Проблемы семейных отношений.
Видный английский поэт и теоретик культуры, лауреат Нобелевской премии Т.С. Элиот писал, что семья – не только привязанность ее членов друг к другу, память о своих предках, хотя бы и неясная, и забота о еще не родившихся детях, хотя бы в отдалении. Речь тут идет о планировании семьи на ближайшую перспективу, создании исторического фундамента семейных отношений, о ее ответственности перед обществом за воспитание будущих поколений.
Семья – важнейшая ячейка человеческой цивилизации. В обществе, писал Т. С. Элиот, в котором семья не играет такую роль, неотвратим упадок культуры. Это суждение Элиота – доказанный исторический факт.
Семья – важнейший хранитель и ретранслятор многих ценностей культуры, как традиционных, так и создаваемых ныне. И если семья распадается, то наносится невосполнимый урон связям времен – прошлого, настоящего и будущего.
Семья играет важную роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающего поколения, обеспечения экономического и социального прогресса общества, улучшения демографических процессов. В ней формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, духовным и культурным ценностям. Именно поэтому общество должно быть кровно заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье.
Что же порождает многочисленные развалы семейных отношений? Обратимся к молодой семье, так как именно она дает абсолютное большинство разводов. Среднее время от заключения брака в загсе до официального развода составляет у молодых семей около пяти лет. На фактически распадающиеся брачные пары существуют значительно меньше, чем оформлены юридически – около трех лет. При этом наиболее высока интенсивность фактического расторжения браков уже в «медовый» год брачной жизни – до 35 %.
Итак, исследуем этот процесс. Публицист В.А. Шубкин писал, что в мире нет ничего сложнее и загадочнее социального явления. На нем всегда отблеск тайны. И чем глубже проникаешь в него, тем больше убеждаешься – оно результат сложнейшего взаимодействия технико-экономических, демогра-фических, генетических, психических, духовных и астральных сил. Поэтому познание социальных явлений требует использования не только статистики, математики, вычислительной техники, но и известной тонкости нервной организации, чувства меры, остроты мышления, реализма и интуиции.
Семья, при всей своей кажущейся миниатюрности (по отношению к крупным социальным общностям), по-своему отличается необычной сложностью и утонченностью всей гаммы человеческих взаимосвязей, царящих в ней, их глубиной. Эта своеобразная «молекула» общества, которая способна бесконечно «расщепляться» при все более и более тщательном проникновении в ее суть. Оговорив все это, коснемся затронутого вопроса.
В среднем по стране женщины вступают в первый брак на 22-м году жизни, мужчины – на 25-ом. Как видите, различные разговоры о том, что распространены слишком ранние браки – не обоснованы. Все браки добровольны. Вступление в брак – важнейшее условие крепости и устойчивости семейных отношений. Теперь обратим внимание на то, при каких условиях познакомились будущие супруги? Сколько времени проходит от первого знакомства до официального создания семьи?
Исследование показало, что из каждых 100 семейных пар – 20 познакомились в местах отдыха, 16 – на работе, 11 - в учебном заведении, 9 – на дискотеках или вечеринках, 5- в общежитии, 3 – на свадьбах у друзей, остальные – по телефону, в ресторанах, в парках и т.д.
Какова продолжительность предбрачного знакомства? Из каждых 100 семейных пар –36 были знакомы до свадьбы менее полугода, 29 – от полугода до года, только 12 пар знали друг друга больше года!
Складывается впечатление, что современная молодежь в вопросах брака больше всего доверяет случаю. Ведь древние греки изображали счастье в виде летящей женщины с развевающейся косой. Успеешь схватить ее на лету за косу – счастье твое, прозевал – пеняй на себя!
Итак – общее добрачное знакомство у большинства пар очень непродолжительно – у 65 % новобрачных – менее года. Причем нужно учитывать, что предбрачное ухаживание – это время сильных положи-тельных эмоций, больших ожиданий и надежд на будущее. При этом на партнера смотрят, как правило, через розовые очки. И взаимное узнавание получается весьма поверхностным.
Установлено в частности, что многие молодожены повышают в своих мечтах потенциал будущего партнера примерно на 70-80 %!
Во всяком случае, оценки невестами духовного склада, вкусов, привычек, привязанностей жениха лишь на 15-20 % совпадают с его собственными оценками! Сколько же недоразумений, скандалов, слез, даже трагедий кроется в этом наивном неведении! Не случайно в анкетах, которые просили заполнить разводящиеся пары, неоднократно, в качестве основных причин расторжения семейных отношений, упоминается о трудностях взаимного привыкания, о появлении «неожиданных» черт характера у избранника, о быстром изменении «ангельского» поведения молодой супруги. И если мучительная «психологическая притирка» не удалась, то разногласия развиваются, как правило, в геометрической прогрессии и приводят к печальному финалу.
