Построение детей в играх-эстафетах

Построение детей в играх-эстафетах - student2.ru

Методика проведения подвижной игры с детьми старшего дошкольного возраста.

Подвижная игра – сознательная активная деятельность детей, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Задачи. Старший возраст:

1. Добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех видов движений.

2. Учить анализировать свои движения и движения товарищей.

3. Воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками.

4. Побуждать к проявлению товарищества в двигательной деятельности.

5. Развивать быстроту, ловкость и общую выносливость.

6. Добиваться выразительного и вариативного выполнения движений.

В методику подвижной игры входит: сбор детей на игру и создание интереса; объяснение правил; распределение ролей; руководство ходом игры; подведение итога.

Сбор детей на игру

Дети любят подвижные игры с правилами и играют в них с большим интересом. Игру можно проводить в начале, в середине и в конце прогулки, в зависимости от того, какое занятие пред­шествовало прогулке и каков ее общий план.

Собрать детей старшего дошкольного возраста для игры можно различными приемами.

1. Так, еще до выхода на участок, где главным образом организуются игры, воспитатель говорит детям средней и старшей групп о том, что на участке будет проведена игра. Он договаривается с детьми, что как только он их позовет, ударит в бубен или позвонит, они соберутся около него или в определенном месте площадки. О том, какая игра будет проведена, необязательно сообщать детям заранее: об этом можно сказать и после того, как они соберутся для игры.

2. В старшей группе можно иногда воспользоваться и другим приемом — перед выходом на прогулку разделить детей на несколько колонн. По сигналу все собираются в условленном месте, и отмечается, какая колонна собралась первой. В старшей группе можно пору­чить нескольким детям собрать своих товарищей для игры, распределив заранее, кто кого позовет.

Сбор на игру не должен превышать 1—2 минут. Длительный сбор снижает у детей интерес к игре, дезорганизует их.

Подвести детей к игре можно путем вопросов или при помощи показа игрушки, кар­тинки. Можно заранее рассказать детям сказку или про­читать стихи на соответствующую тему, показать им предметы или явления, которые встретятся в игре.

Объяснение правил игры

После того как дети соберутся для игры, воспитатель сообщает название игры и рассказывает ее содер­жание.

При объяснении игры воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все дети. Если дети стоят в шеренге, сидят полукругом или свободно сгруппировались около воспитателя, он становится к ним лицом. Если дети стоят по кругу, воспитатель занимает место рядом с деть­ми, но не в центре круга.Изложение содержания игры, объяснение ее правил должны быть краткими, четкими.

Многословное, сбивчивое объяснение ведет к тому, что дети утомляются, у них притупляется внимание, падает интерес к игре. При объяснении игры надо рас­сказать самое главное.

Большое значение при объяснении игры имеет инто­нация. Слово, выделенное и подчеркнутое соответствую­щей интонацией, приобретает особое значение, особое содержание.

Тон воспитателя должен быть живым, но спокойным. Недопустимо монотонное объяснение игры.

Распределение ролей

Очень важным моментом при проведении игры являет­ся распределение ролей.

Выделить детей на ответственные роли можно раз­личными приемами: воспитатель сам поручает ребенку какую-нибудь роль, выделяет посредством считалки или ребенок, выполнявший роль водящего, выбирает на эту роль себе заместителя, также можно использоватькеглю, «стрелочку», «перехватки», жеребьевку и др.

Нельзя пользоваться считалкой с бессмысленным текстом; следует брать для этой цели короткие стихи, текст которых понятен детям. При этом нужно следить, чтобы дети не разбивали слова на слоги, а произносили текст так, чтобы на каждого играющего приходилось целое слово или слове вместе с предлогом.

Например:

Чижик /в клеточке/ сидел/,

Чижик /песни/ громко/ пел и. т. д.

Но нельзя также поручать ответственные и инте­ресные роли всегда одним и тем же детям. Это раз­вивает у одних зазнайство, а у других — неуверенность в своих силах.

