Б. Преимущественно аффективная и социальная депривация
В приведенных опытах сенсорная и когнитивная депривации представляли, обычно, самый важный фактор. В других опытах животное ограничивается, скорее, лишь эмоционально. Речь здесь идет в первую очередь об ограничении контакта детеныша с матерью или о „модификации эмоциональных характеристик подобного контакта (поглаживание, прикасание, сосание, покачивание, ношение и т. п.). Подобные опыты ставились многими исследователями на котятах, на молодых козах и овцах, на дельфинах и т. п.
Рис. 45, 46, 47. Поведение ягнят в ситуации, возбуждающей тревожность, в присутствии матери и без нее. Один ягненок из двойни находится в экспериментальном помещении с матерью, другой из двойни находится один в другом помещении. Аппаратура в обоих помещениях одинаковая, и оба ягненка подвергаются в регулярных интервалах небольшому электрическому разряду в голень. Движения ягнят без матери очень ограничены, заторможены, «оцепеневший ягненок» держится в углу (запись А на соседнем рисунке), движения ягненка в присутствии матери являются значительно более свободными (запись Б). (Автор Н. Liddell — 1958 по любезному разрешению супруги скончавшегося автора) |
Наибольшей известное чью пользуются, однако, изобретательные и широкие эксперименты Г. Ф. Харлоу и его сотрудников из университета в Висконсине. Длинный ряд этих опытов с пятидесятых лет и до настоящего времени, производившихся во всех случаях на обезьянах Macacus rhesus, принес много стимулов для более глубокого понимания вероятных механизмов депривации у детей.
В своих первых опытах Харлоу содержал новорожденных обезьян в индивидуальных клетках с доступом к двум неживым моделям матери, из которых у одной было «тело» из проволочной сетки, тогда как у другой сетка была затянута мохнатой материей. Оказалось, что обезьянки значительно больше держались за матерчатую «мать», терлись об нее, ласкались к пей больше, чем к проволочной «матери», причем даже тогда, когда их кормили через соску, помещенную на проволочной матери. Это доказывает релятивную незначимость голода и исключительную важность телесного контакта для образования связи детеныша с матерью. Харлоу доказал, что на данную связь воздействуют также другие факторы, а именно движение (детеныши отдавали предпочтение качающейся матерчатой матери и качающейся постельке перед неподвижной), возможность держаться и, может быть, некоторые зрительные, звуковые и другие раздражители, Однако данные опыты доказывают, что детеныш не только притягивается к матери аффективно положительными раздражителями, которые она ему предоставляет, но что он также инстинктивно к ней обращается в ситуациях внезапного испуга. Когда перед детенышами ставили незнакомый предмет (двигающийся и бьющий в барабан медвежонок), то они в ужасе убегали и прятались где-нибудь в уголке. Однако, если вблизи находилась замещающая матерчатая мать, то они быстро убегали и прижимались к ней. Там они постепенно успокаивались, начинали оборачиваться к неизвестному, наводящему ужас предмету, затем даже приближались к нему и начинали с ним манипулировать и изучать его. Конфликт двух противоречивых тенденций — бегства перед неизвестным и настоятельного желания познать неизвестное — решался в пользу познания. Детеныши без матери замирали в уголке, тогда как детеныши с «матерью» оказывались способными отправляться в авантюрную экспедицию за познанием мира. Так как обезьянки уже подросли, а матерчатая мать была в общем нетяжелой, то они часто в таких случаях брали ее с собой. Подобным же образом они себя вели, когда укладывали «мать» в прозрачную коробку из пластмассы.
То, что Харлоу установили наличие соотношения «жизненной уверенности» и мотивации в смысле стремления к познанию и учению, заставляет вспомнить об опыте с детьми, воспитывавшимися с раннего детства в детских учреждениях, где вопреки среднему уровню интеллекта они в дошкольном возрасте не умеют хорошо играть, а в школьном возрасте у них отмечаются явные недостатки в школьной работе. Подобным образом ре-
акции ужаса и тревоги детенышей, лишенных материнского «портауверенности», напоминают тревожные проявления детей ил учреждения для грудных детей перед незнакомой для них крупной игрушкой в экспериментах М. Дамборской.