Неподготовленность значительной части молодежи к супружеской жизни – не сколько вина, сколько беда ее. Ведь этой проблемой занимаются у нас очень мало. Родители ее обычно стараются обойти стороной, беззаботно полагая, что все само собой образуется. А, уже взрослые дети не любят, когда «посторонние» (в том числе и родители) пытаются вторгнуться в их личную жизнь. Хотя существует острейшая потребность в нравственно-этической подготовке будущих мужей и жен к супружеству. Само собой разумеется, она есть неотъемлемая часть общего процесса воспитания личности, но все же позволяет выделить ее в качестве особой, специфической его части.
Долгое время препоной в этом деле являлось представление о том, что подготовка молодежи к браку – сфера слишком деликатная и интимная, что бы говорить об этом громко и серьезно. Воспитатели если и решались на что –то, то дальше преподавания домоводства дело не шло.
И царил узколобый взгляд на молодую семью – разве можно взаимоотношения супругов сводить к постели и кухне?
Хорошо, что в постоянно реформируемой школе стали гораздо больше уделять внимание этой проблеме.
Речь идет, прежде всего, об утверждении своеобразного благородного идеала супружеской жизни, создания реального образа избранника (избранницы), этического кодекса молодой семьи. Ведь именно с этого начинается складываться семейное счастье. Во всем его многообразии, даже в том, что для сторонних глаз является тайной. Вспомним Платона: «Не всякий Эрот прекрасен и достоин похвал, а лишь тот, который побуждает прекрасно любить…Низок же тот пошлый поклонник, который любит тело больше, чем душу; он к тому же и непостоянен, поскольку непостоянно то, что он любит!».
Всемирная и наша отечественная история дает неисчислимое множество примеров высочайшей культуры семейных отношений. Жизненный опыт этих людей может составить подлинный университет «семьи» для молодежи, стать примером для подражания. Но есть и другой источник, способный помочь молодежи в приобретении нравственного капитала, необходимого для семейных отношений - повсюду трудятся простые, с виду ничем не примечательные люди. Между тем, их семейные отношения достойны самого сердечного рассказа о них, их опыт бесценен для новобрачных.
Однако ясно, что, только обращаясь к примерам, взятым из жизни других людей, сегодня молодежь не воспитаешь. Необходимо обращение и к их собственному «я». Необходимо организовать в этих целях диспуты, на которых приглашенные новобрачные и люди с опытом семейной жизни прямо расскажут друг другу о своих проблемах и путях их решения? Пусть даже взятая для обсуждения тема в известной мере останется открытой – это информация для последующих размышлений. Например - тема «Ваш идеал мужа (жены)» позволяют затевать небезынтересный разговор, если только ведется он вольно, открыто, без поспешных оценочных суждений супругов с большим стажем семейной жизни.
Воспитание семейных отношений может начинаться с самого малого. Например, случилось так, что в нашей повседневной жизни как-то стерлось, даже начало исчезать понятие – «этикет». Чему немало способствовало его превратное толкование – это, мол, жеманство, лицемерие, ненужная игра в вежливость, показное благородство и т.п. Сколько же вреда нанесли мы этим сами себе и особенно молодежи! Ведь именно в этом одна из причин беспардонности, пошлости, которыми пропитаны манеры и обращение друг с другом молодых. Что стоит разговор в общественных местах молодых девушек и парней, в котором треть – нецензурных слов, подчеркнутая демонстративная фамильярность в их отношениях.
Утверждать прекрасное в мужчине и женщине, возрождать и провозглашать этический кодекс семьи необходимо всем стилем, порядком, предметом жизни всего общества в целом. У нашего времени множество выдающихся примет. Среди множества революций последних столетий нужно отметить революцию семейных отношений. А она уже состоялась, такая революция. Если в конце девятнадцатого века во всей России насчитывалось три женщины – инженера, то сейчас их сотни тысяч. От общего числа врачей в стране 68 % составляют женщины, а вообще среди специалистов с высшим и средним специальным образованием на «слабый» пол приходится 59 %.
