Что означает идея мировой цивилизации?
Идея мировой цивилизации означает в общих чертах культурное сближение человечества и расширяющееся признание различными народами во всем мире общих ценностей, верований, ориентации, форм деятельности и институтов. Конечно, человеческие существа практически во всех обществах разделяют некоторые базовые ценности, такие, как «убийство — это зло», а также некоторые базовые институты, например определенную форму семьи. Большинство людей в разных обществах имеют сходные принципы морали, некоторый минимальный набор норм и представлений о том, что является правильным, а что — неправильным. Если именно это входит в понятие мировой цивилизации, то это, конечно, очень глубоко и важно, однако это далеко не ново и само по себе ничего не доказывает. Если на протяжении истории люди
руководствовались некоторыми сходными фундаментальными ценностями и институтами, это свидетельствует о наличии каких-то постоянных черт в человеческом поведении, однако не может дать объяснения истории как изменений в жизни общества. Кроме того, если такая всемирная цивилизация существует, какой термин (кроме обращение к расе) нам придется употреблять, чтобы определить основные культурные группы человечества? Человечество делится на различные общности: этносы, нации и более широкие культурные образования, обычно называемые цивилизациями. Если термин «цивилизация» понимать в высоком смысле и применять его к тому, что является общим для всего человечества, то либо придется изобрести новый термин для обозначения крупнейших культурных групп помимо человечества в целом, либо принять то положение, что эти крупные, но не охватывающие всего человечества общности исчезают. Только семантическая путаница возникает, если мы применяем слово «цивилизация» к мировому уровню и обозначаем как «культуры» или «субцивилизации» те крупнейшие культурные общности, которые исторически всегда назывались цивилизациями.
Термин «мировая цивилизация» может быть использован для определения того, что является общим для цивилизованных обществ, например города и письменность, что и отличает их от примитивных обществ и варваров. Но это, конечно, смысл термина в единственном числе, относящийся еще к XVIII в., и в этом плане мировая цивилизация действительно возникает — к великому ужасу различных антропологов и других исследователей, с горечью наблюдающих исчезновение примитивных народов. Цивилизация в этом смысле постепенно расширяется на протяжении истории человечества, но ее распространение в единственном числе вполне совместимо с существованием цивилизаций во множественном числе.
В-третьих, термин «мировая цивилизация» может относиться к положениям, ценностям и учениям, разделяемым в настоящее время многими людьми в западной цивилизации и некоторыми в других цивилизациях. Но это явление может быть названо «давосской культурой». Давосская публика контролирует практически все международные институты, многие правительства по всему миру и большую часть мировой экономики и армейской мощи. «Давосская культура» несомненно имеет огромное значение. Однако сколько людей во всем мире принадлежат к этой культуре? За рамками самого Запада ее разделяют менее пятидесяти миллионов человек, т.е. один процент мирового населения, а может быть, и еще меньше.
В-четвертых, выдвигается идея, что распространение западного образа потребления и массовой культуры по всему миру создает
всемирную цивилизацию. Но этот аргумент не является ни глубоким, ни содержательным. На протяжении всей истории некоторые культурные особенности передавались от цивилизации к цивилизации. Открытие, сделанное в одной цивилизации, зачастую подхватывается другими цивилизациями. Однако это либо технические формы, не имеющие значительной культурной значимости, либо причуды, которые приходят и уходят, не меняя основного состава культуры, принимающей цивилизации. В предыдущие века западный мир периодически охватывали волны энтузиазма по поводу различных веяний индийской и китайской культур. В XVIII в. культурный импорт с Запада стал весьма распространенным в Китае и Индии, и это отражало усиление влияния Запада. Однако утверждения, что распространение массовой культуры и потребительских товаров по всему миру представляет собой триумф западной цивилизации, принижает саму западную культуру.
Вряд ли можно доказать, что возникновение всеохватной всемирной сети коммуникаций приводит к значительной конвергенции в ориентациях и верованиях. Во-вторых, люди интерпретируют культурные коммуникации на основе существующих у них ценностей и ожиданий. Всемирные коммуникации являются одним из наиболее важных современных проявлений власти Запада. Однако западная гегемония подталкивает популистских политиков в незападных обществах на осуждение западного культурного империализма и на то, чтобы объединить массу людей вокруг целей сохранения и поддержания целостности своих самобытных культур.
[В подтверждение своего основного тезиса автор ссылается на относительное уменьшение процента мирового населения, говорящего на английском и других основных западных языках, на тенденцию к его коренизации, т.е. к адаптации к местным условиям. В разделе о религии приводятся данные о росте числа верующих и усилении фундаменталистских течений.]