Исследования Харлоу продолжались в изучении действия социальной изоляции на последующее развитие поведения. Если детеныши воспитывались с матерчатыми матерями в течение 180 дней, а затем разлучались с ними на 90 дней, то при текущей тес та ни и, а также после окончания опыта ими проявлялось такое же горячее расположение, как это имело место первоначально. Следовательно, сепарация в определенном возрасте не разбила созданной эмоциональной связи. В другом опыте сравнивались три группы детенышей. Группа А воспитывалась совершенно без матерей в течение 180 дней, и только потом она получила возможность контакта
с другими детенышами на общей «спортивной площадке», доступ к которой имелся ВА двух противолежащих клеток. В группа я Б и В детеныши росли с матерчатыми матерями также в течение 180 дней, причем в первой из них возможность контакта с другими детенышами была предоставлена только потом, тогда как во второй данный контакт протекал свободно, с самого начала. Больше всего бросалось в глаза поведение группы Б. Между детенышами не было ни игр, ни коммуникации. Дело в том, что при нормальных обстоятельствах приблизительно через 90 дней собственная мать перестает быть в своем эмоциональном отношении к ребенку «протективной» и становится «амбивалентной». Она их больше наказывает и отталкивает. Матерчатая мать этого делать, конечно, не может, а слишком длительное и интимное отношение к ней детеныша препятствует его социализации при общении со сверстниками. Оказалось, что нарушаются все виды игр, а также что игра детеныша с матерью и около нее является более бедной по сравнению с двумя другими группами. Наиболее высокий уровень контакта и совместных игр отмечался у группы В, тогда как
Рис. 50. Детеныш обезьяны резус непосредственно после того, как он был освобожден из изоляции, где жил со своего рождения до 12-месячного возраста — свернувшись в уголке клетки, прижавшись к полу, с закрытыми глазами, «держится сам за себя» всеми четырьмя конечностями. (Н. F. Harlow, American Scientist, 54/3, стр. 264, 1966-ио любезному разрешению автора и издателя). |
Рис. 51. Картина группового поведения детенышей обезьяны резус, содержавшихся без матери в лабораториях профессора Харлоу (Н. F. Harlow, American Scientist 54/3, стр. 254, 1966—по любезному разрешению автора и издателя).
у группы А при хорошем уровне взаимного контакта между детенышами игра все же оставалась обедненной.
С течением времени детеныши, воспитывавшиеся когда-то без матерей в лабораториях Харлоу, достигли периода половой зрелости. Оказалось, что у особей, содержавшихся в изолированных клетках или с матерчатыми матерями без возможности контакта с другими детенышами, происходят
■ |
Рис. 52. Депривированные детеныши обезьян в лабораториях Харлоу |
тяжелые расстройства сексуального поведения, хотя они и кажутся нормально развитыми. Молодые самцы характеризуются в качестве «гетеросексуально безнадежных». Молодые самки также держат себя отрицательно, причем оплодотворение осуществляется у них лишь с трудом. К своим собственным детенышам они относятся затем чрезвычайно «не по матерински». Либо детеныши их вообще не интересуют, либо они их просто грубо бьют ц отталкивают, причем тем больше, чем отчаянее детеныши стремятся добиться с ними контакта. Харлоу здесь добавляет, что наблюдение за этими жестокими сценами превышало часто эмоционально приемлемые границы даже у опытных экспериментаторов. В отличие от этого, детеныши, у которых своевременно имелась возможность общаться со своими сверстниками, вели себя во взрослый период в этом отношении нормально, причем безразлично, протекало ли их воспитание с замещающими матерями или без них.
В своих последующих работах Харлоу (196В) изучает «терапевтическое» воздействие контакта с другими детенышами на развитие, нарушенное социальной изоляцией. Полная изоляция,когда детеныш содержится в клетке совершенно один, по своим результатам не слишком отличается от частичной изоляции, когда детеныш в клетке тоже один, но у него имеется возможность видеть и слышать свою мать и остальных животных, находящихся по соседству. Если детенышам после 3 месяцев
в
полной социальной изоляции предоставить возможность контакта с животными того же возраста, то они впадают в особый эмоциональный шок, а их поведение сравнимо, скорее всего, с проявлениями детского аутизма. Постепенно они все же вступают в контакт, причем позднее достигают нормального социального и сексуального развития. Функции их интеллекта, по-видимому, не затронуты. Если для контакта со сверстниками детенышу предоставляется возможность только после социальной изоляц-иии, продолжавшейся 6 месяцев, то недостатки в социальном поведении сохраняются в течение целых месяцев. В случае полной изоляции, продолжавшейся свыше 6 месяцев, пораженные детеныши не способны взаимодействовать с другими .животными. В то время как особи, подвергшиеся частичной изоляции с продолжительностью до 6 месяцев, в период своей юности отличались от сверстников и взрослых своим особым агрессивным (и аутоагрессивным) поведением, которое у этого вида обезьян обычно вообще не наблюдается, то молодые обезьяны, прошедшие полную и длительную изоляцию, остаются при подобных ситуациях заторможенными, без агрессии, с тревожными запретами.