Но теперь уже независимо от образовательного ценза вся современная действительность коренным образом изменила психологический тип женщины, весь ее духовный склад, неизмеримо расширила круг ее интересов, материальных и духовных потребностей. Современная молодая жена - это чаще всего самостоятельный человек, часто экономически от мужа независимый (в 25 % случаев женщина в семье получает зарплату выше, чем ее муж). Благодаря возможности содержать себя и ребенка, замужние женщины в случае конфликтной ситуации сравнительно легко идут на развод (уже в 70 случаях из 100 инициатором развода являются женщины).
Таким образом, совершается переход от авторитарного типа семьи (с преобладающей ролью мужчины) к демократическому типу, где взаимоотношения строятся исключительно на равноправии супругов. И именно на этой почве сталкиваются старые и новые брачные формы, семья становится «полем битвы» между мужем и женой за власть. В итоге эта власть чаще всего оказывается в руках женщины.
Социологи и психологи единодушно отмечают - все современные молодые женщины приобретают в разной мере мужские черты и шаблоны поведения:
властность, настойчивость, упорство, резкость, которая порой переходит в откровенную грубость, в сексуальную распущенность. Какое уж тут согласие в молодой семье! Теперь уже мужчина нередко вынужден постоянно защищать свое человеческое достоинство, свое историческое право на, хотя бы, равноправие в семье. В лучшем случае ему, если он еще сохранил чувство юмора, приходится соглашаться с откровением Б. Шоу: «Женатый мужчина может делать все, что пожелает, если жена не против!».
У народной артистки СССР А.Н. Роговцевой спросили: «Что значит, для Вас быть современной женщиной?». Она ответила: «Быть, прежде всего, нормальной мамой! Быть хорошей женой, устраивать дома елку и детские праздники, самой любить своих родителей. Это пример для моих детей. Наша эмансипация никогда не освобождала нас от этого великого женского долга и никогда не лишала этих столь же великих радостей!»
Ради объективности нужно отметить, что даже при самом великолепном отношении жены к мужу, мужчина иногда находит повод для мелких ссор, которые переходят в непримиримую конфронтацию, и наоборот – женщина при хорошем и верном муже вдруг подает заявление на развод. Такие, необъяснимые на первый взгляд, расторжения семейных отношений составляют уже около 15 % от общего числа.
Часто предлагают поровну поделить домашний труд между супругами. Но семьи, где такое деление реально осуществлено, составляют по статистике абсолютное меньшинство (примерно 25 % семей). Многие мужчины считают, что «нормальный мужик не станет возиться возле плиты или стирать белье. С этого начни - жена на голову сядет». Затронутый вопрос выходит далеко за рамки, ложно понимаемой, мужской амбиции. И абсолютно большая часть этого труда ложится на женские плечи: в среднем объем затрат времени на домашнюю работу у женщин ежедневно составляет от 3,8 до 4,7 часа, а у мужчин – от 1 до 2,5 часа. Все это не только тяготит, изнуряет женщину, ограничивает ее духовное развитие, снижает удовлетворение уровнем жизни и озлобляет в разной степени, но и урезает ее в тех видах деятельности, в которых она невосполнима и уникальна. Например, женщина тратит на воспитание детей в среднем, в 12 раз меньше времени, чем на домашний труд!
А. Фадеев писал: «Если бы близкие люди в дни размолвок умели угадывать все, что происходит в душе одного и другого, сколько уловили бы они под житейским мусором глубоких, чистых душевных движений идущих навстречу, словно ищущих друг друга! Если бы люди умели понимать эти глубокие встречные движения и не боялись доверяться им, сколько было бы сбережено на свете душевных сил, растрачиваемых понапрасну, сколько правды, добра, так часто бесследно умирающих в непонятом человеческом сердце, было бы излито... Сколько счастливых и простых решений нашли бы близкие люди в положениях, кажущихся порой безвыходными!»
Но как добиться, что следует иметь в виду, содействуя молодой семье в становлении и упрочении взаимного, столь проникновенного чувства любви?
Замечено еще Стендалем в его трактате «О любви», что во взаимоотношениях супружеских пар, сохранивших свою крепость «добрых чувств», имеются, как своеобразная закономерность, несколько этапов. Первый этап – взлет симпатий, порой некая одержимая тяга молодых людей друг к другу. Это период влюбленности, часто только принимаемый за любовь. Здесь и ему, и ей видятся, главным образом, только привлекательные черты предмета увлечения.
