на коньках т.к. в этом возрасте дети могут сохранять равновесие, правильно держать туловище, согласовывать движения рук и ног, соблюдать направление толчка. У них улучшается моторная память и речь.
В ГДР, США, Канаде детей начинают обучать катанию с 4-летнего возраста. В Канаде даже существует традиция вручать мальчику хоккейную клюшку, когда ему исполнится 3 года. К 5-6 годам он уже неплохой хоккеист.
Методические рекомендации
Одежда детей должна быть легкой, достаточно теплой и не стесняющей движения. Сначала надевают трикотажные рубашку и трусы, затем— хлопчатобумажные колготки и рубашку из плотной ткани, а сверху — свитер и тренировочные шерстяные брюки или рейтузы. Врачи рекомендуют, чтобы было три слоя одежды. На ноги надевают сначала простые, затем шерстяные носки. Если ботинки несколько велики ребенку, в них можно положить стельки из войлока или газетной бумаги, чтобы не мерзли ноги. Ботинки с коньками ни в коем случае не должны быть тесными: иначе даже в не очень холодную погоду будут сильно мерзнуть ноги.
Детей, прежде всего, учат надевать ботинки с коньками и правильно шнуровать их. Вставляют шнурок в отверстие ботинка сверху вовнутрь крестообразно, так, чтобы при стягивании он не распускался. Подъем ноги стягивают туже, а на сгибе шнуровку ослабляют. Пальцы ног в ботинках должны быть свободны, чтобы они не мерзли. Обычно ботинки зашнуровывают на первом занятии и расслабляют после него, а на последующих лишь стягивают шнурки перед занятием. Это позволяет сократить время подготовки к занятию.
Еще осенью, до выхода на лед, проводятся подготовительные упражнения. На асфальтированной дорожке дети учатся стоять, ходить на коньках, знакомятся с посадкой конькобежца. У них формируются первые представления о движениях. При помощи подготовительных упражнений дети учатся понимать направление толчка и положение коньков при их наклоне, совершенствуется функция равновесия.
В конце ноября с дошкольниками проводятся групповые занятия на снежной утрамбованной площадке. В этот период важно научить ребят приемам самостраховки, техники правильного падения. Дети должны уметь сориентироваться в момент потери устойчивости на коньках. Для этого надо глубоко присесть, туловище наклонить слегка вперед, руки спустить вниз до коньков, коньки слегка расставить. Затем дети учатся отталкиваться в процессе разбега, сохранять правильную посадку, переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. Необходимо приучать ребят соблюдать правила передвижения — кататься только в одну сторону (против часовой стрелки).
На катке дети должны постоянно находиться в движении: иначе они будут мерзнуть. Поэтому очень важно продумать моторную плотность занятий.
Во время отдыха, когда воспитатель показывает движения, рассказывает о них, можно разрешить детям сесть на скамейки. Нельзя позволять малышам садиться на снег, даже если у них очень устали ноги. Делать это надо в теплой раздевалке.
Для подготовительных упражнений в осенний период на лезвия коньков надевают чехлы из кожи, резины, чтобы предохранить их от затупления.
На первых занятиях на снежной утрамбованной площадке дети могут быть одеты в короткие пальто или легкие шубки и обычные меховые шапки-ушанки. Такая утепленная одежда предохраняет ребенка от ушибов, которые вполне возможны в начале обучения, и от переохлаждения (начинающий кататься на коньках, как правило, медленно передвигается по льду).
После каждого катания коньки необходимо приводить в порядок. При входе в помещение следует немного подождать, чтобы коньки прогрелись и отпотели, а затем вытереть их. В детском саду каждый ребенок должен иметь свою тряпочку для вытирания коньков.