Основные этапы изучения природного и культурного наследия.

Вопросы природного и культурного наследия рассматривались в отечественной географической литературе ещё с XVII века. Смирнова О. В. и Пияшова С. Н. в своей работе «Природное и культурное наследие России» выделяют несколько этапов развития представлений о природном и культурном наследии и об особенностях его изучения в отечественной географии.

1. Начальный этап ( XVII в. – начало XIX в.) связан с зарождением идеи о природном и культурном наследии в географической науке. Этот этап связан прежде всего, с указами Петра I о выявлении «диковинных редкостей» (природных, археологических, исторических), находящихся на поверхности земли, в её недрах или в водной среде. Очень много внимания уделил М. В. Ломоносов изучению природного и культурного наследия в России. По предложению М. В. Ломоносова для составления Российского атласа предписывалось собирать исторические географические сведения.

2. Культурно-описательный этап ( начало XIX в. – конец XIX в.) связан со сбором полных сведений о культурных и исторических памятниках России. В тоже время резко возрастает роль научных обществ, как формы организации научной деятельности. В 1845 году центром географических исследований, в т.ч. и по изучению природного и культурного наследия, становится Русское Географическое общество. С 1863 года активно в этом плане работает Общество любителей естествознания, антропологии и географии.

3. Природоохранный этап (конец XIX в. – 80-е годы XX в.). В этот период приоритет отдавался преимущественно изучению природного наследия. В 1909 году при Русском Географическом обществе была организована постоянная природоохранная комиссия. Большое внимание стало уделяться заповедному делу. В развитии заповедного дела огромная заслуга принадлежит учёным: Д. Н. Анучину, В. П. Бородину, В. В. Докучаеву, Г. Ф. Морозову, А. Семёнову – Тянь-Шенскому. Принимаются декреты об организации первых заповедников, декрет об охране памятников природы, садов и парков (1921 г.). Постепенно стала складываться сеть особо охраняемых природных территорий.

4. Экологический этап в изучении географических объектов и явлений (конец XX в.) связан с именами В.И. Вернадского, А.Д. Арманда, И.П. Герасимова, В.Г. Жекулина, А.Г. Исаченко. Этот этап открывает возможность в изучении природного и культурного наследия.

5. Культурно-экологический этап (с 90-х годов XX в.). На данном этапе понятие «наследие» вошло в широкий научный обиход отечественной географии. Значительную роль в этом сыграла ратификация Россией в 1989 году Международной Конвенции о сохранении Всемирного культурного и природного наследия. На повестку дня поставлен вопрос о необходимости изучения природных и культурных компонентов наследия на современном этапе принадлежит ученым Ю. А. Веденину, Д. С. Лихачеву и др.

На 2005 год в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО значилось более 750 природных и культурных объектов, расположенных на территории 129 стран мира. Наша страна представляет в данном списке 21 объект, из них 13 являются объектами культурного и 8 природного наследия. Среди культурных объектов: Кремль и Красная площадь в Москве, исторические памятники г. Новгорода, Санкт – Петербурга, Вологодской области и т. д. Среди природных – озеро Байкал, валуны Камчатки, Золотые горы Алтая.

Нижегородская область обладает значительным, уникальным природным и культурным наследием. В частности, взято под охрану около 400 памятников природы, в т. ч. в г. Н. Новгороде около 30. А памятников истории и культуры в Нижегородской области около 2500. К сожалению, многие памятники истории и культуры (как и природы) находятся под угрозой уничтожения, в результате прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности.

Выводы по первой главе.

Определены теоретические основы природного и культурного наследия. Большинство современных ученых считают, что «природное и культурное наследие представляет собой, прежде всего, уникальную территорию, обладающую особой ценностью для страны, мира, региона, где множество памятников природы, истории и культуры составляют единый комплекс, тесно связанный с современной природно – культурной средой и сохраняемый для передачи последующим поколениям». На это определение в своей работе опиралась и я. Природное наследие составляет основу формирования культурного наследия, а культурное наследие, в свою очередь, является «вектором» культурно – исторического развития территории, и в целом природа и культура составляют единое гармоничное целое.

В России существующие классификации природного и культурного наследия можно разделить на официально – принятые (Конвенция ЮНЕСКО, закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры», закон «Об особо охраняемых природных территориях») и авторские. В своей дипломной работе я использую авторский вариант классификации природного и культурного наследия составленная на основе работ Веденина, которая наглядно показывает, что изучение и сохранение природного наследия тесно связано с особо охраняемыми природными территориями, а культурного наследия с культурным ландшафтом.

Выделены пять этапов развития представлений о природном и культурном наследии и об особенностях его изучения в отечественной географии.

Наши рекомендации