Второй этап – сравнительно быстрое обнаружение в предмете и иных черт и свойств, малосимпатичных в лучшем случае, а в худшем и отталкивающих. Происходит резкая переоценка ценностей, создается ситуация, чреватая разрывом супружеских отношений. И далеко не все достойно выдерживают этот, второй, период. Но зато те, кто находят в себе силы и желание перебороть возникшую неприязнь ради сохранения семьи, те, кто способны убедить себя, что разочарование может быть временным и поверхностным, они вступают в третий (зрелый) период супружества. Синусоида положительных и отрицательных эмоций от брака выравнивается.
Если еще раз вернуться к определению семьи, как ячейки общества, то государство будет сильным и могучим только в том случае, если оно будет опираться на фундамент прочных семейных отношений его граждан.
Брушкевич Г.К.
Так это было.
В то весеннее утро, 26-го апреля 1986-го года, весь мир потрясло известие о трагической катастрофе, которая произошла на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС.
Первыми на ликвидацию пожара, возникшего в результате теплового взрыва атомного реактора АЭС, прибыли два караула пожарной части в количестве 28-ми человек, которые, зная о смертельной радиации, ценой своей жизни не дали огню распространиться на три другие атомных реактора, которые находились по соседству, спасли весь мир от ядерной катастрофы.
События в Чернобыле в тот роковой день развивались стремительно. Правительством страны было принято решение об эвакуации населения из молодого и красивого города энергетиков Припять, расположенного в опасной близости от АЭС.
По тревоге был поднят и направлен к месту катастрофы полк гражданской обороны Одесского Военного Округа, военкоматы страны начали призыв специалистов для работы в Чернобыле.
В тот период я проходил службу в строительном Управлении Одесского ВО и был командирован в Чернобыль в составе оперативной группы.
И начались трудовые будни… Личный состав, призванный из запаса, разместили в палатках. Для продовольственных и вещевых складов были вырыты землянки.
Наряду с полком ГО Одесского ВО в зараженной 30-ти километровой зоне были дислоцированы такие же части из других округов страны.
Опасными и трудоемкими работами являлись – вывоз зараженного грунта из г. Припять, мойка специальными растворами крыш и фасадов жилых домов для удаления следов радиации.
Поливали растворами и дорожное полотно от г. Чернобыля до г. Припять.
Вся эта работа была очень тяжелая и вредная для здоровья, так как средства индивидуальной защиты слабо защищали органы дыхания от радиоактивной пыли, а погода стояла все лето сухая, не было дождей.
Радиоактивная пыль от колес проезжавших автомашин долго висела в воздухе. Так продолжалось все лето и осень.
На самой АЭС круглосуточно велись работы по сооружению защитного саркофага над четвертым энергоблоком. Там были задействованы самые лучшие специалисты, в том числе метростроевцы и шахтеры.
13 декабря 1986-го года четвертый энергоблок был перекрыт! Это была большая, пусть временная, победа над смертельной опасностью, которая была оплачена потерей здоровья и многими жизнями участников ликвидации последствий этой самой большой за последние годы катастрофы.
Вскоре мне, как получившему предельно допустимую дозу радиоактивного облучения, пришлось выехать из опасной зоны к другому месту службы. Но уже через год, подлечившись в госпитале, я вновь вернулся в Чернобыль.
За самоотверженный труд в экстремальных условиях при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, многие ликвидаторы были удостоены правительственных наград, в их числе орден Мужества вручили и мне.
Идут годы…
С момента катастрофы на Чернобыльской АЭС прошло более двадцати лет. Но ее тяжелые последствия для жителей разных регионов, сказываются и по сей день. Ушли из жизни многие, еще молодые, ликвидаторы. Другие преодолевают последствия заболеваний от радиоактивного заражения. Очень хочется, чтобы Родина всегда шла навстречу их просьбам о помощи...
Все это сильные и мужественные люди, мы должны всегда помнить их подвиг!
Валерий Лапенков.
Есть в Невеле студия…
В книге «В редакцию не вернулся…» (г. Москва Политиздат, 1964 г.) писатель Константин Лапин в своем очерке «Поездка в Невель» пишет:
«Имя писателя (В.П. Ставского) я слышу снова и снова на торжественных вечерах в клубах Невеля, в сельских школах и в детских домах. Организатор, «закоперщик» этих встреч с ветеранами боев – моложавый, по своей кипучей энергии напоминающий комсомольского работника, райвоенком Невеля гвардии подполковник Аркадий Петрович Фролов.
После выступлений бывших воинов и партизан, собравшиеся смогут посмотреть свой собственный любительский короткометражный фильм «Наш город», отснятый десятиклассником Костей Фроловым.(Этот одаренный юноша–сын военкома, в данном случае трудно что–либо возразить против такой «семейственности»).
