Построение детей в играх-эстафетах
Методика проведения подвижной игры с детьми старшего дошкольного возраста.
Подвижная игра – сознательная активная деятельность детей, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Задачи. Старший возраст:
1. Добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения детьми всех видов движений.
2. Учить анализировать свои движения и движения товарищей.
3. Воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками.
4. Побуждать к проявлению товарищества в двигательной деятельности.
5. Развивать быстроту, ловкость и общую выносливость.
6. Добиваться выразительного и вариативного выполнения движений.
В методику подвижной игры входит: сбор детей на игру и создание интереса; объяснение правил; распределение ролей; руководство ходом игры; подведение итога.
Сбор детей на игру
Дети любят подвижные игры с правилами и играют в них с большим интересом. Игру можно проводить в начале, в середине и в конце прогулки, в зависимости от того, какое занятие предшествовало прогулке и каков ее общий план.
Собрать детей старшего дошкольного возраста для игры можно различными приемами.
1. Так, еще до выхода на участок, где главным образом организуются игры, воспитатель говорит детям средней и старшей групп о том, что на участке будет проведена игра. Он договаривается с детьми, что как только он их позовет, ударит в бубен или позвонит, они соберутся около него или в определенном месте площадки. О том, какая игра будет проведена, необязательно сообщать детям заранее: об этом можно сказать и после того, как они соберутся для игры.
2. В старшей группе можно иногда воспользоваться и другим приемом — перед выходом на прогулку разделить детей на несколько колонн. По сигналу все собираются в условленном месте, и отмечается, какая колонна собралась первой. В старшей группе можно поручить нескольким детям собрать своих товарищей для игры, распределив заранее, кто кого позовет.
Сбор на игру не должен превышать 1—2 минут. Длительный сбор снижает у детей интерес к игре, дезорганизует их.
Подвести детей к игре можно путем вопросов или при помощи показа игрушки, картинки. Можно заранее рассказать детям сказку или прочитать стихи на соответствующую тему, показать им предметы или явления, которые встретятся в игре.
Объяснение правил игры
После того как дети соберутся для игры, воспитатель сообщает название игры и рассказывает ее содержание.
При объяснении игры воспитатель должен стоять так, чтобы его видели все дети. Если дети стоят в шеренге, сидят полукругом или свободно сгруппировались около воспитателя, он становится к ним лицом. Если дети стоят по кругу, воспитатель занимает место рядом с детьми, но не в центре круга.Изложение содержания игры, объяснение ее правил должны быть краткими, четкими.
Многословное, сбивчивое объяснение ведет к тому, что дети утомляются, у них притупляется внимание, падает интерес к игре. При объяснении игры надо рассказать самое главное.
Большое значение при объяснении игры имеет интонация. Слово, выделенное и подчеркнутое соответствующей интонацией, приобретает особое значение, особое содержание.
Тон воспитателя должен быть живым, но спокойным. Недопустимо монотонное объяснение игры.
Распределение ролей
Очень важным моментом при проведении игры является распределение ролей.
Выделить детей на ответственные роли можно различными приемами: воспитатель сам поручает ребенку какую-нибудь роль, выделяет посредством считалки или ребенок, выполнявший роль водящего, выбирает на эту роль себе заместителя, также можно использоватькеглю, «стрелочку», «перехватки», жеребьевку и др.
Нельзя пользоваться считалкой с бессмысленным текстом; следует брать для этой цели короткие стихи, текст которых понятен детям. При этом нужно следить, чтобы дети не разбивали слова на слоги, а произносили текст так, чтобы на каждого играющего приходилось целое слово или слове вместе с предлогом.
Например:
Чижик /в клеточке/ сидел/,
Чижик /песни/ громко/ пел и. т. д.
Но нельзя также поручать ответственные и интересные роли всегда одним и тем же детям. Это развивает у одних зазнайство, а у других — неуверенность в своих силах.
Руководство ходом игры
В процессе игры воспитатель следит как за поведением всей группы в целом, так и за отдельными детьми. Своим бодрым тоном, живым интересом к игре он поддерживает у детей во время игры радостное настроение.
Непосредственное участие воспитателя в игре поднимает у детей интерес, придает игре живость, делает ее эмоциональнее. Участие воспитателя в игре зависит от характера самой игры, от состава группы и возраста детей, от их поведения во время игры. Чем меньше возраст играющих, тем активнее воспитатель.
В средней и особенно в старшей группе воспитатель только вначале сам исполняет главную роль, а затем передает ее детям. Детей старшей группы воспитатель постепенно приучает к самостоятельному проведению игры в небольшом коллективе. В некоторых случаях воспитатель бывает вынужден участвовать в игре, чтобы не нарушить ее замысла. Так, например, если при проведении игры «Найди себе пару» имеется четное число детей, воспитателю приходится участвовать в этой игре, иначе никто не останется без пары.
При распределении детей воспитатель соединяет более слабых и не умеющих выполнять движения с более сильными, особенно в таких играх, где имеется элемент соревнования (например, «Чья колонна скорее соберется»); мальчиков с девочками, так как иногда у мальчиков замечается стремление группироваться только с мальчиками, а у девочек — с девочками.
При проведении игры воспитатель следит за тем, чтобы дети долго не бездействовали, так как у них может пропасть интерес к игре и они не получат достаточной физической нагрузки.
В ходе игры воспитатель подает сигналы — зрительные (поднимает цветной флажок), звуковые (ударяет в бубен, в барабан), произносит определенные слова. Звуковые сигналы не должны быть слишком громкими: сильные удары, резкие свистки и т. п. нервируют и возбуждают детей.
Особенное внимание воспитатель уделяет выполнению детьми правил. Правила имеют большое воспитательное значение. Правила — это определенные требования, которые должны выполняться всеми играющими. Правила в игре должны соответствовать возрасту детей: чем меньше возраст ребенка, тем проще должны быть правила. Не следует вводить в игру правил, которые побуждают детей к проигрыванию, например, когда пойманный становится водящим, так как играющие начинают поддаваться. Проигравшему следует предоставить возможность поупражняться в том, что ему не удается, и исправить свою ошибку, поэтому его выход из игры возможен только на очень короткий срок.
Подведение итога игры
Закончить игру можно по-разному. Так, иногда заканчивая игру, особенно в средней и старшей группах, воспитатель подводит итог: отмечает, кто из играющих отличился особой ловкостью, быстротой, хорошо выполнял правила, выручал товарищей; воспитатель называет и тех, кто нарушал правила, баловался, мешал детям играть.
Игру можно закончить организованным уходом детей, или, если позволяет содержание игры, можно иногда уход с площадки или из зала сделать продолжением игры. Например, если дети играли в автомобили или в лошадки, воспитатель предлагает ехать на автомобилях или на лошадках «домой», т. е. в групповую комнату.
Если дети пользовались какими-нибудь пособиями: флажками, мячами и др., их следует убрать на место.
Средняя продолжительность игры 5—6 минут в младшей группе, 6—8 минут — в средней и 8—10 минут — в старшей. Общая продолжительность игры считается с того момента, как дети собрались для игры и воспитатель начал ее объяснение.
Соблюдая дозировку для всех детей, нужно, кроме того, иметь в виду ослабленных детей. Не следует их выключать из игры, подчеркивать их болезненное состояние: надо найти им подходящую роль.
Не следует за один раз давать больше двух игр, при этом они должны быть различны по характеру движения, по построению: одна игра может быть более подвижной, а другая более спокойной, одна круговая, другая врассыпную.