Г. Ф. Харлоу и М. К. Харлоу (19Н(>) заключают свои исследования констатацией, что наиболее надежный путь к нормальному развитию представляет у изучаемых видов обезьян нормальное воспитание матерью и нормальное обшение с другими детенышами.
В последнее время появляются работы, посвященные исследованию приматов, которые проживают в природе. Я. фан Лавик-Гоодалл (1971)
Рис. 54. Детеныш шимпанзе в возрасте трех с половиной лет в типичной позиции печали и одиночества через полгода после смерти своей матери.
сообщает при этом об «естественном эксперименте», который она имела возможность наблюдать при длительном изучении группы обезьян шимпанзе в одной резервации в Танзании. В четырех случаях мать погибла. Детеныши были уже настолько зрелыми, что не находились в зависимости от матери ни в пропитании, ни в отношении непосредственной защиты. Кроме того, эти детеныши были «усыновлены» своими старшими, уже почти взрослыми братьями и сестрами. Несмотря на это, у них вскоре появились особенности в поведении, напоминающие поведение данных животных в лабораториях при опытах с социальной депривацией. Они переставали играть, становились апатичными, погружались в автоматизмы и, наконец, умирали. Автор добавляет к этому, что данные трагические последствия осиротения у молодых шимпанзе можно почти полностью отнести за счет психических лишений детенышей при потере матери.
Бесспорно, что аффективная депривация детей и молодых животных во многом имеет существенные различия и что результаты вышеприведенных и многих других экспериментов нельзя просто переносить в клиническую работу с детьми. Однако некоторые случаи тождества все же заметны, и они представляют собой обратный стимул для направленного изучения некоторых соотношений у детей. Влияние ранних депривационных переживаний на последующее поведение (в противоречии с депривацией в более позднем возрасте) представляется по многим экспериментам в высшей степени вероятным. Ухудшение физического состояния, пониженная сопротивляемость к интоксикации и к инфекции, более высокая заболеваемость столь же заметны, как некоторые выраженные изменения в поведении, а также воздействие на них атарактиков. Если указанные сходства должны быть использованы также для лучшего понимания симтоматологии депривированных детей, то необходимы будут, конечно, еще дальнейшие исследования.
2. ОПЫТЫ НА ЛЮДЯХ
Недопустимо, понятно, подвергать ребенка в течение развития такой суровой экспериментальной депривации, как детеныша животных. Однако можно ставить опыты с далеко идущей сенсорной и социальной деприва-цией (конечно, сравнительно кратковременной) на взрослых добровольцах. Опыты данного типа за последние годы весьма умножились, причем от них ожидается ответ на целый ряд вопросов теории и клиники.
Непосредственные импульсом для них были некоторые данные, отмеченные в действительных жизненных условиях. Так, например, выяснилось, что летчики, находящиеся в одночестве при дальних монотонных полетах, воспринимают одиночество и однообразность среды как угнетающие. Недостаток вариабельных стимулов и уединение приводили в некоторых случаях даже к деперсонализации и дереализации, а иногда и к галлюцинациям. Согласно Кларку и Грейбилу (1956), до 35% пилотов реактивных самолетов знакомы с этим особым чувством изоляции. Совершенно сходный опыт описывается также при ночной езде на длинных однообразных автострадах, у наблюдателей радарных установок в подводных лодках, далее при одиночном заключении, а также у рабочих при весьма стереотипной работе на конвейере. Очень интересными являются примеры полярных исследователей и людей, потерпевших кораблекрушение, которые месяцами жили в одиночестве в однообразной среде снежных или морских просторов. Известно описание адмирала Бирда, который прожил 6 месяцев в одиночестве в Антарктиде, и у которого после трех месяцев возникла тяжелая депрессия, или описание Алена Бомбара, проведшего 65*дней в море на искусственны* обломках, а также Кристины Риттер, сенситивно переживавшей деперсанализационные и псевдогаллюцинаторные состояния полярной ночью (в данной связи следует припомнить также увлекательные описания «Эскимо» Велцла). Все они приводят примеры тягостных ощущений, которыми их переполняла вечная неизменность среды, от которой они спасались лишь с трудом, причем нередко они уходили в навязчивое придерживание стереотипных видов деятельности и строго соблюдали ежедневную рутину. К .Маллин (1960), проводивший наблюдения за жизнью 85 членов команды, изолированной в Антарктиде в течение многих месяцев, усматривает главную нагрузку в однообразии среды и в недостатке эмоционального удовлетворения посредством обычных спо-