Руководство ходом игры

В процессе игры воспитатель следит как за поведе­нием всей группы в целом, так и за отдельными детьми. Своим бодрым тоном, живым интересом к игре он под­держивает у детей во время игры радостное настроение.

Непосредственное участие воспитателя в игре подни­мает у детей интерес, придает игре живость, делает ее эмоциональнее. Участие воспитателя в игре зависит от характера самой игры, от состава группы и возраста детей, от их поведения во время игры. Чем меньше возраст играющих, тем активнее воспитатель.

В средней и особенно в старшей группе воспитатель только вначале сам испол­няет главную роль, а затем передает ее детям. Детей старшей группы воспитатель постепенно приучает к само­стоятельному проведению игры в небольшом коллективе. В некоторых случаях воспитатель бывает вынужден участвовать в игре, чтобы не нарушить ее замысла. Так, например, если при проведении игры «Найди себе пару» имеется четное число детей, воспитателю приходится участвовать в этой игре, иначе никто не останется без пары.

При распределении детей воспитатель соединяет бо­лее слабых и не умеющих выполнять движения с более сильными, особенно в таких играх, где имеется элемент соревнования (например, «Чья колонна скорее соберет­ся»); мальчиков с девочками, так как иногда у мальчи­ков замечается стремление группироваться только с мальчиками, а у девочек — с девочками.

При проведении игры воспитатель следит за тем, чтобы дети долго не бездействовали, так как у них мо­жет пропасть интерес к игре и они не получат доста­точной физической нагрузки.

В ходе игры воспитатель подает сигналы — зритель­ные (поднимает цветной флажок), звуковые (ударяет в бубен, в барабан), произносит определенные слова. Зву­ковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки и т. п. нервируют и воз­буждают детей.

Особенное внимание воспитатель уделяет выполне­нию детьми правил. Правила имеют большое воспитательное значение. Правила — это определенные требования, которые дол­жны выполняться всеми играющими. Правила в игре должны соответствовать возрасту детей: чем меньше возраст ребенка, тем проще должны быть правила. Не следует вводить в игру правил, которые побуждают детей к проигрыванию, например, когда пойманный становится водящим, так как играю­щие начинают поддаваться. Проигравшему следует предоставить возможность поупражняться в том, что ему не удается, и исправить свою ошибку, поэтому его выход из игры возможен только на очень короткий срок.

Подведение итога игры

Закончить игру можно по-разному. Так, иногда за­канчивая игру, особенно в средней и старшей группах, воспитатель подводит итог: отмечает, кто из играющих отличился особой ловкостью, быстротой, хорошо выпол­нял правила, выручал товарищей; воспитатель называет и тех, кто нарушал правила, баловался, мешал детям играть.

Игру можно закончить организованным уходом детей, или, если позволяет содержание игры, можно иногда уход с площадки или из зала сделать продолжением игры. Например, если дети играли в автомобили или в ло­шадки, воспитатель предлагает ехать на автомобилях или на лошадках «домой», т. е. в групповую комнату.

Если дети пользовались какими-нибудь пособиями: флажками, мячами и др., их следует убрать на место.

Средняя продолжительность игры 5—6 минут в младшей группе, 6—8 минут — в средней и 8—10 ми­нут — в старшей. Общая продолжительность игры счи­тается с того момента, как дети собрались для игры и воспитатель начал ее объяснение.

Соблюдая дозировку для всех детей, нужно, кроме того, иметь в виду ослабленных детей. Не следует их вы­ключать из игры, подчеркивать их болезненное состоя­ние: надо найти им подходящую роль.

Не следует за один раз давать больше двух игр, при этом они должны быть различны по характеру движе­ния, по построению: одна игра может быть более по­движной, а другая более спокойной, одна круговая, дру­гая врассыпную.

Наши рекомендации