В киноленту, показывающую сегодняшний мирный труд невельчан, улицы и предприятия города, парк отдыха и братское кладбище, начинающий режиссер – оператор умело вмонтировал военные кадры: разрывы снарядов, наступающие танки со звездами, удирающих фрицев…»
В 1971 году при автоклубе Невельского отдела культуры Константин Фролов организовал кино - фотостудию и сам же ее возглавил. Решение закономерное, потому что вместе с аттестатом зрелости он получил и удостоверение работника культуры.
Лидия Ивановна Литвинова, в те годы – заведующая отделом культуры, вспоминала: « Мы проводили много различных мероприятий, тематических вечеров и старались все это запечатлеть на кинопленке. Студия снимала кинофильмы о ветеранах Великой Отечественной войны и известных в нашем крае людях».
В 1973 году студия получила свое первое название «Факел» (в духе того времени) и продолжила работу в Ивановском сельском Доме культуры.
Появилась новая тема – фильмы о передовиках сельского хозяйства. Один из них – «Когда день – год кормит» (о заготовке кормов в колхозе «Знамя труда») в июне 1975 года стал лауреатом областного смотра кино - любителей в г. Пскове.
Его дальнейший путь – на Всероссийский смотр в Москву, где фильм получил Диплом первой степени. В октябре 1975 года за высокие творческие достижения студии «Факел» было присвоено звание «народная».
В 1980 году студия сменила прежнюю прописку на клуб завода АТС. Заменили и ее название, на «Квант». Решающая роль в дальнейшей судьбе студии принадлежит Генеральному директору ООО «Заря» Геннадию Михайловичу Грибалеву. Он помог приобрести видеоаппаратуру, постоянно выделял средства для съемок фильмов.
Многие фильмы сняты студией «Квант» в сотрудничестве с полковником запаса, ветераном Великой Отечественной войны Федором Николаевичем Королевым, он был председателем Совета студии.
С «Квантом» тесно связаны имена фотохудожников Владимира Железнякова и Любови Кузьменко, члена Союза художников РФ Александра Андреева. Ветеран Великой Отечественной войны Казимир Эдуардович Бржушкевич вместе со студийцами принимал активное участие в подготовке к выпуску книг военно-патриотического содержания.
В апреле 2001 года студия переместилась в Центр досуга «Молодежный».
Здесь члены студии оборудовали Комнату боевой славы и в ней проводятся мероприятия патриотической гостиной «Их подвиги – бессмертны!».
В адрес студии «Квант» приходили письма. Одно из них - из Минска. Его автор - начальник Управления воспитательной работы и информации Министерства обороны Беларуси полковник В. Сероштан написал: «Несомненно, вы делаете большое и важное дело, способствуя своим творчеством духовно-нравственному и героико-патриотическому воспитанию молодежи. Ваша работа заслуживает всяческого одобрения и поддержки. Желаю вам успехов в вашей благородной деятельности!»
В октябре 2005 года студия «Квант» отметила 30-ти летие со дня присвоения звания «народный коллектив».
К этому юбилею Геннадий Тумарев, член Союза писателей России написал стихотворение. Приведу фрагмент из него:
И, право, далеко от дома,
А уж не только мне и вам
Сегодня студия знакома
С таким простым названьем «Квант».
Мы знаем, что сродни поэтам,
Затейлив Константин Фролов.
Но суть, конечно же, не в этом
Он в фильмах прост, всегда он нов
.
И так не раз, не два бывало,
Что в ленте получасовой
Прок – больший, чем от сериала
Преподнесенного Москвой…
Желаю так же дело делать
И порох свой держать сухим.
И лет, допустим, через десять
Уже стать фирмой «Невель-фильм»!
Сделано, без преувеличения, много. Видеостудия «Квант» была признана лучшим любительским объединением Псковской области по итогам работы в 2007 г.
Традиции видеостудии «Квант» продолжают В Контакте две видеостудии «Норд Ост», и две на Фейсбуке. В ней уже более 2000 участников из разных стран. Директор студий Константин Фролов. Он приобретает необходимую
компьютерную и видеотехнику, оплачивает Интернет.
Будут новые фильмы и книги. Лишь бы множилось и утверждалось понимание того, что делают студийцы. Наряду со значимостью творчества музыкантов, художников, литераторов Невельского края.
Празднование в Невеле 6 октября-Дня Освобождения Невеля.
Это страницы истории , которые навсегда останутся с нами!
Спонсоры литературно-художественного альманаха
«… И Невель в сердце у меня-2» выпуск 2017 года.