• ••• • «••«•*••■••«••-••*•••••••••«»••*•*•«>- •.-»*" ••••••• •••■•••••••-••■••••••••••■••••«'■••■•в |
Рис. 55. Схема лаборатории для экспериментов с максимальным ограничением внешних раздражителей. Испытуемый, снабженный особым шлемом с впуском воздуха, свободно «парит» в подогретой жидкости. (J. Т. Shurley, Amer. J. Psychiat., 117,-1960—по любезному разрешению автора) |
Рис. 56. Социограмма I. Положительный социально-эмоциональный выбор девочек из нормальной девятилетней школы. — Девочки в данном возрасте (8 класс) отличаются сравнительно четким отдельным выбором, чаще всего внутри классной группы, у них изосексуальный выбор (снова к девочкам), нередко дело касается взаимного выбора. Выбор помимо группы бывает редко, и он направлен исключительно на членов семьи. (Отдельные дети в группе обозначены кружками с инициалами, члены семей кружками с крестиками, остальные лица, стоящие вне группы, черными кружками.) |
Рис. 57. Социограмма II. Положительный социально-эмоциональный выбор девочек из 8 класса школы при детском доме с повышенной воспитательной заботой. — Связь между двумя детьми тут отмечена лишь один раз, целый ряд детей стоит здесь совершенно уединенно. Значительно большее число выборов направлено вне группы, прежде всего на родителей, братьев и сестер, но и на родственников, остальных взрослых, на подружек из родного дома или вне его. Число выборов столь велико, что оно яснс документирует социальное голодание этих детей, показывая, одновременно, отсутствие направленности в их социальном выборе. |
н)<—(в) |
Рис. 58. Социограмма III. Положительный выбор по заданиям девочек из 8 класса основной девятилетней школы. — Структура выбора чет-к j очерчена. Выбор сосредотачивается около нескольких (пяти) детей, признаваемых всеми самыми способными. Исключений здесь мало. Если сравнить социо-грамму I с социограм-мой III, то можно увидеть, что уже возникла дифференциация ролей -некоторые девочки выполняют роль хороших сотрудниц, другие, напротив, роли социально--эмоциональные, т. е. роли любимых подружек.
собов. К числу основных признаков, поражающих при данной ситуации мужчин, относится снижение интеллектуальной энергии, нарушения памяти, бдительности и концентрации. Несмотря на это, большинство этих лиц при отдаленной оценке прожитого опыта ставили его весьма высоко и считали для себя вкладом, так как каждый должен «был справиться с самим собой» и реорганизовать свои интересы, склонности и позиции в смысле большей дисциплинированности, приспособляемости, терпимости и терпеливости.
Рис. 59. Социограмма IV. Положительный выбор по заданиям девочек из 8 класса школы при детском доме. — Структура выбора носит диффузный характер и не является четкой. Кроме одной девочки (К), на которую выпало 5 выборов, остальные выборы распределены на всех остальных членов группы и даже помимо нее. Роли членов группы не являются, следовательно, дифференцированными, выбор детей носит случайный характер, будучи обусловлен, скорее, собственной неудовлетворенной потребностью.
Рис. 61. Социограмма VI. Отрицательный выбор детей из 8 класса школы при детском доме. — Девочки из детского дома явно не соблюдают нормы, отвергающей непосредственную отрицательную оценку. Отрицательных выборов здесь много, и они опять преобладающим образом носят диффузный и случайный характер. Явной взаимной антипатии дело касается лишь в одном случае. Много выборов здесь снова направлено вне группы. |
Рис. 60. Социограмма V. Отрицательный выбор детей из 8 класса. — Структура отрицательного выбора весьма бедна — лишь выбор двух девочек направлен внутрь группы, другие три девочки делают выбор (помимо девичьей группы) мальчиков, которых группа определяет как недисциплинированных. Остальные 13 девочек отрицательной оценки вообще не делают или ограничиваются неадресованным сообщением (не надо, чтобы с нами ездили недисциплинированные). Непосредственное отрицательное обозначение какого-либо члена группы считается в этом возрасте уже морально неприемлемым.